"Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"
методическая разработка по музыке по теме

Яковлева Ирина Михайловна

Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

      Цели:

  1. Пополнение педагогического репертуара для учащихся отделения общего фортепиано.  
  2. Внедрение новых форм работы педагога и нового подхода к образовательному  процессу  на отделении общего фортепиано.
  3. Выявление личностных интересов учащихся.

      Задачи:

      Образовательные:

  1. изучить нотные архивы интернета;
  2. собрать и обобщить материал;
  3. ознакомить преподавателей с возможностями интернет – ресурсов.

      Развивающие:

  1. развивать интерес преподавателей к поиску нотного материала в электронных библиотеках;
  2. активизировать использование интернета для поиска методической литературы;
  3. cформировать положительное отношение преподавателей –  музыкантов  к  интернет – ресурсам.

      Воспитательные:

  1. дать методические рекомендации преподавателям по использованию интернет - ресурсов с целью пополнения педагогического репертуара;
  2. заинтересовать преподавателей  предлагаемыми возможностями интернета;
  3. способствовать  профессиональному росту и профессиональной мобильности преподавателей отделения общего фортепиано в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

                                                                                                                                                 

                                   

    Информационные технологии, пронизывающие в настоящее время все сферы человеческой жизни и общества, успешно  «завоевывают»  сферу музыкального образования.

    Значительную помощь в различных  вопросах  деятельности специалистов-музыкантов, в том числе и в поиске фортепианного репертуара, оказывают ресурсы сети Интернет.

    Интернет - ресурсы музыкально - образовательного назначения представляют собой реализованные в компьютерной сети: информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами музыкального образования;  

компьютерные музыкальные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тестовые системы;                                                                                                                                                                                         музыкальные обучающие системы, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;  обширные базы данных, распределенные по отраслям  музыкальных  знаний.

    Интернет – ресурсы   это удобный инструмент для поиска необходимой информации. Пользоваться Интернет – ресурсами   быстро и удобно.  Этим можно заниматься сидя в кресле, не выходя из дома. Надо лишь располагать некоторым временем, иметь персональный компьютер и уметь владеть основными правилами поиска, загрузки, открытия и распечатки нотного материала.                  

    Знание  технологии  поиска  нотного  материала  позволяет  обращаться к   электронным нотные библиотеки, архивы и каталоги, а также музыкальным сайтам, порталам и форумам.

    Применение современных технологий дает возможность качественно обрабатывать и хранить большие объёмы ценной информации в домашнем  компьютере или на дисках.

    При помощи принтера  можно распечатать нужный вам нотный текст, а если необходимо, то  в нескольких экземплярах.                                                                                                                                                  

    Благодаря  ресурсам  Интернета педагог  может найти  разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику:               сведения об изучаемом произведении, его авторе  и  других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки.

    Специальные сайты Интернет - магазинов позволяю получать имеющиеся в их резервах  каталоги  музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные  произведения, причем, в разных исполнительских вариантах.

    В ресурсах Интернета имеются нотные архивы, через которые можно заказать платно или бесплатно  необходимые вам сборники нот, ноты отдельных музыкальных произведений, поэтические тексты хоровых и вокальных сочинений.

    В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проектах.

    Огромные базы данных  Интернета постоянно и регулярно  пополняются и обновляются.  

    Для педагогов - музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска, освобождает нашу деятельность  от постоянной нехватки нотного материала.

    Существует множество нотных архивов. Адреса лишь некоторых, которыми я непосредственно пользуюсь,  привожу вашему вниманию:

http://notes.tarakanov.net  -  Нотный архив Бориса Тараканова.         http://www.all-music.boom.ru/ - Все нотные библиотеки интернета.                                                      http://www.melody.ru/styles/klassika/note/ - Нотная библиотека.           http://www.bachmusic.narod.ru/-Нотная библиотека из произведений И.С.Баха.           http://notes.vg.co.ua/  -  Нотный архив Виктории Гаврик   http://www.loversclassic.ru/publ/literatura/noti/16 - Клуб любителей                                                              классической музыки. Ноты. Литература.                            http://violin.nm.ru/Scores.html  -  Ноты для скрипки, фортепиано, гитары.      http://igraj-poj.narod.ru/  - Ноты - детям.                                              http://nlib.narod.ru/  -  Нотная библиотека Виктора Гончаренко

http://alenmusic.narod.ru/ - Нотная библиотека и MP3-архив                                                     Алексея Невилько.                                                                      http://roisman.narod.ru/  -  Персональный сайт Даниэля Ройзмана.                                                                                                                                                                 http://www.7not.ru/notes/  -  Музыкальный колледж "7 нот".                                                                                                                                              http://www.cadenza.ru/  -  Сайт о музыке в виде форума.        http://www.musiclib.spb.ru/  - Классическая музыка для профессионалов.   http://www.russianplanet.ru/musi  -  Архив вокальных произведений.  http://henseltlibrary.wordpress.com  -  "The Henselt Library at European- American University" -   собрание редчайших нот для фортепиано.   http://allpianists.ru/  -  Все пианисты. История фортепиано.  http://serovaa1.narod.ru/ARHIV notes Serov1.htm   -   Нотный архив   композитора Андрея Серова.    

    А сейчас я бы хотела  познакомить вас и проанализировать некоторые детские музыкальные сборники, взятые из всемирной сети Интернет. Наталья Торопова «Музыкальные зарисовки».  

Сборник предназначен для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ.  Каждое произведение, вошедшее в сборник, написано для решения различных  пианистических  задач, для развития и закрепления приемов музыкального исполнения. Многие произведения имеют ярко выраженную художественную программу. Названия пьес, без сомнения, направляют фантазию и исполнение учащегося в нужном направлении. Пьесы выстроены в порядке возрастающей сложности и предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста.                                                                    

    Поможет мне ознакомить вас с пьесами этого сборника ученица 5 класса медно - духового отделения и 4 года обучения игре на фортепиано Баранова Валерия.  

   

    Полька для медвежонка.

Пьеса может быть исполнена в конце 1 года обучения.                                   Текст нетрудный, объем его небольшой, характер музыки жизнерадостный, мелодия хорошо запоминается на слух. Пьеса решает 2 задачи: освоение штриха пальцевого стаккато и перенос левой руки через правую руку.  

    Василек.                                                                                                                                                                               С этой пьесой можно выступить на экзамене в 1 классе или пройти ее во 2. Весь текст написан в скрипичном ключе, много повторений, красивая вальсирующая мелодическая линия переходит из левой руки в правую.      

    Мурка танцует.

Пьеса для 2 – начала 3 года обучения. Задорная полька производит впечатление солидной по объему и форме (3-х частная) пьесы, если  учесть, что разобрать нужно всего лишь   семь тактов нотного текста.

    Песня.                                                                                                           Проникновенная, романтичная мелодия этой пьесы завораживает. Исполняя эту пьесу, ученик учится строить длинную фразу и осваивает штрих legato, получает первый опыт исполнения мелизмов и  мелодии с аккомпанементом.

Пьеса для 3 – 4 годов обучения.

    Цыплята.                                                                                                                        Бойкая, живая пьеса с незатейливой, простой, хорошо запоминающейся мелодией. Изучая эту пьесу, ученик  развивает артикуляцию 2, 3 пальцев, знакомится с исполнением форшлагов, учится во второй части пьесы исполнять мелодию левой рукой, а аккомпанировать правой. Пьеса для 2 года обучения.                                                                                                          

    Этюд.                                                                                                                               Данный этюд способствует развитию  навыка переноса мелодии из одной руки в другую, с сохранением звуковой ровности внутри каждой фразы. Исполняя его, ученик учится пользоваться «запаздывающей» педалью. Этюд очень красив в гармоническом плане. Вместе с этим он достаточно легко разбирается, так как в нем много повторений и обе руки написаны в скрипичном ключе. Можно вынести этот этюд на экзамен на  3 - 4 году обучения.                                                                                                                        

    Чарли Чаплин.

Пьеса раскрывает образ романтичного бродяги – неудачника Чарли, созданный английским киноактером, сценаристом, композитором и режиссером, универсальным мастером кинематографа XX века  Сэром Чарльзом Спенсером Чаплином (1889-1977). Этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса. Отразить все это в музыке помогли: преобладающий штрих staccato, повторяющиеся короткие мотивчики в правой руке и скачки  по альбертиевым басам в левой. Пьеса для 5 - 6 года обучения.

    Цветок и бабочка. 

Пьеса для 4 - 5 года обучения. Образы цветка и бабочки, созданные композитором, близки и знакомы каждому ребенку. Пьеса требует кропотливой работы над звуком, соблюдая все динамические оттенки, и  выбора особого туше (манерой прикосновения к клавишам) при исполнении.          

    Шутка.                                                                                                                         Задорная пьеса с интонациями несколько хитрого лукавства и сарказма в  мелодии. Нетрудный текст делает пьесу доступной для исполнения на 4 году обучения.                          

    Этюд«Переменка».                                                                                                     Работа над этим этюдом решает несколько пианистических задач: владение техникой игры длинных арпеджио и гаммообразных пассажей,  игры  4-х звучных аккордов с задержанным нижним звуком. Этюд можно исполнить на экзамене  на  5 - 6 году обучения.                            

    Романс.                                                                                                                                      Эту одухотворенную, задушевную пьесу можно дать на экзамен выпускнику, который имеет гибкий и пластичный игровой аппарат, обладает мягким  звукоизвлечением, хорошо владеет педальной техникой.                                                                                                                                                      

    Нотные архивы интернета открыли для меня музыку польского композитора ХХ века Феликса Рыбицкого. Ценной находкой можно назвать три замечательных сборника детских пьес  этого композитора: «Я начинаю играть», «Я уже играю», «Я могу сыграть все».

    Образы, которые созданы  в пьесах, самые разнообразные. Это  картины природы и герои сказок, эмоциональные состояния человека  и черты характера  людей, а так же танцы народов мира. Сейчас я бегло познакомлю вас с некоторыми пьесами из этих сборников.                        

    Прогулка.                                                                                                                   Прогулку на свежем воздухе любит каждый ребенок. Эмоции, которые он испытывает, резвясь на природе, ему знакомы. Исполняя эту пьесу, ученик рисует образ грустного гуляющего ребенка. Пьеса для 2 - 3 года обучения.  

     Гуляя в детском саду, можно увидеть, прыгающую через скакалку,  девочку. Звучит незамысловатая пьеса «Скакалка». Пьеса для 1 – 2 года обучения.

    Богаты впечатлениями прогулки около рек, озер, прудов. Что происходит на пруду, попробуем вообразить, послушав пьесу «На пруду». Пьеса для 2 - 3 года обучения.

    Около воды всегда может подуть легкий ветерок. Звучит пьеса «Ветерок». Пьеса для 5 года обучения, может быть исполнена вместо этюда на экзамене.

    По реке можно прокататься на лодке. Слушаем  пьесу «На лодке». Пьеса для 2 года обучения.                

    Нельзя представить городской прогулки без суетящихся веселых стаек воробьев - бойких, жизнерадостных и общительных птичек. Звучит пьеса «Воробышки». Пьеса для 3 года обучения.

     Мир сказок и фантазий привлекает всех без исключения детей.          Самый загадочный и волшебный месяц года – январь.                                        По народному календарю 6 январь  – Рождественский сочельник,                    7 января – Рождество и начало святок – время гаданий,  которые продолжаются до 19 января. В сборниках Ф. Рыбицкого мне понравилась пьеса под названием «Январь». Пьеса  для 5 года обучения.

    Сказочные образы гномов и русалки рисует нам композитор в пьесах «Шествие гномов» и «Русалка». Пьесы для 6 и 3, соответственно, годов   обучения.

    В трех следующих пьесах раскрываются черты характера человека. Озорник, проказник, несерьезный сорванец изображен в пьесе «Шалун». Звонкий смех, иногда даже до слез слышится в пьесе «Хохотушка». Хитрого, ловкого, изобретательного обманщика рисует нам композитор в пьесе «Плут».  

    Ни один детский сборник любого композитора не обходится без зажигательных танцевальных миниатюр. В Сборниках Ф. Рыбицкого мы можем найти этому подтверждение. Я предложу вашему вниманию два народных танца: «Озорная полька» и «Маленький краковяк».

     Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует  ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость.

     В своей работе с каждым учеником общего фортепиано я обязательно прохожу  по 2 - 3 ансамбля в полугодие. Стараюсь подбирать нетрудные для исполнения произведения.

     В архивах интернета я обратила внимание на сборник современного композитора Валерия Сапарова «Мы играем джаз», включающий в себя пять пьес для фортепиано в 4 руки для исполнения учителя с учеником.

Пьесы из этого сборника красивы и свежи, в тоже время просты и доступны для исполнения на уроках общего фортепиано. Сыграют со мной в  фортепианном дуэте Баранова Валерия (4 год обучения на общ. фо-но), Сагитова Рита (8 класс спец. фо-но) и Молчанова Алена (7 год обучения на общ. фо-но).  

    Последние три сборника, о которых  я бы хотела сегодня рассказать, это три выпуска  сборника «Музицирование для детей и взрослых» под редакцией Юлии  Вианоровны  Барахтиной. Они мне так же встретились в Интернет – архивах. В аннотациях  к своим сборникам  Ю.В. Барахтина  пишет: «В последнее время наблюдается заметная тенденция выхода нотной литературы для музыкальных школ за рамки привычных репертуарных серий. Это связано с изменением интересов учащихся и медленным, но неотвратимым поворотом методики обучения детей в русло музицирования. Отсюда и возникла необходимость в появлении грамотно адаптированной нотной литературы, которая открывает для детей и взрослых, ранее окончивших музыкальную школу, возможность свободно, почти без предварительного разбора и выучки исполнять популярные, любимые песни и пьесы».

    В сборниках «Музицирование для детей и взрослых» мы можем найти детские песни, танцевальную музыку и песни из мультфильмов, песни из отечественных кинофильмов и телепередач, популярные произведения классической музыки, мелодии зарубежной эстрады ХХ века.                                                                                                                                      Тексты переложений написаны в наиболее удобной фактуре, нередко упрощен ритмический рисунок, подробно выписана аппликатура. В то же время, вполне возможно на данном нотном материале обучить ученика элементарным исполнительским основам, таким как: интонационно-грамотное исполнение музыкальных фраз, правильное построение звукового соотношения мелодии и аккомпанемента, научить чистой педализации и т.д.

    В нашем городе пока нет тенденции к тому, чтобы свести  профессиональную музыкальную подготовку к учебе лишь музицировать за инструментом. Но в программу курса общего фортепиано вполне возможно включить популярные произведения эстрадной и классической музыки в упрощенной обработке. Тем самым мы сможем  увлечь  подростков той музыкой, которая им близка и любима, которую они могли бы без труда исполнять перед своими друзьями, гостями и родственниками.

    Проиллюстрировать сборники мне помогут Шурупина Валериа           (ученица 7 класс спец. форт.)  и Цыбульникова Алина (выпускница отделения струнно-щипковых  инструментов, 7 год обучения на фортепиано).                                                             В исполнении Валерии прозвучат популярные произведения зарубежных композиторов:  Мишель  Легран  «Мелодия»  из  к/ф «Шербурские  зонтики»,                                      Джо Дассен «Если бы тебя не было», Эннио   Морриконе   «Мелодия»  из к/ф «Профессионал». В исполнении  Алины прозвучат 2 произведения

современных композиторов: Евгений   Дога  «Вальс»  из  к/ф «Мой  ласковый  и  нежный  зверь», Игорь  Корнелюк   инструментальный вариант песни «Город, которого нет» из к/ф «Бандитский Петербург». В заключении, послушаем  «Мелодию»   из  к/ф  «История любви» Франсиса  Лея, которая прозвучит под фонограмму (аранжировка  для оркестра  А. А. Серова).  

    Подводя итог моего методического сообщения, хочется отметить, что обращение педагога  к  интернет – ресурсам помогает ему  пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школе.

     Использование  Интернет - ресурсов    в процессе  профессиональной деятельности педагога - музыканта  добавляет в учебный процесс еще один авторитетный  источник знаний. Этот источник требует умелого с ним обращения и подразумевает наличие у педагога познавательной мотивации, активной самостоятельной деятельности, желание идти в ногу со временем.                                                            А это можно только приветствовать. Ведь целью любого процесса профессиональной деятельности  является   наличие  компетентного, широко образованного, современно и самостоятельно  мыслящего специалиста, хорошо владеющего разнообразными методами работы.

                                 

                             Список использованной литературы:

  1. Барахтина, Ю.В.  Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 1. [Электронный ресурс]: сборник пьес для фортепиано (1,54 Мб), DjVu http://www.twirpx.com/file/99128/.
  2. Барахтина, Ю.В.  Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 2. [Электронный ресурс]: сборник пьес для фортепиано (6,66 Мб), DjVu http://www.twirpx.com/file/99118/.
  3. Барахтина, Ю.В.  Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 3. [Электронный ресурс]: сборник пьес для фортепиано (12,50 Мб), DjVu http://www.twirpx.com/file/99140/.
  4. Геталова, О.А.  Общий курс фортепиано. [Текст]: Авторская программа  для  ДМШ и ДШИ. Семилетнее и пятилетнее обучение. Санкт-Петербург, Композитор , 2009 г.
  5. Лифановский, Б.И.  Интернет для музыканта. Москва, Классика - XXI, 2006 г.
  6. Ложакова, Е.А.  Использование образовательных ресурсов Интернета в процессе обучения будущих специалистов-музыкантов применению современных информационных технологий [Электронный ресурс]: доклад  на  международной  научно - практической заочной конференции "Интернет в образовании" (12 октября 2009 - 1 апреля 2010г., Москва, Современная гуманитарная академия. Московская финансово-промышленная академия.), http://www.conf.muh.ru/091012/thesis_Lozhakova.htm.
  7. Рыбицкий, Ф.  Я начинаю играть [Электронный ресурс]: сборник пьес для начинающих, 544 КБ, DjVu, http://igraj-poj.narod.ru/ , Ноты - детям.  
  8. Рыбицкий, Ф.  Я уже играю [Электронный ресурс]: сборник пьес для младших и средних классов, 1,59МБ, DjVu, http://igraj-poj.narod.ru/ , Ноты - детям.
  9. Рыбицкий, Ф.  Я могу сыграть все [Электронный ресурс]: сборник пьес для детей средних классов, 523 КБ, DjVu, http://igraj-poj.narod.ru/ , Ноты - детям.
  10. Сапаров, В. Мы играем джаз [Электронный ресурс]: сборник пьес для фортепиано в 4 руки для исполнения учителя с учеником,629 КБ, http://notes.tarakanov.net/composers/s.htm
  11. Торопова, Н.  Музыкальные  зарисовки. [Электронный ресурс]: 35 пьес и этюдов для фортепиано (863,4 Кб),

 http://musicteachers.at.ua/load/toropova n muzykalnye zarisovki/1-1-0-216.  

       

                                   Техническое оборудование:

      Рояль, CD – проигрыватель, фонограммы на CD – носителях.



Предварительный просмотр:

           Министерство культуры Республики Татарстан

             Управление культуры г. Набережные Челны

              МОУ ДОД Детская музыкальная школа № 3

                              Методическое сообщение

        Использование Интернет - ресурсов для пополнения

  фортепианного  репертуара в младших и средних классах  

                          отделения общего фортепиано.

                       

                                                              Выполнила Ахметзянова

                                                                       Ирина Михайловна

                                                                   преподаватель второй

                                                    квалификационной категории

                                 Набережные Челны

                                     17 ноября 2010  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.

В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Примеры применения Интернет-ресурсов на уроке английского языка

Обучение с помощью информационных технологий дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика и реализовать творческий потенциал учащихся и преподавателя....

Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках

Методическая разработка "Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках» содержит теоретический блок, посвященный использованию интернет-сервисов на урок...

Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся

Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускн...

Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020

Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»...