Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс
олимпиадные задания по биологии (9 класс) на тему

Степкина Светлана Юрьевна

Задания для школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по биологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

9 класс

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.

         Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

          Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

           За каждый правильный ответ в зависимости  от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

  1. Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;

Б) зародыш;

В) эндосперм;

Г) оболочки.

  1. Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

А) автотрофы;

Б) анаэробы;

В) гетеротрофы;

Г) аэробы.

  1. Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

  1. Розетка характерна для:

А) земляники;

Б) одуванчика;

В) подорожника;

Г) всех этих растений.

  1. К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;

Б) олений мох;

В) сфагнум;

Г) все эти растения.

  1. У проса плод представляет собой:

А) костянку;

Б) зерновку;

В) стручок;

Г) семянку.

  1. Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

  1. Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

А) спор;

Б) гамет;

В) грибницы;

Г) плодовых тел.

  1. У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

  1. При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

  1. Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

  1. Без смены хозяев развивается:

А) острица;

Б) бычий цепень;

В) эхинококк;

Г) печеночный сосальщик.

  1. В глазу человека не участвует в преломлении света:

А) роговица;

Б) хрусталик;

В) зрачок;

Г) стекловидное тело.

  1. У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;

Б) носоглоткой;

В) глоткой;

Г) гортанью.

  1. Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А) молекулы глюкозы;

Б) углекислый газ и воду;

В) воду, аммиак углекислый газ;

Г) аминокислоты.

  1. Из споры папоротника развивается:

А) заросток;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) первый лист.

  1. К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;

Б) пескожил;

В) трубочник;

Г) ни один из перечисленных.

  1. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) надкостнице;

Б) трубчатом веществе кости;

В) губчатом веществе кости;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

  1. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;

Б) живые организмы;

В) климат;

Г) тепло земных недр.

  1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;

Б) трутовик;

В) сыроежка;

Г) пеницилл.

  1. Инстинкт - это совокупность:

А) навыков;

Б) запечатлений;

В) безусловных рефлексов;

Г) условных рефлексов.

  1. К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;

Б) надпочечники;

В) печень;

Г) сальные железы.

  1. К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

  1. Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;

Б) ящерицы;

В) синицы;

Г) мыши.

Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

  1. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

В) жиры;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

  1. В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:

А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

Б) способны образовывать обширные леса;

В) опыляются насекомыми и птицами;

Г) размножаются семенами;

Д) образуют сухие и сочные плоды.

  1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

А) искривлению позвоночника;

Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

В) смещению внутренних органов;

Г) нарушению функций костного мозга;

Д) изменению химического состава костей.

  1. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) температура тела постоянная;

В) развитие зародыша происходит в яйце;

Г) кожа сухая;

Д) прямое постэмбриональное развитие.

  1. Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) помогают в распространении семян;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

  1. В чем проявляется сходство растений и грибов:

А) растут в течении всей жизни;

Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) являются производителями в экосистемах;

Д) имеют клеточное строение.

  1. Инсулин в организме человека:

А) влияет на использование углеводов клетками;

Б) регулирует обмен жиров;

В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

Г) повышает содержание сахара в крови;

Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

  1. Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

А) в цикле развития формируется заросток;

Б) органом размножения является цветок;

В) оплодотворение связано с водой;

Г) размножаются с помощью спор;

Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

  1. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) гребешки;

Д) мидии.

  1. Эпителиальные ткани образуют:

А) покровы тела;

Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;

В) железы внутренней секреции;

Г) внутренний слой сердца;

Д) железы внешней секреции.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

  1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.
  2. Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод.
  3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
  4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
  5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
  6. Все растения содержат хлоропласты.
  7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.
  8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
  10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
  11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
  12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
  13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
  14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
  15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

  1. Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

Семейства

Признаки семейств

1. Крестоцветные

2. Пасленовые

А. Лепестков 4

Б. Лепестков 5

В. Лепестки свободные

Г. Лепестки сросшиеся

Д. Тычинок 5

  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Клетки

Признаки форменных элементов

1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Амебоидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом

 

  ОТВЕТЫ
на задания по биологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

 2014-15 уч. год. 9 класс

Задание 1. [25 баллов]по 1 баллу за каждое задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

В

Г

Г

Г

В

Б

В

В

Б

В

11-20

В

Б

А

В

Б

Б

А

Г

А

Б

21-25

В

В

Б

Б

В

Задание 2. [20 баллов]по 2 балла за каждое задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

В,Г

А,Б,Г

А,В

А,В,Г,Д

В

А,Б,Д

А,В

А,В,Г,Д

А,Б

А,Б,В,Г,Д

Задание 3. [15 баллов] по 1 баллу за каждое задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. "ДА"

х

х

х

х

х

х

х

неправ "нет"

х

х

х

х

х

х

х

х

               

Задание 4.[4 балла] по 2 балла за каждое задание

1

2

Крестоцветные

А В

Пасленовые

Б Г Д

                [2 балла] 

1

2

Эритроциты

А В

Лейкоциты

Б Г Д

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по математике (8 класс)

Вниманию желающих предлагаются задания для школьного этапа по математике.Задания соответствуют современным требованиям к обучению математике.Вместе с заданиями  имеются и решения.Все вместе облег...

Задания для школьного тура Олимпиады школьников по химии 2012-2013 учебный год

Олимпиадные задания для 9-11 классов содержат по 5 заданий с учетом требований к составлению олимпиад. К заданиям прилагаются решения с разбалловкой каждого элемента задания. Можно исполь...

Задания для школьного тура олимпиады школьников по русскому языку 5,6 класс

Папка содержит  задания,которые можно использовать для проведения первого школьного тура олимпиады школьников  по русскому в 5,6 классах...

Задания для школьного тура олимпиады по МХК 11 класс

Задания для проведения школьного тура олимпиады по Мировой Художественной культуре 11 класс...

Задания для школьного тура олимпиады школьников по географии

В работе предложены олимпиадные задания  для учащихся 8-11 класса. Имеются ключи для проверки....

Методическая разработка «Задания для школьного этапа олимпиады по географии. 7 класс»

В данной методической  рпазработке  представлены задания  для школьной олимпиады по географии в 7 классе....

Задания к школьному этапу олимпиады по литературе. 11 класс

В файле размещены задания и критерии оценивания творческой работы...