Конспект урока, построенный по модульному принципу «Подготовка к контрольной работе по теме «Морфология».
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Интегрирующая дидактическая цель: подготовить к контрольной работе.

Целевой план действий для учащихся:

·        проверить знания, умения и навыки учащихся, степень освоения изучаемого материала;

·        развивать орфографическую зоркость учащихся;

·        развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений;

·        развивать внимание, наблюдательность;

·        воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_podgotovki_k_kontrolnoy_rabote.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Тема урока: «Подготовка к контрольной работе по теме «Морфология».

2. Интегрирующая дидактическая цель: подготовить к контрольной работе.

3. Целевой план действий для учащихся:

  1. проверить знания, умения и навыки учащихся, степень освоения изучаемого материала;
  2. развивать орфографическую зоркость учащихся;
  3. развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений;
  4. развивать внимание, наблюдательность;
  5. воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

4. Банк информации:

а) входной контроль

Цель: проверить остаточные знания по пройденной на предыдущем уроке теме.

Уровень А

Методический комментарий для учащихся: распределите глаголы на две группы по спряжениям. Выделите окончания глаголов.

Кричите, наблюдаешь, рисуют, дежуришь, говорят, шагает, тонут, сушат, топаете, пилим, несёт, служит.

Уровень Б

Методический комментарий для учащихся: спишите загадки, в скобках напишите отгадки. Определите спряжение глаголов.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.

На ветвях висят шары, посинеют от жары.

Уровень С

Методический комментарий для учащихся: спишите загадки, в скобках напишите отгадки. Определите спряжение глаголов.

Её всегда в лесу найдёшь, стоит колючая, как ёж.

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает.

Светит, сверкает, всех согревает.

б) повторение изученного материала

в) закрепление нового материала

уровень А

Задание 1. 

Цель: углубить  знания  учащихся об  имени  существительном  как  части  речи, сформировать  умение  склонять  имена  существительные, развивать  умения  различать  падежи  по  совокупности  их  признаков.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) Выберите правильный вариант продолжения фразы «Имя существительное – это ... »

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении выполняет роль подлежащего, дополнения, обстоятельства, сказуемого.

б) служебная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении выполняет роль подлежащего, дополнения, обстоятельства, сказуемого.

2) В каком варианте ответа все имена сущ. являются собственными

а) стол, матрос, телефон;

б) Хурба, очки, Африка;

в) Комсомольск-на-Амуре, А.С. Пушкин, Василий.

 

3)В каком варианте ответа все имена сущ. являются одушевленными

а) актер, кот, мама;

б) мыло, здание, замок;

в) брат, дорога, девушка.

Задание 2.

Цель: совершенствовать  знания  учащихся  об  имени  прилагательном  как  части  речи, повторить разряды и синтаксическую функцию прилагательных.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

 1). Укажите верное утверждение:

      а) прилагательное в начальной форме отвечает на вопрос

          «какой»;

      б) прилагательное изменяется по лицам;

      в) прилагательное обозначает признак действия;

 2) Какой разряд прилагательных имеет краткую форму?

       а) относительные;

       б) качественные;

       в) притяжательные.

3) Каким членом предложения являются прилагательные в предложении  «Ночной порой запах фиалок  тоньше и нежнее?

       а)  определение, обстоятельство;

       б) определение, сказуемое.

Задание 3.

Цель: совершенствовать  знания  учащихся  о  признаках  глагола, развивать  умения  различать  временные  формы  глагола, уточнить  представление  о  неопределённой  форме  глагола  как  начальной, повторить спряжение  глаголов, сформировать  умение  писать  безударные  личные  окончания  глаголов,  правильно  обосновывать  написание.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) Для определения глагола установите правильную последовательность строк:

1 – отвечает на вопросы: что делать? что сделать?;

 2 – часть речи;

 3 – обозначает действие предмета;

 4 – самостоятельная часть.

2) Слово течь в сочетании 1. сильная течь, 2. сильно течь является:

а) глаголом;

 б) прилагательным;

 в) существительным.

3) Слово стали в предложении Мы стали налаживать производство стали является в 1-м случае, во 2-м случае:

а) глаголом;

 б) прилагательным;

 в) существительным.

4) Слово знать является 1. глаголом, 2. существительным в предложении:

а) Знать, забило сердечко тревогу – все лицо твое вспыхнуло вдруг.

 б) На балу присутствовала вся знать Петербурга.

 в) Знать все просто нельзя.

5) Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).

I

1) брызгает

 2) метает

 3) брызжет

 4) мечет        

II

 а) разбрасывает капли

 б) поливает

 в) увлажняет

 г) опрыскивает

 д) бросает, обшивает

 е) направляет, разбрасывает

 ж) закидывает

Уровень Б

Задание 1. 

Цель: углубить  знания  учащихся об  имени  существительном  как  части  речи, сформировать  умение  склонять  имена  существительные, развивать  умения  различать  падежи  по  совокупности  их  признаков, развивать  умения  обосновывать  написание  безударных  падежных  окончаний  имён  существительных.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) Определите, в каком варианте ответа все имена сущ. общего рода.

а) задира, подлиза;

б) зевака, путь;

в) картина, договор.

2) Определите, какой вариант состоит из слов, которые имеют форму только ед. ч.

 а) сани, Карпаты, огород;

б) бензин, брюки, город;

в) молоко, дружба, листва.

 

3) Определите, в каком падеже употреблено слово «школа» в предложении «Я рано пришла из школы»

 а) Вин. п.

б) Пр.п.

в) Род. п.

4) Определите, в каком ряду все слова относятся ко 2 скл.

 а) окно, море, стол;

б) мама, дядя, сестра;

в) моль, рожь, речь.

5) Определите, в каком ряду у сущ. в окончаниях пишется «е»

 а) пробираться по пустын.. , на полках библиотек..

б) работать в аптек.. , говорить о побед..

в) предаваться груст.. , петь от радост..

Задание 2.

Цель: совершенствовать  знания  учащихся  об  имени  прилагательном  как  части  речи, повторить образование степеней сравнения прилагательных, развивать   умения  сопоставлять  прилагательное  с  существительным,  выявляя  сходства  и  различия  данных  частей  речи (словосочетание).

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) укажите предложение с  прилагательным в краткой форме:

        а) По небу плыли лёгкие облака.

         б) Страшны грозовые тучи.

2)В каком ряду все формы прилагательных  образованы верно?

         а) скромнейший, богаче, более сильнее;

         б) самый родной, роднее, добрейший.

3) Какому прилагательному не свойственна степень сравнения?

         а) весёлый;

         б) яркий;

         в) детский.

4) Укажите прилагательные в сравнительной степени.

          а) смелее;

          б) тоньше;

          в) старейший;

          г) менее опасный.

5) Укажите словосочетания с лишним прилагательным.

          а) синяя синева;

          б) лунная дорожка;

          в) радостная радость.

Задание 3.

Цель: совершенствовать  знания  учащихся  о  признаках  глагола, развивать  умения  различать  временные  формы  глагола, уточнить  представление  о  неопределённой  форме  глагола  как  начальной, повторить спряжение  глаголов, сформировать  умение  писать  безударные  личные  окончания  глаголов,  правильно  обосновывать  написание.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).

I

1) движет

 2) каплет

 3) двигает

 4) капает        

II

а) протекает

 б) падает каплями

 в) льется

 г) вытекает

 д) переставляет, перетаскивает

 е) побуждает, руководит

 ж) затаскивает

2) Глаголы 1. шептал, говорил, кричал, орал; 2. запылал, вспыхнул, воспламенился, загорелся расположены:

а) в произвольном порядке;

 б) по признаку последовательного усиления действия;

 в) по признаку последовательного ослабления действия.

3) По признаку последовательного 1. усиления, 2. ослабления действия расположены глаголы:

а) тащился, брел, шел, шагал, бежал, мчался;

 б) разносил, распекал, пробирал, бранил, ругал, журил.

4) Укажите ряд глаголов, употребленных в 1. прямом, 2. переносном значении:

а) заострить (внимание), порвать (отношения), сломить (упорство), злится (вьюга), вспыхнула (ссора);

 б) заострить (карандаш), порвать (платье), сломать (дерево), злится (человек), вспыхнуло (пламя).

5) Укажите глагол, уместный в предложении 1. Небольшой квадратный пруд, точно рамкой, ... старые ветлы; 2. Когда поднимался ветер, листья ветлы вдруг ... серебристой сединой:

а) окружали;

 б) окаймляли;

 в) покрывались;

 г) подергивались.

6) В предложении 1. Под дождем блеклая трава бессильно ... к самой земле. 2. По стеклам ручейками ... капли дождя подходит по смыслу глагол:

а) наклонилась;

 б) приникла;

 в) струились;

 г) стекали.

7)  Глаголы являются 1. синонимами, 2. антонимами:

а) отчаяться – надеяться;

 б) надеть – одеть;

 в) отвергать – опровергать;

 г) уповать – надеяться;

 д) представить – предоставить.

Уровень С

Задание 1.

Цель: углубить  знания  учащихся об  имени  существительном  как  части  речи, сформировать  умение  склонять  имена  существительные, развивать  умения  различать  падежи  по  совокупности  их  признаков, развивать  умения  обосновывать  написание  безударных  падежных  окончаний  имён  существительных.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) В каком варианте ответа все имена сущ. являются нарицательными

а) гора, Батуми, телевизор;

б) дискета, ворона, берег;

в) Хабаровск, Сахара, Алена.

 2) В каком варианте ответа все имена сущ. являются неодушевленными

а) машина, гора, собака;

б) подушка, ребенок, фамилия;

в) дерево, кино, свеча.

3) Определите, в каком варианте ответа все имена сущ. общего рода.

 а) вид, газета;

б) неряха, ученица;

в) забияка, ябеда.

4) Определите, какой вариант состоит из слов, которые имеют форму только множественного числа.

 а) Карпаты, бензин, город;

б) очки, ножницы, чернила;

в) молоко, дружба, листва.

5) Определить, в каком падеже употреблено слово «книги» в предложении «Саша положил свои книги в сумку»

а) Им.п.

б) Вин. п.

в) Род. п.

6)Определите, в каком ряду все слова относятся к З скл.

 а) борода, аптека, дедушка;

б) печь, тишь, рожь;

в) сон, окно, море.

7) Определите, какое значение предает суффикс слову «учитель»

а) уменьшительно-ласкательное;

б) отвлеченное;

в) указывает на профессию.

8) Определите, каким способом образовано слово «МВД»

 а) сложением начальных букв;

б) сложением с помощью соединительной гласной;

в) сложением без соединительной гласной.

 9) Определите, в каком варианте ответа все слова с пол- пишутся слитно

а) (пол)города, (пол)огорода;

б) (пол)Москвы, (пол)яблока;

в) (пол)тарелки, (пол)дневника.

Задание 2.

Цель: совершенствовать  знания  учащихся  об  имени  прилагательном  как  части  речи, отрабатывать  навыки  правописания  прилагательных,  обосновывая  их  написание.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) В каком словосочетании НЕ с прилагательным пишется  раздельно?

          а) (не)разлучные друзья;

          б) (не)бабушкина шляпа;

          в) (не)брежный почерк.

2) В каком предложении есть прилагательное с частицей НЕ?

           а) (не)яркие цветы чудно пахли.

           б) мост через реку построили (не)деревянный

 

3) какой суффикс выделяется в прилагательных ТУМАННЫЙ, ЛУННЫЙ, МАШИННЫЙ.

           а) Н;

           б) НН.

4)В каком прилагательном суффикс –ЯН,-АН.

            а) стекл..ый;

            б) овс..ый;

            в) торф…ый.

5)Какие прилагательные написаны с ошибкой?

                   а)не добрая весть;

                   б)оловянный солдатик;

                   в) кислосладкие яблоки;

                   г) голубиная почта.

6) Какая пара прилагательных не является антонимами?

                   а) пологий – крутой (берег);

                   б) жестокий – тщедушный (человек).

Задание 3.

Цель: совершенствовать  знания  учащихся  о  признаках  глагола, развивать  умения  различать  временные  формы  глагола, уточнить  представление  о  неопределённой  форме  глагола  как  начальной, повторить спряжение  глаголов, сформировать  умение  писать  безударные  личные  окончания  глаголов,  правильно  обосновывать  написание.

Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы

1) Образуйте устойчивое словосочетание из глагола (колонка I) и существительного (колонка II).

I

1) играть

 2) иметь

 3) производить

 4) оказывать        

II

а) количество

 б) впечатление

 в) уровень

 г) значение

 д) влияние

 е) прощение

 ж) роль

 з) счастье

2) В неопределенной форме глагол имеет окончание:

1. нулевое;

 2. нулевое и -ить.

3) Начальная форма глагола:

1. показывает время, число, лицо, род;

 2. показывает время и число и не показывает ни лица, ни рода;

 3. не показывает ни времени, ни числа, а показывает лицо и род;

 4. не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

4) Заполните пропуск в предложении:

В 1. настоящем и будущем, 2. прошедшем времени глаголы изменяются по ________.

5) В предложении глагол обычно:

1. бывает ________ ;

 2. согласуется с _________.

6) Заполните пропуск в предложении:

На вопрос 1. что делать? 2. что сделать? отвечает глагол вида __________.

7) Заполните пропуск в предложении:

Глаголы 1. совершенного, 2. несовершенного вида обозначают _________ действия.

8) Заполните пропуск в предложении:

Глаголы 1. расти – вырасти, 2. строить – построить образуют __________ пары.

9) Установите соответствие глагола несовершенного вида (колонка I) глаголу совершенного вида (колонка II).

I

1) делать

 2) брать

 3) петь

 4) класть        

II

а) приделать

 б) сделать

 в) забрать

 г) взять

 д) пропеть

 е) спеть

 ж) наклонит

 з) положить

10) Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:

а) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать;

 б) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать.

11) Глагол ранить в предложении

1. Его ранят в первом же бою под Москвой;

 2. Меня всегда ранят ваши несправедливые слова

а) совершенного вида,

 б) несовершенного вида.

12) Заполните пропуск в следующем предложении:

Изменение глаголов по __________ называется спряжением.

13) Окончания имеют глаголы 1. первого спряжения, 2. второго спряжения:

а) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят);

 б) -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

14) Заполните пропуск в следующем предложении:

Глагол относится к _____ спряжению:

1. брить;

 2. стелить.

15) Заполните пропуск в следующем предложении:

Ко второму спряжению относятся

1. 4 глагола на -ать: _____________.

 2. 7 глаголов на -еть:________________________ __________________.

5. Выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Закончите предложения

Самым сложным заданием для меня было…

Я бы хотел спросить…

Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Закончите предложение

Было трудно…

Было интересно…

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Закончите предложение

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно…

Я научился…

Мне еще нужно учиться…

Использованные ресурсы:

  1. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204603
  2. http://uchitel.edu54.ru/node/35425
  3. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204302

      4. Тикунова  Л.И.,  Канакина  В.П.  Сборник  диктантов  и  творческих  работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"

Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...

Конспект урока по теме "Подготовка к контрольной работе по теме "Системы счисления"

Данный материал будет полезен учителям информатики. Предлагаю конспект урока, презентацию к уроку.Задания не сложные, главное отработать правила перевода в разные системы счисления....

Контрольная работа по теме "Морфология"( 5 класс)

Контрольная работа по теме "Морфология"  поможет проверить знания и умения учащихся по данному разделу...

Контрольная работа по теме «Морфология» . 5 класс

Тестовые задания, языковой анализ текста для осуществления контроля знаний, умений и навыков учащихся по теме "МОРФОЛОГИЯ"...

Контрольная работа по теме "Морфология"

Контрольная работа по теме "Морфология" для 5 класса...

Контрольная работа по теме "Морфология". 5 класс

Контрольная работа по теме "Морфология". 5 класс...