Кружок "Биологический практикум"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

Кружок "Биологический практикум" способствует получению практических навыков исследования, формирует необходимые умения для дальнейшего профильного обучения биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biopraktikum_v_15-16_godu.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Кружок  «Биологический практикум» предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ – что значительно отличает содержание данного курса от подобных. Задатки творческого человека лучше всего закладываются в молодом возрасте. Важно воспитать в ребёнке интерес к науке и научить его не бояться экспериментировать (вносить элемент новизны в уже апробированные методики).

Цель программы: формирование естественно – научных умений и навыков, углубление знаний по ботанике и зоологии, выработка навыков наблюдения и экспериментирования, воспитание материалистического понимания природы.

Задача курса: расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, любящего науку, умеющего исследовать природу.

Обучение школьников биологии предполагает выполнение лабораторных и практических работ. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса биологии способствует лучшему формированию у школьников общеучебных и специальных умений и навыков. При внеклассных занятиях осуществляется прямая и обратная связь с уроком. Программа носит эколого-биологическую направленность. Содержание программы охватывает предметные области биологии (зоология и ботаника). Программа построена в логике практикума, согласуемого с содержанием школьной программы по биологии  7-х классов. Отличительной особенностью программы является не только количество практических занятий по сравнению с теоретическими, но и их первостепенное выполнение, предшествующее теории. Программа предполагает знакомство со строением и функционированием организмов в практической деятельности. Такая форма занятий – сначала практикум, а затем научные сведения и объяснение увиденного будит творческую мысль и воображение. Данные лабораторные и практические работы означены в школьной программе, но значительно дополнены (смотри литературу).

        Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.

         В процессе реализации программы учащиеся выполняют самостоятельные работы с натуральными объектами, т. е. с живыми системами разной степени сложности, что способствует формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Ученики решают экологические задачи, развивающие логическое мышление и позволяющие глубже понять учебный материал.

        Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных, справочники. Всё это имеется в кабинете биологии. Используется цифровая лаборатория, компьютер.

        Количество групп 1, количество детей в каждой группе не более 10. Программа насыщена практическими работами и требует большой физической нагрузки.        Об успешном освоении программы можно судить по выраженному интересу учащихся и по результатам выполнения самостоятельной работы.

        Программа рассчитана на 35часов,15 часов по зоологии беспозвоночных и 20 часов по зоологии позвоночных.

Содержание программы.

        

        ТЕМА  1. ИЗУЧЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (1 четверть)

Выращивание культур одноклеточных животных в различных средах. Наблюдение за движением инфузорий, изучение видового разнообразия простейших аквариума. Работа с готовыми микропрепаратами амёбы, эвглены и инфузории. Знакомство с колониальными простейшими. Создание альбома одноклеточных животных.

        ТЕМА 2. ИЗУЧЕНИЕ  БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ(2 четверть)

Знакомство с червями, моллюсками, паукообразными, ракообразными, насекомыми в коллекциях, влажных препаратах и при проведении экскурсий на станцию юннатов и школьное лесничество. Организация длительных наблюдений за ахатинами, тараканами, пауками. Знакомство с дневником наблюдений. Составление отчетов по своим наблюдениям, выступления в младших классах.

        ТЕМА  3. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ(3-4 четверть)

Наблюдение за рыбами в аквариуме, домашними животными. Ведение дневника наблюдений. Работа с энциклопедической литературой. Экскурсии на природу, станцию юннатов, краеведческий музей. Организация и проведение юннатских мероприятий в рамках акции «Марш парков и заповедников».

Творчество знаменитых натуралистов (Д. Даррелл, Б. Гржимек, В. Песков).

Учебно – тематический план

Название темы

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практические работы

Экскурсии

РАЗДЕЛ «ЗООЛОГИЯ»

1

Изучение одноклеточных животных

9

3

6

2

Изучение беспозвоночных животных

6

2

4

3

Изучение позвоночных животных

20

9

9

2

Всего

35

Требования к уровню усвоения знаний:

        В результате обучения учащиеся должны знать основные царства живой природы, строение и функции клеток, бесполое и половое размножение организмов, деление клетки, особенности строения растений и животных.

- должны уметь работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты,

-  должны овладеть постановкой простых опытов и ведение наблюдений, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях

                       

                              Литература

1. Врищ А. Э., Гилёва Т. В.,Соловьева Т. М.: Лабораторные работы по ботанике и зоологии.// Биология № 37-43, 2002.

2.Генкель П. А.: Физиология растений. Учебное пособие по факультативному курсу.- М., Просвещение, 1985.

3. Гончаров О. В.: Лабораторный практикум по зоологии.- Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002

4.Гофман Х.: Кошек надо понимать. - М., Тера – Книжный клуб, 1998.

5. Гржимек Б.: Животные – жизнь моя. -  М., Мысль,1993.

6. Долгушина Н.Н.:Практические работы и наблюдения на занятиях ботанических кружков.//Биология № 41, 2000.

7.Песков В. Окно в природу. М.,Терра – Книжный клуб,2001.т.т.1-2

8.Теремов А. В.: Простые опыты по ботанике.// Биология №4 -5,1999

Литература для учащихся

1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.: Занимательная ботаника. - М., АСТ – ПРЕСС, 2002

2. Рохлов В., Теремов А.: Занимательная зоология. - М.: АСТ – ПРЕСС, 2002.

 Календарно – тематическое планирование

на I полугодие 2015 – 2016 учебный год.

Название программы: «Биологический практикум»

Педагог Старицына О. В.

Группа 1.  Количество учащихся  10

Теория

Практика

ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

1.

07.09.

Введение. Инструктаж по технике безопасности

1

2

14.09

Устройство микроскопа и правила работы с ним.

1

Устройство микроскопа

3

21.09

Строение животной клетки одноклеточного и многоклеточного организма.

1

Органоиды и главные части клетки

4

28.09

Сравнение животной клетки с растительной

1

Умение настраивать микроскоп

5

05.10

Изготовление временных микропрепаратов

1

Умение передавать биологические особенности

6

12.10

Работа с цифровым микроскопом BODELIN.

1

Умение настраивать микроскоп, готовить микропрепарат

7

19.10

Работа с цифровым микроскопом Digital Blue

1

Умение настраивать микроскоп

8

26.10

Колониальные животные: вольвокс

1

Умение настраивать микроскоп

9

09.11

Паразитические одноклеточные. Малярия.

1

Умение настраивать микроскоп

ТЕМА 2. ИЗУЧЕНИЕ  БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

10

Черви. Кольчатые черви. Пиявки.

1

Хромосомы, наследственность

11

Ракообразные. Изготовление коллекции «Креветка»

1

Анафаза, телофаза, профаза, метафаза

12

Знакомство с паукообразными.  Дневник наблюдений.

1

Яйцеклетка, сперматозоид

13

Насекомые вокруг нас.

1

Яйцо, личинка, куколка

14

Моллюски.

1

15

 Оформление коллекции «Раковины моллюсков»

1

Научить оформлению коллекции

ТЕМА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

20

16

19.11.

Рыбы. Классификация. Аквариумоводство.

1

Органы растения (вегетативные и генеративные)

17

26.11.

Вскрытие рыбы

1

Умение настраивать микроскоп

18

Земноводные. Сибирский углозуб – объект исследования ученых.

1

Оформление опыта в тетрадь, ведение наблюдения

19

03.12

Пресмыкающиеся. Гиганты и карлики

1

Оформление опыта в тетрадь, ведение наблюдения

20

Мир Юрского периода

1

Сердцевина, древесина, камбий, кора, луб

21

10.12.

Птицы разных широт

1

Умение передавать биологические особенности

22

Скелет птицы

1

Простые и сложные листья, работа с гербарными объектами

23

17.12.

Какие птицы родители

1

Главные части цветка: тычинка и пестик под микроскопом

24

Животные вокруг нас

1

работа с гербарными объектами

25

Кошки и собаки, дрессировка

1

26

Морские млекопитающие

1

27

Наблюдения за животными великих натуралистов. Д.Даррелл

1

28

Наблюдения за животными великих натуралистов. Б.Гржимек.

1

29=30

Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва»

2

31-32

Подготовка и проведение Марша парков

2

Умение настраивать микроскоп, готовить микропрепарат

-33-34

Подготовка и проведение Цветочной ярмарки

2

35

Час занимательной зоологии

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Практикум по развитию речи

Практикум по развитию речи для старшеклассников...

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Обществознание. Практикум для организации самостоятельной работы.

 Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь фо...

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Подборка тестов и практикум по экономике (учебник под редацией А.Г.Грязновой)

Тесты и практикум  по экономике для учащихся социально-экономического класса ( учебник  под  редакцией А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной). Имеются ключи....

Практикум по русскому языку "Причастие"

Данный практикум можно использовать на уроках русского языка в 7 классе (для обобщения) и в 8-9 классах (для повторения)...