Конспект открытого занятия «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива. Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»
план-конспект

Лямин Сергей Сергеевич

В рамках занятия представлен комплекс физических (неисполнительских) упражнений для разогрева мышц перед выступлением, снятия волнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_lyamin_s.s.docx34.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ  

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Тема:  «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива.  Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»

Педагог дополнительного образования

ГБУДО «ЦРТ»

высшей квалификационной категории

Лямин Сергей Сергеевич

Руководитель инструментального ансамбля «Позитиff»

Санкт-Петербург

2021

Тема занятия:

Физические упражнения для снятия психофизиологического напряжения музыканта.

Подготовка к концертному выступлению композиции «Чукотский танец»

Возраст детей: 9  – 11 лет

Год обучения: 2-й

Цель: Создать благоприятный эмоциональный фон перед концертным выступлением, как фактор, положительно влияющий на здоровье ребёнка,  через разучивание учащимися физических упражнений по снятию психофизиологического и эмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Обучающая – работа над концертной выдержкой. Тренировка стрессоустойчивость на публичных выступлениях.
  2. Развивающая – развитие у учащихся творческой активности, музыкальной памяти, слуха, наблюдательности,  эмоционального отклика на исполняемый материал.
  3. Воспитательная – воспитание чувства коллективизма, ответственности, исполнительской культуры, понимание идеи исполняемых произведений;

Форма проведения занятия – репетиция, аутотренинг, физкультурная разминка.

Методы и приёмы репетиционной работы:

  • разминочные упражнения;
  • проигрывание материала в медленном темпе;
  • чистовое исполнение произведения;
  • аутотренинг;
  • чистовое исполнение материала

Оборудование и наглядные пособия:

  • музыкальные инструменты;
  • акустическое оборудование;
  • сетевая и аудио коммутация;
  • нотные материалы;
  • пюпитры;
  • тюнер;
  • компьютер.

Конспект занятия:

  1. Приветствие, вступительное слово, цель занятия, проведение инструктажа по технике безопасности во время занятий,  блиц-опрос, проверка настройки музыкальных инструментов.

Педагог: Я приветствую вас, АVE Позитив – АVE (ответ детей - традиционное приветствие в коллективе). Давайте поприветствуем и тех, кто будет смотреть наше занятие онлайн.

(Педагог) АVE всем-(Ответ детей) АVE. Педагог приглашает детей сесть на свои места.

Целью нашего занятия является подготовка к записи онлайн концерта посвящённого празднику «8 марта».

 Мы с вами продолжаем работать над пьесой «Чукотский танец».

На прошлой репетиции мы почистили текст, устранили ошибки, расставили динамику.

Домашним заданием было отработать трудные места и ежедневно наигрывать пьесу.

Нам нужно хорошо подготовиться, и набрать концертную форму и сценическую выдержку. А что кроется за словами концертная форма или выдержка, что музыкант должен делать на сцене и чего делать не следует? (Ответы детей).

Вот сегодня мы как раз и поработаем над концертной выдержкой исполнителя.

Для начала я напомню вам о требованиях безопасности во время занятия.

Проведение инструктажа. Мы не раскачиваемся на стульях, не засеваем пальцы и иные предметы в розетки, электрогитары сначала соединяем все провода и только потом включаем питание, не тыкаем палками друг в друга, не ставим ноги на пульты. Если необходимо, то медленно передвигаемся по кабинету и смотрим под ноги, чтобы не споткнуться о провода.

Далее настроим гитары. (Дети подстраивают гитары, педагог проверяет строй с помощью тюнера).

Попрошу всех подняться со своих мест, положить инструменты на стулья и немного разомнём наш исполнительский аппарат.

  1. Разминка исполнительского аппарата
  1. Упражнение «Пещерный человек». Разомнём наши ладони, добываем огонь как в древности. Хлопок перед собой в ладоши. Быстрое растирание одной ладони о другую. Выполняется трижды. Итог почувствовать тёплые руки. Мы зажгли огонь.
  2. Упражнение «Пластилиновое лицо». Подготовим наше лицо, или говоря по-другому слепим. Представим, что наше лицо сделано из пластилина. Сначала разминаем пластилин. Слегка тянем за мочки ушей. Закрываем уши ладонями, слегка надавливаем. Нащупываем руками череп сзади у основания, массируем пальцами. Начинаем лепить лицо. Сминаем щёки в хаотичном порядке руками. По команде замираем, а на лице должна образоваться весёлая «рожица».

4.Упражнение «Крылья». Если кто-то на машине быстро едет про него говорят «О, как летит…», вот и нам с вами чтобы быстро и качественно летать на наших инструментах, тоже разомнём крылья. Свести лопатки вместе. Двигать по очереди и вместе вверх и вниз.

5.Упражнение «Гири и шарики». Чтобы почувствовать свои руки и их вес, нам поможет следующее упражнение. Сжать пальцы в кулаки. Руки вдоль туловища. Представляем, что кулак превратился в шарик и медленно поднимается вверх над головой. Шарик начинает нас тянуть вверх к солнцу. Встаём на носки. Внезапно шарик превратился в гирю. Рука резко падает вниз.

6.Упражнение «Привет, пальцы». Ладони с растопыренными пальцами соединить вместе. Пары пальцев поочерёдно хлопают друг о друга. Затем упражнение повторяется с усложнением: пальцы хлопают парами через один.

7..Упражнение «Самолёт приземляется». Руки в стороны на уровне плеч – это крылья самолёта. Набираем воздух и начинаем гудеть как самолёт, немного покачивая руками из стороны в сторону подобно самолёту. Тот, у кого заканчивается воздух садятся на стул.

III. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. Проигрывание пьесы В. Бибергана «Чукотский танец» с тактированием. Анализ исполнения.

Сыграем произведение «Чукотский танец» от начала до конца, но в медленном темпе, как колыбельную. Очень важно возвращаться к медленному исполнению пьесы, даже тогда когда произведение выучено. Таким образом, вам не надоест исполнять пьесу, вы восстановите связь между нотами руками и головой.  У вас появится та самая концертная выдержка.

Проигрывание пьесы с тактированием

Медленное исполнение это только один из приёмов тренировки концертной выдержки, пьесу можно исполнять без звука, не нажимая на клавиши или с выключенным инструментом; можно исполнять на воображаемом инструменте делая только движения пальцами. Этими упражнениями мы займёмся на следующих занятиях, а сегодня ещё поговорим о такой вещи как боязнь публики.

Кто-нибудь из вас ещё по-прежнему стесняется выступать перед другими людьми. (Ответ детей)

Если всё же некоторые волнения сохраняются, я вам расскажу о некоторых вещах, которые можно сделать чтобы публика была не страшна.

IV.Аутотренинг по снятию эмоционального напряжения перед выступлением.

1. Упражнение «Занавес». Представить, что вы пальцами берёте краешек театрального занавеса и закрываетесь им от публики. Таким образом, вы уже не видите публику и находитесь за закрытым занавесом. Бояться некого.

2. Упражнение «Мультяшки». Если публики немного, либо это жюри конкурса, необходимо представить на их месте любимых героев мультиков. Педагог вместе с детьми называет героев мультипликации. Либо мысленно оденьте жюри в какой-нибудь нелепый костюм, например, клоунский, и вот уже перед вами не суровые «дяди и тёти» а весёлые добрые герои, которые хотят послушать вашу игру.

V.Чистовое проигрывание пьесы в оригинальном темпе.

Ребята, давайте исполним пьесу так, как будто мы уже на концерте в красивом зале и перед нами большая аудитория.

Исполнение пьесы в оригинальном темпе.

Заключение

Ребята, вы почувствовали, что играть стало легче, проще и ваша игра стала увереннее?

Тогда давайте в завершении занятия ещё раз повторим те упражнения, которые сегодня делали. (Ответ детей)

Ребята, как вы считаете, достигли ли мы цели? Справились ли мы с поставленной задачей? (Ответ детей). Конечно, вы все молодцы, но работы над этим произведением ещё много, впереди у нас концерт к 8 Марта.

Домашнее задание будет следующим: ежедневно повторять обе пьесы, во всех возможных вариантах, с фонограммой, медленно с инструментом, без инструмента и просто представляя в памяти.

Занятия закончено. Педагог  прощается с детьми дети аплодируют, постукивая по своим инструментам.

Список источников:

1. Васильева, Н. В. Методические рекомендации по составлению школьного расписания / Н. В. Васильева. – СПб., 2003.

2. Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В. А. Вишневский. – М., 2002.

3. Горяев, В. Здоровье детей – категория педагогическая / В. Горяев // Воспитание школьников. – 1999. – № 1.

4. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие / Н. В. Сократов [и др.]. – Оренбург,

2001.

5. Москаленко, О. Н. Физминутки в начальной школе / О. Н. Москаленко.– М. : Граф-пресс, 2004.

6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2003.

7. Сократов, Н. В. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей : методические рекомендации / Н. В. Сократов, В. Н. Феофанов. – Оренбург, 2001.

8. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов // Известия АПН РСФСР. – Вып. 11. – М. – Л.

Технологическая карта занятия

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Дидактические материалы, оборудование

1

Начало занятия:

  • приветствие
  • вступительное слово
  • цель занятия
  • инструктаж
  • блиц-опрос
  • проверка настройки музыкальных инструментов

3 мин.

Приветствие гостей, учащихся.

Сообщение темы и цели занятия. Проверка настройки музыкальных инструментов. Опрос

Внимательное слушание, исполнение.

Ответы на вопросы педагога

Инструменты, тюнер.

2

Разминка исполнительского аппарата.

Упражнения:

«Добыча огня»

 «Медвежий массаж»

«Крылья»

«Гири и шарики»

«Привет, пальцы»

 «Самолёт приземляется»

6 мин.

Показ упражнений, объяснение

Выполнение упражнений

Демонстрация упражнений для разминки исполнительского аппарата

3

Проверка имеющихся знаний и умений учащихся

  • проигрывание пьесы композитора В. Биберган  «Чукотский танец» с тактированием.
  • анализ исполнения

4 мин.

Исполнение, объяснение, вопросы к учащимся, пояснения, рекомендации

Исполнение, слушание, ответы на вопросы

Инструменты, акустическое оборудование, нотный материал, пюпитры.

4

Аутотренинг по снятию эмоционального напряжения перед выступлением

7 мин.

Объяснение, показ, рекомендации, вопросы

Выполнение требований педагога, исполнение.

Демонстрация аутотренинга по снятию эмоционального напряжения перед выступлением

5

Чистовое проигрывание пьесы в оригинальном темпе.

2 мин.

Дирижирование

Исполнение

Инструменты, акустическое оборудование, нотный материал, пюпитры.

6

Заключение.

  • рефлексия
  • домашнее задание
  • поощрения,
  • позитивный настрой на предстоящее выступление коллектива

3 мин.

Руководство, пояснения, выводы, вопросы.

Слушание.

Общая продолжительность занятия – 25 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...

Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать  прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....

Открытый урок на тему: "Подготовка к концертному выступлению с учащейся 1 класса фортепианного отделения"

Работа над произведением в целом,развитие элементов художественного мастерства в процессе работы над музыкальным произведением, охват целостности формы...

Открытое занятие на тему: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению».

Тема: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению»....