Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс
олимпиадные задания по биологии (9 класс) на тему
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по биологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
9 класс
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.
- Основную часть семени ржи занимает:
А) семядоля;
Б) зародыш;
В) эндосперм;
Г) оболочки.
- Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:
А) автотрофы;
Б) анаэробы;
В) гетеротрофы;
Г) аэробы.
- Почечные чешуи являются:
А) зачатком побега;
Б) видоизменениями семядолей;
В) видоизменениями пробки побега;
Г) видоизменениями листа.
- Розетка характерна для:
А) земляники;
Б) одуванчика;
В) подорожника;
Г) всех этих растений.
- К мохообразным растениям относятся:
А) ламинария;
Б) олений мох;
В) сфагнум;
Г) все эти растения.
- У проса плод представляет собой:
А) костянку;
Б) зерновку;
В) стручок;
Г) семянку.
- Споры у бактерий служат для:
А) активного передвижения;
Б) размножения;
В) переживания неблагоприятных условий;
Г) выполняют все эти функции.
- Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:
А) спор;
Б) гамет;
В) грибницы;
Г) плодовых тел.
- У амебы вредные продукты обмена выделяются:
А) через всю поверхность тела;
Б) через сократительную вакуоль;
В) через пищеварительную вакуоль;
Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.
- При неблагоприятных условиях большинство простейших:
А) погибает;
Б) погибает, но перед этим размножается;
В) переходит в состояние цисты;
Г) образует споры.
- Тело двустворчатых моллюсков разделено на:
А) голову, туловище и мускулистую ногу;
Б) голову, щупальца и туловище;
В) туловище и мускулистую ногу;
Г) голову и туловище.
- Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:
А) круглых червей;
Б) кишечнополостных;
В) плоских червей;
Г) головоногих моллюсков.
- Без смены хозяев развивается:
А) острица;
Б) бычий цепень;
В) эхинококк;
Г) печеночный сосальщик.
- В глазу человека не участвует в преломлении света:
А) роговица;
Б) хрусталик;
В) зрачок;
Г) стекловидное тело.
- У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:
А) носовой полостью;
Б) носоглоткой;
В) глоткой;
Г) гортанью.
- Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:
А) молекулы глюкозы;
Б) углекислый газ и воду;
В) воду, аммиак углекислый газ;
Г) аминокислоты.
- Из споры папоротника развивается:
А) заросток;
Б) корневище;
В) стебель;
Г) первый лист.
- К многощетинковым червям относится:
А) дождевой червь;
Б) пескожил;
В) трубочник;
Г) ни один из перечисленных.
- Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:
А) надкостнице;
Б) трубчатом веществе кости;
В) губчатом веществе кости;
Г) полости кости с желтым костным мозгом.
- В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:
А) кислород;
Б) живые организмы;
В) климат;
Г) тепло земных недр.
- У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:
А) дрожжи;
Б) трутовик;
В) сыроежка;
Г) пеницилл.
- Инстинкт - это совокупность:
А) навыков;
Б) запечатлений;
В) безусловных рефлексов;
Г) условных рефлексов.
- К железам внутренней секреции относят:
А) поджелудочную железу;
Б) надпочечники;
В) печень;
Г) сальные железы.
- К организмам – прокариотам относятся:
А) только бактерии;
Б) бактерии и цианобактерии;
В) бактерии и вирусы;
Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.
- Цевка – часть скелета задних конечностей:
А) лягушки;
Б) ящерицы;
В) синицы;
Г) мыши.
Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.
- В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
А) нуклеиновые кислоты;
Б) крахмал;
В) жиры;
Г) углеводы;
Д) углекислый газ и воду.
- В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:
А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;
Б) способны образовывать обширные леса;
В) опыляются насекомыми и птицами;
Г) размножаются семенами;
Д) образуют сухие и сочные плоды.
- К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:
А) искривлению позвоночника;
Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;
В) смещению внутренних органов;
Г) нарушению функций костного мозга;
Д) изменению химического состава костей.
- У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:
А) внутреннее оплодотворение;
Б) температура тела постоянная;
В) развитие зародыша происходит в яйце;
Г) кожа сухая;
Д) прямое постэмбриональное развитие.
- Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:
А) помогают в распространении семян;
Б) осуществлять фотосинтез;
В) защищать от поедания животными;
Г) запасать воду;
Д) защищать от палящих лучей солнца.
- В чем проявляется сходство растений и грибов:
А) растут в течении всей жизни;
Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;
В) питаются готовыми органическими веществами;
Г) являются производителями в экосистемах;
Д) имеют клеточное строение.
- Инсулин в организме человека:
А) влияет на использование углеводов клетками;
Б) регулирует обмен жиров;
В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;
Г) повышает содержание сахара в крови;
Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.
- Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:
А) в цикле развития формируется заросток;
Б) органом размножения является цветок;
В) оплодотворение связано с водой;
Г) размножаются с помощью спор;
Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.
- К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:
А) перловицы;
Б) беззубки;
В) шаровки;
Г) гребешки;
Д) мидии.
- Эпителиальные ткани образуют:
А) покровы тела;
Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;
В) железы внутренней секреции;
Г) внутренний слой сердца;
Д) железы внешней секреции.
Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).
- Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.
- Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод.
- Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
- В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
- Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
- Все растения содержат хлоропласты.
- Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.
- Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
- Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
- Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
- У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
- Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
- Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
- Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
- Эритроциты образуются в красном костном мозге.
Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.
- Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.
Семейства | Признаки семейств |
1. Крестоцветные 2. Пасленовые | А. Лепестков 4 Б. Лепестков 5 В. Лепестки свободные Г. Лепестки сросшиеся Д. Тычинок 5 |
- Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.
Клетки | Признаки форменных элементов |
1. Эритроциты 2. Лейкоциты | А. Двояковогнутые диски Б. Амебоидная форма В. Ядра нет Г. Ядро есть Д. Обладают фагоцитозом |
ОТВЕТЫ
на задания по биологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
2014-15 уч. год. 9 класс
Задание 1. [25 баллов]по 1 баллу за каждое задание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | В | Г | Г | Г | В | Б | В | В | Б | В |
11-20 | В | Б | А | В | Б | Б | А | Г | А | Б |
21-25 | В | В | Б | Б | В |
Задание 2. [20 баллов]по 2 балла за каждое задание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | В,Г | А,Б,Г | А,В | А,В,Г,Д | В | А,Б,Д | А,В | А,В,Г,Д | А,Б | А,Б,В,Г,Д |
Задание 3. [15 баллов] по 1 баллу за каждое задание
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||
неправ "нет" | х | х | х | х | х | х | х | х |
Задание 4.[4 балла] по 2 балла за каждое задание
1 | 2 |
Крестоцветные А В | Пасленовые Б Г Д |
[2 балла]
1 | 2 |
Эритроциты А В | Лейкоциты Б Г Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-154785-1354458321.jpg)
Задания для школьного этапа олимпиады по математике (8 класс)
Вниманию желающих предлагаются задания для школьного этапа по математике.Задания соответствуют современным требованиям к обучению математике.Вместе с заданиями имеются и решения.Все вместе облег...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-143324-1353414984.jpg)
Задания для школьного тура Олимпиады школьников по химии 2012-2013 учебный год
Олимпиадные задания для 9-11 классов содержат по 5 заданий с учетом требований к составлению олимпиад. К заданиям прилагаются решения с разбалловкой каждого элемента задания. Можно исполь...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356123-1385580155.jpg)
Задания для школьного тура олимпиады школьников по русскому языку 5,6 класс
Папка содержит задания,которые можно использовать для проведения первого школьного тура олимпиады школьников по русскому в 5,6 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-142478-1399972647.jpg)
Задания для школьного тура олимпиады по МХК 11 класс
Задания для проведения школьного тура олимпиады по Мировой Художественной культуре 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/30/picture-461564-1404076462.jpg)
Задания для школьного тура олимпиады школьников по географии
В работе предложены олимпиадные задания для учащихся 8-11 класса. Имеются ключи для проверки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004699-1517408461.jpg)
Методическая разработка «Задания для школьного этапа олимпиады по географии. 7 класс»
В данной методической рпазработке представлены задания для школьной олимпиады по географии в 7 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-236315-1386685854.jpg)
Задания к школьному этапу олимпиады по литературе. 11 класс
В файле размещены задания и критерии оценивания творческой работы...