Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса", 9 класс, УМК Пономарёва И.Н.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС ООО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Цель: Познакомить учащихся на уровне первичного восприятия и закрепления с основными направлениями эволюционного процесса  органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом. Рассмотреть пути достижения биологического прогресса.

Задачи: 

Образовательные:

Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс».

 Характеризовать направления биологического прогресса

 Объяснять роль основных направлений эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции.

 Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации

Задачи  развития:

Продолжить формирование умений выделять в изученном материале главное и существенное, сравнивать, обобщать изученные факты.

Воспитательные  задачи:

Подвести учащихся к пониманию мировоззренческой идеи о взаимосвязи приспособленности организма к среде обитания.

Новые понятия: макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Основная литература: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Общая биология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2016. Коллекция  насекомых.

Тип и вид урока: модульный.

Номер

Учеб-ного

элемен-та

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению учебного материала

УЭ-0

(1мин)

    Интегрирующая цель:

    В результате работы на уроке вы должны:

  • Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс»
  • Характеризовать направления биологического прогресса
  • Объяснять роль основных направлений эволюции
  • Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции
  • Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации

Внимательно прочитайте тему и цель урока, запишите тему урока в тетрадь

УЭ-1

(5мин)

Цель: выявить уровень усвоения учащимися понятий о формах о естественного отбора и о роли искусственного отбора; подготовка к восприятию нового материала.

І. Выполните следующие задания.

Ответьте на вопросы теста:

1. Образование новых видов в природе происходит в результате:

А) методического отбора; Б) искусственного отбора; В) деятельности человека; Г) взаимодействия движущих сил эволюции.

2. Пример экологического видообразования – это формирование:

А) видов вьюрков на Галапагосских островах; Б) форм прострела: западной и восточной;

 В) многих культурных видов растений; Г) видов лютика: ползучего, едкого.

3. При географическом видообразовании новый вид   формируется   в результате:

 А) распада или расширения исходного ареала; Б) искусственного отбора;

В) изоляции популяции внутри старого ареала; Г) дрейфа генов.

4. Микроэволюция завершается образованием новых:

 А) семейств; Б) отрядов; В) видов; Г) популяций.

5.  Ископаемые остатки растений и животных – пример доказательства эволюции: 

 А) палеонтологический Б) эмбриологический В) сравнительно-анатомический

6. Органы, которые выполняют сходные функции, имеют сходное строение, но различаются по происхождению: 

 А) гомологичные Б) аналогичные В)  атавизмы Г) рудименты

7. Какие из этих органов являются гомологами руки человека:

А) крыло птицы Б) клешня рака В)  жабры рыбы Г) иголки ехидны

8. Какие из этих органов являются рудиментами человека:

А) лёгкие Б) глаз В)  аппендикс  Г) волосатость лица

(1Г,2Г,3А,4В,5А,6Б,7А,8В)

ІІ. Оцените свою работу (в баллах).

Работайте индивидуально в тетради. Записывайте номер вопроса и ваш вариант ответа.

Проверьте в парах по ключу, полученному у учителя.

Каждый правильный ответ оцените 1 баллом.

Напишите количество баллов, которые вы заработали при выполнении задания  УЭ-1. Расчертите в тетради таблицу учета баллов:

Вид

работы

Кол-во

баллов

Максимальная оценка по УЭ -1- 8 баллов.

УЭ-2

(10 мин)

Цели: работая с учебниками познакомиться с основными направлениями эволюционного развития.

І. Выполните следующие задания.

1. Познакомьтесь с презентацией «Основные направления эволюции».

2. Используя учебник, запишите определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс»

  1. ІІ. Заполните таблицу:

Признаки

Прогресс

Регресс

1. Численность

2. Размер ареала

3. Количество видов и подвидов в популяции

4. Примеры

ІІІ. Выпишите в тетрадь примеры видов животных и растений, находящихся в состоянии биологического регресса:

Клён остролистный, сосна меловая, лисица обыкновенная, выхухоль русская, таракан прусак, рыжая вечерница, пырей ползучий, адонис весенний

ІV. Оцените свою работу (в баллах).

См. текст учебника И.Н.Пономаревой §40, с.151.

 

Задание выполняйте в тетради. Результаты доложите в классе (устно).

Оцени свою работу

Работайте индивидуально.

Сравнив с эталонным ответом на доске, проверьте  в парах.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

 Максимальное количество баллов по УЭ-2 – 10 (внесите в таблицу учета баллов).

УЭ-3

(10 мин.)

Цели: познакомиться с понятиями: «ароморфоз», научиться определять ароморфозные черты в строении растений и животных.

І. Выполните следующие задания:

1. Познакомьтесь с презентацией

2. Прочитайте по учебнику И.Н.Пономаревой на с.169 характеристику ароморфоза. Запишите определение понятия в тетрадь.

ІІ. Начертите в тетрадях таблицу.

Выберите из перечня ароморфозы и впишите их номера в таблицу:

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

  1. Появление фотосинтеза
  2. Возникновение 4-х камерного сердца у птиц
  3. Появление покровительственной окраски у животных
  4. Исчезновение кишечника у ряда паразитических червей
  5. Возникновение плода у покрытосеменных
  6. Исчезновение корней у ряда растений-паразитов
  7. Возникновение приспособления у покрытосемянных растений к опылению ветром
  8. Формирование плоской формы тела у камбалы
  9. Трёхкамерное  сердце и два круга кровообращения
  10. Появление плавников
  11. Наличие присосок и крючков у паразитов.
  12. Изменение окраски шерсти у зайца зимой.
  13. Отсутствие листьев у кактуса.
  14. Возникновение многоклеточности.
  15. Появление густого подшерстка у млекопитающих зимой.

 ІV. Оцените  свою  работу.  

См. текст учебника И.Н.Пономаревой §40,  с.169.

 

Задание выполняйте в тетради.

Работайте индивидуально.

Сравнив с эталонным ответом на доске, проверьте в парах.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6 (внесите в таблицу учета баллов).

Работайте индивидуально в тетради.

УЭ-4

(10 мин.)

Цели: познакомиться с понятиями «идиоадаптация», научиться выявлять идиоадаптации и их значение у живых организмов.  

І. Выполните следующие задания:

1.Познакомьтесь с презентацией.

2. Прочитайте по учебнику И.Н.Пономаревой на с.154  характеристику идиоадаптаций. Запишите определение понятия в тетрадь.

ІІ. Выполните следующие задания.

1. Продолжите заполнение таблицы к УЭ-3 (задание ІІ).

Выберите из перечня идиоадаптации и впишите их номера в таблицу.

ІІІ. Рассмотрите коллекцию насекомых. Опишите идиоадаптации у одного из насекомых (по вашему выбору).

ІV. Оцените свою работу.

См. текст учебника И.Н.Пономаревой  §40,  с.170.  

Работайте индивидуально в тетради.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте их, ключ ответа читает учитель.

Правильный ответ – 1  балл. Максимально–7 баллов.

УЭ-5

(5 мин.)

Цели: рассмотреть на примерах дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.

І. Выполните следующие задания:

1. Познакомьтесь с презентацией

2. Запишите определение понятия «дегенерация» в тетрадь, используя текст учебника И.Н.Пономаревой на с.171  

ІІ. Выполните следующие задания.

1. Продолжите заполнение таблицы к УЭ-3 (задание ІІ). Выберите из перечня примеры дегенераций и впишите их номера в таблицу.

ІІІ. Внимательно  прочитайте утверждения. Напротив №  утверждений ставьте знаки «+», если утверждение верно и «-», если утверждение неверно.

Утверждение

Ответ

1

В ходе эволюции, вернувшиеся в воду наземные позвоночные (киты) стали рыбами.

2

Общая дегенерация связана с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни.

3

После ароморфозов дальнейшее развитие группы идет по пути идиоадаптаций.

4

У паразитов наблюдается редукция органов размножения.

5

Дегенерация обеспечивает организмам возможность вхождения в новую среду.

6

Все направления эволюции в природе взаимосвязаны.

7

Дегенерация приводит к вымиранию вида.

ІV. Оцените  свою  работу.

Работайте индивидуально. Ключ ответа читает учитель. За каждый правильный ответ – 1 балл.  

Максимально – 2 баллов.

УЭ-6

(5 мин.)

Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.

І. Выполните дома следующее задание:

Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз;

И – идиоадаптация;

Д – дегенерация.

Вариант 1

Основные пути эволюции растительного мира

  1. Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
  2. Возникновение хлорофилла.
  3. Возникновение фотосинтеза.
  4. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
  5. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  6. Возникновение полового процесса.
  7. Появление проводящей ткани.
  8. Появление цветка у покрытосеменных.
  9. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
  10. Появление плода у покрытосеменных.
  11. Появление семян у голосеменных.
  12. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
  13. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
  14. Появление зацепок на плодах репейника и череды
  15. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
  16. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.
  17. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
  18. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
  19. Появление клубней у дикого картофеля.

Вариант 2

Основные пути эволюции животного мира

  1. Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
  2. Возникновение многоклеточности.
  3. Возникновение хорды.
  4. Образование  позвоночника.
  5. Образование пятипалых конечностей.
  6. Образование ластов.
  7. Образование цепкого хвоста (у обезьян).
  8. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
  9. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
  10. Возникновение теплокровности.
  11. Усложнение головного мозга.
  12. Увеличение массы головного мозга.
  13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
  14. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
  15. Утрата конечностей у китов.
  16. Утрата густого шерстного покрова у слона.
  17. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
  18. Образование хобота у слона.
  19. Удлинение шеи у жирафа.

ІІ. Оцените свою работу

Ваш вариант укажет учитель.

Записи делайте простым карандашом.

Правильный ответ – 1 балл.

І. Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

ІІ. Обсудите результаты выполнения учебных элементов.

ІІІ. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 35-32 балла, то получаете оценку «5», 31-27 баллов – оценку – «4», 26-21 баллов – оценку - «3», менее 20 баллов – оценку – неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя еще будет возможность исправить положение.

ІV. домашнее задание:

прочитайте текст учебника И.Н.Пономаревой §40,  повторите пройденный материал по тетради, ПРОРАБОТАТЬ ТАБЛИЦУ СТР.171-173

Вы можете выбрать творческое задание.

Творческие  задания:

1. В дополнительной литературе найдите новые для вас примеры биологического прогресса и регресса видов в связи с деятельностью человека, запишите их в тетрадь.

Индивидуальный подсчет баллов по таблице.

Ваша оценка: ___

Источник информации:

1.https://infourok.ru/konspekt_uroka__prezentaciya_na_temu_glavnye_napravleniya_evolyucii_organicheskogo_mira_9_klass-410553.htm Сурнина Светлана Георгиевна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"

Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....

Основные направления эволюционного процесса

Материал содержит следующую информацию: понятие "ароморфоз", "идиоадаптация", "общая дегенерация", "биологический прогресс", "биологический регресс"....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...

Конспект урока по теме: "Основные направления и пути эволюционного процесса."

Урок для учащихся 11 класса.УМК Беляев Д.К. , Концептуальной основой урока является  системно-деятельносьностный подход....

Конспект урока "Основные направления эволюционного процесса" 11 класс

Основные направления эволюционного процесса....

Основные направления эволюционного процесса

2 варианта заданий. Каждое задание содержит 5 вопросов, на которые нужно представить развёрнутый ответ. задания содержат рисунки. ...