Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс рыбы»: Рыбы – властелины водной стихии
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Роженко Алексей Владимирович

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Надкласс рыбы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии 7класс в рамках декады биологии и химии

Дата: 16.02.2016г.

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Надкласс рыбы"

Тема: Рыбы – властелины водной стихии.

Слайд 1 (тема урока)

Цель урока (слайд 2):  обобщить и закрепить знания о представителях Надкласса рыбы.

Иным достался от природы 
Инстинкт пророчески слепой –
Они им чуют, слышат воды…

Ф.И.Тютчев

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие местообитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработки ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение (слайд 3) – змеевидные (угри, мурены), плоские (скаты, камбала), дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба луна), торпедообразные (акулы, тунцы), шарообразные (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Общая характеристика классов рыб (слайд 4)

Ответить на вопросы:

1. Где обитают?
2. Когда появились?
3. Сколько известно видов рыб?                                                                                                                     4. Какой тип симметрии тела у рыб?
5. Какие отличительные признаки имеют представители надкласса рыбы во внешнем строении?         6. Какие отличительные признаки имеют представители надкласса рыбы во внутреннем строении?
7. Составьте схему классификации рыб?

Задание 1. Закончить предложение и ответить на вопросы (слайд 5).

1 вариант:

  • Цедильный аппарат жабр – … (жаберные тычинки).
  • Органы выделения у рыб – … (почки).
  • Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие)
  • Какие рыбы носят названия небесных тел? (Рыба-луна, рыба-солнце)

2 вариант:

  • Где накапливается желчь у рыбы? (В желчном пузыре).
  • Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (Жаберными крылышками).
  • Где выметывает икру речной угорь? (В Саргассовом море).
  • Какие рыбы имеют «оружие» на голове? (Рыба-пила, рыба-меч, рыба-молот).

Классификация рыб (слайд 6)

Особенности внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии позволяют выделить среди многообразия рыб некоторые систематические группы: Надкласс Рыбы подразделяется на два класса

1)  Класс Хрящевые рыбы. К ним относятся: отряд акулы, отряд скаты, отряд химерообразных. Скелет у этих рыб не костный, а хрящевой. Жаберных крылышек нет, а с каждой стороны 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

2) Класс Костные рыбы подразделяется на два подкласса: Подкласс Лопатеперые к которому относится два отряда Кистеперые и Двоякодышащие и подкласс Лучеперые, надотряд Костистые Костные рыбы представлены несколькими отрядами: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные. У этих рыб костный скелет, есть плавательный пузырь. Дыхание осуществляется посредством жабр.

Характеристика классов рыб (хрящевых и костных), слайд 7.

План ответа:

1. Количество видов
2. Среда обитания
3. Представители
4. Характерные черты (дыхание, движение, питание, кровеносная система, оплодотворение, размножение).

После ответов учеников – заполнение обобщающей таблицы

Таблица (слайд 8)                                     Класс рыбы

Признаки

Хрящевые рыбы

Костные рыбы

Количество видов

700

Около 20 тыс

Среда обитания

Морские воды

Морские и пресные воды

Представители

Акулы, скаты, химеры

Осетр, скумбрия, карп, угорь, мурена, щука, тунец, окунь и др.

Скелет

Хрящевой

Костный

Дыхание

Через жаберные щели

Жаберное, с помощью жаберной крышки

Движение

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников, воздушного пузыря

Питание

В основном хищные

Хищные, всеядные, растительноядные

Кровеносная система

Замкнутая, сердце двухкамерное

Замкнутая, сердце двухкамерное

Оплодотворение

Внутреннее

Наружное

Размножение

Яйцеживорождение

Откладка яиц (икры)

Задание 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам (слайды 9,10).

1 вариант

Рфьлео – (форель), отряд лососеобразных
Отлпав – (плотва), отряд карпообразных
Аеуглб – (белуга), отряд осетрообразных

2 вариант

Мёсаг – (семга), отряд лососеобразных
Азнса – (сазан), отряд карпообразных
Юврсеаг – (севрюга), отряд осетрообразных

БОЛЬШОЙ АКВАРИУМ                                                                                                                        (рассказы учащихся о рыбах) – слайды 11-14.                                                                                   Представьте себе, ребята, гигантский аквариум величиной с классную доску. Давайте заселим его рыбами, морскими или речными.

1-й ученик. Мы предлагаем поселить в аквариум замечательную рыбку. Зовут её окунь-брызгун. Слайд 11. Живет она в морях и на мелководье у берегов Индии, Индонезии и Австралии. Много места ей не понадобится – длина её всего 20см. Питается окунь-брызгун насекомыми, которые летают над водой или ползают по листьям прибрежных растений. Насекомых брызгун сбивает струёй воды, он меткий стрелок – настоящий снайпер! У этой рыбки громадные ярко-желтые глаза с черными зрачками, она отличается большой зоркостью и издалека замечает даже мелких насекомых. В центре аквариума, где живет брызгун, вертикально укрепляют палку с крестовиной на конце, на неё сажают различных насекомых. Заметив добычу, брызгун настораживается, распускает веером спинной плавник, осторожно подплывает к палке, потом замирает, приподнимает над водой кончик головы и стреляет струйкой воды изо рта. Если выстрел удачен, он бросается к  упавшей мухе и проглатывает её. Промазывает брызгун редко, его меткости помогает особое устройство рта в виде крошечного ружейного ствола. Выброшенная брызгуном струйка воды летит 4-5м, отлично попадая в цель на расстоянии до 2м.

2-й ученик. В Чёрном море живут замечательные рыбёшки – морская игла и морской конёк (слайд 12). Это необычные рыбы. Тело их покрыто костными пластинками. Очень интересно они заботятся о своём потомстве. Во время размножения самки откладывают икринки в кожистую складку на брюшке у самца, там икринки и развиваются до появления мальков. Когда края складки расходятся, мальки выплывают наружу. Рыбы делают это бессознательно, инстинктивно; это очень важный инстинкт, так как хищники не могут уничтожить икринки и поэтому большое количество рыбок доживает до взрослого состояния. Эти рыбы съедобны, но не имеют промыслового значения из-за малых размеров.

3-й ученик. Ребята, а вы знаете  электрических рыбок? Ведь это интереснейшие рыбы – электрический угорь, скат и сом (слайд 13). Уже много лет учёные изучают загадочные свойства этих рыб. Давно известна их способность вырабатывать электричество. Энергии, которую вырабатывают 10тыс угрей, достаточно для движения электропоезда в течении нескольких минут. Сильными разрядами (до 300 вольт и более) угорь может насмерть поразить человека и парализовать быка. У других электрических рыб (скатов, сомов) разряды меньшей силы, но и они помогают им защищаться от врагов и добывать себе пищу.

4-й ученик. А давайте поселим в аквариум акулу. Конечно, большая не поместится, но маленькой – колючей акуле, которая часто встречается в Чёрном море, – места хватит (слайд 14). Она хоть и не очень велика по сравнению с другими (всего около 2х метров), но тоже хищница, как и её крупные родичи. В теле акул нет костей (только хрящи), кожа шершавая, как наждачная бумага. Акула – живородящая: выметывает до 30 детенышей. Тело акул, похожее на веретено, легко рассекает воду. Поэтому люди и придали форму тела акулы подводным лодкам и торпедам. Как стрела мчится акула под водой, и встреча с ней не предвещает ничего хорошего: акулы прожорливы и ненасытны.

Задание 3. Выберите их предложенных суждений правильные (слайд 15).

1 вариант: 

  • Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.
  • Рыбы не имеют органов слуха.
  • Рыбы – раздельнополые животные.
  • Все рыбы нерестятся весной.
  • Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

2 вариант: 

  • Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
  • Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.
  • Кровеносная система рыб замкнутая.
  • Температура тела рыб низкая, но постоянная.
  • Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.

Релаксация (слайд 16).

Найди ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня.

http://festival.1september.ru/articles/611388/img1.jpg

Ответ. Щука никогда не будет преследовать окуня с хвоста, т.к. у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов.

Нам пишут, мы отвечаем ( слайд 17)

1. В Польше некоторое время усиленно боролись с выдрой, уничтожающей рыбу. Однако выяснилось, что исчезновение этого животного вызвало заболевание и массовую гибель рыбы. Как это можно объяснить?

2. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Как можно объяснить этот факт?

3. Российский фермер закупил мальков форели и запустил в пруд, но они все практически сразу погибли. Почему так случилось?

Ребус (слайд 18).

Назовите рыбу и укажите систематическое положение вида.

http://festival.1september.ru/articles/611388/img2.jpg

Ответ: кара-с-ь, отряд – карпообразные.

Пословицы о рыбах (слайд 19. Ответы – слайд 20).

Закончите пословицы:

  • Была бы рыба, а … (рыбак найдется).
  • Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).
  • Рыба в реке – ещё …(не в руке).
  • Закидываешь удочку вперёд, …(оглянись назад).
  • Чем больше зависти, тем… (меньше рыбы).

Роль и значение рыб в природе (слайд 21).

1. Один из важных источников продуктов питания людей и животных.

2.Очистка  зарастающих водоемов.

3. Источник производства клея (плавники, плавательный пузырь осетровых).

4. Источник производства рыбной муки в животноводстве.

5. Источник производства ценного удобрения – тука.

6. Промежуточные хозяева паразитических червей (гельминтов), опасных для здоровья человека.

7. Эстетическое наслаждение (аквариум).

Домашнее задание (слайд 22)

Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»

– Спасибо за внимание! (слайд 23)

Задания для учащихся по вариантам представлены в технологической карте  урока, которые раздаются учащимся в начале урока. (Приложении 1 и Приложении 2.)

Литература, использованная при подготовке к уроку 

  1. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват.учеб.заведений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
  2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие / авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Сост. Н.Ф.Бодрова. – Воронеж: ВГПУ, 2000.
  5. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В.Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  6. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс: Кн.для учителя / И.А.Степанов. – М.: «Новый учебник», 2001.
  7. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

          Технологическая карта урока биологии в 7 классе                 

 

Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс Рыбы»

Дата: ___________  

Ф.И.  ученика__________________________________________

Тема урока: _______________________________________

                       _______________________________________

 

ВАРИАНТ 1

ЗАДАНИЕ 1.  Закончить предложение и ответить на вопросы.

  1. Цедильный аппарат жабр - …
  2. Органы выделения у рыб - …
  3. Все ли рыбы откладывают икру? ________________________________
  4. Какие рыбы носят названия небесных тел? ________________________

Заполнить таблицу «Класс рыбы»

Признаки

Хрящевые рыбы

Количество видов

Среда обитания

Представители

Скелет

Дыхание

Движение

Питание

Кровеносная система

Оплодотворение

Размножение

ЗАДАНИЕ 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам.

Рфьлео –   ___________ , отряд _________________

Отлпав –  ___________  , отряд _________________

Аеуглб –    ___________  , отряд _________________

ЗАДАНИЕ 3. Выберите их предложенных суждений правильные и отметьте их плюсиком.

  1. Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.
  2. Рыбы не имеют органов слуха.
  3. Рыбы – раздельнополые животные.
  4. Все рыбы нерестятся весной.
  5. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

Технологическая карта урока биологии в 7 классе                 

 

Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс Рыбы»

Дата: ___________  

Ф.И.  ученика__________________________________________

Тема урока: _______________________________________

                       _______________________________________

ВАРИАНТ 2

ЗАДАНИЕ 1.  Закончить предложение и ответить на вопросы.

  1. Где накапливается желчь у рыбы?___________________________
  2. Чем прикрыты жабры рыб снаружи?________________________
  3. Где выметывает икру речной угорь? _________________________
  4. Какие рыбы имеют «оружие» на голове?______________________

Заполнить таблицу «Класс рыбы»

Признаки

Костные рыбы

Количество видов

Среда обитания

Представители

Скелет

Дыхание

Движение

Питание

Кровеносная система

Оплодотворение

Размножение

ЗАДАНИЕ 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам.

Мёсаг      –   ___________ , отряд _________________

Азнса       –  ___________  , отряд _________________

Юврсеаг  –  ___________  , отряд _________________

ЗАДАНИЕ 3. Выберите их предложенных суждений правильные.

  1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
  2. Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.
  3. Кровеносная система рыб замкнутая.
  4. Температура тела рыб низкая, но постоянная.
  5. Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Урок-викторина    «Обобщение и повторение  материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Над...

Методическая разработка 3х уроков по теме "Надкласс Рыбы"

Тема расскрывает особенности внутрненнего и внешнего строения рыб в связи со средой их обитания, многообразие рыб, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.Работа учащихся на уроках...

Урок по теме Надкласс рыбы

Обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных.Учитель: Колмакова Татьяна Николаевна...

Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс

Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс...

Урок по теме "Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб»

Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб».Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, ра...

Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.

Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний  обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."

Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...