Конспект урока, построенного по технологии деятельностного метода
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Матюшкина Мария Евгеньевна

Представляю методическую  разработку урока русского языка , построенного по ТДМ ( технология деятельностного метода ). 

Тема урока : «Буквы О – А в корне –ЛАГ-  -  - ЛОЖ - » ( 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tdm_matyushkinoy_m._e.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 901, ЮАО г.Москвы

Конспект урока в ТДМ

Учитель (ФИО)

Матюшкина Мария Евгеньевна

Предмет

Русский язык

Класс

5 «б»

Тема:

«Буквы О – А в корне –ЛАГ-  -  - ЛОЖ - »

Дата

15. 02. 2012.

Целевые установки:

предметные:

- продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно;

-совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне- лаг -, -лож-;

-развивать орфографическую зоркость;

-продолжить работу над развитием связной речи;

-воспитывать внимание к языковым явлениям в русском языке 

  • метапредметные:
  • - формирование у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации

  • личностные: :

 - тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- развивать внимание, память, речь,  логическое мышление;

-учить алгоритмизировать свои действия.

 

Оснащение урока (материалы к уроку)

  • учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык ,5 класс» (М, « Просвещение»);
  • рабочая тетрадь;
  • тетрадь для правил

Этапы урока

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

 -Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? ( Морфемику).

-С каким интересным языковым явлением мы познакомились на прошлых уроках ? ( с чередованием гласных и согласных в корне слова).

-Почему так важно знать чередования и их виды? ( потому что без этих знаний невозможно понять некоторые орфографические правила).

-А зачем надо знать правила орфографии? (чтобы грамотно писать, чтобы стать успешным).

-Как вы думаете, что вам надо сделать, чтобы грамотно писать корни с чередованием? ( узнать новые правила).

Вот вы и будете сегодня составлять  новое правило, сами сможете его сформулировать и, я уверена, захотите своё правило начать применять для грамотного письма. А я вам буду помогать.

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

 -Что такое чередование гласных и согласных? ( замена буквы в корне)

-Какие гласные и согласные  могут чередоваться в корне? ( е-и в словах СОБИРАТЬ-СОБЕРУ, ВЫТИРАТЬ-ВЫТЕР; о-а в словах РАСТИ-ПОДРОС; рука-ручка, нога-ножка, муха-мушка итд ).

-На доске написаны слова. Давайте определим, являются ли они однокоренными:

Сложить, слагаемое, приложение, прилагательное, уложить, положить.

(да, являются однокоренными, так как у них общий корень и общее лексическое значение корня)

-Какой корень вы мне посоветуете выделить? ( -лаг-, -лож-).

-Почему я всё время говорю «корень», а не «корни»? ( потому что это один корень с чередованием). Какие буквы чередуются в этом корне? (а–о, г-ж). Какое общее значение у этих слов ?  Воспользуемся Толковым словарём словообразовательных единиц ( имеют отношение к действию « положить, присоединить» ).

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

 Понаблюдаем за написанным на доске. Узнали ли вы орфограмму? Назовите её. Попробуйте решить языковую задачу - вставьте пропущенное, выделяя корень. В случае затруднения не заполняйте пропуски.

Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, маленькая л…жка, разл…жим по полочкам, сл…жное предл…жение.

-Какая возникает проблема при написании ? ( не знаем, какую гласную выбрать).

- Можно ли проверить написание в корнях с чередованием, используя известное нам правило о проверке безударной гласной? (нет).

-Что же нам делать? ( надо сформулировать правило и воспользоваться им).

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель

 -Я нарисовала морфемный «шкафчик». Разложите слова по « полочкам»:

-ЛАГ-                                                                     -ЛОЖ-

-Понаблюдайте, как связано написание букв а-о с чередованием согласных .

-В какой позиции происходит это чередование? ( в слабой).

-Как будете выделять орфограмму? ( графическое выделение буквы- орфограммы, буквы- « помощника», обозначение безударной позиции чередующейся гласной).

-Сформулируйте правило , которым будете пользоваться, решая, какую букву написать в этом корне. Важно ли указать в правиле, что гласные безударные?

-А теперь вы можете ещё и точно сформулировать тему нашего урока и название правила ( « Как проверить безударную гласную в корне с чередованием –ЛАГ- - -ЛОЖ- « )

-Запишите название правила и само правило в ТДП ( в какой раздел записать лучше – в « Морфемику» или в « Орфографию»?)

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

 - Прочитайте, какие у вас получились записи. Чья запись точнее, грамотнее? Чьей записью легче будет пользоваться при вполнении заданий?

- Сравните ,как это правило сформулировано в учебнике. А как там записана тема? Где точнее?

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

- Вернёмся к записанному на доске упражнению.

Зная правило, попробуйте его применить ( учащиеся выполняют задание « по цепочке»).

Комментируйте ваши действия.

-Какие примеры нельзя записывать, используя правило? Почему? ( в них гласная в сильной позиции, её не нужно проверять).


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки

-Выполните теперь задачки на это правило, решая их самостоятельно:

полОжительный герой, слОжение чисел, предлОжить помощь, удачное излОжение, предлАгать дружбу.

А теперь сравните, как сделали вы и как это получилось у меня. Поменяйтесь теперь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

-Рассмотрите( прослушайте) примеры. Какие из них можно решить, используя сегодняшнее правило?

Отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов;  предположения не осуществились;

изменить положение; слагать стихи; положим на стол, высокая гора, мягкая трава.

Какие примеры не смогли решить? Мы сделаем это на следующем уроке.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

 -Вспомните, какова была наша цель на уроке. Смогли ли мы её добиться?  Что мы для этого сделали?

-Что вы сегодня узнали и чему научились?

- Довольны ли вы вашей работой?

- Оцените свою работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.

Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....

Самостоятельная работа школьников на уроках математики в технологии деятельностного метода

Самостоятельная работа школьников на уроках математики в технологии деятельностного метода...

Конспект урока русского языка, построенного по технологии деятельностного метода

Представляю методическую  разработку урока русского языка , построенного по ТДМ ( технология деятельностного метода )....

План – конспект урока на основе системно – деятельностного метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.

план - конспект урока на основе системно – деятельностного метода  обучения  по биологии для 6 класса...

Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы

Технологическая карта урока  в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...