Методическая разработка урока по теме "Соматический и вегетативный отделы нервной системы". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)

Данная тема изучается в курсе "Биология. Человек. 8 класс" в разделе"Нервная система". Целью данного урока является знакомство учащихся с отделами нервной системы по функциональному разделению. Формирование у них понятий вегетативная и соматическая нервная система, а также знакомство с влиянием этих отделов на органы человеческого тела.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл somatich._i_veget_n.s.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме

«Соматический и вегетативный отделы нервной системы»

Цель: продолжить изучение строения нервной системы человека по функциональному разделению. Сформировать понятия автономная и соматическая нервная системы. Рассмотреть на примерах нервную регуляцию деятельности внутренних органов.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Вопрос к классу:

  1. Почему скелетные мышцы подвластны нашей воле, а сердце, сосуды и другие внутренние органы – нет?
  2. Почему внутренние органы регулируются двумя подсистемами, влияние которых противоположно?

Обобщение ответов.

II. Изучение нового материала.

1. Значение функционального разделения нервной системы на отделы.

Запись в тетрадь

Нервная система (по функциям)

Соматическая н.с.

Автономная (вегетативная н.с.)

Чувствительные и двигательные нервные волокна. На протяжении всего пути волокна не прерываются. Возбуждение проводится быстро.

Восприятие информации из окружающей среды, управление движениями тела в пространстве.

Регулирует работу поперечно-полосатой мышечной ткани. Контролируется сознанием.

Обеспечивает приспособление к природной и социальной среде.

Высший центр – кора больших полушарий головного мозга

Волокна прерываются с образованием контактов. Возбуждение проводится медленно.

Не подчиняется воле человека. Регулирует работу внутренних органов. Высший центр – гипоталамус.

Подотделы:

  1. Симпатическая н.с.
  2. Парасимпатическая н.с.

2. Функции автономной нервной системы.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Запись в тетрадь.

Автономная нервная система

Симпатическая н.с.

 «Система аварийных ситуаций»

(от греч. «Sympathies» - чувствительный, восприимчивый к влиянию)

Парасимпатическая н.с.

«Система отбоя»

(от греч. Para – возле, при)

Возбуждается при переходе от состояния покоя к состоянию физического и психического напряжения.

Тела первых нейронов расположены в грудном и поясничном отделах спинного мозга. Тела вторых нейронов расположены в узлах, образующих цепочку по обеим сторонам спинного мозга.        

Возбуждается при переходе от состояния напряжения к состоянию покоя.

Тела первых нейронов расположены в стволовой части головного мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Тела вторых нейронов расположены в узлах, лежащих в управляемом органе. Самый длинный нерв – блуждающий.

Влияние симпатического и парасимпатического отделов на некоторые органы человека

Влияние симпатического отдела

Влияние парасимпатического отдела

  • Учащает ритм и увеличивает силу сокращений сердца
  • Сужает сосуды
  • Увеличивает количество сахара в крови (гликоген превращается в глюкозу)
  • Расслабляет гладкие мышцы трахеи и бронхов
  • Снижает деятельность пищеварительной системы
  • Урежает ритм и уменьшает силу сокращений сердца
  • Расширяет сосуды
  • Уменьшает содержание сахара в крови (глюкоза превращается к гликоген)
  • Сокращает гладкие мышцы трахеи и бронхов
  • Усиливает деятельность пищеварительной системы

Проверка работы с текстом. Обсуждение.

III. Закрепление.

Практическая работа «»Штриховое раздражение кожи».

IV. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

§47 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"

Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...

Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"

Цель:  сформировать новые анатомо-физиологические понятия о  строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:·         повторить материал об...

Соматический и вегетативный отделы нервная системы.

Разработка урока по учебнику 8 кл. Колесов, Маш...

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы...

Методическая разработкаи урока "Автономный ( вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальнпя регуляция"

Методическая разработка урока " Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция" включает в  себя схемы, просмотр фрагмента фильма, выполнение практической работы ....