Конспект урока_Построение урока на коммуникативно-деятельностной основе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Романенко Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа-гимназия»  

Романенко Татьяна Владимировна

Построение урока русского языка на коммуникативно-деятельностной основе Технологическая карта урока  

 Тема урока:  Понятие о морфемике  (5 класс)  

Педагогические   цели:  

Создать условия для - формирования представления о морфемике как разделе лингвистики и морфеме как значимой единице языка; - формирования способности определять лексическое, грамматическое значение морфемы; - формирования представления о значении морфемы для правописания и понимания смысла слова

Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний  

Планируемые   образовательные   результаты:

Личностные: Обучающиеся осознают ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности, проявляют уважительное отношение друг к другу, проявляют сознательное отношение к учёбе. Предметные: Базовый уровень: Умеют определять морфемный состав слова. Умеют определять лексическое и грамматическое значение морфем. Продуктивный уровень: Применяют морфемный анализ слова для грамотного письма. Продвинутый уровень: Знают о синхронном и диахроническом анализе морфемного состава слова и умеют проводить его, обращаясь к этимологическому словарю.

2  

Метапредметные:

Регулятивные: Умеют формулировать тему урока, цели урока, принимать и сохранять учебную задачу. Осознают границы собственного знания и незнания, опираются на уже известное, на свой опыт. Коммуникативные: Развивают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Развивают умение сотрудничать, уважать друг друга, выслушивать мнение других. Строят речевые высказывания с обоснованием своей точки зрения, учатся слушать и слышать. Познавательные: Определяют морфемный состав слова, анализируют его с точки зрения этимологии и правописания, понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывают, структурируют и применяют с учётом решаемых задач.  

Основные методы обучения

Проблемное изложение;  частично-поисковый;  наглядно-вербальный;  диалогический.

Оборуд ование

ПК; интерактивная доска

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка для 5 класса по программе В. Бабайцевой, Л. Чесноковой.  Мультимедийная презентация к уроку.  Задания, выполняемые при помощи интерактивной доски.  Карточки-«кубики» для составления высказывания из морфем.

Структура урока

1) Организационный этап.

 2) Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

 3) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

 4) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

3  

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. Сценарий урока  

1. Организационный этап.   Мотивация учащихся. Цель – включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на  учёбу. Деятельность учащихся: приветствие друг друга. Когда мы улыбаемся, Мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся Подарками судьбы. – Ребята, какие подарки могут ожидать нас всех (учеников, учителя) на сегодняшнем уроке? Пусть этими подарками сегодня станут новые знания и умения ваши и хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.  

2. Этап актуализации знаний и целеполагания.  Цель – вспомнить изученный материала, необходимый для «открытия нового знания», выявить затруднений в деятельности учащихся; создать проблемную ситуацию,  спрогнозировать предстоящую деятельность. Деятельность учащихся: выполнение проблемного задания; работа в парах; самопроверка по интерактивной доске;  анализ полученного результата; формулировка темы и  цели урока; осознание затруднений в теме.  

– Из рассыпанных карточек-«кубиков» соберите высказывание К. Паустовского. Рассмотрите кубики. Из чего они состоят? Что за условные знаки над сочетаниями букв – дуга, уголок…? Какой строительный материал лежит в основе каждого нашего слова? (Морфемы)  

4  

Итак, мы построили из рассыпанного строительного материала (кубиков) сначала дома-слова, потом целый город – предложение! Как вы думаете, что нам предстоит изучать? (Морфемы) То есть мы с вами начинаем сегодня изучать новый раздел языкознания. В нём изучаются морфемы – МОРФЕМИКУ. Скажите, зачем нам нужно изучать морфемы? Зачем делить слово на части, ведь употребляем мы его целиком? (Размышления учащихся.) На этот вопрос мы постараемся найти ответ сегодня на уроке.  

3. Этап изучения и первичного закрепления новых знаний.  Цель – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися знаний о том, что такое морфема, лексическое и грамматическое значение морфем, значение морфем для правописного навыка и понимания исторического облика слова. Деятельность учащихся: проведение лингвистического эксперимента; анализ, обобщение полученных результатов; составление и осмысление обобщающей схемы; решение орфографической задачи; работа со словарём; синхронный и диахронический анализ слов; построение ответа в форме рассуждения; работа в малых группах.  

Итак, нам известно, что морфемы – значимые части слова. Давайте разберёмся, какая морфема выражает лексическое (смысловое) значение, какая – грамматическое. (Учащиеся легко называют корень морфемой, выражающей лексическое значение.) Для этого проведём лингвистический эксперимент с помощью интерактивной доски. Два экспериментатора должны к указанному слову присоединять разные приставки, суффиксы и проследить, что происходит со словом. Одному экспериментатору достаётся слово ЛЕС, другому ХОДИТЬ и каждому – набор приставок, суффиксов.

5  

Задача: присоединять к слову поочередно данные морфемы и выяснить, как меняется слово: ПЕРЕ-ЛЕС-ОК, ЛЕС-НИК; ВЫ-ХОДИТЬ,  ЗА-ХОДИТЬ. Что показал наш эксперимент? (Суффикс и приставка образуют новые слова) То есть, они тоже выражают лексическое значение.  Где же прячется грамматическое значение? Экспериментируем дальше. В наших кладовых есть много всяких морфем. В кладовой, где хранятся окончания, произошла путаница – перемешались окончания разных частей речи. Разберите их: -Я, -Е, -ЫЙ, -ОГО, -ИШЬ, -УТ. (На магнитной доске написаны названия трёх частей речи- существительного, прилагательного, глагола. Учащиеся прикрепляют окончания в нужный столбик, приводят примеры.) Что сообщают нам эти окончания? (сущ.: скл., род, падеж, число; прил.: род, число, падеж; гл.: лицо, число, спряжение) То есть выражают грамматическое значение. Итак, мы выяснили, что морфемы выражают лексическое и грамматическое значения. Давайте составим схему, помогающую нам запомнить изученное. (Учащиеся работают в группах, рисуют схемы на листах, представляют схемы классу.)  

Зачем же ещё нужно знать морфемный состав слова? Давайте обратимся к заданию учебника, чтобы проверить ваши предположения (упр. 486): УДИВИТЬ, РАССМОТРЕТЬ, ТУМАННЫЙ. Для чего необходимо знание морфемного состава слова? (Объяснить правописание слов.) Выполнение упр.487.  

И ещё одна лингвистическая задача у нас на уроке (упр.488). Перед нами слово ПОБЕДИТЕЛЬ. Найдите родственников этого слова. (Победа, победный, побеждать). Это «ближние» родственники. У слова могут быть и «дальние» родственники – исторические. В каком словаре мы узнаём об исторически родственных словах? (Этимологическом.) Чтобы их узнать,

6  

давайте заглянём в Этимологический словарь, который находится перед вами на парте. ПОБЕДА. Заимств. из ст.-сл. яз. Производное от общеслав. poběditi "победить", преф. образования от běditi "убеждать" (от běda, см. беда). Что вы узнали? (ПОБЕДИТЬ и УБЕДИТЬ – слова исторически родственные.) Скажите, что произошло с приставкой и корнем в нашем слове? Как они воспринимаются теперь? (Слились и воспринимаются как один корень.) Как можно объяснить значение слова на основе его прежнего корня?  («Победа» буквально — «убеждение (силой)») Зачем же нужно знать морфемный состав слова? (Чтобы лучше знать смысл слов.)  

4. Этап рефлексии. Домашнее задание. Цель – обобщить, сделать выводы, дать самооценку работы на уроке и усвоению знаний. Деятельность учащихся: анализ выполненной на уроке работы, обобщение учебного материала.  

Посмотрите самое последнее упражнение у нас в учебнике. На какой вопрос вам предлагается ответить? (Зачем нужно изучать морфемный состав слова?) Встречался ли нам сегодня этот вопрос? (мы его поставили в начале урока для себя) Давайте теперь попробуем на него ответить. Можем ли мы теперь на него ответить? (Морфемный состав слова нужно изучать, чтобы: 1)грамотно писать слова, без ошибок, 2)чтобы точно понимать значение слова, и лексическое, и грамматическое, 3)чтобы лучше разбираться в истории слов нашего языка, 4)а это помогает лучше знать смысл слов.)

7  

Что (какая работа) нам помогло ответить на этот вопрос сегодня? (Собирание из морфем слов, лингвистический эксперимент, поиск ответа в словаре, решение орфографической задачи.) Оцените сейчас каждый свои знания и свою работу на уроке:   увеличились ли ваши знания сегодня,   интересно ли было вам проникать в тайны языка,  дружно ли вы работали на уроке, вслушивались ли в ответы товарищей? Давайте поблагодарим друг друга за полезный, интересный и сплачивающий урок: повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, пожмите ему руку. А теперь я хочу обратить ваше внимание вновь на высказывание Константина Паустовского, с которого мы начинали урок: «Истинная любовь к своему языку немыслима без любви к родине». Что означают эти слова и как они связаны с нашим сегодняшним уроком? (Размышления учащихся.)  Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. «На десерт» вам шарада, основанная на морфемах.  Корень мой находится в ЦЕНЕ, В ОЧЕРКЕ найти приставку мне, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали, Вся же – в дневнике я и  журнале.   (ОЦЕНКА) Настало время оценки. Вспомните, кто выполнял особенно трудные задания: объяснял значения морфем, их роль в слове; делал орфографический разбор слов; быстро и правильно собрал предложение; сделал главный вывод на уроке. Ваше домашнее задание будет связано с определением грамматического и лексического значения морфем –  упр.484. А упр.485 для желающих разгадывать непростые лингвистические задачки.  

8  

Список литературы Шерстова Е. В., зав. кафедрой русского языка и литературы ЦДО «Эйдос». Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. http://eidos.ru/journal/2012/0529-03.htm Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», М. Просвещение. 2012 год  http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/tehnologicheskaya-karta-urokapo-fgos Якушина Е.В.,  канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории медиаобразования ФГНУ "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования. Подготовка у уроку в соответствии с ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"

Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...

Конспект урока, построенный по модульному принципу «Подготовка к контрольной работе по теме «Морфология».

Интегрирующая дидактическая цель: подготовить к контрольной работе.Целевой план действий для учащихся:·        проверить знания, умения и навыки учащихся, степень ос...

Конспект урока "Построение графика квадратичной функции"

Конспект урока алгебры в 8 классе "Построение графика квадратичной функции" разработан с применением матричной технологии и содержит алгоритм учебной деятельности: познавательный мотив,  учебная ...

Конспект урока, построенного по технологии деятельностного метода

Представляю методическую  разработку урока русского языка , построенного по ТДМ ( технология деятельностного метода ). Тема урока : «Буквы О – А в корне –ЛАГ-  -  - ЛОЖ - » ( ...

Конспект урока "Построение сечений" с использованием приложения Idroo при обучении детей с ограниченными возможностями

Конспект урока "Построение сечений" с использованием приложения Idroo при обучении детей с ограниченными возможностями. содержит технологическую карту урока...

Конспект урока "Построение чертежа основы прямой юбки" с презентацией.

Конспект  урока по конструированию  прямой  юбки  в 6-х  (7-х) кл. с применением ИКТ....

План-конспект урока "Построение диаграмм и графиков"

План конспект урока на тему: "Построение диаграмм и графиков"Была поставлена цель: ·         познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процес...