Конспект урока по теме "Пищеварение в желудке. Гигиена пищеварения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Иванова Александра Васильевна

Конмпект урока содержит: целеполагание, краткое описание этапов урока, а также содержит текстовые приложения, которые позволяют организовать различные виды деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург Товарищеский проспект дом 10 корпус 2 литер А

Учитель биологии Иванова Александра Васильевна

584-54-98, 89112606731

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина

Тема урока «Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение в желудке».

8а класс. В классе 27 учеников. Уровень обученности по итогам 2 четверти составляет 56,4 , качество знаний – 50%

Большинство учеников имеют положительную мотивацию к изучению биологии, достаточно активны на уроках, но при этом имеют проблемы с систематическим выполнением домашнего задания (особенно устного).

В классе преобладают обучающиеся с рационально-эмоциональным типом мышления, основной канал восприятия информации — визуальный.

Тема урока:

«Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение в желудке».

Цели урока:

  1. Продолжить освоение знаний об анатомии и физиологии человеческого организма на основе содержания данного урока.
  2. Создать условия для овладения умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать эти знания в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
  3. Способствовать развитию познавательных интересов в процессе работы с различными источниками информации.
  4. Продолжить формирование метапредметных (общеучебных) умений и навыков

Задачи урока:

  1. Согласовать с учащимися цели и план урока, используя опережающее домашнее задание.
  1. Организовать работу учащихся с различными источниками информации.
  2. Способствовать поддержанию познавательной активности учащихся на протяжении урока, путем создания проблемных ситуаций.
  3. Обеспечить выполнение всеми учащимися заданий формата ГИА по теме «Пищеварение в желудке».

Содержание урока.

  1. Строение желудка. Серозный, мышечный и слизистый слои. Особенности их строения, в связи с выполняемыми функциями. Группы желез слизистой оболочки желудка. Функции желудка.
  2. Особенности пищеварения в желудке. Желудочный сок.
  3. Заболевания желудка. Гастрит. Язва желудка.
  4. Профилактика заболеваний желудка. Гигиенические правила и их биологическое обоснование.

Образовательные технологии.

- ИКТ (источник информации для учащихся, средство наглядности);

- ТРКМ (используется на этапе изучения нового материла с целью поддержания познавательной активности учеников, организации субъектного обучения);

- элементы проблемного обучения.

Средства обучения.

- презентация «Пищеварение в желудке»

- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 180-181

- задания по различным вопросам изучаемого содержания в формате ГИА (Приложение 1)

- текст «Строение желудка» (Приложение 2)

- видеофрагмент «Желудок» (National Geographic)

-  телевизионный рекламный ролик Орбит

- анимация для физ.минутки

-фрагменты фильмов и мультфильмов «Операция Ы и другие приключения Шурика» (Реж. Л.Гайдай, Мосфильм, 1965), «Жил был пес» (Реж. Э.Назаров, Союзмультфильм, 1982), «Чародеи» (Реж. К. Бромберг, Одесская киностудия, 1982), «Малыш и Карлсон» (Реж. Б.Степанцев, Союзмультфильм, 1968), «Васаби» (Реж. Ж.Кравчик, продюсер Люк Бессон, Europa Corporation, 2001) (ролики 1-5)

-рекламный ролик Орбит (ролик 6)

Этапы урока.

Этап урока

Примерное время

этапа

(мин)

Источники информации для учащихся

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

1.Орг. момент

0,5

2.Согласование целей урока, плана изучения содержания урока.

2,5-4,5

Презентация

(приложение 5)

(сайт школы)

Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать)

Слушает, направляет, консультирует, создает проблемную ситуацию, организует работу с различными источниками информации

3.Изучение нового материала (приложение 1):

(вызов-осмысление-рефлексия)

1)Просмотр видеоролика «Желудок», выполнение 1 и 2 задания (приложение 2)

35-37

Видеоролик, учебник

Фронтальная

(прогнозируют, используют полученную информацию для решения конкретной задачи)

2)Выполнение 3 задания

Презентация, текст «Строение желудка» (приложение 3)

Фронтальная

(используют

полученную информацию для решения конкретной задачи)

3)Выполнение 4 и 5 задания

Текст «Строение желудка»

Групповая

(используют

полученную информацию для решения конкретной задачи)

4)Выполнение 6 задания

Физ. пауза (приложение 4)

Сведения, полученные на уроке

Фронтальная

(используют

полученную информацию для решения конкретной задачи)

5)Выполнение 7 задания*

Сведения, полученные на уроке

Фронтальная

(анализируют)

6)Выполнение 8 задания*

Сведения, полученные на уроке

Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать)

7)Рассказ учителя о заболеваниях желудка

Рассказ учителя, презентация

Фронтальная

(воспринимают информацию)

Информационная

8)Выполнение 9 задания

Сведения, полученные на уроке

Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать)

Слушает, направляет, консультирует, создает проблемную ситуацию, организует работу с различными источниками информации

9)Выполнение 10 задания

Видеофрагменты сведения, полученные на уроке.

Фронтальная

(воспринимают информацию, анализируют, делают выводы, пытаются применить полученные знания для решения конкретной задачи)

4.Домашнее задание

3

Учитель

Индивидуальная

Озвучивает домашнее задание, дает разъяснения по его выполнению

5.Подведение итогов урока, рефлексия

5

Индивидуальная

(оценивают личностные результаты урока)

Организует рефлексию

*- данные задания можно не выполнять на уроке, а предложить к выполнению дома

Урок направлен на достижение следующих результатов:

  1. Предметных – освоение знаний об особенностях пищеварения в желудке на уровне понимания и применения, формирование понятия о функциональной связи, овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать эти знания в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
  2. Надпредметных – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей, исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, использование для решения познавательных задач различных источников информации, умение определить личностные результаты обучения.

Методические материалы, использованные при подготовке к уроку.

      1.   Билич Г.Л. Биология. СПб. Союз. 2001 — с. 244-249

  1. Биология. Проверочные работы в формате ГИА. Под общей редакцией Э.Е.Белоусовой, Г.Н. Паниной. СПб. Реноме. 2012 – с. 86-87
  2. Биология и анатомия. Универсальная энциклопедия школьника. Минск. Валев. 1995 — с. 300-301
  3. Большой энциклопедический словарь. Биология. М. Большая Российская энциклопедия. 1998 — с.197
  4. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М. Айрис Пресс. 2008 — с. 168, 171
  5. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Ростов-на-Дону. Легион. 2012 – с. 200
  6. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 180-181
  7. Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 106
  8. Энциклопедия для детей. Человек. Том 1. М. Аванта+. 2001 – с. 136-138

Интернет-ресурсы

  1.   http://images.yandex.ru
  2.      http://www.tiensmed.ru/news/jeludok-rabota1.html
  3.     http://referat.yabotanik.ru/biologiya/pishhevarenie/2901/2749/page1.html
  4.     http://tana.ucoz.ru/load/pishhevaritelnaja_sistema/197-1-0-3702

Приложение 1

Строение желудка.

В желудке можно выделить 3 основных слоя:

Наружный – серозный слой, он представлен однослойной пленкой, которая обеспечивает влажность и скользящие свойства поверхности желудка. Благодаря этим свойствам серозной оболочки обеспечивается мобильность желудка, его свободное скольжение относительно соседних органов, безболезненность работы.

Средний слой – мышечный. Мышечная оболочка, представлена несколькими слоями. Отличительной особенностью каждого слоя является направление мышечных волокон. В толще мышечной оболочки выделяются продольные, косые и окружные мышечные волокна. Именно благодаря такому разнообразию направлений мышечных волокон желудок в состоянии обеспечивать активное продвижение и перемешивание пищи.

Внутренний слой – слизистый. Этот слой наиболее сложен по своей структуре. Площадь слизистой желудка превышает площадь мышечной оболочки, благодаря чему в просвете всегда имеется складчатость, даже при условии его полного наполнения. Слизистая соединена с мышечной оболочкой очень свободно, благодаря чему и имеется возможность формирования складчатости.

В слизистой желудка имеется множество желез.

1. Главные железы – наиболее многочисленный вид желез. Основной функцией этих структур является синтез и секреция в просвет желудка специальных ферментов – пепсиногенов (неактивная форма), которые впоследствии в условиях кислой среды превращаются в активную форму – пепсины. Эта группа ферментов, воздействуя на попадающую в желудок пищу, приводит к расщеплению определенных участков цепочек белков. Это подготавливает белковые молекулы к дальнейшему расщеплению в просвете тонкого кишечника, приводит к набуханию продуктов, способствует более тщательному перемешиванию желудочного сока с пищей.

2. Обкладочные железы – эти железы синтезируют соляную кислоту. Тем самым достигается оптимальная для работы ферментов желудка кислотность. Так же, высокая кислотность является защитным фактором – большинство бактерий не в состоянии сохранять жизнеспособность в такой кислой среде. Повышенная кислотность приводит к набуханию пищевых масс, что приводит к повышению площади контакта "желудочный сок - пищевые массы" и повышает эффективность расщепления пищи.

3. Добавочные клетки – вырабатывают слизь. Учитывая весьма агрессивную среду в просвете желудка, слизистой необходимы факторы защиты. Одним из таких факторов является специальная слизь, которая покрывает тонким слоем поверхность внутренней оболочки, препятствуя повреждающему действию пепсинов и соляной кислоты. Так же слизь способствует беспрепятственному продвижению пищи в последующие отделы пищеварительного тракта.

http://www.tiensmed.ru/news/jeludok-rabota1.html

Приложение 2

  1. Перечислите не менее 4-х функций, которые выполняет желудок.

  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения вместо ошибочных.

1.Желудок – это самая широкая часть пищеварительного тракта.

2.Вместимость желудка не превышает 1 литра.

3.Форма и размеры желудка не зависят от количества съеденной пищи.

4.Слизистая оболочка желудка образует много складок.

5.Стенка желудка состоит из двух слоев.

  1. Какая цифра на рисунке обозначает слизистую оболочку желудка? Ответ поясните.

  1. Найдите соответствие между слоями (оболочками), образующими стенку желудка и их характеристиками. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

А) средний слой

Б) наружный слой

В) внутренний слой

Г) обеспечивает активное продвижение и перемешивание пищи

Д) имеет складчатость, содержит много желез

Е) обеспечивает свободное скольжение желудка относительно соседних органов

  1. Серозный слой
  2. Мышечный слой
  3. Слизистный слой

  1. Используя текст «Строение желудка» заполните таблицу «Основные виды желез слизистой».

Виды желез

Продукт железы

Функция (функции)

продукта железы

  1. Прочитайте описание опыта.

«В две пробирки поместили хлопья куриного белка. В одну пробирку добавили воду, в другую – 1 мл желудочного сока. Обе пробирки поставили на водяную баню при температуре +37º С. Через 30 мин сравнили содержимое пробирок».

Как вы думаете, в какой пробирке с белком произошли изменения? Для чего понадобилось нагревать пробирки? Объясните свою точку зрения.

  1. Вставьте в текст «Желудочный сок» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК

Желудочный сок – это (А) продуктов, выделяемых различными железами (Б) оболочки желудка. Содержит (В) и другие ферменты, которые расщепляют (Г), а также небольшое количество (Д), расщепляющей в основном молочные жиры. В состав желудочного сока входит (Е), которая активирует ферменты и обуславливает (Ж) свойства желудочного сока, а также слизь.

  1. Липаза
  2. Бактерицидные
  3. Белки
  4. Смесь
  5. Соляная кислота
  6. Пепсин
  7. Слизистая

  1. Почему желудок не переваривает сам себя? Дайте не менее 2-х объяснений.

  1. Выскажите предположения, как повлияет на работу желудка повышенная и

пониженная кислотность. Обоснуйте свое мнение.

  1. Заполните таблицу «Гигиена органов пищеварения».

Гигиеническое правило

Биологическое обоснование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по биологии в 8 классе: "Пищеварение в ротовой полости".

О строении и функциях пищеварительной системы, о пищевых   продуктах и питательных  веществах; о строении и функциях ротовой полости; о классификации зубов, их стр...

План-конспект урока по теме: "Санитария и гигиена"

Санитария и гигиена. Правила ТБ при кулинарных работах и оказание первой медицинской помощи при ожогах....

Конспект урока по биологии по теме:«Гигиена пищеварения и здоровая пища».

Данный урок в образовательной программе 8 класса по биологии входит враздел «Пищеварительная система человека» иявляется уроком обобщения . На данном этапе уучащихся создано первичное пред...