Элективный курс по биологии при разновозрастном обучении в 6,7,8 классах.
элективный курс по биологии (8 класс) на тему

На изучение элективного курса отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)

Основным принципом отбора учебного материала является наличие общих тем по программе биологии 6-8 классы (основные признаки живых организмов).

 К данному курсу разработаны опорные схемы в виде таблицы по конкретным темам, которые включают в себя основное содержание занятий, основные понятия, деятельность и содержание деятельности учащихся, различающихся по назначению, формам и методам работы (формирование и работа с понятием, решение познавательных и биологических задач, составление схем-таблиц, выдвижение гипотез и т.д.). Данный материал помогает детально распланировать деятельность учащихся на любом этапе занятия, учитывая их возрастные особенности, деловые качества, внести в эту работу большее разнообразие, что позволяет в значительной степени повысить заинтересованность учащихся, активизировать их познавательную активность, придав ей характер поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_biologii_dlya_6.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6, 7, 8 КЛАССОВ

Раздел

Темы

занятий

Основное содержание

       Основные понятия

Деят-ть уч-ся

Содержание деятельности учащихся

6 класс

7 класс

8 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Введение

2 часа

1.Растение-

биологи-ческая

система

1.Живой организм-

живая, открытая и

саморегулируемая

система.

2.Дифференцировка

живого организма на

органы, ткани, клетки,

органоиды.

3.Эволюция строения

Различных организмов.

Клетка, ткань, орган, органоиды,

организм, биологическая система.

Коллек

тивная

- Работа с понятием - биологическая система по плану, выдвижение доказательств.

- Составление схемы по дифференцировке живого организма, формирование понятий.

- Формирование понятий: растение, животное, человек.

- Сообщения учащихся об эволюции строения различных организмов.

Растение

Животное

Человек

2.Основ-

ные

 свойства живых

организ-

мов

1.Биология – наука о жизни.

2.Отличие живых тел природы от неживых.

3.Представление об основных свойствах жизни: питание, дыхание, размножение, обмен веществ и т.д.

Признаки жизни: рост, развитие, размножение, раздражимость, питание, дыхание, обмен веществ, движение, клеточное строение, химический состав.

Царства жизни.

Коллек

тивная

- Решение познавательной задачи: Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? (Упражнение «Зебра»).

- Выдвижение гипотез по выявлению существенных признаков жизни.

- Работа с учебником Н.И. Сонина (гл.1, с.7) по составлению таблицы: «Основные признаки живых организмов – растений и животных».

Клеточное

строение живых организмов

5 часов

1.Клетка-элементарная единица живого.

1.История открытия клетки.

2.Формы жизни живых организмов.

3.Многообразие клеток живых организмов.

Форма жизни, ядерные и безъядерные клетки, вирусы

Группо-

вая

Сообщение учащихся по учебнику Н.И. Сонина (гл.3, с.16). Составление схемы «Формы жизни»

Сообщение учащихся «История открытия клетки» (С.Р. Микулин-

ский «История биологии с древних времен до 20 века»).

Сообщение учащихся о многообразие клеток живых организмов.

2.Строение растительной и животной клеток.

1.Строение растительной клетки.

2.Строение животной клетки.

3.Установление связи между строением и функциями органоидов клетки.

4.Сравнение растительной и животной клетки.

Органоиды клетки: ядро, оболочка, ЭПС, цитоплазма, хлороплас-ты, вакуоли.

Органоиды клетки: мембраны, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрия, лизосома, рибосома, клеточный центр.

Группо-

вая

Выполнение  л /р.: «Строение растительной клетки».

Выполне-

ние рисунка клетки.

Выполне-

ние л/р:

 «Строение животной клетки».

Работа с текстом учебника Н.И. Сонин (гл.3) по выявлению функций органоидов клетки.

Выполне-

ние л/р.:  «Сравнение строения растительной и животной клетки».

Работа с учебником Н.И. Сонин (с.17-18) по составлению таблицы.

- Решение биологических задач (см. приложение)

3.Химический состав клетки.

1.Органические вещества клетки.

2.Неорганические вещества клетки.

3.Свойства и виды органических и неорганических веществ в клетке.

Физические свойства веществ, органические вещества, неорганические вещества, химические элементы.

Групповая

- Решение биологических задач (см. приложение).

- Выполнение лабораторной работы: «Определение органических  и неорганических веществ в чистом виде, в клетке».

- Составление схемы: «Химический состав клетки».

- Составление таблицы: «Физические свойства органических и неорганических веществ».

4.Химический состав клетки

1.Функции органических веществ клетки.

2.Функции неорганических веществ в клетке.

3.Значение химических элементов в клетке для человека, животных и растений.

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, минеральные вещества, вода, химические элементы.

Групповая

- Работа с учебником Н.И. Сонин (гл.2 с.11-12) по заполнению таблицы: «Органические и неорганические вещества клетки, их примеры и функции».

- Сообщения учащихся о значении химических элементов для:

Растений

Животных

Человека

5.Обобщение и систематизация знаний по теме

1.Клетка – структурная и функциональная единица всего живого, которая лежит в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.

2.Строение, химический состав и жизненные функции клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

3.Образование клеток (все клетки образуются из клетки).

4.Клетки – ткани – органы – системы органов - организм

Клетка, химический состав, жизненные функции, деление клетки, клетка, ткань, орган, система органов, организм.

Групповая

- Поиск доказательств и выдвижение гипотез по каждому из положений клеточной теории:

Теоретики – доказывают 1 положение

Практики выполняют лабораторную работу, доказывая 2 положение

Информационный центр – доказывают 3 положение

- Решение биологических задач – положение № 4

Организм -биологическая система.

1.Спосо-

бы питания живых организ-

мов.

1.Понятие-питания живых организмов.

2.Способы питания живых организмов:    автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты.

 3.Питание растений: особенности минерального и воздушного питания.

4.Способы добывания пищи гетеротрофами (питание мелкими частицами, питание крупными частями организма, питание жидкой пищей).  

Питание, воздушное питание, минеральное питание, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты, ложноножки, реснички, фильтрация, сосущий способ, колюще-сосущий способ.

Групповая.

- Формирование понятий: питание, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты и работа с ними.

- Решение познавательных задач.

Работа с учеб Н.И.Сонин (гл.10 с.58)и ответ на вопрос: Почему у растения два органа питания?

Сост. схемы:  «Питание растений»

- Работа с учебником Н. И. Сонин (с. 61,62,65) по заполнению таблицы: «Способ получения пищи».

- Ответ на вопрос: К какой группе организмов по способу питания относится человек?

2.Типы и значение пищеварения.

1.Соотношение понятий: питание и пищеварение.

2.Понятие - пищеварение.

3.Типы пищеварения одноклеточных и многоклеточных животных.

Почему нет пищеварения у зеленых растений?

4.Хищничество в мире  растений и животных.    

Пищеварение, внутриклеточное пищеварение, внеклеточное пищеварение, мембранное пищеварение,  органы пищеварения, ферменты.

Групповая, парная.

Ответ на вопрос: Почему  у растений нет пищеварения?

Сообщения  учащихся о хищничестве в мире растений.

- Самостоятельная работа в парах. Учебник Н.И.Сонин (гл.10с.63-64) и ответы на вопросы по инструктивной карточке (см.приложение).

- Сообщения учащихся о хищничестве в мире животных.

3.Практикум по теме: «Питание живых организмов»

1.Вещества и условия, необходимые для фотосинтеза.

2.Обнаружение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

3.Действие слюны и желудочного сока на крахмал и белки. Влияние температуры на скорость пищеварения.

Фотосинтез хлоропласты, устьица.

Белки, жиры, углеводы, качественные реакции.

Ферменты, слюна, желудочный сок.

Групповая.

Выполнение л/р.: «Вещества и условия, необходимые для фотосинтеза».

Выполнение  л/р.: «Определение белков, жиров, углеводов в продуктах питания».

Выполнение л/р.: «Действие слюны и желудочного сока на крахмал и белки».

- Решение биологических задач (см. приложение).

4.Обобщение знаний по теме: «Питание живых организмов».

1.Пищевые связи и цепи питания живых организмов в разных средах обитания.

2.Космическая роль растений.

3.Перераспределение питательных веществ и энергии среди живых организмов.

Круговорот веществ в природе.

Растительноядные, насекомоядные организмы, хищники( плотоядные организмы), пищевые связи, цепи питания, автотрофы, гетеротрофы, редуценты, консументы.

Коллективная, групповая.

- По схеме на с.89 учебника Н.И. Сонина – формирование понятий: пищевые связи, цепи питания, круговорот веществ, поток энергии и работа с ними.

- Выдвижение гипотез о перераспределении питательных веществ и энергии среди живых организмов, составление схемы.

- 6 класс – подготовка презентации «Космическая роль растений».

- 7, 8 класс – составление схем питания живых организмов в разных средах обитания.

5.Дыхание живых организмов.

1.Понятие - дыхание живых организмов.

2.Роль дыхания в жизни живых организмов.

3.Типы дыхания живых организмов (клеточное, тканевое, легочное).

4.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Дыхание, клеточное дыхание, тканевое дыхание, легочное дыхание, биологическое окисление, органы дыхания.

Коллективная, групповая

- Формирование понятия дыхание и работа с ним.

- Решение познавательной задачи: «Роль дыхания в жизни живых организмов», выдвижение гипотез.

- Составление схемы: «Типы дыхания живых организмов».

Составление таблицы: «Сравнение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Мини-проект: «Исследование состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

6.Дыхание растений и животных

1.Дыхание растений.

2.Приспособление растений для газообмена.

3.особенности дыхания животных в связи со средой обитания.

4.Этапы дыхания животных (внешние, перенос газов, внутренние)

Групповая

- Просмотр видеофильма: «Дыхание растений»

 Выявление приспособлений у растений для газообмена, используя учебник Н.И. Сонин (гл.11 с.68)

- Работа с учебником Н.И. Сонина (с.68-72) и заполнение таблицы: «Особенности дыхания животных в связи со средой обитания» (работа по инструктивной карточке см. приложение).

Сообщение учащихся о результатах и выводах проектной деятельности.

- Решение познавательной задачи (см. приложение)

7.Транспортные системы живых организмов

1.Понятие транспортная система живых организмов.

2.Системы транспорта живых организмов: клеточный уровень, тканевый уровень, органы, система органов, ответственные за транспорт веществ.

3.Внутренняя среда живых организмов: кровь, лимфа и межклеточное вещество.

4.Представление о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и незамкнутой системах кровообращения.

Транспортная система, внутренняя среда организма, кровь, лимфа, межклеточное вещество, гемоглобин, гемолимфа, замкнутая и незамкнутая система кровообращения.

Коллективная.

-Формирование понятий: транспортная система, внутренняя среда, кровообращение, замкнутая и незамкнутая системы кровообращения.

-Составление схемы: « Системы транспорта живых организмов».

-Решение биологических задач.

-Заполнение таблицы: «Состав и значение внутренней среды организма в транспорте веществ».

8.Передвижение веществ в живых организмах

1.Типы движения веществ в растениях (движение цитоплазмы в клетке, роль сосудов древесины и ситовидных трубок).

2.Особенности строения и функции кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных.

3.Сравнение транспортных систем растений и животных.

Сосуды древесины, ситовидные трубки, проводящая ткань.

Кровеносная система, замкнутая и незамкнутая кровеносная система.

Групповая

-Проектная деятельность учащихся по теме: «Изучение перемещения веществ в растениях».(Занимательная физиология растений).

-Составление плана-рассказа по теме: «Типы движения веществ в растении», используя учебник Н.И. Сонин (гл.12 с.73-75)

Работа с учебником по составлению таблицы: «Сравнительная характеристика кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных животных».

Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика транспортных систем растений и животных».

9.Выделение у живых организмов.

1.Понятие выделение живых организмов.

2.основные продукты, подлежащие удалению, их источники и дальнейшая судьба.

3Процесс выделения у растений.

4.Способы выделения у одноклеточных и многоклеточных животных в зависимости от среды из обитания.

Выделение активное и пассивное выделение листопад

Выделение, органы выделения, среда обитания, почки, мочеточники, мочевой пузырь, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нифридии, продукты жизнедеятельности.

Коллективная работа в малых группах

-Формирование понятия выделение и работа с ним.

-Составление таблицы: «Основные продукты выделения, их источники и дальнейшая судьба».

Решение проблемы: «Как происходит выделение у  растений, ведь у них нет специальных органов выд-я». (Работа с учебником Н.И. Сонин)

Работа в малых группах по решению биологических задач (см. приложение) и текст на с.81 гл.13 учебника Н.И. Сонина

10. Обмен веществ – основное свойство живых организмов

1.Понятие обмен веществ как основа жизни всех живых организмов.

2.Сущность обмена веществ (поступление веществ и энергии из окружающей среды, их изменение: взаимосвязь пластического и энергетического обмена, выделение веществ из организма и преобразование энергии).

3.Особенности обмена веществ у растений.

4.Особенности обмена веществ у животных и человека.

5.Сравнение обмена веществ у животных и растений.

Обмен веществ, фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл свет.

Обмен веществ, пластический, энергетический обмен (ассимилиляция и диссимиляция),  митохондрии.

Обмен веществ, пластический и энергетический обмен (ассимиляция и диссимиляция), митохондрии.

Коллективная работа в группах

-Формирование понятия обмен веществ и работа с ним.

2.Составление схемы обмены веществ - как основного свойства всех живых организмов.

Составление схемы:

«Обмен веществ у растений», используя учебник Н.И. Сонин гл.14 с.86

Составление схемы: «Обмен веществ у животных», используя учебник Н.И. Сонин гл.14 с.87

Составление схемы: «Обмен белков, жиров и углеводов человека».

-Составление таблицы: «Сравнение обмена веществ у растений и животных».

-решение биологических задач.

 

Приложение к таблице

(ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ)

 ВВЕДЕНИЕ

1.Докажите, что живой организм – это живая, открытая и саморегулируемая биологическая система.

2. –Чем живые тела (организмы) отличаются от неживых?

-Какие свойства живых организмов можно считать основными, а какие – второстепенными?

-Что общего у растений и животных?

-Почему они отличаются друг от друга?

-Одноклеточный организм – эвглена зеленая имеет орган передвижения – жгутик. На свету в хлоропластах образуются питательные вещества, а в отсутствии света поглощаются органические вещества из воды. Как вы думаете, к какому царству относится данный организм: растениям или животным, а может быть, к какому-то другому?

                           

 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

1-.Почему клеточное строение организмов было открыто только во второй половине 17 века?

-Несмотря на все многообразие клеток живых организмов, что объединяет их между собой?

2.-Сопоставьте известные вам свойства жизни и функции органоидов клетки. Какие органоиды клетки отвечают за проявление этих свойств?

-Попробуйте придумать названия органоидам клетки, взяв за основу их функции (например, митохондрии – «энергетические станции клетки»).

-Можно ли считать отдельные органоиды  - структурными и функциональными единицами жизни?

-Сравните строение растительной  и животной клетки.

-Какие изменения произошли бы с животными, если бы их клетки имели оболочки, как у растительных клеток?

3.-Живые организмы имеют особый химический состав, чем он отличается от тел неживой природы?

-Из каких веществ состоит клетка? Какие химические элементы образуют органические вещества?

-Как определить, какие вещества присутствуют в клетках или продуктах питания?

-Какие признаки живого определяются свойствами белков, жиров и нуклеиновых кислот?

4.-Почему органические вещества выполняют разные функции?

-Почему одни вещества называют неорганическими, а другие органическими, в чем их сходство и различие?

-Ученые рекомендуют потреблять продукты и минеральную воду, произведенные в том регионе, в котором вы выросли. Как  это можно объяснить?

-Всегда ли продукты и вода содержат все необходимые нам элементы?

5.Докажите – что клетка это структурная  и функциональная единица всех живых организмов.

-Покажите взаимосвязь между понятиями: клетка, организм, ткань, орган.

Организм – биологическая система.

1-.Что такое питание? Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

-Чем питание растений отличается от питания других живых организмов?

-Из каких этапов состоит питание растений, почему у них два органа питания?

-Геологи используют определенные растения для обнаружения некоторых месторождений металлов, а металлурги даже научились получать редкие элементы из растений. Благодаря какому процессу, протекающему в растениях, это стало возможным?

-В чем отличие питания у паука, комара, коровы, волка и человека? Есть ли что - то общее в процессе питания у животных разных видов?

-Почему при покупке лошадей проверяют зубы животных?

2.-Почему у растений нет процесса пищеварения?

-Чем отличается процесс пищеварения у разных групп организмов: одноклеточных, беспозвоночных, позвоночных?

Инструктивная карточка:

А) Изучите текст главы10 с.63-64.

Б) Выделите определение понятия «пищеварение».

В) Где происходит пищеварение у организмов разных групп?

Г) Можно ли удаление непереваренных остатков отнести к процессу выделения? (с.80 учебника). Ответ объясните.

Д) Результаты оформите в виде таблицы.

3.-Голландец Ян Баптист Ван – Гельмонт решил узнать, почему растет растение. Он посадил ивовый побег, массой равной 2,25 килограммов в кадку с землей. В течение 5 лет он поливал растение дождевой водой. Затем он вынул его из почвы и взвесил. Масса почвы уменьшилась на 57 граммов, а масса ивы возросла на 75 килограммов. Как вы это можете объяснить?

- Представьте, что вы едите лимон без сахара или красную смородину. Как отреагировали ваши слюнные железы?

- Как можно определить, какую функцию выполняют слюна и желудочный сок?

- Какие теоретически возможные результаты опытов вы могли бы предложить?

4. –Еще в 19 веке было известно, что количество отбивных котлет на столе у человека зависит от кошек. Восстановите пищевую цепь от клевера до человека, есть ли место в этой цепи кошке? Возможно, нужно рассматривать не цепь, а разветвленную сеть?

5.- Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды около недели, а без воздуха всего несколько минут. Объясните эти отличия?

-Чем дыхание отличается от питания и как эти процессы жизнедеятельности связаны в обмене веществ у живых организмов?

- Может ли быть у животных несколько дыхательных поверхностей?

- Простейшие организмы (амебы) и кишечнополостные поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью своего тела. Почему такой способ газообмена уже не может полностью обеспечить кислородом крупные организмы? Как эту проблему решают животные, обитающие в разных природных средах, в том числе и человек?

- Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

6. Инструктивная карточка:

А) Изучите таблицу «Типы дыхательных поверхностей».

Б) Найдите информацию об органах дыхания (учебник Н.И.Сонин с.68-72).

В) Приведите примеры животных, обитающих в разных средах, и укажите тип их дыхательных поверхностей.

Г) Отчет о работе оформите в виде таблицы.

- Объясните причину взрывов и самовозгораний на элеваторе при закладке на хранение влажных семян.

- У плавающих листьев кувшинок имеются устьица на верхней стороне листа, а не на нижней, как у наземных растений. Объясните эти отличия.

- Почему такой способ газообмена - как поглощение кислорода всей поверхностью тела, не может обеспечить кислородом крупные организмы, в том числе и человека.

-В состоянии покоя у человека через легкие за одну минуту проходит 5-8 литров воздуха, а после физической работы до 100 и более литров в минуту. С чем связано учащение дыхания.

-Укажите отличие газообмена у многоклеточных животных, обитающих в воде, от газообмена сухопутных животных.

7.-Чем объяснить необходимость возникновения специальных транспортных систем в организме?

-Какие ткани органов обеспечивают перенос веществ?

-За счет чего осуществляется транспорт веществ?

-Какие процессы жизнедеятельности растений зависят от транспорта воды, минеральных и органических веществ?

-Какая сила заставляет перемещаться вещества в нужном направлении на необходимое расстояние?

-Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?

-Какое значение имеет кровь и кровеносная система для осуществления транспорта веществ?

-Почему кровь всегда перемещается в одном направлении?

-Что представляют собой транспортные системы человека?

8.-Какие органы растений связаны между собой транспортом веществ?

-Могут ли корни растений жить без побегов, а побеги - без корней? Ответ обоснуйте.

-В чем особенности строения кровеносной системы насекомых и позвоночных животных?

-Почему у насекомых кровь не участвует в транспорте газов?

-Какие органы обеспечивают движение крови у позвоночных животных?

-Скорость движения крови по сосудам зависит от частоты сокращения сердца, что, в свою очередь, определяется потребностью организма в кислороде и питательных веществах. Какие органы растений влияют на скорость передвижения веществ по стеблю и работают «насосом»?

-Как объяснить тот факт, что паразитические плоские черви обходятся без кровеносной системы?

-Придумайте 3 вопроса по теме, используя формулировки: что объясняет….? Определите совпадения….; Что лишнее….?

9 .-У морских и паразитических простейших, родственников амебы, сократительные вакуоли отсутствуют. Объясните причину этого. Какая опасность грозит пресноводной амебе в случае отсутствия у нее сократительной вакуоли?

-С какими особенностями строения и жизнедеятельности связано выделение у насекомых?

-Содержимое выделительных трубочек выводится в заднюю кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи. Стенки кишки осуществляют обратное всасывание воды, в результате чего из организма выводятся совершенно сухие экскременты в виде шариков. О каких животных идет речь?

-Всегда ли целесообразно удалять из организма все продукты жизнедеятельности?

-Как растения и грибы, не имея специальных органов выделения, решают проблему избавления от шлаков?

-У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела. Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц?

-Моча образуется в почках из плазмы крови. Это сложный процесс. Определите , как меняется концентрация растворенных веществ в процессе образования мочи у человека. Будет ли меняться состав мочи в зависимости от условий обитания? Например: летом-зимой, при употреблении минеральной или пресной воды.

-Объясните, почему санатории для людей с больными почками строят в районах с сухим жарким климатом?

-У морских костистых рыб наружные ткани малопроницаемы для воды и солей. Для регуляции состава жидкости тела рыбы пьют морскую воду. Какой механизм обеспечивает постоянство состава внутренней среды рыб, обитающих в соленой воде, если жидкости тела содержат в 2-3 раза меньше солей, чем окружающая рыб вода?

-У пресноводных рыб через жабры в организм поступает большое количество воды и через них же теряются соли. Как пресноводные рыбы поддерживают более высокий процент растворимых солей во внутренней жидкости, по сравнению с окружающей их водой? Что является источником соли для обитателей пресной воды?

10.-Почему обмен веществ и энергии – обязательное условие жизни?

-Все беспозвоночные и позвоночные животные, кроме птиц и млекопитающих, не могут обеспечить постоянную температуру тела при изменении температуры окружающей среды. Какие особенности обмена веществ и превращения энергии характерны для хладнокровных и теплокровных животных? Какую роль в этом процессе играет кровь и система кровообращения?

-Почему у рыб, земноводных и рептилий в процессе дыхания выделяется меньше энергии, чем у птиц и млекопитающих?

-Как строение сердца влияет на количество кислорода, поступаемого в ткани для дыхания?

 

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных ...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Программа элективного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» (8-9 класс, 34 часа)

Актуальность  курса  в  том,  что  степень антропогенного воздействия человека на окружающую среду велика, если не защищать и не охранять природу, то это приведёт к исчезновен...