Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»
методическая разработка по музыке по теме

Мальцева Татьяна Геннадьевна

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ansamblya_no1.docx329.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

                «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Разработка открытого урока

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)

Преподаватель

по классу скрипки

Татьяна Геннадьевна

Мальцева

КОГАЛЫМ 2009 г

анонс 1

Ф. И. О. -  Мальцева Татьяна Геннадьевна

Название предмета -  «Коллективное музицирование»

Тема -  «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)

Тип:     «Закрепление знаний, навыков и умений»

Цель: «Применение различных форм работы для формирования ансамблевых навыков игры и подготовки к концертному выступлению»

Задачи:

  • Обучающие:  отработать ансамблевые моменты, используя различные приёмы и методы, укрепить интонационную основу, проконтролировать ритмическую дисциплину, охватить музыкальную форму;
  • Развивающие: развить активность слуха, логическое и образное мышление, творческие способности;
  • Воспитывающие: воспитание музыкально-эстетические взглядов, концентрации внимания, навыков самоконтроля, ответственности за свою партию, эмоциональной отзывчивости, чувства ответственности перед концертным выступлением.

Средства обучения и оборудование:  рояль, скрипки, смычки, канифоль, пульты, партии,  дидактический, методический материал, аудио магнитофон, компакт диск.

Форма – группового обучения

Педагогическая технология -  активного обучения

Принципы: научность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, доступность, прочность, сознательность активность

Методы: проблемно-поисковый, собственный показ «Делай как я», групповой дискуссии, мозговая атака, закрепление изученного материала, выработка практических умений, демонстрация, объяснение, закрепление и повторение изученного материала, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие  познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности.  

Ход урока

1. Организационный этап

 Сегодня на уроке мы покажем процесс работы над тремя призведениями:

  • обработка В. Гуревича «Английский народный танец»
  • М. Матвеев «Зимушка зима»
  • Э. Олеарчик «Краковяк»

2. Этап подготовки

 Прежде чем приступить к работе над произведениями разыграемся на упражнениях «Руль», «Пилот», «Динамика»( с усложнением).

Давайте определим задачи:

  • плавная смена смычка;
  • рулевое движение правой и левой руки;
  • аккуратное приземление смычка на струну в любую его часть;
  • зрительный контроль за звуковой точкой при постепенном изменении движения;
  • распределение веса руки при динамических изменениях.

Каждый должен приложить не минимум, а максимум усилий, тогда будет хороший результат. Почему полезно разыгрываться?

3. Основной этап – закрепления знаний

Прежде чем мы приступим к работе над «Английским народным танцем» повторим материал прошлого урока. Ранее мы беседовали о танцевальных жанрах. Какую роль играет ритм? Определяет движение в танце?

 Композиторы часто обращаются к народным танцевальным мелодиям и ритмам, видя в них отражение жизни и характер народа. Какой размер? Ритмический рисунок? На какую долю идёт опора в танце?  Какая тональность, сколько частей, какой характер, какие штрихи, если взаимосвязь штриха с характером? Молодцы!

Предлагаю исполнить это произведение. Получилась ли ритмическая точность? Динамика была выражена ярко или чуть чуть? 1 скрипки играют ещё раз, 2 и 3 готовятся. Получилось окончание? Поработаем над последним тактом, лёгкий взлёт смычка с замиранием в воздухе. Уже лучше! Исполним полностью.

Ребята сегодня уже намного лучше ансамблевые навыки: прислушиваетесь друг к другу, стараетесь играть одинаковыми штрихами, делаете вместе динамическое развитие и произведение начинает звучать лучше. Сегодня вы меня порадовали!

Но ещё не хватает сценической свободы, но этот важный навык вырабатывается не на уроке, а целой серии концертных выступлений. Будем ставить такую цель много выступать?

 Присаживайтесь, Предлагаю послушать в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра произведение Г. Генделя «Ария». Я вижу вы под впечатлением остались.

Я в этом и не сомневалась. Чтобы ваши ансамблевые навыки развились, раскрылись полностью необходимо постоянно слушать шедевры ансамблевой музыки и анализировать.

Обратите внимание:

  • насколько вместе каждое движение, вздох, дыхание;
  • динамическое развитие кульминации на максимальном звучании;
  • контрастность динамики ярко выражена;
  • окончания фраз, разделов.

Наверно захотелось исполнить не хуже ансамбля?

У вас обязательно получится, в конце урока я вам предоставлю такую возможность.

А сейчас двигаемся дальше. Предлагаю 4 классу побыть в качестве слушателей, а мы поработаем над произведениями из музыкальной «копилки».

В. Матвеев «Зимушка» - исполнение. Спасибо. Сегодня лучше некоторые динамические моменты прозвучали молодцы поработали дома. Предлагаю вспомнить некоторые важные детали например:

  • Какой   жанр?
  • Особенность вокального жанра?
  •  Какая трудность в штрихе деташе?
  • Что нужно делать чтобы добиться хорошей смены смычка?
  • Каким образом мы решаем проблему точного интонирования?
  • Что необходимо сделать чтобы начало звука было очень красивым?

Сейчас сделаем анализ динамической рельефности развития мелодии:

  • Первое предложение каким нюансом начинается?
  • Второе?
  • Третье?
  • Где формируется кульминация?
  • В вертикальном изложении как построена?
  • В кульминационных разделах нужно беречь силы или выкладываться полностью?
  • Нужно ли подготавливаться заранее, чтобы фразы с «эффектом» вьюги получились очень выразительными?

Исполним с начала до конца. Спасибо, сейчас прозвучало получше и динамическая рельефность была выражена более осознанно, не хватает  ещё единого чувства ансамбля, будем больше заниматься вместе и эта проблема будет решена.

Следующее произведение Э. Олеарчик «Краковяк»  - исполнение. Довольно интересное исполнение. Молодцы!

Есть моменты где мы сейчас постараемся улучшится:

  • Вспомним особенности танца, где возник, какой характер;
  • Размер, особенности ритмического рисунка;
  • Какие интонации в мелодии.

Давайте проанализируем что не получилось?

  • Чёткое начало первого звука;
  • Чистота интонирования, октавы во 2 партии;
  • Развитие мелодической линии на крещендо.

Молодцы. Мобилизовали память, были к своему исполнению предельно строги и объективны. В завершении урока предлагаю сконцентрировать все свои умения, навыки необходимые для коллективного музицирования и исполнить все три произведения в форме генеральной репетиции перед концертным выступлением. Евгения Александровна выполнит роль ведущего.

4.  Итоговый этап:

  • обработка В. Гуревича «Английский народный танец»;
  • М. Матвеев «Зимушка зима»;
  • Э. Олеарчик «Краковяк».

Ребята спасибо за работу. Ваш труд оценен на оценку отлично и помните что вы все имеете огромный потенциал и способности.

  5.  Домашнее задание:

Домашнее задание проанализировать своё концертное выступление выявить положительные и отрицательные моменты и следующий урок мы начнём с совместного обсуждения.

Так как наш коллектив концертирующий и чтобы выступления отличались более высоким уровнем я разработала памятку для вас «О поведении исполнителя в день концерта», пользуясь этими рецептами вы будете уверенней и комфортней чувствовать себя во время концертного исполнения.

Наш урок закончен спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки к концертным выступлениям

Приводя доводы выдающихся педагогов- пианистов, автор делает акцент на необходимости концертных выступлений, а также преодолении сценического волнения....

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Открытый урок на тему: "Подготовка к концертному выступлению с учащейся 1 класса фортепианного отделения"

Работа над произведением в целом,развитие элементов художественного мастерства в процессе работы над музыкальным произведением, охват целостности формы...

Открытое занятие на тему: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению».

Тема: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению»....

Конспект открытого занятия «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива. Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»

В рамках занятия представлен комплекс физических (неисполнительских) упражнений для разогрева мышц перед выступлением, снятия волнения....