Сценарий урока по биологии для 5 класса по теме "Строение клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Ходакова Ольга Викторовна

Данный урок разработан согласно требованиям ФГОС по теме "Строение клетки". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_kletki.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ходакова Ольга Викторовна, МБОУ «ООШ №2 г.Зубцова»

   Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

 Цели: 

 знать строение  клетки, роль органоидов клетки.

-  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды  в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки  растений  и животных.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.  

      Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. 

Этап урока

Методы обучения

Учебно- познавательные задачи

Формируемые УУД

Методы оценки и самооценки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Организует учащихся на работу, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у учащихся. Читает стихотворение.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять».

Спрашивает учащихся об их настрое  на работу на уроке.

Настраиваются на  учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование

  Коммуникативные УУД: -

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов

Этап.  Актуализация знаний (повторение)

Проблемный

Зачитывает  отрывок из стихотворения.  

Загляните на часок

В нашу клетку – теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -  

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

Фронтальная беседа по вопросам:

-О чём говорится в стихотворении?

-Почему  в стихотворении упоминаются учёные Левенгук  и Роберт Гук?

-Как устроен микроскоп?

-Каков порядок работы с микроскопом?

-Как определить его увеличение?

-Какие объекты можно увидеть с помощью микроскопа?

 

Слушают  стихотворение.   Отвечают на вопросы.       Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Познавательные УУД:

 - учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. 

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.        

 Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.  

Анализ ответов учащихся

Этап. Целеполагание

Учитель организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

 Подводящий диалог

Из чего состоят все живые организмы?  

Так какова же тема сегодняшнего урока?

    Организует подводящий диалог :

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.        Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Предметные : - учатся понимать особенности строения клетки.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Анализ ответов учащихся

Этап. «Открытие» нового знания

Проблемный, беседа

Учитель формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

  1.   Изучаем строение клетки по  таблице и учебнику. Рассматриваем, чем отличается растительная клетка от животной.

2.Давайте вспомним и проверим наши знания

А) Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово

Б) Остальные работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся в группах проверяют ответы, анализируют их.

  Организует и проводит физкультминутку.

Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.               Выполняют упражнения.

Предметные:-учатся перечислять органоиды клетки и их функции;  - учатся понимать смысл биологических терминов. Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Частично-поисковый

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Усвоение понятия  клетка у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос что такое? И указывают на существенные признаки предмета (явления).   Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении  лабораторной работы с учебником и  в рабочей тетради  делаются соответствующие знания.

Учитель предлагает выполнить  лабораторную работу.

     Организует работу с текстом учебника стр.35, рис. 18.

 «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

б) Работа с компьютером.

Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.

Наблюдает за работой учащихся. При необходимости оказывает помощь.

Осмысливают содержание лабораторной работы.                       Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).                    Выполняют  лабораторную работу по плану. Отвечают на вопросы. Делают соответствующие записи в тетради.

Предметные: учатся перечислять органоиды клетки, их функции, - учатся понимать смысл биологических терминов.   Познавательные УУД:- учатся готовить микропрепарат,-работать с микроскопом, - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.  Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

 Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  

 Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения

Листы самоконтроля.

Взаимопроверка.

Этап. Рефлексия

Проверяет  уровнь понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока: 

  • Не знал…
  • Не понимал…
  • Не мог представить…
  • Не мог выразить…
  • Не мог выполнить…

Сейчас:

  • Выяснил…
  • Выучил…
  • Познакомился…
  • Запомнил…

Организует беседу по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?            Организует подведение итогов с помощью стихотворения:

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Предметные : - учатся перечислять органоиды клетки, указывая их функции, - учатся понимать смысл биологических терминов.

 Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.

 «сигнальные карточки» (самооценка ведется с помощью сигнальных разноцветных карточек);

Этап. Домашнее задание

Озвучивает и комментирует  домашнее задание: 

  §7, вопросы на странице  38.      

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

     сочинить сказку о  клетке.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.                                            

    

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по биологии 6 класс. строение клетки

Тема: Строение клетки.Задачи: расширить представление учащихся о клеточном строении организмов; отработать навыки выполнения учебного рисунка; развивать умение составлять план изученного материала, ра...

Обобщающий урок по биологии 10 класс "Строение клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Строение клетки" в10 классе по биологии .Урок был проведен в классе с профильным обучением.Используемое оборудование: учебник В.Б.Захарова,Н.И.Сонина "Б...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Конспект урока по биологии 10 класс " Обмен веществ и энергии в клетке"

Урок комплексного применения знаний для 10 класс по теме "Клетка как целостная система" по программе Министерства образования и науки РФ для 10-11 классов. Место урока в учебной теме - текущий. Для ра...

Обобщающий урок по биологии по теме «Химический состав клетки» 10 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.Задачи урокаОбразовательные:систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, испол...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Деление клетки. Митоз.

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Деление клетки. Митоз.Тип: урок изучение нового материала.Цель: к концу урока у учащихся должны сформироваться знания о процессе деления клетки...