использование интерактивных образовательных ресурсов
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

использование ЭОР на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интерактиные ресурсы28.17 КБ

Предварительный просмотр:

"Интерактивные образовательные ресурсы в структуре современного урока биологии"

ПОДГОТОВИЛА : Бабий Т.В.,

учитель биологии

2017/2018 уч.год

Модернизация образования более явно ориентирует на «свободное развитие человека».

В биологическом образовании тоже произошла смена целевой ориентации и более четко обозначилась ее развивающая функция. Проблема развития учащихся является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы главным образом зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.

Один из приоритетных ориентиров в преподавании биологии - подходы в обучении (личностно-ориентированный, деятельностный, практико-ориентированный).Это предполагает совершенствование методики преподавания курса биологии и обуславливает выбор учителем технологий обучения.

Чтобы помочь школьнику, нам, учителям, необходимо самим не отставать от современности. В новых условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий.Для меня, как и для многих учителей, актуален вопрос: как эффективно учить современных школьников? Какие технологии использовать в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности?Модернизация российского образования идет по нескольким направлениям и важнейшим является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий.

«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» сказал академик Андрей Петрович Семёнов и она должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.

Поэтому условием повышения качества образования я вижу использование на уроках новых информационных технологий, в частности интернет-ресурсов.Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. 

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Современный учебный процесс немыслим без применения информационно- коммуникативных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Данные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Уроки с использованием ИКТ для учащихся становятся эффективными, интересными, наглядными и мобильными. Применение ИКТехнологий обуславливает активно- деятельностный подход обучения за счет интерактивности.

Однако всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, также позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Структура урока с использованием ИКТ определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Планируя урок с применением ЭОР, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:четко определять педагогическую цель применения данного ресурса в учебном процессе;

уточнять, где и когда он будет использован;согласовывать выбранный ресурс с другими средствами обучения;

учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

возможности анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Что такое ЭОР?

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:

предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа;

осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;

контроль за результатами обучения и продвижения в учении;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и учебно-воспитательного.

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они:

позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;позволяют индивидуализировать процесс обучения;повышают интерес к урокам;активизируют познавательную деятельность учащихся;развивают творческий потенциал учащихся;осовременивают урок.

Основные образовательные возможности ЭОР:

объективность контроля,

возможности индивидуализации процесса обучения,

возможности использования для решения различных образовательных задач (на любых типах урока, во внеурочной деятельности, в рамках применения различных педагогических технологий),

возможность сочетания методических приемов,

разнообразие видов деятельности обучаемых.

Преимущества использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения.

учет особенностей восприятия современных детей и подростков,

использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность (мультимедийность),

быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств,

оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР).

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ….

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел.

Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Так как наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики, необходимый для развития наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Но нельзя и полностью заменять на уроках биологии натуральные объекты объектами виртуальной среды. Все средства обучения необходимо применять комплексно, исходя из цели, задач урока, особенностей обучающихся.

Мой учебный кабинет биологии оборудован РМ учителя с выходом в Интернет, что позволяет активно использовать в учебном процессе ЭОР: учебники, энциклопедии, практикумы, тестирующие и обучающие программы, авторские мультимедийные презентации, электронные словари и справочники.

Я давно успешно использую электронные образовательные ресурсы, расположенные на сайтах и могу их порекомендовать так как их качество вызывает доверие и отвечает хорошему качеству:

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР 

http://www.school.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

www.scool-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

www.fcior.edu.ru

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» 

www.window.edu.ru

Федеральный портал.Российское образование

http://eor.edu.ru.

Работать с ними легко и интересно. Эти ресурсы разработаны и представлены в 3-х вариантах: информационные, практические и контрольные модули. Их можно использовать в разных целях и на разных этапах урока, их можно рекомендовать детям, не посещающим занятия по тем или иным причинам, для самостоятельного изучения материала.

Также использую электронное интерактивное дидактическое приложение

к методическому пособию для 6-11 классов /авт. О.Л. Ващенко,

к учебнику с сайта www.drofa.ru в профильном классе по программе Захарова В.Б.,

электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С. (как пособие в 6классах) и др .

В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Презентации готовлю не только сама, но и мои ученики. Бумажные таблицы уже практически не использую.

При изучении новой материала ребята показывают свои презентации (проекты) по теме. Это повышает мотивацию и вызывает интерес к предмету, учит выбирать главное.

ЭОРы можно применять на различных этапах урока. На своих уроках я применю следующие виды ЭОР.

Этап урока

Вид ЭОР

Актуализации знаний:

электронные тесты,

ЭОР, в том числе собственных разработок.

Объяснения нового материала

электронные учебники,

мультимедийные презентации,

учебные видеофильмы,

интерактивные рисунки

Закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков

электронные тесты,

ЭОР, в том числе собственных разработок

Контроль и оценка знаний, умений и навыков

многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения,

программы – тренажёры,

электронные тесты,

ЭОР, в том числе собственных разработок

Электронные тесты можно использовать как на уроках, так и при подготовке к экзаменам (online тесты) .И применяю тесты с сайтов https://ege.yandex.ru/biology/, https://ege.yandex.ru/biology-gia/, chrome://bookmarks/, http://www.ctege.info/ege-po-biologii/, http://fipi.ru/ .

Для проверки знаний использую образовательные тесты с сайтов http://testedu.ru/test/biologiya/,http://ymnik.kz/tests/biology/.

Для развития познавательного интереса и проверки знаний, для подготовки к конкурсам использую тесты и кроссворды с сайта http://biouroki.ru/test/.

При помощи программы MyTestX я составляю тесты сама.

При проведении уроков большой интерес у обучающихся вызывает работа с интерактивными тренажерами, которая достаточно эффективна как на этапе закрепления, так и при проверке понимания изученного материала. Тренажеры позволяют организовать многократное повторение и способствуют более прочному запоминанию основных биологических понятий и закономерностей.

Таким образом, применение ЭОР позволяет :

более глубоко осветить теоретический вопрос,

помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей,

организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу,

обеспечить подготовку к ЕГЭ и ГИА,

быстро и объективно проверить знания обучающихся,

повысить эффективность организации учебно-воспитательного процесса,

развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся,

способствует повышению мотивации, формированию общеучебных умений и навыков,

стимулирует активную поисковую познавательную деятельность,

позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.

За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя , переход от вещания к дискуссии и профессиональная компетентность.

Нынешний век -век технологий. ЭОР -современное средство обучения. Применение его в учебном процессе эффективно .ЭОР можно применять на уроках ( на разных этапах) ,во внеурочной деятельности и даже внеклассных мероприятий. Оно способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей у учащихся  и т.д Но  применять ЭОР необходимо в соотвествии с нормами СанПин. В своей работе я делюсь ссылками проверенных сайтов ,где ЭОР качественные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения качества образования на уроках информатики»

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для...

Использование электронных образовательных ресурсов и интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка

Образование сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успеш...

Использование электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в логопедической практике (сочетание МЭО и SMART)

Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания детям....

статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках изобразительного искусства»

Самым важным стратегическим направлением модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для стан...

статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках биологии»

Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках биологии в рамках освоения образовательной программы...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

ПРОЕКТ Совершенствование использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе

Обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе...