Разработка "Нестандартное построение уроков биологии"
учебно-методическое пособие по биологии на тему

Авдеева Екатерина Васильевна

Разработка "Нестандартное построение уроков биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nest.uroki_.docx64.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нестандартное построение уроков биологии»

Работу подготовила:

Авдеева Екатерина Васильевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.

  1. Формы традиционного обучения в школе………………...........................4
  2. Урок – основная форма обучения биологии………………………………..6

Глава 2.

2.1. Нетрадиционные формы обучения………………………………………….9

2.2 Классификация нетрадиционных форм обучения биологии……………15

2.3 Технология построения нетрадиционного урока биологии………………17

2.4 Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках биологии…………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………...24

Приложения……………………………………………………………………...25

Список литературы………………………………………………………………32

ВВЕДЕНИЕ

В России с каждым годом можно наблюдать изменения в системе образования. Введение новых педагогических методик дает возможность расти и развиваться педагогу в современной школе, а так же сильнее заинтересовывать учащихся преподаваемым предметом.

Биология – это предмет, дающий возможность для развития у учащихся интеллектуальных, творческих, нравственных качеств.

Главной задачей в курсе преподавания биологии – является достижение высоких результатов учащихся в процессе обучения. Что бы выполнить данную задачу необходимо заинтересовать учащихся преподаваемым материалом.

На уроках биологии учащиеся систематически и последовательно приобретают теоретические знания и навыки под руководством учителя соответственно государственной программе, а также элементы всестороннего развития личности. На уроках закладывается фундамент мировоззрения молодого поколения, поэтому одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, заинтересовать ученика изучаемым материалом.

Для организации более эффективной работы учащихся на уроке, многими преподавателями введены в практику нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям относят: урок – игра, видеоурок и т.д.

Опыт многих учителей показал, что нестандартные уроки повышают интерес к преподаваемому предмету и мотивируют учащихся. Но слишком частое использование такого метода может привести к снижению интереса учащихся к предмету

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих категорий: формирование у учащихся интереса и уважения к живой природе; воспитание культуры познания и потребности в практическом использовании биологических знаний в различных сферах деятельности.

Глава 1.

  1. Формы традиционного обучения в школе

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения.  Данная система обучения была определена немецким педагогом И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

Классно-урочная форма организации обучения имеет следующие особенности:

- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

- постоянное чередование уроков (расписание);

- руководящая роль учителя (педагогическое управление);

- применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации является основной. Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательным, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьные кооперативы, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т.д. При этом обычно происходит путаница и терминологическая подмена: класс как постоянный состав учащихся отождествляется с классной комнатой для проведения занятий, уроки «со звонками» противопоставляются урокам без них и т.д. Исходя из этого лишь домашняя самостоятельная работа учащихся и кружковые (клубные) занятия по интересам могут быть названы вспомогательными внеурочными формами организации обучения.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.

Современный урок по ФГОС – это:

- профессиональная и методическая подготовка учителя;

- целеполагание и мотивация учения;

- системно-деятельностный подход;

- современные средства обучения;

- выбор оптимальных средств обучения;

- создание условий для саморазвития;

- анализ каждого учебного занятия.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

- уроки изучения нового учебного материала;

- уроки совершенствования знаний, умений и навыков ;

- уроки обобщения и систематизации;

- комбинированные уроки;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

  1. Урок – основная форма обучения биологии

Что бы разобраться, что же такое урок, необходимо дать определение данному понятию. Урок – это отрезок времени (этап, звено, элемент) учебного процесса, законченный в смысловом, организационном и временном отношении. Урок – это один из сложных и ответственных этапов учебного процесса, от качества которого зависит качество подготовки учащегося.

Основной формой обучения биологии – является урок, а его построение и методы проведения – одна из проблем методики обучения биологии.

 Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводиться урок.

Урок - это не только количество учебного содержания, которым овладевает ученик в течение определенного времени, но и специфическая организация учебной деятельности, характеризующаяся постоянным составом учащихся, конкретным учителем, установленной длительностью занятий (45 мин), постоянным местом обучения (кабинет биологии).

На уроке обучение идет по определенной программе, единой для всех учащихся, а учитель руководит данной познавательной деятельностью всего коллектива с учетом особенностей каждого ученика. Уроки включаются в расписание и регламентированы объемом программного учебного материала.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом», например, на пришкольном опытном участке.

Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.

Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований, которым должен соответствовать урок. Эти требования определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.

В педагогике общие требования к уроку можно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.

К числу дидактических требований, как и методических, относятся:

– четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков;

– определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом подготовки учащихся;

– выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

Воспитательные требования к уроку:

– четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;

– формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;

– соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

– наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;

– четкая организация урока на всех этапах его проведения;

– подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнением при подготовке к уроку и его проведением.

Глава 2.

2.1. Нетрадиционные формы обучения

Из–за тенденции снижения интереса школьников к знаниям, педагогам пришлось заинтересовывать учащихся различными способами.

 На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Это уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

 Ориентация процесса образования в современной школе на разностороннее развитие личности ребенка подразумевает необходимость сочетания учебной деятельности, формирующей базовые знания, умения и навыки, с творческой – развивающей индивидуальность учащихся, а так же познавательной активностью, позволяющей самостоятельно решать нестандартные задачи.

 Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

В педагогике можно выделить два основных подхода к нетрадиционному уроку.

Первый подход состоит в следующем: основная форма учебного процесса – традиционный урок, в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. В первую очередь, это шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание. Понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т.д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход расценивает нетрадиционные формы урока, как инновационные, которые все чаще используются педагогами в современной школе (уроки-конференции, уроки - круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т.д.). 

Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нетрадиционные формы урока,  как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценивать свои собственные действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: «…сам термин «нетрадиционная форма урока» требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о «нетрадиционном уроке», в то время как именно классно-урочная система, базируется на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой «традиционного обучения?», говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный». 

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

По наблюдению многих педагогов, нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО:

- общекультурное развитие;

- личностное развитие;

- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;

- формирование умения учиться;

- развитие коммуникативной компетентности.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.  Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от творческого таланта учителя.

Можно выделить следующие признаки нетрадиционного урока:

- Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

- Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

- Выполняются творческие задания.

- Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

- Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

- Урок планируется заранее.

Каждый педагог вправе выбирать необходимые педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:

а) авторские

б) авторизованные

в) новаторские

г) традиционные

д) использовать нетрадиционные уроки.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1. Уроки “погружения”

2. Уроки - деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут учащиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки-сомнения

15. Уроки - творческие отсчеты

16. Уроки-формулы

17. Уроки-конкурсы

18. Бинарные уроки

19. Уроки-обобщения

20. Уроки-фантазии

21.Уроки-игры

22. Уроки-“суды”

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-лекции “Парадоксы”

25. Уроки-концерты

26. Уроки-диалоги

27. Уроки “Следствие ведут знатоки”

28. Уроки - ролевые игры

29. Уроки-конференции

30. Интегрированные уроки

31. Уроки семинары

32.Уроки – “круговая тренировка”

33. Межпредметные уроки

34. Уроки-экскурсии

35. Уроки-игры “Поле чудес”.

Разумеется, не идет разговор об отмене традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Рассмотрим наиболее используемые в практике типы нестандартных уроков.

Урок-экскурсия.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива, а так же описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики.

Видеоурок.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

2.2 Классификация нетрадиционных форм обучения биологии

На современном этапе обучения биологии применяются нестандартные уроки. Нестандартные уроки биологии приобретают различные внешние формы в зависимости от содержания, оформления и некоторых других причин. Это связано с усилением акцента на формирование познавательного интереса школьников к учебным предметам. Нестандартные уроки – уроки, которые имеют необычную методическую структуру, выходящую за рамки стандарта. Это урок нестандартный, обязательно заключающий в себе что-то творческое, требующий напряжение эмоциональных и умственных сил. Нестандартные уроки отличаются активностью учащихся, сочетанием фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связью педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитием коммуникативных способностей, атмосферой сотрудничества на занятиях. Эти формы создают наилучшие условия для передачи учащимся знаний, умений и навыков.

Характерной особенностью нестандартных уроков является их нестандартность «необычность» по замыслу, организации, методике проведения, больше привлекают учащихся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, так как используются творческие формы и методы проведения урока.

Нестандартные уроки можно классифицировать, все виды уроков взаимосвязаны между собой, более того, они могут совмещать в себе одновременно разные его виды. Например, урок с нестандартным оформлением может включать и нестандартное построение содержания, быть интегрированным и проводиться в форме зачета. Нестандартные уроки зачастую внешне похожи на внеклассные занятия.

Во-первых, ведущее место занимает решение общеобразовательных задач, в то время как, во-вторых, главенствует воспитательный аспект. Таким образом, при проведении нестандартных уроков, следует обращать внимание на то, какие дидактические задачи становятся перед данной темой и, исходя из них, разрабатывать содержание урока.

При существующем большом разнообразии нестандартных уроков, но наибольший интерес представляют уроки, проводимые в виде игр и соревнований. Это решение кейс – задач, конкурсы, турниры, деловые игры, игры типа «Счастливый случай», «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звездный час», и так далее. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Например, уроки – игровые проекты. В таких уроках структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, Осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая, приключенческая.

2.3 Технология построения нетрадиционного урока биологии

Технология построения нетрадиционного урока от традиционного,  заключается в более активной форме обучения. Под активной формой обучения понимают самостоятельную познавательную деятельность учащихся, активацию творческого мышления, а так же активацию умственных резервов учащихся.

Основной  чертой нестандартного обучения является создание проблемной ситуации. Данная технология позволяет активировать некое психологическое состояние учащегося, которое возникает в процессе выполнения задания, для решения которого нет готовых и явных средств решения.

Проблемная ситуация, как бы подталкивает учащегося на что – то непонятное и неизвестное, на что нужно найти верный ответ.

И тут начинается анализ проблемной ситуации, результатом данной деятельности является формирование задачи (проблемы). Возникновение задачи означает, что удалось предварительно отделить известное от неизвестного (искомого). Установление связи, отношений между известным и неизвестным позволяет искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.

Проблемная ситуация включает три главных компонента:

- необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

- неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникающей проблемной ситуации;

- возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытия неизвестного.

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика и по возможности связана с его интересами и предшествующим опытом.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе, выделил И.Н. Кудряцев:

- проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

- проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи;

- проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике;

- проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствия теоретического обоснования;

- ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

Создание проблемной ситуации предполагает такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен усвоить новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

- задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

- неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

- выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Как правило, оно предшествует объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Принято различать четыре основных звена в технологии проблемного обучения: осознание общей проблемной ситуации; ее анализ; формулировка конкретной проблемы; решение проблемы; проверка правильности решения проблемы. В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.

Первый уровень характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски ученика.

Второй уровень отличается тем, что у ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формируя конечного результата.

 На третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

 В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень «проблемности» и перевести учащихся на более низкий уровень технологии нестандартного обучения.

Наиболее «проблемным» методом используемым при проведении нетрадиционного урока является кейс – метод.

Можно выделить следующую структуру кейса:

- Название кейса (краткое, запоминающееся)

- Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).

- Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).

- Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).

- Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.).

- Специально сформулированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить

- Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации)

Данный метод, позволяет описать конкретную ситуацию, которая требует поиска путей решения. Кейсом называют письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.

2.4 Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках биологии

        Особенность урока биологии заключается не только логическими связями в содержании, но и новыми методическими подходами в организации и проведении урока.

        Традиционная методика преподавания биологии заключается в передаче знаний учащимся, вследствие чего происходит их накопление и усваивание на репродуктивном уровне мыслительной деятельности. При определении схемы урока учитель ориентировался на объяснение раскрываемых понятий, закономерностей, явлений.

        Современная же методика обучения ориентирует учителя на активацию развивающего и воспитывающего обучения биологии. Современный учитель использует все возможные образовательные и воспитательные возможности курса, и управляет познавательной деятельностью учеников.

Урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, должен быть четким в соответствии с закономерностями процесса обучения. Каждый урок обеспечивает получение учащимися глубоких и прочных знаний. На уроке осуществляется не только усвоение уже добытых человеческих знаний, но и ознакомление учащихся с актуальными проблемами развития нашего общества. Учитель, его интеллектуальный, нравственный и культурный облик является основой предпосылкой реализации требований к уроку, условий его эффективности.

Многие методисты рекомендуют использовать для определенной возрастной группы учащихся определенную систему нестандартных (нетрадиционных) уроков.

Например, для учащихся 5 – 6 классов можно использовать уроки: сказки, спектакли, викторины. Для 7-8 классов – уроки соревнования, викторины, наиболее простые кейсы.

Для 9-11 классов, вполне подойдет проектная деятельность, решение сложных кейс - задач, викторин, решение заданий олимпиадного уровня.

Подростковый возраст является наиболее трудным при организации учебно–воспитательной работ, но данный этап играет важную роль в психическом развитии и формировании личности. В данный период усиленно воспринимаются социальные ценности, формируется жизненная позиция.  Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Беда же в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога.

Познавательные процессы подростков характеризуется рядом особенностей. Например, они не всегда могут управлять своим вниманием, в частности концентрировать его на главном, основном. У них еще не совершенна память, нередко они испытывают трудности в мышлении. Несовершенство умственной деятельности подростка создает для него значительные трудности в учении. Вот почему важнейшей задачей каждого учителя является управление развитием познавательных интересов учащихся, формирование рациональных приемов их умственной деятельности и способов самостоятельной учебной работы. Формируются у подростков и мотивы учения на основе доминирующих потребностей (познавательных), их очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в суть. Также существенное значение имеет понимание значимости знаний, что связано с ростом самосознания.

При организации учебно-воспитательной работы с подростками необходимо учитывать особенности их эмоциональной сферы. Поэтому при встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. в то же время он может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подросткам посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Дидактические сказки можно использовать на уроках биологии, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления.

В 5 классе можно провести следующую биологическую сказку: «Зайчик и медвежонок» по теме урока «Важнейшие экологические проблемы» (Приложение А). В 7 классе можно провести игровую викторину (приложение Б). Для 11 класса предложить решение кейс – задач (приложение В), или же выполнение проектов (приложение Г).

Использование викторин, кейс – задач, решение кроссвордов, выполнение проектов  на уроках оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению нового материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Умение учителя организовать урок и правильно подобрать форму поведения занятия – это главные составляющие для проведения высоко результативного урока.

        Использование в образовательном процессе методик развития личности ребенка, которые формируют базовые знания, умения и навыки, с творческой, которая связана с развитием индивидуального развития учащихся, увеличение из познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, все это можно получить, если совместно с формами традиционных уроков использовать нетрадиционные (нестандартные) уроки.

Проведение нестандартных уроков имеет ряд преимуществ: повысить интерес учащихся к изучению биологии; активация творческих способностей при решении поставленных задач; организация коллективной работы; расширение кругозора за счет привлечения дополнительной литературы; образование межпредметных и внутрипредметных связей.

Но педагогу необходимо помнить, что слишком частое обращение к данным формам учебного процесса может привести к падению у учащихся к предмету.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Учащимся интересны нетрадиционные уроки, они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Конспект урока на тему: «Важнейшие экологические проблемы».

Тип урока: раскрывающий содержание темы.

Вид урока: урок-сказка.

Цель урока: в нетрадиционной форме дать понятия о существующих экологических проблемах.

Ход урока:

Экологическая сказка «Зайчик и Медвежонок».

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тип урока: раскрывающий содержание темы.

Вид урока: урок-викторина.

Цель урока: в нетрадиционной форме определить уровень владения материалом учащихся.

Ход урока:

1-й тур. Классификация

Командам раздаются карточки с надписями «Царство, «Род», «Вид», «Семейство», «Отдел», «Класс». Задание — расположить карточки в логической последовательности. Побеждает команда, первая правильно справившаяся с заданием.

2-й тур. По описанию угадать цветок

1. По легенде, он вырос из пылинки, упавшей со звезды. Это наидревнейшее растение у древних греков считалось амулетом. Эти цветы красивы и неприхотливы, они расцветают даже при заморозках. (Астра.)

2. Этот цветок — символ борьбы и свободы. В народе эти цветы зовут искорками, звездочками, зорьками, полевыми слезками и девичьей травой. В засушенном виде используется в виде пряности. (Гвоздика.)

3. Листья этого цветка похожи на листья тюльпана, на стебле — множество цветочков. Его название по-гречески означает «цветок дождей», греки считали его вестником печали и горя. Это комнатное и садовое растение, цветущее ранней весной. (Гиацинт.)

4. Название какого растения состоит из мужского имени и напитка? (Иван-чай.)

5. Назовите самую высокую траву. (Бамбук.)

6. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

(Колокольчик, он не закрывает свои цветки на ночь.)

7. По каким цветам можно определять погоду?

(По одуванчикам, по клеверу. Их цветки закрываются к дождю.)

8. В XVIII веке это растение называли «травой от всех болезней». В виде настоек его использовали как слабительное и глистогонное средство, им пытались лечить подагру и эпилепсию, его дым прописывали при астмах, кашле и катарах бронхов. Что это за чудодейственное растение? (Табак.)

9. Об этих цветах в Древней Греции была сложена красивая легенда. Прекрасные, но не в меру любопытные девушки решили подсмотреть за богиней Афродитой. За что и были превращены в цветы. Эти цветы похожи на милые личики с большими глазками. А еще — на прекрасных бабочек. (Анютины глазки.)

10. В древности это растение использовали в лекарственных целях. В народе так называли всякий цветочек, распустившийся сразу же по таянии снега. (Подснежник.)

11. Этот цветок растет высоко в горах. Только храбрый и ловкий человек может добраться до него. Их принято дарить любимым девушкам — в знак того, что юноша отважен и ради девушки готов к преодолению преград. (Эдельвейс.)

12. У греков эти цветы считались цветами печали, у русских — символом скромности. (Фиалка.)

13. Этот цветок когда-то украшал персидские сады. В VII в. его вывезли в Голландию. Этот цветок так поразил голландцев своей красотой, что со временем стал национальным символом. В его честь даже устраивают праздничные шествия. (Тюльпан.)

14. Это один из самых изящных цветов. Есть древнегреческая легенда о прекрасном юноше, который был так очарован своим собственным отражением в воде, что не мог от него оторваться, и боги превратили его в цветок. (Нарцисс.)

3-й тур. Деревья-чемпионы

1. Самое высокое дерево в мире? (Австралийский эвкалипт, высота 100-200м)

2. Самое твердое дерево в мире? (Железное, оно же черное дерево, или самшит.)

3. Это дерево настолько маленькое, что во время зимы просто-напросто прячется под снегом и спокойно переносит холода. Назовите его.

(Карельская береза.)

Ведущий: Но удивительны не только экзотические деревья, растущие в далеких лесах. Самая обычная береза. Казалось бы, мы знаем о ней все. Но так ли это?

Нежная, красивая, многократно воспетая в стихах. Но береза не только красивое, но и полезное дерево. Что вы знаете об использовании березы, ребята?

- Настои из почек березы, собранных весной, когда они немного набухнут, употребляют как лекарство.

- Сережки березы служат кормом для наших полезных птиц.

- На стволах березы встречается чага.

- Весной из сока березы приготовляют сироп.

- Древесину используют для изготовления фанеры, лыж, мебели.

- Верхние слои коры березы, или береста, — хороший материал для изготовления шкатулок, посуды.

- Под березами растут подберезовики, волнушки.

4-й тур. Лесные сокровища

1. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)

2. Какие грибы считаются наиболее питательными? (Белые грибы и шампиньоны.)

3. Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовой гриб, который разрушает древесину.)

4. Из трубчатых грибов этот растет быстрее всех — по 4 см в сутки. О каком грибе идет речь? (О подберезовике.)

5. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик.)

6-й тур. Братья наши меньшие

1. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Для маскировки.)

2. Зачем крокодилу хвост? (Используется как весло и руль.)

3. Где живут белые медведи — в Арктике или Антарктиде? (В Арктике.)

4. Для чего пингвинам крылья? (Вместо ласт.)

5. Самое крупное млекопитающее на земле? (Голубой кит.)

6. Когда появились первые рептилии? (300 млн лет назад.)

7. Про них говорят, что у них четыре руки. О ком идет речь? (Об обезьянах.)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примеры кейс-задач.

1.Однажды к Ч.Дарвину пришла делегация окрестных фермеров за разъяснением, почему у них падают урожаи клевера. Прежде чем дать ответ, великий учёный сам провел массу опытов и только после длительных   наблюдений дал совет фермерам. Его друг и ученик Томас Гексли после этого случая придумал интересную задачу, суть которой сводилась к следующему: «Кому Британия благодарна за то, что стала великой морской державой?».

    Вопросы и задания:

1)Предположите, какой совет дал Ч.Дарвин фермерам.

2)Предложите свой вариант решения задачи Т.Гексли

2.В истории известен следующий интересный факт:

Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это и стало причиной его смерти.

Почему? Объясните данный факт с научной точки зрения.

3.В одном из фермерских хозяйств случайно родился ягненок с укороченными ногами. Но такое уродство оказалось выгодно для человека, т.к. он не мог перепрыгнуть через изгородь. И фермеры оставили его для дальнейшего продолжения рода. Вскоре была создана новая порода овец.

О каком типе изменчивости идет речь?

Предложите способ выведения новой породы коротконогих овец.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Темы проектных работ.

  1. Адаптация организмов к условиям окружающей среды.
  2. Архейская и Протерозойская эры с точки зрения биолога.
  3. Биотехнология - надежды и свершения
  4. Вирусы - неклеточные формы жизни
  5. Гипотезы о происхождении человека
  6. Движущие силы эволюции
  7. Индивидуальное развитие организмов, или онтогенез
  8. Искусственные органы - проблема и перспективы.
  9. Исчезающие виды растений
  10. Научные и этические проблемы клонирования.
  11. Определение критериев успешности обучения
  12. Отец генетики - Грегор Иоганн Мендель.
  13. Питание современных подростков.
  14. Современные представления о происхождении жизни
  15. Стволовые клетки и выращивание органов и тканей.
  16. Умственная работоспособность и физиологические адаптации старшеклассников к системе профильного обучения.
  17. Факторы, влияющие на работоспособность и утомление в учебном процессе.
  18. Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
  19. Эволюция человека - возможные результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пономарева, И.П. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. М. : Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Розенштейн, А.М. Использование средств обучения на уроках биологии. М. : Просвещение, 1989.
  3. Ремизова, Н. И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности /Н.И. Ремизова // Биология в школе. 2001. № 5.
  4. Конюшко, В.С. Методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов биологических специальностей высших учебных заведений /В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. Минск : Книжный Дом, 2004.
  5. Бабанский, Ю.К. Педагогика /Ю.К. Бабанский. М. : Просвещение, 1983.
  6. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции / Т.С. Назарова //Педагогика. 1997.№3.
  1. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для студентов педвузов /И.П. Подласый. М. : Просвещение, 2006.
  2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческой самореализации /В.И. Андреев. Казань : Центр инновационных технологий, 2000.
  3. Тамютина, О.А. Межпредметный урок. Современный этап эволюции человека /О.А. Тамютина //Биология в школе. 2005. №1.
  4. Кулицкая, Е.В. Дидактические сказки на уроках биологи / Е.В. Кулицкая //Биология в школе. 2005. №6.
  5. Лернер, Г.И. Деловая игра как средство моделирования образовательной среды /Г.И. Лернер //Биология в школе. 2002.№5.
  6. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. М. : Просвещение, 1988.
  7. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся / О.В. Трофимова //Биология в школе. 2003. №1.
  1. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников /Т.И. Шамова. М. : Педагогика, 1982.
  2. Малыгина, А.С. Игровые формы уроков биологии /А.С. Малыгина. Саратов: Издательство «Аквариус», 1998.
  3. Максимова, В.Н. Современный урок биологии: пособие для учителя /В.Н. Максимова, Г.Е. Ковалева, Д.П. Гольнева, Н.Г. Чередеева. М. : Просвещение, 1985.
  4. Кейран, Л.Ф. Структура методики обучения как науки: На основе анализа методики обучения биологии /Л.Ф. Кейран. М. : Просвещение, 1979.
  5. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста /В.А. Сухомлинский. М. : Учпедгиз, 1961.
  6. Гамезо, М.В. Курс общей возрастной и педагогической психологии. Вып.3. Возрастная и педагогическая психология /М.В. Гамезо. М. : Просвещение, 1982.
  7. Козлова С. В. Применение кейс – технологии на уроках биологии/ Теория и практика образования в современном мире: материалы VΙ Международной научной конференции. СПб.: Заневская площадь, 2014.
  8. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебн. Пособие для высш.учеб.завед. М.: Академия, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Особенности построения урока географии с применением контекстных задач.

Применение контекстных задач на уроках географии на примере урока в 6 классе по теме: "Вулканы. Горячие источники"....

Интегрированный урок биологии и информатики в 9 классе на тему «Построение компьютерной модели модификационной изменчивости ».

Интегрированный урок на тему: "Построение компьютерной модели модификационной изменчивости"...

Интегрированный урок биология Выявление модификационной изменчивости организмов методом построения диаграмм

Цели:образовательная: сформировать знания учащихся о свойствах и значении фенотипической изменчивости организмов в эволюционном процессе;• научить строить вариационную кривую и определять среднюю...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...