Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"
учебно-методический материал по музыке

Фалатюк Екатерина Владимировна

Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста.  Правильное полифоническое воспитание на первых этапах предусматривает выработку умения слышать мелодию «по горизонтали», открывая в ней эмоционально – интонационную выразительность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_razvitie_navykov_polif_slyshaniya.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛЫШАНИЯ

В РАБОТЕ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ/ДШИ»

Тема: «Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в младших и средних классах ДМШ/ДШИ»

Наименование дисциплины: фортепиано

Место проведения урока: ДМХШ «Апрель» им. В.И. Михайлусова г. Димитровграда Ульяновской области, концертный зал.

Цель занятия: Закрепить теоретические знания о полифонии, применить полученные знания, навыки и умения в исполнении полифонических произведений

Тип урока: развивающе-обобщающий

Порядок проведения урока: исполнение полифонических пьес и показ методов работы над ними в процессе изучения

Технические средства: Фортепиано, ноты музыкальных произведений

Литература: А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор» 1985 г.

План урока: 1. Приветствие. Организационный этап.

                      2. Краткое изложение темы, цели и порядка проведения урока.

                     3. Порядок исполняемых произведений:

                      Г.Ф. Гендель Менуэт ми-минор

                      И. Пахельбель Фугетта До-мажор

                        К.Эйегес Обработка русской народной песни «Вдоль по улице»

Урок проводится с обучающимися: Уткина Полина (2кл.), Кудряшова Надежда (4 кл.), Казаков Павел (4 кл.).

ХОД УРОКА:

Наш сегодняшний урок посвящен полифонии, и в начале этого занятия мы поговорим о том, что такое полифония.

Вопросы к ученикам:

1. От слияния каких двух греческих слов произошло слово «полифония»? (poly – много, phone – звук, голос)

2. Что такое полифония? (многоголосье)

3. Сколько голосов может быть в полифонии? (два и более)

4. Есть ли в полифониях аккомпанемент? (нет)

5. Сколько видов полифонии вы знаешь? (три)

6. Перечислите три вида полифонии. (контрастная, имитационная, подголосочная)

Сегодня мы будем говорить о каждом виде полифонии.

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ  что это за вид полифонии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое контраст. Контраст – это резкое отличие между чем-либо. В русском языке контрастными являются слова, противоположные по значению, слова-антонимы: сладкий – горький, горячий – холодный, белый – черный. В музыке так же есть контрасты: регистр: верхний – нижний; длительности: долгие – короткие; штрих: легато – стаккато; динамические обозначения: форте – пиано, крещендо – диминуэндо.

Итак, в контрастной полифонии мы имеем два голоса, каждый из которых ведет свою самостоятельную мелодию, и, при этом, эти голоса контрастируют между собой (сильно отличаются друг от друга).

Вопросы к ученице Уткиной Полине: 

1. Какие произведения обычно относятся к контрастной полифонии? (старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, куранта, жига и др.)

2. Какое произведение из тех, что мы выучили в этом году, относится к контрастной полифонии? (Менуэт Г.Ф. Генделя)

Георг Фридрих Гендель–старинный немецкий композитор, полифонист.

Менуэт – старинный танец, в умеренном темпе, в размере три четверти. Танцевали менуэты во дворцах, на балах, характерные движения – небольшие шаги, поклоны, приседания (иллюстрация на стр.71 А.Атоболевская «Первая встреча с музыкой»)

Характер менуэта – мягкий, плавный. Форма – трехчастная, не репризная. Тональность – ми минор.

(ученица исполняет произведение)

В чем заключается контраст голосов в этом произведении? (регистры, длительности, направление движения голосов, протяженность мелодических фраз, динамические оттенки)

Методы работы над контрастной полифонией (педагогам):

Основная задача при изучении полифонии – научиться слышать и вести самостоятельные мелодические линии голосов, поэтому каждый голос требует тщательной проработки. Работаем кусочками по четыре такта:

1. Разбор каждого голоса, штриховые и интонационные особенности. (показ)

2. Ученик играет и поет один голос, педагог играет другой голос, затем – наоборот. (показ)

3.Ученик играет верхний голос, педагог – нижний в октавном удвоении. (показ)

4.Ученик играет оба голоса, но увеличивает расстояние между голосами. (показ)

При работе над каждым голосом анализируем построение мелодии, развитие, кульминацию, отрабатываем отдельные элементы.

ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ

Второй вид полифонии, о которой мы сегодня будем говорить, имитационная полифония.

Вопросы к ученице Кудряшовой Надежде: 

1. Что такое имитация? (подражание). В основе имитационной полифонии лежит какая-либо тема (мелодия), которая звучит поочередно во всех голосах.

2.Какие произведения относятся к имитационным полифониям? (каноны, инвенции, фуги, фугетты). Фугетта–полифоническое произведение.  Относительно простая по художественно- образному содержанию, композиционным приёмам и фактуре маленькая фуга, с проведением темы в первой части и с сильно сокращёнными второй и третьей частями. 

Ученица исполняет Фугетту И. Пахельбеля.

Вопросы к ученице:

1. Сколько голосов в фугетте и сколько раз проводится тема? (четыре)

2. В каких регистрах проводится тема? (средний, нижний, верхний, средний).

Методы работы над имитационной полифонией (педагогам):

1. Разбор темы, ее штриховые, интонационные, ритмические особенности (показ).

2. Играем все проведения темы (показ).

3. Разбор противосложения, отрабатываем места, где присутствует двухголосие (показ).

4. Соединяем двумя руками, слушаем вступление и проведения темы. Одна из важных задач – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Какое отличие в звучании двух голосов? Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученице следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе;  более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу. Предлагается сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. При игре всех голосов один из них петь.

ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ

Третий вид полифонии – подголосочная полифония.

Вопросы к ученику Казакову Павлу: 

1. Что характерно для этого вида полифонии? (Здесь главный голос – запевала, остальные – подголоски, делают мелодию более красочной, выразительной) 

2. Какие произведения относятся к подголосочным полифониям? (Обработки народных песен)

«Вдоль по улице» - так называется последнее произведение, которое мы сейчас покажем.

 (ученик исполняет «Вдоль по улице» обр. К.Эйгеса)- русский композитор, пианист, педагог.

Вопросы к ученику:

1. Сколько частей в этом произведении? (три)

3. Какая рука исполняет главный голос? (правая)

4. Что играет левая рука? (подголоски)

5. Сколько голосов в подголосках?

6. Какая тональность?

Методы работы над подголосочной полифонией (педагогам):

1.Разбираем и учим главный голос сначала со счетом, затем – с пением нот.

2.Разбираем подголоски, слушаем и поем двухголосие в подголосках («мужские» и «женские» голоса).

3.Соединяем двумя руками. Прорабатываем трудные места.

Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...

Разработка открытого урока « Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста"

Цель урока: Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла. ...

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними»

Методическая разработка открытого урока по теме «Создание диаграмм Excel и работа с ними»...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...