Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии
материал по биологии на тему

Потопахин Александр Анатольевич

Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_biologiya.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Выступление на МО.

Учитель биологии и географии МОБУ «Паникинская СОШ»

Потопахин Александр Анатольевич

Тема «Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии»

Одно из направлений, на которое направлена Программа развития универсальных учебных действий  направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

В ФГОС, а именно в ФГОС ООО четко  прописано  одно из требований к реализации  содержания ООП ООО. Это формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Формироваться эти основы  должны через реализацию программы развития универсальных учебных действий, которая должна обеспечивать:

  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);
  • овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основной процедурой итоговой оценки  и обязательной составляющей системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений метапредметных результатов является

  • защита итогового индивидуального проекта

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

 Это  все требования ФГОС.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.

Этим требованиям соответствует новый стандарт образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Основными требованиями ФГОС ООО являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

С одной стороны, курсы повышения квалификации в связи с требованиями ФГОС ООО позволяют педагогу организовать обучение в контексте системно-деятельностного подхода, но, с другой стороны, урок проектирует учитель, а ученик следует тому алгоритму, который задается извне.

Поэтому перед учителем встает задача – внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих обучающимся самостоятельно «открывать» себя, раскрывать свою личность, чувствовать свою состоятельность.

Одной из таких методик является умение организовать проектно- исследовательскую деятельность учащихся.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность имеет большое сходство с проектом. Однако, в данном случае, исследование - это лишь этап проектной работы.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.

Определив цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования он определяет задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Далее разрабатывается план-график выполнения работы. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате- продукте проекта. Завершается проект презентацией созданного проектного продукта, способа решения проблемы, самопрезентацией компетентности автора проекта.

Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, нахождением способов коммуникации, сделанными автором открытиями. На этапе презентации проектно-исследовательской работы необходимо научить ученика соблюдать регламент, владеть грамотной и выразительной речью, умением удержать интерес аудитории.

Алгоритм выполнения проектно-исследовательской работы

1. Выбор темы проектно-исследовательской работы, отражение актуальности выбранной темы.

2. Определение проблемы и ее формулирование. (с одной стороны, всем известно (все знают), что………., но, с другой стороны, часто можно увидеть (в нашей жизни чаще всего происходит), что………..

3. Выделение объекта научной работы (то, на что направлено исследование) и предмета (что именно, конкретно, в объекте будет подвергнуто исследованию).

4. Постановка цели (чего хочет добиться учащийся по результатам разработки проблемы).

5. Выдвижение гипотезы исследования (то, что предполагает исследователь, опираясь на имеющиеся знания и личный социальный опыт)

6. Определение основных задач исследования (то, что нужно сделать, чтобы реализовать цель: изучить, описать, установить, выяснить, пронаблюдать, опросить, вывести формулу…).

7. Определение способов решения задач.

8. Проведение исследования.

9. Обработка полученных данных и информации.

10. Письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста (по определенным требованиям).

11. Представление к защите и защита работы. (Проект всегда должен быть оформлен в виде какого-либо нового продукта с элементами новизны, полезного для кого-то)

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Следовательно, организация проектно-исследовательской деятельности может рассматриваться как средство активизации творчества и познавательного интереса учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Естественно, что сформировать в совершенстве все навыки проектной деятельности за два-три года невозможно. Не все учащиеся в равной степени овладеют этими навыками. Но, тем не менее, осуществление проектно-исследовательской деятельности в течение всего курса основной школы, позволит подготовить учащихся к успешному обучению в профильных классах старшей школы, к дальнейшему поступлению и обучению в высших учебных заведениях.

Заключение

Учителям, сомневающимся в результативности и эффективности осуществления индивидуальной проектно-исследовательской деятельности, начиная с 5 класса, хочется посоветовать попробовать организовать эту деятельность. Конечно же, это потребует соответствующей подготовки учителей. И, если она будет осуществлена на должном уровне, учитель сможет развивать универсальные учебные действия ученика.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. Организация деятельности учащихся позволит учителю осознать личностный смысл своей работы, в противном случае педагог не может формировать целенаправленную деятельность своих учеников. Учителю необходимо отказаться от декларативности сообщаемой информации, овладеть технологиями формирования исследовательской деятельности, уметь позитивно воспринимать субъектную позицию ученика, непрерывно повышать свою квалификацию в предметной области и смежных областях науки, не только теоретическую, но и практическую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования ФГОС к учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Требования ФГОС к учебно-исследовательской деятельности обучающихся.Всё что касается исследовательской деятельности :формы, методы, сравнения с проектной деятельностью, оценивание....

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС

Использование на уроках биологии метода проектов...

«Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»

Мастер класс    «Проектная  деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»...

Использование современных педагогических технологий для реализации требований ФГОС по внедрению исследовательской и проектной деятельности в обучении информатики

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандар...

Мастер класс «Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогиче...

Проектная деятельность на уроках биологии и химии как средство реализации ФГОС

Проектная деятельность на уроках биологи и химии как средство реализации ФГОС...