Соматический и вегетативный отделы нервная системы.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Игошина Юлия Геннадьевна

Разработка урока по учебнику 8 кл. Колесов, Маш  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл somaticheskiy_i_vegetativnyy_otdely_nervnoy_sistemy.rar6.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Соматический и вегетативный отделы

нервной системы».

Задачи: изучить строение нервной системы по функциональному разделению, раскрыть взаимосвязь симпатического и парасимпатического подотделов вегетативной нервной системы; развивать умения работать с учебником, отвечать на вопросы; воспитывать интерес к предмету.

Тип: комбинированный.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Средства обучения: таблица с изображением вегетативной нервной системы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

  • Отделы переднего мозга.
  • Из каких частей состоит промежуточный мозг?
  • Каково значение таламуса и гипоталамуса?
  • Строение больших полушарий (мозолистое тело, серое и белое вещество).
  • Что такое извилины и борозды?
  • На какие доли делится полушарие головного мозга? Почему они получили свое название?
  • Как доли разделяются?
  • Какие зоны коры больших полушарий выделяют? Где они расположены?
  • В чем проявляется функциональное различие полушарий?

Задание на стр. 235.  

  1. Изучение нового материала.

1. Функциональное разделение нервной системы. Объяснение и запись схемы на доске и в тетради.

Нервная система

                              Соматический отдел                      Вегетативный отдел

                              Регулирует работу                                  (автономный)

                              скелетных                                       регулирует работу внутренних                  

                             мышц                                                             органов

Симпатический             Парасимпатический                                                                 подотдел                             подотдел

Иннервация – связь органов и тканей с ЦНС посредством нервных волокон.

Ствол головного мозга – продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг.

2. Самостоятельная работа с учебником, в тетрадях ответить на вопросы:

        1. Какой отдел подчиняется волевому контролю?

        2. Где находятся высшие центры соматической и автономной отделов нервной системы?

        3. Пользуясь, рис. 99 и текстом учебника объясните, в чем отличие симпатической и парасимпатической иннервации. (Расположение ядер в ЦНС – высшие центры и нервных узлов).

        4. Каково значение блуждающего нерва?

        5. Каждый орган получает нервные импульсы от симпатического и парасимпатического подотделов. Каков принцип работы этих подотделов? Какое значение имеет двойная иннервация органов? (Благодаря совместной работе устанавливается оптимальный режим работы внутренних органов дл каждой конкретной ситуации)

  1. Домашнее задание.
  • 47, задание на стр. 239, ответы на вопросы в тетради.

  1. Закрепление.

Учащимся называется эффект, определяют каким подотделом осуществлялась иннервация:

Деятельность организма

Симпатический подотдел

Парасимпатический подотдел

Сердцебиение

учащение

уменьшение

Кровяное давление

повышение

понижение

Сахар в крови

увеличение

уменьшение

Сосуды кожи

сужение

расширение

Органы пищеварения

торможение

активизация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сопровождение урока Вегетативная нервная система

Данную призентацию можно использовать как сопровождение урока "Вегетативная нервная система"...

конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"

Цель:  сформировать новые анатомо-физиологические понятия о  строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:·         повторить материал об...

Заболевания вегетативной нервной системы. Мигрень.

Мигрень- хроническое заболевание, проявляющееся периодически возникающими приступами пульсирующей головной боли....

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы...

Методическая разработка урока по теме "Соматический и вегетативный отделы нервной системы". 8 класс

Данная тема изучается в курсе "Биология. Человек. 8 класс" в разделе"Нервная система". Целью данного урока является знакомство учащихся с отделами нервной системы по функциональном...

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы....

Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"

Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в  себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы ....