Главные вкладки

    Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020
    методическая разработка

    Осташева Татьяна Валериевна

    Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на различных инструментах. Это способствует развитию музыкальных способностей юных хористов. Введение углубленного изучениия инструментального (фортепианного и камерного) ансамбля значительно расширило педагогические и исполнительские возможности педагогов и их учащихся. За годы моей педагогической деятельностин накопились методические и библиографические материалы. Мне хотелось систематизироватьбиблиографию репертуарного плана и наиболее полно раскрыть  исполнительские и технологические задачи и  способы их решения на разных этапах обучения, в разных жанровых классификациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_2020.doc129.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ДОД ДДЮТ Красногвардейского района города Санкт - Петербурга  На Ленской

    Методические рекомендации

    по подбору и работе над репертуаром 

    в классе фортепиано

    1 – 7 годы обучения

    Автор: Осташева Татьяна Валериевна

    педагог фортепиано

    Детская хоровая студия Искра

    Санкт – Петербург

    2020 год

    Оглавление

     О   программе «Обучение в классе фортепиано

        в  Хоровой студии « Искра»                                            стр.3

    • Работа с начинающими                                                     стр.4
    • Технологический репертуар: гаммы, этюды                  стр.6
    • Полифония                                                                         стр.8
    • Работа над произведениями крупной формы                 стр.10
    • Методические рекомендации к работе над пьесами      стр.11
    • Ансамбль в фортепианном классе                                    стр.13
    • Методическая литература по фортепиано                       стр.16

    Педагогический коллектив ДХС «Искра» работает по  новой экспериментальной программе. Введение  углублённого изучения инструментального ансамбля  значительно расширило педагогические и исполнительские возможности педагогов и их учащихся.         

    В пояснительной записке программы чётко изложены направленность, идеи, задачи, цели и особенности данной методики, обозначены этапы работы, режимы и формы занятий, ожидаемые результаты, учебно-тематический план. Программа даёт содержание каждого этапа работы и репертуарный план.

    За годы моей педагогической деятельности и в ходе работы над программой накопились методические и библиографические материалы по работе в классе фортепиано, которые могли - бы дополнить и глубже раскрыть её общее содержание.

    В этих методических заметках хотелось  бы систематизировать

    библиографию репертуарного плана и более полно раскрыть  исполнительские и технологические задачи и способы их решения на разных этапах обучения, в разных жанровых  классификациях.

    Репертуар, подобранный в  статье, распределён по разным разделам и направлениям, иллюстрирует эту работу и содержит методические рекомендации к каждому разделу.

     Этот материал  является  более дифференцированным подходом в работе с репертуаром в классе фортепиано, он может быть полезен  педагогам, и применён ими на практике.

    Репертуарный план для разных этапов обучения имеет свою специфику.  В 1 классе используются сборники  для  начинающих, содержащие различные упражнения на постановку рук, знакомство с нотной грамотой, чтение с листа, разучивание лёгких музыкальных отрывков.

        На начальном этапе обучения после  вводных ознакомительных бесед о музыке и музыкантах, слушании и простейшем анализе небольших программных миниатюр, упражнений на развитие ритма, слуха и памяти, знакомства с музыкальной грамотой особое внимание нужно обратить на организацию первых игровых движений.

       Правильная постановка рук, в дальнейшем, во многом обеспечивает хорошее владение инструментом.  

    Педагогическая методика включает в себя работу над осанкой (гимнастика на мышечное расслабление и посадку за инструментом):

    - пальцевые упражнения по системе А.Шмидт - Шкловской;

    -упражнения на инструменте: «кошачьи лапки», «обезьянка», «домики», «мостики», «колёсики» и другие;

    - постановку non- legato, legato, staccato,

    - упражнения на подкладывание пальцев; работу с кистью, локтем, плечевым поясом.

     Педагог должен постоянно отслеживать свободу и естественность игровых движений обучаемых, избегая зажатости и скованности в любой части тела ребёнка.

     

    Для работы с начинающими предлагается следующая музыкальная литература:

    • А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой » Москва. «Композитор » 2008 г.
    • Л.Баренбойм и Н. Перунова «Путь к музицированию» СПб «Композитор» 2000 г.
    • Н. Ветлугина «Музыкальный букварь» «Музыка» 2004г.
    • О. Геталова «Секреты Дилидона» СПБ «Композитор» 2014 г.
    • О. Геталова, И.Визная «В музыку с радостью» СПБ  «Композитор» 2008г.
    • Г. Дмитриев «Камешки из мозаики. Альбом пьес для фортепиано в 2 и 4 руки» Москва « Композитор» 1998г.
    • «Калинка» сборник для начинающих. 2008г.
    • Л.Ляховицкая « Сборник пьес и этюдов для начинающих» Москва «Музыка» 2013г.
    • Б. Милич «Хрестоматия по фортепиано для 1 класса» Москва « Кифара» 2002г.
    • Б. Милич «Маленькому пианисту» Москва «Кифара» 2008г.
    • А. Николаев «Школа игры на фортепиано» СПБ  «Композитор»  2008г.
    • М. Перминов «Волшебный рояль» Щёкино 2000г.
    • Н. Соколова «Ребёнок за роялем» СПБ «Лань» 2014г.
    • «Современный пианист» сборник пьес для начинающих СПБ 2000г.
    • Э. Тургенева, А.Малюков « Пианист – фантазёр» Москва Композитор» 1990г.
    • Ж. Металлиди «Дом с колокольчиком » Пьесы для начинающих пианистов СПБ «Композитор» 1998г.

      Начиная со 2 года обучения, репертуар каждого обучаемого содержит несколько произведений определённой тематики, формы, стиля. Это, отмеченные в общеобразовательной программе  инструментальных классов, технологические произведения (этюды, гаммы), полифонические произведения, произведения крупной формы (сонатины, сонаты, вариации), пьесы.

    Без овладения навыками работы и исполнения этого нотного материала невозможно перейти к изучению ансамблевой игры. Рассмотрим более подробно каждый раздел.        

    Технологический репертуар.

     Работа над гаммами.

       Для развития ловкости, силы и беглости пальцев в педагогический репертуар входят гаммы и этюды. Гаммы (мажорные и минорные), аккорды, арпеджио являются основными фундаментальными формулами, которыми должен в совершенстве владеть каждый современный пианист. Игра гамм развивает внутреннее представление ладотональностей, приучает к  восприятию народных ладов и приспосабливает к игре определённой аппликатурой различных комбинаций клавиш.

     В теории гаммы принято изучать по кварто – квинтовому кругу, но на практике начинают с C dur в 1-2-4 октавы каждой рукой отдельно. Соединение рук начинают с расходящегося движения, далее -  изучают гамму в параллельном движении, строго соблюдая пальцевые позиции в правой и левой руках. Проходят диезные гаммы до E dur включительно (в единой позиции), затем бемольные, начиная  с F dur, остальные диезные, минорные (натуральные, гармонические, мелодические), хроматическую гамму (исполняя в ритме 6/8).

    .  В аккордах из 4х звуков и коротких арпеджио используются 3 аппликатурные формулы. Длинное арпеджио исполняется на 4/4, с кистевыми движениями рук. Приёмы, используемые в работе над гаммами и аккордами, будут рассмотрены далее.

     Работа над этюдами

      Этюды разделяются на  инструктивные и мелодические. В первых больший акцент ставится  на решении технологических трудностей, закрепление определённых навыков и приёмов исполнения различных видов техники. В мелодических этюдах большее внимание уделяется созданию средствами фортепианной техники яркого художественного образа, законченного музыкального произведения. Но в работе над любым этюдом необходимо добиться единого результата: ловкости, силы и беглости пальцев, метроритмической и композиционной целостности исполнения.

    Итак, вот наиболее часто используемые виды фортепианной техники и некоторые приёмы работы над ней.

    Приёмы беглой пальцевой игры:

    - правильный выбор аппликатуры;

    - использование пронационно – супинационных движений;

    -  использование компенсирующих, плавных поворотов кисти; волнообразных движений запястья; дополнительных движений лопаток и корпуса.  

    Тренировочные приёмы:

    - игра отрывков в разных темпах; f и p, в разных ритмических фактурах и группировках (с « точками»), legato и staccato,

    - отработка отдельных аппликатурных формул.

    Игра октав и аккордов:

    -  применение нажимов и толчков;

    -  игра non- legato и staccato; legato - с чередованием пальцев, рессорными пальцами  с опусканием косточек или повышенно – активными пальцами с поднятыми косточками;

    - кистевая игра октав, аккордов и стаккатных линий;

     - скользящие и вертикальные воздействия предплечья с применением

    рессор и оттяжек;

    - использование дополнительных движений лопатки и корпуса (поднятий, опусканий, наклонения и отклонения), боковые движения.

    Игра терций:

     -  самое важное – правильный выбор аппликатуры;

    -  наклон руки по направлению движения, концентрация всей энергии на верхнем голосе.

    Игра глиссандо:

    - правильная (почти вертикальная) постановка пальца;

    - приём «планирующий спуск».

    В работе над мелодическими этюдами помимо технологических приёмов используются различные способы и приёмы работы над звуком, формой и выразительностью, описанные в разделе «Пьесы».

             

    Технологический репертуар.

     Этюды, гаммы.

    • C. Hanon «Le pianiste Virtuose»  Moscou  P. Jurgenson

            60 упражнений и таблица гамм.

    • Гаммы (мажорные и минорные), аккорды и арпеджио в разных видах. А. Николаев Таблица гамм «Школа игры на фортепиано»
    • Г. Беренс «32 избранных этюда» соч.61, 88 СПБ «Композитор» 1999 г.
    • А. Бертини «Избранные этюды» соч. 29, 32 Москва «Музыка» 2002г.
    • Ф. Бургмюллер «25 этюдов» соч. 100 «Музыка» 1999г.
    • С. Геллер «25 мелодических этюдов » соч. 45 Moscow Jorgensen.
    • А. Гедике «10 миниатюр в форме этюдов» ГМИ 2008г.
    • М. Клементи «25 этюдов Gradus ad Parnasum» ред. Таузига
    •  «Музыка» 1998г.
    • Д. Дювернуа «25 элементарных этюдов для фортепиано» Прага «Артия».
    • И. Кобылянский «6 октавных этюдов» СПБ «Нота» 2002г.
    • А. Лемуан «Характерные и прогрессивные этюды» оп. 37 «Музыка»
    • А. Лешгорн «Этюды для фортепиано» соч. 66 Москва ГМИ 1999г.
    • К. Черни «50 этюдов для начинающих» под ред. Гермера «Музыка» 2012г.
    • К. Черни «Искусство беглости пальцев» оп. 740 1-6 тетради «Музыка» 2014г.
    • К. Черни «Школа беглости» оп. 299 Москва «Кифара» 2003г.
    • Л. Шитте «Этюды» оп. 68, 160 «Музыка» 1994г.
    • Сборники серии «Педагогический репертуар для ДМШ ».

     

    Обратимся к следующему разделу репертуарного плана – полифонии.

       При работе над полифоническим произведением ставятся следующие основные задачи: точное проведение учащимися каждого голоса в произведении, их соединение, внимательное прослушивание тем в целом и горизонтальных и вертикальных линий голосоведения.

     Большое значение в достижении этих целей играет правильная аппликатура и артикуляция (особенно в интерпретации  клавирных произведений).

     Используются следующие методические приёмы для достижения чёткой градации штрихов:

    связанность - акустическое legato или legatissimo;

    расчленённость – глубокое non legato, метрически определённое non legato;

    краткость – мягкое staccato, обычное staccato, staccatissimo.

    Также в работе над полифонией используются правило «восьмушки», приёмы «фанфары», цезуры.

    Необходимо проработать градацию и исполнение мотивов: ямбических, хореических, трёхчленных.

    В работе над голосоведением и формой применяются:

    - анализ формы, гармонический анализ;

    - отдельная проработка голосов, их различная компоновка (по 2 голоса: 1 – 2, 1 – 3, 2 – 3);

    - исполнение с разной динамикой,

    - в ансамбле с педагогом,

    - пение одного голоса с одновременной игрой другого,

    - прослушивание вертикального аккордового звучания.

     Используется схема: чувство – темп – артикуляция.

    Каждое исполнение сопровождается очень чутким слуховым контролем со стороны учащегося и педагога.

    Рекомендуемый полифонический репертуар

    • И. С. Бах «Нотная тетрадь А. М. Бах» Москва «Композитор» 1999г.
    • И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги» ред. Н. Кувшинникова Москва «Музыка» 2002г.
    • И. С. Бах «Инвенции» ред. Ф. Бузони «Музыка» 2008г.
    • И. С. Бах «Французские и английские сюиты для клавира» Москва «Музыка» 1999г.
    • И. С, Бах «Хорошо темперированный клавир» 1 и 2 т. ред.Б. Муджеллини « Музыка» 1996г., ред. Г. Бишофа Leipzig veb Breitkopf 1998г.
    • Г. Гендель «8 больших сюит для фортепиано» Москва «Музыка» 2004г.
    • Д. Кабалевский «Прелюдии и фуги для фортепиано» под ред. В. Натансона «Композитор» 2000г.
    • А. Лядов «Лёгкие пьесы для фортепиано (каноны)» СПБ «Библиополис»  1998г.
    • А. Муффат «Фугетты»
    • Р. Щедрин «24 прелюдии и фуги для фортепиано» 1 и 2 т. Москва «Музыка».
    • Сборники из серии «Педагогический репертуар для ДМШ. Полифонические произведения».

     

    Переходим к разделу

    «Работа над произведениями крупной формы»

       Начинается изучение произведений этого раздела с небольших сонатин и вариаций уже в начальных классах.

     После прослушивания и проигрывания произведения делается анализ формы: вариационный или сонатное allegro.

    В сонатах определяются экспозиция, разработка и реприза; динамика развития основных тем ( главной, связующей, побочной и заключительной).

     Расставляется удобная аппликатура, прослеживается тональный план, динамическая, артикуляционная и эмоциональная характеристика тем и разделов произведения.

     Проходит работа над техническими трудностями, над звуком, педализацией, метроритмической целостностью произведения, единством формы и содержания, уточняются стилевые особенности исполнения данного произведения (автор, эпоха, жанр, инструмент).

    Для достижения красочного по звучанию, продуманного яркого и эмоционального исполнения используются приёмы, описанные в разделе «Пьесы».

    Предлагаемый репертуар.

    • Л. Бетховен «6 лёгких сонатин для фортепиано» ред. Гольденвейзера

    ГМИ 1998г.

    • Л. Бетховен «Вариации для фортепиано» Киев «Музична Украина» 1998г.
    •  Л. Бетховен «Фортепианные сонаты» 1 – 3 т. ред. Вейнера Будапешт.
    • И. Гайдн «Избранные сонаты» ред. Ройзмана СПБ «Композитор» 2002г.
    • А. Диабелли «Сонатины» оп. 151 – 168 ред. Рутхарта Leipzig Peters.
    • Я. Дуссек «Сонатины» соч. 60 ГМИ 1996г.
    • Д. Кабалевский «Лёгкие вариации для фортепиано» Москва «Музгиз»
    • М. Клементи «Сонатины» соч. 36 Москва «Музыка» 1992г.
    • F. Kuhlau «Sonatinen» Edition Peters.
    • В. Моцарт «6 сонатин для фортепиано» ГМИ 1996г.
    • В. Моцарт «Вариации, рондо, фантазии для фортепиано» «Музыка» 2001г.
    • В. Моцарт «Сонаты для фортепиано» ред. Мартинсена Ростов – Дон «Феникс» 1998г.
    • Д. Скарлатти «Избранные сонаты» СПБ «Композитор» 1992г.
    • Д. Чимароза «Избранные сонаты» Москва «Музыка» 2006г.
    • Сборники «Педагогический репертуар для ДМШ Сонатины и вариации»

     

    Методические рекомендации к работе над пьесами.

       После прослушивания и проигрывания заданного произведения определяется его жанр и стиль (танцевальный, программный, классический, современный, джазовый и т. д.)

    . Определяются и ставятся исполнительские задачи:

    - работа над тематизмом, аппликатурой, звуком, целостностью формы;

    - раскрытие содержания посредством тщательной проработки тем, их проведений, соединений, артикуляции, динамики, интонации;

    - работа над техническими метро - ритмическими трудностями, многоголосными проведениями тем (если имеются), над аккомпанементом.

    Достижение красочного по звучанию, эмоционально продуманного и прослушанного исполнения требует некоторого минимума умений для музыканта, которые достигаются при изучении определённых пианистических приёмов:

    - игра в различных силовых уровнях (без нюансов и акцентов);

    - овладение умением делать «волнообразную» нюансировку (crescendo – diminuendo) разной рельефности и масштаба, метрические акценты разной силы, оформление смысловых центров;

    - владение силовыми контрастами, терассообразной нюансировкой: изменение силового уровня по фразам, распределение относительной силы между различными кульминациями, между пластами музыкальной ткани, между звуками аккорда.

    Работа над педализацией  в большой мере формирует звуковой колорит. Педаль бывает прямой, запаздывающей («рельефно – запаздывающая и минимально – запаздывающая») и предваряющая.

    Функции педали: короткая связующая, мелодическая, гармоническая, вуалирующая, фоновая, полупедаль, левая и ручная педали.

      Подавляющая часть работы над произведением проходит в форме непрерывного улучшения игры отрывков (более мелких и более крупных). Работа над кусками должна приводить к постоянному совершенствованию исполнения каждого из них, к более убедительному выявлению содержания музыкальных построений (мотивов, фраз, тем, ходов), к более ясному охвату эмоционально – логических связей, а в результате, содействовать улучшению трактовки всего произведения в целом

    Пьесы. Репертуар.

    • Б. Барток «Избранные детские пьесы для фортепиано» СПБ «Композитор» 1993г.
    • Л. Бетховен «Багатели» оп. 119 – 126 «Музыка» 1999г.
    • В. Гаврилин «Пьесы» ред. З. Виткинд «Музыка» 2004г.
    • А. Гедике «Избранные детские пьесы» « ГМИ»
    • Э. Григ «Лирические пьесы» соч. 12, 38, 43 СПБ «Композитор» 2002г.
    • А. Дворжак «Избранные пьесы» ред. Белова «ГМИ» 1998г.
    • С. Майкапар «Бирюльки» соч. 28 Киев 1976г.
    • Ф. Мендельсон «Песни без слов» оп. 19 «Музыка» 2000г.
    • В. Моцарт «Избранные пьесы» «Музгиз» 1989г.
    • С. Прокофьев «Альбом фортепианных пьес» ред. Ройзмана  «Композитор» 1998г.
    • С.Прокофьев «Сказки старой бабушки» соч. 31 СПБ  «Композитор» 1997г.
    • Г. Свиридов «Альбом пьес для детей и юношества»  «Композитор»    «UT»2001г
    • Ж. Металлиди «Фортепианные циклы для ДМШ «Золотое кольцо» и «Воспоминание о Севере» СПБ «Композитор» 1998г.
    • А. Хачатурян «Детский альбом» «Музыка» 2014г.
    • П. Чайковский «Детский альбом» «Музыка» 1998г.
    • П. Чайковский «Времена года» «Музыка»
    • Р. Шуман «25 пьес из альбома для юношества» соч.68 ред. Гольденвейзера СПБ «Композитор» 1991г, а также
    • Сборники из серии «Педагогический репертуар для фортепиано ДМШ» «Пьесы».

    Ансамбль в фортепианном классе.

        Прохождение и усвоение задач и навыков предыдущих разделов позволяет  учащимся подняться на более высокий уровень и начать работу над аккомпанементом и игрой в ансамбле с различными инструментами, что составляет особенность и новизну программы обучения в инструментальных классах хоровой студии. Ранее обязательное изучение ансамбля в классе фортепиано дополнительного образования не предусматривалось.

       На первом этапе дети играют, в основном, с педагогом и одноклассниками в 4 руки.  В дальнейшем, составляются дуэты: фортепиано – скрипка, фортепиано – вокал, фортепиано – флейта, фортепиано – аккордеон, фортепиано – гитара, фортепиано – фортепиано.    

      Практику ансамблевого музицирования можно начинать с 1 – 2 года обучения при наличии репертуара, позволяющего составлять ансамбли из ровесников – одноклассников. Такие ансамбли успешно выступают уже в 1 классе на концертах для родителей, академических и открытых концертах. Преподаватели должны руководствоваться психологической установкой на воспитание пианиста не только готового к сольному исполнительству, но и получающего радость от совместной профессиональной работы с инструменталистами, вокалистами и в фортепианном дуэте.

    Навыки ансамблевого музицирования усваиваются учениками естественно, почти инстинктивно. Воспитываемое с детства слуховое внимание позволяет легко освоить общие принципы игры в ансамбле:

    - умение воспринимать и воспроизводить «партитурную» запись;

    - навыки синхронной игры, как в ровном ритме, так и в темпе rubato;

    - умение распределять звучность по динамике с учётом тембров;

    - способность ощущать деление музыки на фразы.

    Существуют два вида дуэтного исполнения: аккомпанемент и инструментальный ансамбль.

       Аккомпанемент является сопровождением, которое не должно заглушать солиста, а выявлять гармонический, стилевой и выразительный характер произведения. Это достигается правильным соотношением между степенями громкости, характерами и качествами звучания, гармонической прослушанностью, ритмической одновременностью и штриховой согласованностью исполнения солиста и аккомпаниатора. Каждый учащийся отрабатывает свою партию отдельно, потом соединяют их на уроке, добиваясь синхронности, прослушанности и яркости исполнения.

       Аккомпаниатор не только сопровождает солиста, но и сдерживает  его, служит ритмической опорой, а нередко и противопоставлением ему. Работа над всеми этими задачами позволяет достичь звукового баланса. Необходимо иметь в виду, что ответственность за достижение звукового баланса в вокальном дуэте  несёт аккомпаниатор, а в инструментальном – оба исполнителя.

        Важнейшая особенность игры в ансамбле – сочетание различных инструментов. После знакомства с произведением необходимо выяснить роли партий каждого исполнителя во всех разделах: где каждая партия имеет ведущее, где подчинённое, где равноценное, где аккомпанирующее значение (дуэты, переклички, имитации).

    Затем определяется содержание произведения, характеры тем, их разработка, особенности фактуры.

    Индивидуально при изучении каждой партии делается анализ формы, исполнительских и технологических задач, уточнение и изучение аппликатуры, штрихов, агогики, интонации, фразировки.

    В репетиционный период решаются задачи достижения исполнительского ансамбля:

    - темповая, ритмическая, агогическая и динамическая согласованность; - единство тембров, штрихов и стилевых особенностей;

    - совершенствование необходимых исполнительских качеств и приёмов выразительности, умения слушать себя и партнёра.

    На заключительном этапе окончательно устанавливается темп, динамические оттенки, фразировка, штрихи, звуковой баланс; проверяется чистота интонирования.

      Главное внимание уделяется отработке художественных элементов произведения, приёмов передачи мелодической линии от одного инструмента к другому; яркости, выразительности, единого дыхания для того, чтобы добиться исполнительского ансамбля в широком смысле этого слова.

       Участие в ансамблях открывает перед учащимися возможность активной концертной практики. Чувствуя контакт с партнёром, они ведут себя на эстраде увереннее, раскованнее, испытывают удовольствие от общения со слушателями.

    Предлагаемый репертуар. Ансамбли.

    • А. Аренский «Силуэты» для 2х фортепиано Leipzig
    • А. Аренский «Ансамбли для 2х фортепиано» Москва «Музыка» 1998г.
    • М. Балакирев «14 избранных народных песен для фортепиано в 4 руки» Москва «ГМИ» 1984г.
    • Г. Балаев «Современные фортепианные ансамбли». Для ДМШ «Композитор» 2000г.
    • И. С. Бах «Альбом для скрипки и фортепиано» Москва «Музыка» 1998г.
    • «Брат и сестра» Альбом фортепианных ансамблей СПБ 2014г.
    • А. Варламов «Романсы» в сопровождении фортепиано «Музгиз» 1996г.
    • Г. Гендель «Сонаты для скрипки и фортепиано» 1- 3 тетр. Москва «Музыка»
    • А. Гурилёв «Романсы» «Музыка»
    • «Играем вдвоём» фортепиано сост. Ф. Гимерверт СПБ 2004г.
    • «Играем в ансамбле» сост. В. Стронговский СПБ 2003г.
    • «Концертный репертуар для 2х фортепиано» сборник СПБ 2014г.
    • Ф. Корулли, Ф. Сор «Избранные классические дуэты» ред. И. Пермяков «Музыка» 2004г.
    • Ж. Металлиди  «Любимые сказки» сюита для 2х фортепиано СПБ «Композитор» 2008г.
    • Л. Моцарт «Сонаты для скрипки и фортепиано» «Музыка»
    • Л. Моцарт «Трио, квартеты, симфонии» в переложении в 4 руки Peters Leipzig
    • «Популярные отрывки из опер и балетов для фортепиано в 4 руки» «Композитор» 1998г.
    • Г. Портнов «По рекам и каналам Петербурга» Пьесы для 2х фортепиано СПБ «Художник» 2004г.
    • «Пьесы советских композиторов для 2х. фортепиано» вып.1-2 Москва « Музыка» 1975г.
    • С. Прокофьев «Отрывки из симфонической сказки «Петя и волк» в переложении в 4 руки и для 2х фортепиано Москва  2000г.
    • «Пьесы для ансамблей аккордеона и фортепиано» СПБ «Музгиз» 1998г.
    • Репертуар фортепианного ансамбля «Пьесы для фортепиано в 4 руки» ред. Ю. Питерин ГМИ
    • Сборник ансамблей «Один + один» для начинающих пианистов сост. Ю. Литовко СПБ «Союз художников» 2005г.
    • Современные фортепианные ансамбли для ДМШ» СПБ 2000г.
    • «Танцы из опер и балетов советских композиторов» для фортепиано в 4 руки «Музыка» 1976г.
    • «Фортепианный дуэт» сост. Е. Матяш и Н. Перунова СПБ «Композитор» 2003г.
    • Хрестоматия «Фортепианный дуэт» (2 фортепиано) 2- 4 кл. сост. Е. Матяш и Н. Перунова СПБ «Композитор» 2014г.

       

          Завершая эту работу, хочется сказать, что в ней была сделана попытка более полно раскрыть содержание методической части образовательной программы Ансамбль в инструментальных классах хоровой студии (специальность фортепиано).

       Инновационное направление программы (ансамблевое обучение учащихся) ставит перед педагогами, помимо основных учебных, новые усложнённые методические, педагогические и  исполнительские задачи. Увеличивается объём работы, расширяется поле педагогической и творческой деятельности, изменяется репертуар, повышаются требования к качеству работы учителя и ученика.

      Изложенные в статье методические рекомендации призваны помочь в решении этих задач. Большую помощь в педагогической деятельности может принести использование опыта замечательных педагогов – музыкантов, изложенного в их книгах по методике обучения игре на фортепиано.

    Также в работе необходимо использование электронных ресурсов, таких, как

            You tube.com,            ru.m.Wikipedia.org,           cameralabs.org, oum.ru>audio/klassicheskaya-muzica/,        classikalm.com>ru

     и т. п. для  прослушивания и наглядной демонстрации музыкального материала.

     Предлагаю вниманию список литературы,  используемой в  данной работе.

    Методическая литература по фортепиано.

    • А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» «Музыка» 1996г.
    • В. Бардас «Психология техники игры на фортепиано»
    • И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» «Музыка»
    • И. Браудо «Артикуляция» « ГМИ».
    • И. Бялый «Из истории фортепианного трио» Москва «Музыка»
    • «Вопросы фортепианной педагогики» под ред. В. Натансона «Музыка» 2008г.
    • Грум – Гржимайло «Музыкальное исполнительство» «Знание» 1994г
    • Г. Коган «Работа пианиста» «У врат мастерства» «ГМИ»
    • Т. Крунтяева, Н. Молокова «Словарь иностранных музыкальных терминов» Москва «Музыка» 2010г.
    • Л. Маккиннон «Игра наизусть» «Музыка» 2002г.
    • Н. Метнер «Повседневная работа пианиста и композитора» «Музыка»

    • Я. Мильштейн «Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения» «Музыка» 2001г.
    • Д. Мур «Певец и аккомпаниатор» Москва «Радуга» 1987г.
    • Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» «ГМИ» 1996г.
    • Г. Орлов «Фортепианный концерт» «Музгиз»
    • «Русская книга о Бахе» сост. Ливанова, Протопопов «Музыка» 1998г.
    • С. Савшинский «Пианист и его работа» «Советский композитор» 1961г.
    • Н. Терентьева «Карл Черни и его Этюды» СПБ 1999г.
    • Е. Тимакин «Воспитание пианиста» Музыка» 2004г.
    • Е. Тимакин «Фортепианное искусство 20 в.» «Музыка» 2001г.
    • А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков» «Музыка» .
    • А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе» «Музыка»
    • А. Щапов «Некоторые вопросы фортепианной техники» «Музыка 1987г.
    • А. Швейцер «И. С. Бах» «Музыка»    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Применение Интернет–ресурсов для изучения и пополнения репертуара учащихся класса фортепиано"

    Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ...

    Методические рекомендации по подбору репертуара для студентов 4 курса по учебной дисциплине «Аккомпанемент» на основе нотных хрестоматий по музыке различных авторских коллективов

    Данные  методические  рекомендации направлены  на  достижение  цели  учебной  дисциплины  «Аккомпанемент» -  обеспечение  профессиональной...

    Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

    Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...

    Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

    Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...

    Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по географии 5 класс ФГОС

    Контрольная работа за курс географии 5 класса. Возможно использование как итогоговой контрольной в конце 5 класса, так и в качестве входной диагностики в 6 классе. Контрольная работа включает в себя 3...

    Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по биологии 5 класс ФГОС

    Контрольная работа по биологии в 5 классе представлена в виде комбинированной работы в формате ГИА. Работа расчитана на 40 минтуный урок....

    Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

    В работе рассматриваются нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом....