Проектная деятельность на уроках биологии и химии как средство реализации ФГОС
материал

Зарубина Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Мастер - класс

«Проектная деятельность на уроках биологии

как средство реализации ФГОС»

Зарубина Лариса Александровна,

учитель биологии и химии

с. Верхняя Иволга, 2021 г.

Цель: Применение проектной технологии в условиях реализации ФГОС общего образования.

Задачи: 1) Показать роль проектной технологии в развитии личностных и метапредметных УУД.

2) Привести примеры использования проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе.

3) Показать роль использования мини-проектов на уроках биологии для включения обучающихся в исследовательскую деятельность.

4) Обобщить инновационный опыт  работы.

     

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию обучающихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.  В своей работе я использую проектное обучение и исследовательскую деятельность обучающихся.

Проектная деятельность показала, что ученикам это интересно. Во- первых изучаются разнообразие живых организмов и экологические проблемы родного края, местности, потому что они мало изучены. Во – вторых, ученик не имеет готового текста, он сам должен принять участие во всех этапах изучения, и в-третьих, обучающиеся учатся выступать перед публикой и отвечать на вопросы (развивается критическое мышление). Удачно подобранная и интересная тема исследования, кропотливо выполненная исследовательская работа способны обеспечить успех в любом конкурсе.

    Всё начинается с простых творческих работ, выполнения необычных заданий на уроках.  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер - класс по теме: «Проектная деятельность на уроках биологии как средство реализации ФГОС».

   ФГОС общего образования предполагает развитие у ребенка универсальных учебных действий:

  •  Личностных;
  •  Регулятивных;
  •  Познавательных;
  •  Коммуникативных.

  Хочу привести две цитаты, которые иллюстрируют содержание сегодняшнего мастер-класса:

  1. «В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего образования).

2. «В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)

Что же такое проектная деятельность?

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

  • Загадайте число.
  • Прибавьте столько же.
  • Прибавьте 10.
  • Разделите на два.
  • Отнимите задуманное.  

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных   текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

      Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

I этап - Погружение в проект

  • Замысел
  • Формулирование проблемы

II этап – Организация деятельности

  • Создание группы
  • Постановка цели и задач
  • Планирование

III этап – осуществление деятельности в группах

  • Сбор материала, работа с источником
  • Обработка материала
  • Формулирование выводов, подготовка схем и т.д.

 IV этап Презентация.

     В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:

— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:

- Практико-ориентированный проект;

- Информационный проект;

- Творческий проект;

- Игровой или ролевой проект.

Изучив всю типологию проектов, я отдала предпочтение учебным мини-проектам, которые интегрируют в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики, ИКТ. Использование данных проектов в течение одного урока позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную деятельность.

Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:

Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития учащихся и обязательно включать игровой и творческий моменты.

Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию. 

В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого ученика индивидуальные условия его творческой самореализации.

По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые.

Например, урок биологии в 5 классе «Что такое живой организм?»

Цели и задачи урока:

 • сформировать понятие «живой организм»;

 • дать представление о признаках живого организма;

 • создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать, делать выводы.

Для того, чтобы уже с первого урока ввести наших школьников в микропроектирование, в начале можно предложить:

- перечислите живые организмы;

- назовите тела неживой природы, которые очень похожи на живые организмы.

Вывод: Есть такие тела неживой природы, которые сразу и не отличишь от живого организма.

 Проблема: Как отличать живые организмы от тел неживой природы?

Цель: Определить главное отличие живых организмов от тел неживой природы

Работа в группах:

1) Прочитать текст учебника стр. 15-18

2) Выписать признаки живых организмов.

3) Сравнить неживой объект и живой организм (например, растение и сосулька, гриб и строящийся дом, животное и самолет/автомобиль и т.д.) по этим признакам.

4) Представить в виде таблицы или схемы на ватмане или на листе А4.

5) Защитить: доказать у доски, что выбранный объект неживой природы действительно неживой.

Для обсуждения этих крошечных проектов можно использовать вопросы в конце параграфа:

Вопросы и задания темы для обсуждения после защиты:

- Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

- Что общего в строении всех живых организмов?

- Достаточно ли одного признака, чтобы отличить живое от неживого?

Предметный результат: Формулирование вывода о том, что только в том случае, если объект обладает всеми признаками жизни, он будет являться живым организмом.

Таким образом, я достигла своей цели:

1) Обучающиеся самостоятельно извлекли информацию   из учебного материала учебника, сравнивали, классифицировали, обобщили характерные признаки:

Работа с информацией

- нахождение в учебнике признаков живых организмов;

- понимание смысла понятий и терминов.

Сравнение     

- нахождение отличий между живым организмом и объектом неживой природы.

Классификация

- живой организм Объект неживой природы.

Обобщение

- выявление общих признаков, характерных для ВСЕХ живых организмов (растений, грибов, бактерий, животных).

2) Развили умения работать в группе:

Взаимодействие в группе

- выбор объектов для сравнения (нужно договориться с другими ребятами из группы);

 - выбор типа схемы, с помощью которой будет визуализировано сравнение;

- распределение обязанностей;

- при презентации развивается монологическая речь, то есть правильно высказать свое мнение.

Монологическая речь

Во время защиты проекта обучающийся:

- озвучивает свою часть доказательства;

- отвечает на вопросы учителя и своих одноклассников.

Цель урока достигнута!

Спасибо за хорошую работу, желаю всем творческих успехов и благополучия!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

естественно-математического цикла

_____________  Л.А. Зарубина

Протокол № _____

от  «___»_____________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________ Т.В. Янжимаева

 

«___»________________2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

_____________  Т. Ю. Дансарунова

Приказ №_____

от  «____»______________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я создаю проект»

     6   класс___ 

класс

на 2021 – 2022 учебный год

срок реализации

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ:    в неделю __2 часа_;      всего за год __ 68 часов__

УЧИТЕЛЬ   (ФИО)__              Зарубина    Лариса    Александровна__

КАТЕГОРИЯ __                        первая  квалификационная  категория_

с. Верхняя Иволга

2021 г.

Раздел I.   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

        Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

        Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

        Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей и исследовательских навыков обучающихся.

        Задачи программы:

  • обеспечить теоретическую подготовку обучающихся по вопросам разработки проекта или исследования;
  • создать условия для приобретения обучающимися необходимых универсальных учебных действий для продолжения проектной и исследовательской деятельности в различных областях знаний под руководством учителей-предметников;
  • сформировать систему начальных научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит обучающимся ориентироваться в различных образовательных областях;
  • создать условия для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации;
  • развивать умение самостоятельно и творчески мыслить;
  • способствовать социальной адаптации обучающихся.

        Формы организации образовательного процесса.

        Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

        В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

- типовые занятия (объяснения и практические работы),

- групповые исследования,

- игры-исследования,

- творческие проекты.

        Планируемые результаты:

Предметные результаты:

        В результате работы по программе курса обучающиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные результаты:

        У обучающихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

        Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности.

Регулятивные:

        Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

        Обучающийся  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

        Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

        Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        

Введение. Что такое проект? (2 часа)

        Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов. Этапы работы над проектом.

1. Модуль «Как работать вместе» (11 часов)

        Тема 1.1. Что такое команда? (2 часа)

        Понятия команды и группы. Приемы установления взаимопонимания и демонстрации готовности к взаимодействию. Определение правил командного поведения. Зона личного комфорта.

        Практическая деятельность учащихся: составляют правила работы в команде.         Тема 1.2. «Кто со мной?» (2 часа)

        Роль договора при эффективном взаимодействии. Принятие правил совместной работы. «Ведущий» и «ведомый» во взаимодействии. Роль «ярлыков» в общении.         Практическая деятельность учащихся: создают кроссворд по ПДД, распределение роли, работают в команде, анализируют работу.

        Тема 1.3. Творческий проект «Визитная карточка класса» (3 часа)

        Практическая деятельность учащихся: разрабатывают сценарий, распределяют обязанности и репетируют, представляют проект-выступление.

        Тема 1.4. «За» и «против» (2 часа)

        Конфликтное и бесконфликтное общение. Спор и его роль в общении. Причины возникновения конфликтов. Можно ли совершенно избежать конфликтов в общении? Поиск консенсуса.

        Практическая деятельность учащихся: анализируют и разбирают конфликты ситуаций в популярных фильмах и художественных произведениях.

        Тема 1.5. Как работать вместе? (2 часа)

        Методы ведения продуктивного группового взаимодействия. Причины неудач и способы их ликвидации. Ответственность за результат.

        Практическая деятельность учащихся: участвуют в играх «Переправа» и «Самооценка включенности».

2. Модуль «От проблемы к цели» (11 часов)

        Тема 2.1.Описание ситуации. Постановка проблемы (3 часа)

        Что такое ситуация. Описание ситуации от имени вымышленного героя. Что такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации.         Практическая деятельность учащихся: описывают и анализируют ситуацию в рамках текущего проекта

        Тема 2.2. От проблемы к цели (3 часа)

        Противоречия и проблема. Что такое цель. Как сформулировать цель. Реальные способы достижения цели. Свидетельства достижения цели. Риски.

        Практическая деятельность учащихся: описывают актуальность и цель в рамках текущего проекта.

        Тема 2.3.Планирование деятельности (3 часа)

        Постановка задачи, разбиение задачи на шаги. Составление плана деятельности.

        Практическая деятельность учащихся: формулируют задачи и составляют план работы над текущим проектом.

        Тема 2.4. Ресурсы (2 часа)

        Что такое ресурсы. Виды ресурсов (информационные, трудовые, материальные). Планирование ресурсов.

        Практическая деятельность учащихся: описывают ресурсы текущего проекта.

3. Модуль «Работа со справочной литературой» (4 часа)

        Тема 3.1. Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в справочной литературе (3 часа)

        Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Поиск информационных лакун. Оформление ссылок. Составление справочника по теме. Поиск не достающей информации.

        Практическая деятельность учащихся: организуют информацию, предоставленную учителем, в справочник; презентация созданного учащимися справочника.

      Тема 3.2. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой(1 ч.)         Практическая деятельность учащихся: составляют индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой.

4. Модуль «Способы первичной обработки информации» (7 часов)

        Тема 4.1. Чтение текста с маркированием (5 часов)

        Стратегии работы с информационным текстом: чтение текста с маркировкой, составление кластера, денотатный граф, коллажирование.

        Практическая деятельность учащегося: маркируют текст, определяют противоречия между имеющейся и новой информацией, отсутствие (недостаток) информации, представляют информацию в табличной форме; составляют и представляют денотантный граф; создают коллаж, организуют выставку коллажей.         Тема 4.2. Работа с терминами и понятиями (2 часа)

        Что такое «ключевое понятие», «объем понятия», как соотносятся понятия друг с другом («уже», «шире»), что такое «лестница сужения и расширения понятий».         Практическая деятельность учащихся: составляют понятийно-терминологические карты, обсуждают в группе; презентация полученных результатов.

5. Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 часов)

        Тема 5.1. Наблюдение как способ сбора первичной информации (4 часа)

        Наблюдение и эксперимент (отличия и разновидности). Статистическое наблюдение, измерение, динамическое изменение.

        Практическая деятельность учащихся: составляют сравнительное описание предмета или изображения, измеряют простейшие параметры объектов, обрабатывают результаты статических наблюдений.

        Тема 5.2. Эксперимент (краткосрочный и длительный) (3 часа)

        Прогноз, краткосрочный эксперимент, длительный эксперимент.

        Практическая деятельность учащихся: выбирают и планируют длительное наблюдение.

        Тема 5.3. Выбор способа сбора данных (1 час)

        Практическая деятельность учащихся: применяют освоенные способы деятельности на материалах текущего проекта.

6. Модуль «Создание проекта» (6 часов)

        Тема 6.1. Работа над основной частью группового (индивидуального) проекта (3 часа)

        Распределение материала по главам и рубрикам. Композиция проекта. Что такое паспорт проекта.

        Практическая деятельность учащихся: создают паспорт проекта.

        Тема 6.2. Общие правила оформления проекта (3 часа)

        Требования к оформлению проекта.

        Практическая деятельность учащихся: компьютерная вёрстка проекта.

7. Модуль «Основы риторики и публичного выступления» (10 часов)

        Тема 7.1. Планирование публичного выступления (4 часа)

        Разработка плана публичного выступления. Этапы речи и их задачи. Примеры в выступлении. Заключительная часть выступления. Вопросы. Советы психолога.         Практическая деятельность учащихся: разработка плана и текста публичного выступления текущего проекта.

        Тема 7.2. Публичное представление проекта (1 час)

        Практическая деятельность учащихся: публичное представление проекта.

        Тема 7.3. «Как слово наше отзовется» (5 часов)

        Отличие письменной и устной речи. Абстрактные и конкретные слова. Взаимодействие с аудиторией. Целевая аудитория. Невербальные средства. Наглядные материалы.

        Практическая деятельность учащихся: разрабатывают выступление по проблеме, составляют «языковой паспорт говорящего».

8. Модуль «Сам себе эксперт» (7 часов)

        Тема 8.1. Оценка по эталону (1 час)

        Эталон. Оценка. Отметка.

        Практическая деятельность учащихся: составляют эталон по предложенному заданию, проверяют работы по эталону.

        Тема 8.2. Критерии оценки. Оценка продукта деятельности(4 часа)

        Субъективная оценка. Критерии оценки. Критерии оценки продукта проектной деятельности. Способ оценки.

        Практическая деятельность учащихся: оценивают по критериям проект.

        Тема 8.3. Самооценка (2 часа)

        Собственная оценка жизненной позиции. Оценка продвижения в рамках проекта. Сильные и слабые стороны и их причины. Способы преодоления трудностей.         Практическая деятельность учащихся: самооценка своей деятельности и её результатов.

Резервное время (2 часа)

Раздел III.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение (2 часа)

1

Что такое учебный проект. Виды проектов.

1

2

Этапы работы над проектом.

1

1. Модуль «Как работать вместе» (11 часов)

3

Что такое команда? Определение правил командного поведения.

1

4

Команда и зона личного комфорта.

1

5

Кто со мной?

1

6

Практическая работа в команде.

1

7

Творческий проект «Визитная карточка класса».

1

8

Творческий проект «Визитная карточка класса».

1

9

Творческий проект «Визитная карточка класса».

1

10

«За» и «против». Роль конфликта в общении.

1

11

Практическая работа «Способы разрешения конфликтов».

1

12

Стратегия группового взаимодействия.

1

13

Как работать вместе.

1

2. Модуль «От проблемы к цели» (11 часов)

14

Ситуация и проблема. Практическая работа «Описание ситуации».

1

15

Желаемая ситуация. Практическая работа «Признаки желаемой ситуации».

1

16

Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы.

1

17

Практическая работа «Постановка цели».

1

18

Способ достижения цели.

1

19

Свидетельства достижения цели. Риски.

1

20

Постановка задачи, разбиение задачи на шаги.

1

21

Практическая работа «Составление плана деятельности»

1

22

Практическая работа «План работы над текущим проектом»

1

23

Виды ресурсов.

1

24

Практическая работа «Планирование ресурсов».

1

                        3. Модуль «Работа со справочной литературой» (4 часа)

25

Виды справочной литературы.

1

26

Размещение информации в справочной литературе.

1

27

Практическая работа «Поиск информационных лакун. Оформление ссылок»

1

28

Практическая работа «Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой».

1

4. Модуль «Способы первичной обработки информации» (7 часов)

29

Чтение текста с маркированием. Прием «инсерт».

1

30

Практическая работа «Маркировка текста».

1

31

Правила составления денотатного графа.

1

32

Практическая работа «Графическое представление информации».

1

33

Коллажирование. Практическая работа «Коллажирование текста»

1

34

Работа с терминами и понятиями.

1

35

Практическая работа «Лестница понятий: от простого к сложному».

1

5. Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 часов)

36

Статические и динамические наблюдения. Измерительные приборы.

1

37

Практическая работа «Сравнительное описание предмета или изображения»

1

38

Практическая работа «Измерение параметров предмета»

1

39

Практическая работа «Обработка результатов статических наблюдений»

1

40

Эксперимент и его особенности. Наблюдение и измерение

1

41

Практическая работа «Качественный и количественный краткосрочные эксперименты»

1

42

Практическая работа «Обработка и обсуждение результатов длительных наблюдений»

1

43

Выработка гипотезы и составление плана по характеру задачи. Отбор инструментов, приборов и материалов

1

6. Модуль «Создание проекта» (6 часов)

44

Распределение материала по главам и рубрикам.

1

45

Композиция проекта.

1

46

Практическая работа «Оформление паспорта проекта».

1

47

Требования к оформлению проекта.

1

48

Практическая работа «Компьютерная вёрстка проекта».

1

49

Практическая работа «Компьютерная вёрстка проекта».

1

7. Модуль «Основы риторики и публичного выступления» (10 часов)

50

Разработка плана выступления.

1

51

Примеры в выступлении. Смысловые части выступления.

1

52

Этапы речи и их задачи. Практическая работа «Вступительная часть выступления».

1

53

Заключительная часть выступления. Вопросы. Практическая работа «Составление заключительной части выступления».

1

54

Практическая работа «Публичное представление проекта».

1

55

Отличие письменной и устной речи. Абстрактные и конкретные слова.

1

56

Взаимодействие с аудиторией. Целевая аудитория. Практическая работа «Как увлечь аудиторию».

1

57

Невербальные средства. Наглядные материалы

1

58

Практическая работа «Языковой паспорт говорящего».

1

59

Публичная защита проекта. Взаимооценка выступлений.

1

8. Модуль «Сам себе эксперт» (7 часов)

60

Эталон. Оценка. Отметка. Практическая работа «Составление эталона».

1

61

Субъективная оценка. Критерии оценки.

1

62

Характеристики продукта.

1

63

Критерии оценки продукта проектной деятельности.

Практическая работа «Оценка деятельности по критериям»

1

64

«Формула успешной деятельности».

1

65

Собственная оценка жизненной позиции. Оценка продвижения в рамках проекта.

1

66

Сильные и слабые стороны и их причины. Способы преодоления трудностей.

1

67

Резерв

1

68

Резерв

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

естественно-математического цикла

_____________  Л.А. Зарубина

Протокол № _____

от  «____»______________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________ Т.В. Янжимаева

 

«____»______________2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

_____________  Т. Ю. Дансарунова

Приказ №_____

от  «____»______________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ФГОС СОО)

по предмету:    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ,   10   класс  

предмет, класс

на 2021 – 2022 учебный год

срок реализации

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ:    в неделю __1 час_;      всего за год __ 34 часа__

УЧИТЕЛЬ   (ФИО)__              Зарубина    Лариса    Александровна________________________

КАТЕГОРИЯ __                        первая  квалификационная  категория______________________

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы: учебное пособие для общеобразовательных организаций /(Н.В. Антипова, М.В. Половкова и др.) - М.: Просвещение, 2019                         _____

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

 Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / (М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак.) – М.: Просвещение, 2019 _______________________

с. Верхняя Иволга

2021 г.

Раздел I.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Планируемые образовательные результаты

        Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования.

        Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных умений, а также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями учащегося.

        Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

        Задачи курса:

  • реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.

        Освоение содержания учебного курса «Индивидуальный проект» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

        Личностных:

  • постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

        Метапредметных:

  • овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • овладение умениями согласования процедур совместного действия;
  • овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • овладение умениями использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

        Предметных:

  • владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
  • способность применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта;
  • способность разрабатывать структуру конкретного проекта;
  • владение умением определять методологию исследовательской деятельности;
  • владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию;
  • владение умением проводить исследования;
  • владение знаниями оформлять библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы;
  • способность представлять результаты исследования в форме презентации.
  1. Планируемые воспитательные результаты

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров. 

Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне среднего общего образования

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе.

Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем.

Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности.

Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России.

Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях).

Патриотическое

Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России.

Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности.

Духовно-нравственное

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения).

Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности.

Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.

Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России.

Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.

Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре.

Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры.

Эстетическое

Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре.

Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей.

Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Физическое

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей.

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.

Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде).

Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде.

Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям.

Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны.

Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду.

Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства.

Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в т.ч. предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда.

Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.

Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.

Экологическое

Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду.

Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды.

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве.

Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.

Познавательное

Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений.

Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники, достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки.

Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления.

Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире.

Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Индивидуальный проект. 10 класс.

Раздел 1. Культура исследования и проектирования (12 часов)

        Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.

        Тема 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.

        Тема 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).

        Тема 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.

        Тема 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.

        Тема 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.

        Тема 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.

        Тема 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.

        Тема 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.

        Тема 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека.

        Тема 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.

Раздел 2. Самоопределение (7 часов)

        Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.         Тема 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.

        Тема 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.

        Тема 2.3. Формируем отношение к проблемам.

        Тема 2.4. Знакомимся с проектными движениями.

        Тема  2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.

Раздел 3. Замысел проекта (10 часов)

        Тема 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.

        Тема 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.

        Тема 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.

        Тема 3.4. Роль акции в реализации проектов.

        Тема 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.

        Тема 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.

Раздел 4. Условия реализации проекта (4 часа)

        Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.

        Тема 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.

        Тема 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.

        Тема 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.

        Тема 4.4. Модели и способы управления проектами.

        Итоговый тест (1 час)

Раздел III.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Индивидуальный проект, 10 класс

Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Культура исследования и проектирования (12 часов)

1

Что такое проект.

1

04.09

2

Виды индивидуальных проектов.

1

11.09

3

Учимся анализировать проекты.

1

18.09

4

Выдвижение идеи проекта как формирование образа будущего.

1

25.09

5

«Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.

1

02.10

6

Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.

1

09.10

7

Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём.

1

16.10

8

Волонтерские проекты и сообщества.

1

23.10

9

Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца».

1

30.10

10

Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов.

1

13.11

11

Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.

1

20.11

12

Практическое занятие.  Работа с поисковыми системами.

1

27.11

Раздел 2. Самоопределение (7 часов)

13/1

Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.

1

04.12

14/2

Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.

1

11.12

15/3

Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?

1

18.12

16/4

Знакомимся с проектными движениями.

1

25.12

17/5

Первичное самоопределение.

1

15.01

18/6

Обоснование актуальности темы для проекта или исследования.

1

22.01

19/7

Практическое занятие.  Подбор материалов по теме проекта/исследования.

1

29.01

Раздел 3. Замысел проекта (10 часов)

20/1

Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.

1

05.02

21/2

Практическое занятие.  Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы.

1

12.02

22/3

Формулирование цели проекта.

1

19.02

23/4

Целеполагание. Постановка задач.

1

26.02

24/5

Практическое занятие.   Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

1

05.03

25/6

Прогнозирование результатов проекта.

1

12.03

26/7

Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.

1

19.03

27/8

Роль акции в реализации проекта.

1

02.04

28/9

Ресурсы и бюджет проекта.

1

09.04

29/10

Поиск недостающей информации, ее обработка и анализ

1

16.04

Раздел 4. Условия реализации проекта (4 часа)

30/1

Планирование действий - шаг за шагом по пути к реализации проекта.

1

23.04

31/2

Практическое занятие.  Составление плана работы.

1

30.04

32/3

Источники финансирования проекта.

1

07.05

33/4

Практическое занятие.  Подбор материалов по теме проекта/исследования.

1

14.05

34

Итоговый тест

1

21.05

Резерв

28.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

естественно-математического цикла

_____________  Л.А. Зарубина

Протокол № _____

от  «____»______________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________ Т.В. Янжимаева

 

«____»______________2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

_____________  Т. Ю. Дансарунова

Приказ №_____

от  «____»______________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ФГОС СОО)

по предмету:   ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ,   11   класс  

предмет, класс

на 2021 – 2022 учебный год

срок реализации

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:  в неделю __1 час_;      всего за год __ 34 часа__

УЧИТЕЛЬ   (ФИО)__              Зарубина    Лариса    Александровна________________________

КАТЕГОРИЯ __                        первая  квалификационная  категория______________________

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы: учебное пособие для общеобразовательных организаций /(Н.В. Антипова, М.В. Половкова и др.) - М.: Просвещение, 2019                         _____

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

 Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / (М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак.) – М.: Просвещение, 2019 _______________________

с. Верхняя Иволга

2021 г.

Раздел I.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Планируемые образовательные результаты

        Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования.

        Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных умений, а также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями учащегося.

        Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

        Задачи курса:

  • реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.

        Освоение содержания учебного курса «Индивидуальный проект» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

        Личностных:

  • постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

        Метапредметных:

  • овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • овладение умениями согласования процедур совместного действия;
  • овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • овладение умениями использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

        Предметных:

  • владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
  • способность применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта;
  • способность разрабатывать структуру конкретного проекта;
  • владение умением определять методологию исследовательской деятельности;
  • владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию;
  • владение умением проводить исследования;
  • владение знаниями оформлять библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы;
  • способность представлять результаты исследования в форме презентации.
  1. Планируемые воспитательные результаты

Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров. 

Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне среднего общего образования

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе.

Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем.

Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности.

Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России.

Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.

Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях).

Патриотическое

Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России.

Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности.

Духовно-нравственное

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения).

Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности.

Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.

Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России.

Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.

Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре.

Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры.

Эстетическое

Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре.

Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей.

Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Физическое

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей.

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.

Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде).

Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде.

Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям.

Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны.

Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду.

Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства.

Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в т.ч. предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда.

Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.

Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.

Экологическое

Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду.

Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды.

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве.

Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.

Познавательное

Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений.

Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники, достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки.

Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления.

Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире.

Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Индивидуальный проект. 11 класс.

Раздел 1. Условия реализации проекта (4 часа)

        Тема 1.1. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.

        Тема 1.2. Модели и способы управления проектами.

Раздел 2. Трудности реализации проекта (7 часов)

        Тема 2.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.

        Тема 2.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.

        Тема 2.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».

        Тема 2.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.

        Тема 2.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.

Раздел 3. Предварительная защита и экспертная оценка

проектных и исследовательских работ (5 часов)

        Тема 3.1. Позиция эксперта.

        Тема 3.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.

        Тема 3.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.

        Тема 3.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.

Раздел 4. Дополнительные возможности улучшения проекта (10 часов)

        Тема 4.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.

        Тема 4.2. Видим за проектом инфраструктуру.

        Тема 4.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.

        Тема 4.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.

        Тема 4.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.

        Тема 4.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.

Раздел 5. Презентация и защита индивидуального проекта (7 часов)

        Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.

        Резервное время (1 час)

Раздел III.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Индивидуальный проект, 11 класс

Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Условия реализации проекта (4 часа)

1

Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать вклад каждого участника.

1

04.09

2

Особенности работы команды над проектом.

1

11.09

3

Модели и способы управления проектами.

1

18.09

4

Практическое занятие. Подбор материалов по теме проекта/исследования.

1

25.09

Раздел 2. Трудности реализации проекта (7 часов)

5/1

Переход от замысла к реализации проекта.

1

02.10

6/2

Риски проекта.

1

09.10

7/3

Практическое занятие. Определение рисков при реализации проекта/исследования.

1

16.10

8/4

Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика».

1

23.10

9/5

Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».

1

30.10

10/6

Сравнение проектных замыслов.

1

13.11

11/7

Практическое занятие. Анализ проектов сверстников.

1

20.11

Раздел 3. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (5 часов)

12/1

Позиция эксперта.

1

27.11

13/2

Критерии анализа и оценивания проектной работы.

1

04.12

14/3

Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя».

1

11.12

15/4

Оценка начального этапа исследования.

1

18.12

16/5

Практическое занятие. Редактирование текста.

1

25.12

Раздел 4. Дополнительные возможности улучшения проекта (10 часов)

17/1

Технология как мост от идеи к продукту.

1

15.01

18/2

Видим за проектом инфраструктуру.

1

22.01

19/3

Опросы как эффективный инструмент проектирования.

1

29.01

20/4

Возможности социальных сетей.

1

05.02

21/5

Сетевые формы проектов.

1

12.02

22/6

Использование видеоролика в продвижении проекта.

1

19.02

23/7

Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.

1

26.02

24/8

Практическое занятие. Оформление проектной работы.

1

05.03

25/9

Практическое занятие. Оформление проектной работы.

1

12.03

26/10

Практическое занятие. Оформление проектной работы.

1

19.03

Раздел 5. Презентация и защита индивидуального проекта (7 часов)

27/1

Технология презентации.

1

02.04

28/2

Подготовка к защите. Навыки монологической речи.

1

09.04

29/3

Подготовка доклада для защиты проекта.

1

16.04

30/4

Презентация и защита проекта.

1

23.04

31/5

Презентация и защита проекта.

1

30.04

32/6

Экспертиза проектов.

1

07.05

33/7

Подведение итогов.

1

14.05

34

Резерв.

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования"Проектная деятельность на уроках биологии и химии"

1.Основные требования проектного метода2.Этапы работы учащихся над проектом (для учителя)3.Содержание работы учащихся над проектом (для учащихся)4.Критерии оценивания выполненных работ...

Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....

«Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»

Мастер класс    «Проектная  деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»...

КВЕСТ–ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Статья посвящена использованию Квест - технологии в образовательном процессе. Раскрывается понятие «Квест» и его особенности с педагогической точки зрения. Обоснована необходимость использ...

Формирование ключевых компетенций через реализацию проектной деятельности на уроках биологии

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС по биологии? Какие УУД необходимо сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?Во-первых, требования, регламентированные ...

Мастер класс «Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогиче...