"Голосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Тюленева Елена Александровна

Урок по биологии     разработана по теме "Голосеменные растения"  может быть использована на  этапе изучения раздела «Жизнь растений» по учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. - М.: Дрофа, 2016. Данный урок является уроком открытия новых знаний (ОНЗ) и построен в соответствии с требованиями технологии деятельностного метода обучения.

          В предлагаемой технологической карте урока   также сделан акцент на активном использовании различных компонентов учебно-методического комплекса В.В.Пасечника (учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение), что существенно повышает мотивацию и интерес к обучению, позволяет реализовать как содержательную, так и функциональную вариативность образовательного процесса, предоставляет возможность более гибкого и прочного освоения знаний учащимися.

Задачи урока

•        расширить знания о многообразии голосеменных растений;

•        раскрыть преимущества семенного размножения;

•        сформировать умение распознавать голосеменные растения;

•        обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека;

•        развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;

•        использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;

•        интегрировать двигательную активность в учебную деятельность;

•        формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе;

воспитывать экологически неравнодушного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_golosemennye.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Голосеменные растения.

Цель:  познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.

Задачи урока:

  • расширить знания о многообразии голосеменных растений;
  • раскрыть преимущества семенного размножения;
  • сформировать умение распознавать голосеменные растения;
  • обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека;
  • развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;
  • использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;
  • интегрировать двигательную активность в учебную деятельность;
  • формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе;
  • воспитывать экологически неравнодушного человека.

Оборудование: 

ПК, мультимедийное оборудование, гербарии голосеменных растений, таблица «Филогенетическое древо растительного мира», картина И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», 3 комплекта веточек хвойных, карточки для тестирования.

Структура урока.

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Актуализация знаний.
  • Демонстрация картины  И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».
  • М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
  • «Ликвидация чистого листа»
  • Определение задач урока.
  1. Проверка домашнего задания.
  • Первичная самооценка.
  • Устный опрос с последующим рецензированием ответов.
  • Тестирование.
  • Взаимопроверка, выставление отметки.
  1. Работа по теме урока.
  • Работа по таблице «Филогенетическое древо растительного мира»
  • Рассказ учителя о многообразии хвойных растений.
  • Скрытая динамическая пауза.
  • Объяснения учителя.
  • Гимнастика для глаз.
  • Решение проблемы.
  1. Закрепление нового материала.
  • Анализ полученных знаний в игровом варианте (скрытая динамическая пауза).
  • Групповая практическая работа.
  • Пальминг (отдых для глаз), чувственно-эмоциональное восприятие информации.
  • Ответы на вопросы, решение проблемы.
  • Самостоятельная работа с информацией в учебнике.
  • Заполнение таблицы.
  • Минутка отдыха.
  1. Подведение итогов урока.
  • Проверка таблицы.
  • Обратная связь.
  1. Домашнее задание.

Конспект урока.

  1. Организация внимания учащихся. 

Учитель:

Здравствуйте, поклонившись,  мы друг  другу сказали.

Здравствуйте, что особенного мы сказали?

Просто – здравствуйте.

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире.

Отчего же на капельку света прибавилось в мире.

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.

                                                                Владимир Соловухин.

Актуализация знаний.

Демонстрация картины  И.И. Шишкина « Сосны,  освещенные солнцем».

Учитель: Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдет речь?

Ученик: О хвойных растениях.

Учитель: Правильно. Сосне посвящали свои произведения многие поэты.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, 
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)

Учитель: По  ходу урока вы, как обычно, заполняете таблицу. Что вы знаете по данной теме? (Учащиеся называют  ель, сосну, кедр…и заносят в таблицу.  В 3 колонку пишут «Выделяют О2», как и все зеленые растения)

Отдел

Представители

Значение

Выявив первичные свои знания,  уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока:

  • Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.
  • Раскрыть преимущества семенного размножения.
  • Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.
  • Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.

Проверка домашнего задания.

Учитель: До появления голосеменных растений на нашей планете господствовали папоротникообразные. (Демонстрирует рисунок, на котором изображены древовидные папоротники, а на их фоне изображение каменного угля)  Прокомментируйте рисунок.

Ученик: Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом.  В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

(Уч-ся рецензируют ответ товарища, выставляют оценку).

Учитель: Расскажите, какое значение имеют папоротникообразные в природе и жизни человека? Ученик: Каменный  уголь служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия. Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремния и раньше использовались при полировке изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща, а также молодые листья папоротника орляка. Споры плауна используют в металлургии. Ими обсыпают формы и металлические детали легко отстают от стенок. Папоротникообразные, как и все растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные.

(Выставление оценки отвечающему).

Учитель:  Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».

    Выберите правильный вариант ответ.  Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим растениям, так, как:

  1. Они имеют ризоиды.
  2. Растут во влажных местах.
  3. Имеют листья, стебли, корни.
  4. Многолетние растения.

Исключите лишнее:

  1. Корневище.
  2. Вайя.
  3. Таллом.
  4. Спорангий.

Установите последовательность процесса размножения:

  1. Созревание спор.
  2. Слияние гамет (оплодотворение)
  3. Образование заростка.
  4. Образование спорангиев.

Установите последовательность развития растений в процессе эволюции:

  1. Голосеменные.
  2. Папоротники.
  3. Мхи.
  4. Водоросли.

Взаимопроверка. Выставление отметки. 

+ + + +  «5»

+ + + «4»

Учитель: Встаньте те уч-ся, у кого первичная самооценка совпала с полученным результатом. (Учитель отмечает похвалой уч-ся за объективное оценивание своих знаний).

Объяснение нового материала

Учитель: Вы правильно установили, что на смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. (Учитель показывает на таблице  «Филогенетическое древо растительного мира»). Голосеменные – один из самых древних отделов высших растений. Первые появились на Земле 350 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим.  В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками – им для размножения не нужна вода. Лишь через 50 млн. лет, в начале триасового периода, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестают расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватывают сушу. Отдел голосеменных объединяет 6 классов .Давайте  представим себе новогоднюю елку. Только не искусственную, а натуральную, лесную. Чувствуешь, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных деревьев. (Демонстрирует  фотографии разных видов хвойных). Хвойные растения занимают второе место после цветковых не только по своей распространенности, но и по значению для жизни и хозяйственной деятельности человека. Класс хвойных включает в себя более 560 видов растений.  В различных климатических зонах России и других стран произрастают мало похожие друг на друга хвойные деревья и кустарники. На слайде вы видите сосны, ель. Жителям Сибири хорошо известно, что заблудившегося в тайге охотника может спасти от голода кедровая сосна. В ее крупных шишках зреют вкусные и питательные семена. А вот на юге, на берегах Черного моря, смотрят вдаль высокие стройные кипарисы. Их листочки представляют собой чешуйки, которые испаряют воды еще меньше, чем хвоя. Вот почему кипарисы легко переносят жаркий и засушливый климат. А это - колючий можжевельник. Его древесина славится особым ароматом, который долго сохраняется даже в изделиях из этого дерева. Шишки можжевельника похожи на маленькие сизые ягоды. Все хвойные выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу чистый воздух.

Среди хвойных деревьев есть настоящие чемпионы. Одно дерево сосны долговечной в США живет уже около 4900 лет. А  секвойя вечнозеленая может достигать 100 метров высоты и 10 метров толщины ствола. Чтобы представить огромные размеры этого дерева давайте встанем в круг и возьмемся за руки (ученики встают с мест, образуют круг). Вот такой диаметр ствола у секвойи и в этом вы сейчас можете убедиться, просмотрев следующий видеофрагмент.

(Просмотр  видеофрагмента " Гигантская секвойя"). Вот самое большое растение на всем земном шаре – Гигантская секвойя. Иногда их век переваливает через три тысячи лет. Они вырастают до ста метров в высоту и могут достигать в обхвате двадцати метров. Некоторые достигают таких размеров, что весят более тысячи тонн.

Учитель: Знаете  ли вы, что лиственница признана национальным деревом России? Да, да! Именно лиственница, а не береза. Дело в том, что леса из лиственницы простираются на огромных территориях от Онежского озера до Японского моря. Лиственница – одно из немногих хвойных деревьев, сбрасывающих на зиму свою хвою. Иголочки мягкие, яркие (ведь они опадают осенью и не должны приспосабливаться к зимним морозам). Они располагаются веселыми семейками-пучками на общем укороченном побеге. Расположение хвоинок на ветках деревьев и кустарников разных видов различно. Так, у сосны хвоинки располагаются парами на укороченном побеге. На ветвях ели хвоинки короче, чем у сосны, и каждая сидит на отдельном укороченном побеге. Зеленые иголочки на ветках сосны и ели, кедра и можжевельника, пихты и лиственницы – не что иное, как листья. Такие листья называются хвоинками. У большинства деревьев и кустарников они не опадают на зиму, а живут 2-3 года.

Особенности строения хвои позволяют хвойным деревьям и кустарникам переносить зимние холода, не теряя необходимой влаги. Поры расположены не по всему листу, как у дуба и клена, а в маленькой ложбинке, идущей по всей длине иголки. Эта ложбинка покрыта тонким слоем воскового налета и поэтому испарение происходит плохо и помогает сосне, ели и другим хвойным, не сбрасывающим на зиму свои листья, удержать в тканях необходимую влагу.

А сейчас представьте, что мои ладошки – это ваши глаза. Повторяйте за мной. (Учитель ладошками показывает движения: поочередно закрывает, повороты вправо-влево, круговые движения, восьмерка,  быстро поморгали, сильно сжал в кулак (а дети зажмурились)). Открыли глазки, посмотрите в окошко, видите ли вы там хвойные растения? Приходилось ли вам  когда-нибудь видеть цветки сосны или ели? Нет? Правильно, искать их – все равно,  что охотиться за цветком папоротника: их нет в природе. Поэтому у хвойных и не может образоваться настоящий плод с семенами, как, например, у яблони. Семена хвойных развиваются в специальных чешуях шишек.

На растениях класса хвойных образуются мужские и женские шишки, в которых созревают, соответственно, пыльца и семязачатки. Пыльца сосны очень легкая. Стоит подуть слабому ветерку, как желтое облако окутывает все дерево, а потом разносится далеко-далеко.  Когда пыльца попадает на женские шишки, их чешуйки сразу же закрываются и склеиваются.
Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков, находящихся на чешуях шишки, а не внутри плодов, как у цветковых растений.  

За  год женская шишечка вырастает и становится плотной зеленой шишкой. И только тогда происходит оплодотворение. Затем в развивающемся семени начинает формироваться зародыш и эндосперм. Семя покрывается семенной кожурой, надежно защищая зародыш. Оно приобретает почти такое же строение, как семена цветковых растений.

Еще через полгода (зимой), когда семена полностью созревают, а чешуи шишки становятся сухими и коричневато-бурыми, шишка раскрывается, и семена, снабженные крылышками, высыпаются из нее.  Семя снабжено плотной семенной кожурой, несет в себе запас питательных веществ и зародыш, способный к развитию. От опыления до полного созревания семян проходит 2,5 года.  Попав в благоприятные условия, семя прорастает и со временем становится взрослым растением. Как вы думаете,  почему же голосеменные вытеснили в процессе эволюции папоротникообразные?

Ученик: Наличие семян создает голосеменным огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий.

Закрепление.

Анализ полученных знаний в игровом варианте.

Учитель: Разделимся на команды (динамическая пауза, групповая практическая работа). Правила игры:

  1. Один ученик от команды бежит к столу, на котором находятся гербарии разных растений.

Выбирает одно голосеменное растение и возвращается назад.

  1. Команда анализирует и в случае ошибки этот ученик возвращает гербарий на место.
  2. Бежит следующий участник.
  3. Побеждает  та команда, которая без ошибок, быстрее и больше отберет гербарии голосеменных и заполнит таблицу.

Учитель: Скоро «Новый год». Это любимый праздник взрослых и детей. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прослушайте замечательное стихотворение под сопровождение величественного музыкального произведения  Вивальди  «Зима». (Пальминг.).

Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,

Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.
Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –
Ели головы склонили, повалились на кусты.
Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.
И кому, какое дело, что те елки умирали,
Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.
Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!
Их растили очень долго. Сколько вложено труда,
А погибли моментально. Разве это не беда?
Милосердие, сердечность – не простые словеса.
Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Учащиеся делятся своим восприятием).

По всей России ежегодно вырубается в это время более 7 млн. елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год, «самый светлый и добрый» наш праздник! А как поступают в вашей семье? - Как поступили бы вы, если бы были взрослыми? (Ответы на вопросы, решение проблемы) И ребята делают вывод, что можно:

  • купить искусственную ель;
  • посадить ель или сосну дома во дворе;
  •  обойтись веточкой, не губя при этом целое дерево;
  • купить елочку в горшке и т.д.

Учитель: Откройте учебник, самостоятельно прочтите значение голосеменных растений и выпишите в тетрадь. (Дети работают самостоятельно).

Учитель: Давайте обсудим, каково же значение голосеменных?

  • Выделяют О2
  • Ценный строительный материал
  • Искусственные волокна
  • Изготавливают бумагу
  • Сырье для промышленности
  • Кедровое масло
  • Выделяют фитонциды («фитон»-

    растение, «цидо» – убиваю)

 (Уч-ся проверяют, корректируют свои записи).

Учитель: И в заключение, я хочу вам показать сосны, которые стали памятниками природы. (Комментарии к видеофрагменту "Исполинские сосны" )  На высоте трех километров над уровнем моря, в Белых горах на востоке Калифорнии можно найти самые древние растения на Земле – Исполинские сосны. Поскольку условия в горах не самые благоприятные и зимы слишком суровые, деревья растут не так быстро, как внизу. Можно предположить, что это растение увидело свет, когда первые земледельцы научились обрабатывать землю – и произошло это четыре тысячи лет назад.

Подведение итогов урока

Учитель: Проверим вашу работу по заполнению таблицы.

Отдел

Представители

Значение

Голосеменные

Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник, секвойя, кипарис, туя…

  • Выделяют О2
  • Ценный строительный материал
  • Искусственные волокна
  • Изготавливают бумагу
  • Сырье для промышленности
  • Кедровое масло
  • Выделяют фитонциды

Д/з. Уч-ся записывают в дневники д/з. 

Учитель: Урок окончен, спасибо за сотрудничество.

(Желающим уч-ся предлагается кроссворд, который вывешивается в кл. до следующего урока).

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

10

 

 

 

2

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали.

1.        В сибирской тайге огромные площади заняты этим деревом.

2.        Хвойное дерево, распространенное в южных районах нашей страны и в Средиземноморье.

3.        Хвойное дерево произрастает в Гималаях.

4.        Птица,  живущая в еловых лесах, распространяющая семена ели.

5.        Вязкая смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев.

6.        Широко распространенное дерево хвойных пород в южных районах  и в Средиземноморье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размножение голосеменных растений"

урок по биологии 6и класса....

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

презентация "Отдел Голосеменные растения"

В презентации ведется речь о строении и происхождении отдела Голосеменные растения, слайды сопровождаются  рисунками и фотографиями различных видов Голосеменных....

План урока "Голосеменные растения".

Урок биологии 6 класс по программе Пасечник В.В. с использованием ИКТ  и проектной технологий....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс

Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....