КВЕСТ–ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
статья по химии на тему

Трубникова Елена Евгеньевна

Статья посвящена использованию Квест - технологии в образовательном процессе. Раскрывается понятие «Квест» и его особенности с педагогической точки зрения. Обоснована необходимость использования «Квест-технологии» в образовательном процессе, на уроках химии  и пути его внедрения на примере конкретного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-tehnologiya_na_urokah_himii.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

КВЕСТ–ТЕХНОЛОГИЯ  НА УРОКАХ ХИМИИ,

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Автор Трубникова Е.Е.

МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, Курская область, Курский район, п. Сахаровка

Статья посвящена использованию Квест - технологии в образовательном процессе. Раскрывается понятие «Квест» и его особенности с педагогической точки зрения. Обоснована необходимость использования «Квест-технологии» в образовательном процессе, на уроках химии  и пути его внедрения на примере конкретного урока.

В последнее время в тенденциях современной школы просматривается снижение внимания к химическому образованию, которое может привести к технологическому кризису и производственному упадку для нашей страны в будущем.

Поэтому перед современной российской педагогической наукой стоит серьезная цель: заинтересовать школьников изучением химии, поспособствовать им в осознании важности и универсальности изучаемых естественно-научных законов, понятий, теорий; содействовать самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения; развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской естественно-научной деятельности; оснастить необходимыми методологическими умениями и навыками.

Одним из способов стимулирования интереса к естественным наукам являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса школьников с использованием различных современных технологий обучения. Нестандартные подходы к организации естественнонаучных занятий, учитывающие интересы школьников разных возрастов, основанные на самостоятельной исследовательской деятельности, стимулируют формирование познавательного интереса к предмету химия [1].

У подростков среднего и старшего школьного возраста,  современной молодежи появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики,  экшн - адвенчуры и другие жанровые спецификации. Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.

Наиболее эффективными, в плане актуализации познавательной активности,  являются интерактивные технологии обучения, одной из которых  является квест- технология.

 «Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий. [6].

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность.

Квест - проектная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключается в продолжительном целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты; приключенческие, или игровые квесты; «живые» квесты.

Особый интерес представляют «живые» квесты, направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы.

Удачным является использование на занятиях квест-проектов.

Преимуществом квест - технологии является использование активных методов обучения. Квест - занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.  

Обучающийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. [5].

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм [2]. 

Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы так и вне ее. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда. [4].

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

- линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги, призы)

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить:

  • цели и задачи квеста;
  • целевую аудиторию и количество участников;
  • сюжет и форму квеста, написать сценарий;
  • определить необходимое пространство и ресурсы;
  • количество помощников, организаторов;
  • назначить дату;
  • как заинтриговать участников. [5].

Таким образом, образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи:

образовательную - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);

развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидание.

 Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Квест - технологии становится  отличной возможностью  для педагога и детей увлекательно  и оригинально  организовать урок химии. Квест, помогает педагогу разнообразить учебно-воспитательный  процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным.

Таким образом, квест – технологии с легкостью могут войти в образовательную деятельность и так же замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Как же создать квест-игру? А необходимо всего лишь включить смекалку и фантазию. Любому педагогу под силу написать сценарий своего особенного квеста. И он будет составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и интересов учащихся класса. И такой квест будет еще ценнее.

Предлагаю вариант урока  химии, с использованием квест – технологии, при изучении темы: «Основные классы неорганических соединений»

На организационном этапе учитель пригласил учащихся на урок  – квест. Познакомила с планом предстоящей работы.

Работать учащиеся должны в командах, что позволит сформировать навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. На уроке  каждый из учащийся имеет возможность почувствовать, что означает быть членом одной команды.

Учащимся предлагается вспомнить что такое квест.

Квест (от английского qvest – поиск приключений) – это игра на испытание эрудированности, начитанности и умение работать в одной команде.

Все участники урока-квеста заранее делятся  на 4 команды.

Правила игры - квест (коротко проецируются на доске)

-Все учащиеся  – сплоченная, дружная команда. Учащимся  необходимо доказать, что они умные, сообразительные, эрудированные в вопросах, касающихся определения, классификации и названий основных классов неорганических веществ.

-Все участники должны принимать активное участие в игре.

-В команде при обсуждении задания не ссориться, выслушивать друг друга, принимать взвешенное решение.

-Ответы своих соперников выслушивать внимательно, не перебивать, не смеяться.

Учащимся предлагается  документ, датированный 1720 годом, на котором один известный алхимик сделал записи химических веществ. Учащимся  предстоит разгадать, что означают эти записи.  Ответ  нужно  дать только тогда, когда соберут  все подсказки и получат  последнее задание.

Подсказки можно получить только правильно выполнив задание на этапе. На каждом этапе учащиеся  получают  только одну подсказку.

Не дело, когда команда не имеет названия. Ведь как говориться: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Чтобы получить название своей команды, учащимся  нужно отгадать загадки, ответы на которые будут названия основных классов неорганических соединений.

«Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?  
 (Оксиды.)                                                

«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород».

                (Кислоты.)

«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

  (Щелочи.)

«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...»
     (Соли.)                        

На основном этапе урока учащиеся   выполняют теоретические и практические задания, получают подсказки, для выполнения итогового задания. Пример, теоретическое задание 1.

Ca(OH)2,  SiO2, NaCl, H3PO4, H2SO4, Zn(OH)2,FeO, Al2(SO4)3 , HCl , CaO, Cu(OH)2 , Cu(NO3)2 

Теоретическое задание 3. «Шестой лишний»

1 команда: Н2О, NaOH, Ca(OH)2,  Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2

2 команда: CaO, Cu, CO2, CO, SO3, SO2

3 команда: K2CO3, Na2SO4, HNO3, BaSO4, NaCl, CaCO3

4 команда: HNO3, H2SO4, Н3РО4, Н2СО3, K2CO3, HI

Пример задания практического этапа

Задание для первой команды.

          Перед вами вода, оксид кальция, фенолфталеин. Вы должны доказать, что СаО  – основной оксид. Что при этом получается? О чем говорит изменение цвета фенолфталеина?

(Растворим СаО в воде – он малорастворим, добавим к раствору фенолфталеин – раствор окрасился в малиновый цвет, это говорит о том что среда раствора щелочная, следовательно, оксид кальция обладает основными свойствами)

Задание для второй команды.

Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится основание. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, фенолфталеин)

(Во все пробирки добавим фенолфталеин, в одной из них он становится малиновым, следовательно, в этой пробирке – гидроксид натрия)

Задание для третьей команды.

Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)

(Во все пробирки добавим метилоранж, в первой раствор стал жёлтым – это гидроксид натрия, в третьей – остался оранжевым, следовательно, в ней вода, а во второй – раствор стал алым – вот в ней то и находится серная кислота)

Задание для четвёртой команды.

Перед вами в пронумерованных пробирках находятся поваренная соль, медный купорос, и карбонат кальция. Вам нужно определить каждую из этих солей, используя только воду.

(Проверим соли на растворимость в воде. Для этого во все пробирки добавим воду. В двух соли растворились, а в одной – вещество не растворяется – это карбонат магния, в другой пробирке раствор стал голубым – это медный купорос CuSO4, в оставшейся – растворимое и бесцветное вещество – это поваренная соль – NaCl)

Пример заданий для творческого этапа. Задание для 1 команды: «Ассорти»

Переведите с химического языка на общепринятое выражение:

Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)

Белый как карбонат кальция. (Белый как мел)

Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)

Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)

Купрумного гроша не стоит. (Медного гроша не стоит)

С тех пор много оксида водорода утекло. (С тех пор много воды утекло)

На этапе подведения итогов учащимся  необходимо составить формулы тех соединений, которые были зашифрованы в документах, дать им названия, определить класс, к которому они относятся, и дать определение.

Команда «Оксиды». У нас были зашифрованы вещества вода H2O, оксид меди (II) CuO, оксид железа (II) FeO. Они относятся к классу оксиды – это сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2.

Команда «Основания». В нашей шифровке были зашифрованы металлы Медь, Железо, Натрий. Нам нужно было составить формулы оснований, образованных этими металлами. Это гидроксид меди (II) – Cu(OH)2, гидроксид натрия – NaOH и гидроксид железа (III) – Fe(OH)3. Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.

Команда «Кислоты». У нас были зашифрованы азотная кислота – HNO3, серная кислота – H2SO4, и «царская водка», которая является смесью двух кислот – азотной и соляной -  HCl. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Команда «Соли». В нашей шифровке были соли: карбонат калия – K2CO3, поваренная соль – хлорид натрия – NaCl, киноварь – сульфид ртути – HgS. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

Все команды достигли основной цели – обобщили знания об основных классах сложных веществ, научились работать в команде, доброжелательно относиться друг к другу.

За каждое задание учащиеся  получали квест-жетоны: красные – 5 баллов, синие – 4 балла, зелёные – 3. учащимся предлагалось подсчитать  сумму заработанных баллов. Максимальная сумма – 22 балла. Каждый учащийся мог  оценить свой  вклад в общее дело.  

В заключение хотелось бы дать несколько советов для педагогов по подготовке квест- занятия:

• подготовить интересное выступление;

•с формулировать интересное задание;

• составить план работы;

• составить список информационных ресурсов.

  Обучающийся в свою очередь:

• выбирает роль;

• составляет план поиска ресурсов;

• исследует информационные ресурсы;

• готовит отчет.

В процессе защиты выполненных заданий по квесту обучающийся может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Использование на занятиях квест - технологии способствует формированию у обучающихся информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.

Применение интерактивных технологий обучения призвано решить ряд задач, среди которых на первых план выдвигаются следующие:

-развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между учащимися;

- развитие познавательных УУД, общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка   целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.);

- обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения; плодотворно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), результативно разрешать конфликты;

- обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключения внимания, смена форм деятельности и т.д. [3].

Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней - будущее.

Литература

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

3.  Василенко А. В. https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69

4. Каравка А. А. http://mir-nauki.com/PDF/45PD MN315.pdf

5. Николаева Н. В. http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

6. Романцова Ю. В., http://festival.1september.ru/articles/513088/

7. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Групповые формы работы на уроках истории как средство реализации ФГОС

Групповая форма работы на уроках истории необходима как один из методов активизации учебной деятельности учащихся . Она повышает не только познавательный интерес учащихся, но и повышает учебную...

Использование квест-технологий на уроке физкультуры в рамках введения ФГОС

Данная разработка поможет учителям физкультуры спланировать образовательный процесс в рамках ФГОС, обеспечить формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью....

Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....

формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...

Проектная деятельность на уроках биологии и химии как средство реализации ФГОС

Проектная деятельность на уроках биологи и химии как средство реализации ФГОС...


 

Комментарии

Шишкина Наталья Григорьевна

Спасибо за интересный материал, обязательно воспользуюсь вашим опытом работы!