ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
статья по биологии (6 класс) по теме

Хайбулина Карина Владимировна

В настоящее время в отечественной системе образования осуществляется процесс реформирования общеобразовательной школы. Переход на нФГОС заставляет учителей оценить результаты своей деятельности и спланировать работу, учитывая социальный заказ государства, общества и семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в  обучении биологии.

В настоящее время в отечественной системе образования осуществляется процесс реформирования общеобразовательной школы. Переход на ФГОС заставляет, учителей оценить результаты своей деятельности и спланировать работу учитывая социальный заказ государства, общества и семьи. Многолетней опыт отечественной школы   ученых, педагогов, методистов и учителей накопленный за последнее столетие позволяет использовать в организации процесса обучения биологии различные методики и технологии.

На сегодняшний день для учителя  биологии интерес представляет  проектная деятельность, которая остается  наиболее сложной формой организации учебного процесса в урочное время.

Известно, что свое начало проектная деятельность берет еще с начала 20 века и не является принципиально новой в мировой практике. Метод проектов возник в США и разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и его учеником В.Х.Килпатриком. В Россиии идеи проектного обучения возникли параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно.

Работая над проектом,  учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой либо практической задачи. Тогда возникали проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» В рамках такого проекта изучались разделы биологии, химии, физики. Совсем упразднялись предметная и классно-урочная системы обучения. Практиковалось «бригадное» обучение, школьники осуществляли проекты «Вырастим цыплят» или «Уничтожим всех сусликов с наших полей». Ученики добывали сведения из справочников, бесед со специалистами, делали расчеты, принимали непосредственное участие в работе и получали вещественный результат. Завершалась работа над проектом отчетом [​6].

Подобная форма обучения включала материал, ранее не изучаемый, но имеющий важное образовательно-воспитательное значение: природа родного края, сезонные явления в развитии живой природы, охрана природных объектов.

Однако постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов в России был осужден. И до недавнего времени больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике.

Считалось, что школьное биологическое образование имело серьезные недостатки. Главным из них было то, что учащиеся не получали систематических знаний о живом мире.

Тем не менее, в зарубежной школе он активно и успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах он завоевал широкую популярность. Но до си пор в полной мере не реализован в отечественном школьном образовании.

 Отставание в его освоении вызвано рядом причин: противоречиями в теоретических трактовках и разграничении с другими методами; нечеткостью в описании механизмов, позволяющих применять его на уроках, расхождения в подходах к оценкам  проектной деятельности – полученного педагогического эффекта и  стандартизированных критериев качества образования, неготовностью учителя к новой ролевой позиции в проектной работе с учащимися [​5].

В настоящее время, проектное обучение является педагогической технологией, которая позволяет применять полученные знания в практической деятельности человека, выбирать эффективные пути достижения цели, создавать продукт. Сегодня наибольшее распространение получила проектная деятельномт. Использование проектной деятельности в обучении биологии способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, создает условия для самореализации школьников, повышает мотивацию к обучению, умений планировать и оценивать результаты работы.

Проектная деятельность преобразовывает предметные умения и навыки у школьников в универсальные компетенции, дающие возможность решать разные жизненные ситуации и позволяет лучше адаптироваться в обществе.

Важно и то, что обучающиеся проявляют энтузиазм в работе над проектом, заинтересованность, выявляются лидирующие позиции, приобретается навык работы в группе, самостоятельность и ответственность, коммуникативные качества, самоконтроль и дисциплинированность. Учебные проекты сочетают образовательные возможности  исследования и эксперимента. Проектная деятельность помогает активизировать личностный потенциал учащегося, происходит увеличение доли самостоятельных работ, что положительно сказывается на результатах обучения.

Однако, результат работы будет зависеть от того насколько учитель подготовил учеников к проектной деятельности. Важно научить учащихся основам проектной деятельности обучить умениям: вычленять проблему, аргументировать свою позицию выбора темы; формулировать цель, конкретизировать задачи, планировать работу, работать совместно в парах, группах, распределять время работы, подготовить презентацию результатов, оценивать результаты, осуществлять рефлексию.

Работа над проектом организуется в соответствии с основными этапами входящими в структуру проектной деятельности:

Этап 1. Подготовительный

Этап 2. Планирование работы

Этап 3. Разработка проекта

Этап 4. Оформление результатов

Этап 5. Презентация проекта

Этап 6. Оценивание

В процессе работы меняется роль учителя при выполнении проекта, он становится не только транслятором информации, а соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, организатором и консультантом.

В настоящее время проектом называют разные виды деятельности: самостоятельную работу учащихся под руководством учителя, исследовательскую деятельность школьников, совместную деятельность учеников, совместную трудовую деятельность по освоению определенных навыков и т. д.  Проектная деятельность объединяет все  виды деятельности для наиболее эффективного достижения цели, поэтому ее нельзя сводить к одному из видов деятельности, приему или методу [​5].

На сегодняшний день в педагогической теории существует несколько подходов к определению типов проектов.

  1. В соответствии с признаком доминирующей деятельности выделяют: исследовательские, творческие, ролевые (игровые), ознакомительно-ориентировочные (информационные);
  2. По признаку предметно-содержательной области различают: монопроект и межпредметный проект;
  3. По характеру координации проекты бывают: с открытой координацией и со скрытой координацией;
  4. По характеру контактов существуют внутренние (региональные), международные и дистанционные;

5. По продолжительности выполнения делятся на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Следует заметить, что успех проекта зависит не от количества проработанных учениками проектов, а от того как их обучали проектной деятельности, от того насколько методически грамотно учителем была  организована работа. Приводим пример применения на обобщающем уроке в шестом классе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Взаимосвязь процессов фотосинтеза, дыхания и транспирации ».

Должность: учитель биологии

Предмет: Биология

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: Жизнь растений. Урок  «Взаимосвязь процессов фотосинтеза, дыхания и транспирации».

Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2011.

Цель: показать взаимосвязь процессов фотосинтеза, дыхания и транспирации

Задачи:

- обобщить знания по процессам фотосинтез, дыхание и транспирация и показать их взаимосвязь в растительном организме;

- формировать культуру общения, коммуникативные качества, умение работать в группе;

- продолжить формирование навыков учащихся по работе с текстом.

Оборудование: средство ИКТ: компьютер, инструкции, презентация к уроку, карточки с заданиями, маркеры, фломастеры, лист бумажный (ватман), клей-карандаш.

Базовые термины и понятия: фотосинтез, дыхание, транспирация.

Демонстрации: творческие проекты, подготовленные учениками в процессе групповой работы.

Тип урока: обобщение и закрепление

Ход урока

Организационный этап: подготовить обучающихся к работе на занятии.

Этап 1. Подготовительный (определение темы и цели проекта)

Мотивация показать практическую направленность изучения темы. Разъяснение организации работы на уроке. Целеполагание темы урока. Предъявление темы урока.

Учитель: на предыдущих уроках мы с вами изучали три основных процесса протекающих в организме растения. Это процессы: фотосинтез, дыхание и транспирация. (Слова учителя сопровождает флеш-аннимация «Взаимосвязь процессов фотосинтеза, дыхания, транспирации», слайд №1).

Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока: «Взаимосвязь процессов фотосинтеза, дыхания и транспирации». (слайд №2 Тема урока).

Учитель: Цель сегодняшнего урока: «Обсудить процессы фотосинтеза, дыхания и транспирации; выяснить каким образом они взаимосвязаны; определить их значение в природе и жизни растения (слайд №3).

Организация групповой работы учащихся: ученики распределяются по группам в зависимости от интересующего их вопроса. (Фотосинтез, дыхание, транспирация). Учитель помогает учащимся распределиться на группы.

Этап 2. Планирование работы

Работа в группах.

Учитель: Каждый из вас занял свое место в определенной группе. На столах у каждой группы имеются: ватман, маркеры, клей-карандаш  и «Секретный конверт» с инструкцией, которая поможет вам успешно справиться с работой, итогом которой будут творческие проекты. На подготовку проекта вам предоставляется 15мин.

Состав «Секретного конверта»: инструкция, рисунок-схема, заготовка для работы с текстом, биологическая задача, карточки для определения понятий.

 Инструкция:

  1.  Дать определение процесса
  2.  Работа с текстом (вставить пропущенные слова в тексте)
  3. Решить биологическую задачу
  4.  Сделать вывод о значении процесса в природе и жизни растения)
  5. Расположить выполненные задания на ватмане в виде рисунка- схемы.
  6. Представить творческий групповой проект.

Заготовка для работы с текстом:  [​4],[​1].

Группа №1

Фотосинтез происходит в растительных клетках, которые содержат органоиды _______. В них содержится зеленый пигмент  _________, который придает растению характерную окраску и обеспечивает ______

У большинства растений основным органом, обеспечивающим осуществление фотосинтеза, является _________ еще фотосинтез может протекать в ___________________________________________________

Группа №2

У наземных растений устьица расположены в основном на _________ стороне листа. У водных растений с плавающими листьями устьица расположены на  ___________ стороне листа. Через ___________ внутрь листа поступает  _______. Из листа через ______________ выделяются в атмосферу ____________, __________кислород_____ и _____________. Устьица открыты, когда ____________, устьица закрываются, когда _____________.

Группа №3

Внутри листа водяной пар по ____________, проходит к _____________ и ________выделяется____ главным образом через них. Если растениям достаточно воды, то _____________ открыты ______________. У некоторых растений _______________ открываются только _____________. Растение, произрастающее в тени, воды испаряет ___________, чем такое же растение, произрастающее ________________.

Биологические задачи:  [​3], [​7].

Группа №1

Около 300 лет назад знаменитый ученый Ян ван Гельмонт поставил опыт - поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении 5 лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили: ее вес увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 гр. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для ученого осталось загадкой. Надеюсь, что вам удастся разгадать эту загадку.

Группа №2

Человек за сутки потребляет 430 гр кислорода и выдыхает 800 гр углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек,  при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода в сутки необходим жителям города, с населением 5 млн человек? Какова должна быть  площадь зеленых насаждений в этом городе? (3)

Группа №3

Исследователи взяли 4 пробирки с одинаковым количеством воды. Первую оставили без растения. Во вторую поставили побег лишенный листьев. В третью поместили лист. В четвертую поместили побег с листьями. Чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял 3 дня. Что же получилось?

Карточки для определения понятий:

Группа №1 Фотосинтез

Группа №2 Дыхание

Группа №3 Транспирация

 Этап 3.  Разработка проекта

 Работа в группах: самостоятельная работа учащихся по инструкции.

Промежуточный контроль: разъяснять учащимся вопросы, вызвавшие затруднения, корректировать высказывания обучающихся, направлять работу в группах, контролировать включенность в работу всех учащихся, проверять выполнение групповых заданий.

Этап 4. Оформление результатов

Обобщение и закрепление знаний (отчет по проектам) проводится в виде отчета - творческого проекта каждой группы. Важно, чтобы ответ давали все участники группы используя полученный в процессе работы продукт (плакат по определенным темам) 

Этап 5. Презентация проекта

Презентация проектной работы.

Этап 6. Оценка проекта

Подведение итогов работы: оценивание работы учащихся над проектом.

 Рефлексия: вопрос учителя: Завершая сегодняшнее занятие, какие чувства вы испытываете! (Мне понравилось, я рад; мне грустно, что не все удалось; я разочарован.) (слайд №4)

Домашнее задание (дифференцированное): учащиеся у которых не возникли затруднения освобождаются от домашнего задания; ученики у которых были затруднения обеспечиваются домашним заданием - повторить параграф 34-36.

Литература:

  1. Никишов А.И. Ботаника. Цветковые растения: Учеб.пособие/-М.:Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.- 64с.
  2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл.:учеб.для общеобразоват. учреждений/ -М.: Дрофа, 2011 – 304 с.
  3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6: Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс»/ -М.: Дрофа, 2011 –94 с.
  4. Пасечник В.В. Биология Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс»/ -Просвещение, 2011 –95 с.
  5. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие/Т.Н. Полякова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. 112 с.
  6. Пономарева И.Н., Общая методика обучения биологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н.Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И.Н.Пономаревой. — 2-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 280 с.
  7. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» М.: Вентана-Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школьний дворик"-проектная деятельность на уроках биологии

Любая проектная деятельность это совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения разнообразных задач, в том числе и биологических....

Проектная деятельность на уроках биологии

Рсскажи мне — и я забуду.Покажи мне — и я запомню.Дай мне действовать самому — и я научусь.Китайская мудрость...

Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».

Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»

«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...