Урок – игра «Человек и его пороки».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Svetlana_06011966

урок-игра "Человек и его пороки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – игра «Человек и его пороки».

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, через использование заданий, для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в условиях прогрессирующей наркомании.

Планируемые результаты: учащиеся конкретизируют знания о наркотиках4 понимают опасность наркомании для человека и общества.

Личностная значимость изучаемого для учащихся: лучше не пробовать и не поддаваться на уговоры.

Развитие умений учащихся: систематизировать знания; участвовать в в диалоге, высказывать оценочные суждения, соотносить полученную информацию с личным опытом; делать выводы.

Основные понятия и термины: наркотик (на древнегреческом «приводящий в состояние оцепенения, отупения, одурения»)4 наркомания – всестороннее поражение личности.

Домашнее задание: полезна ли полученная информация? Где и как её можно использовать?

План  урока:

  1. Вступление.
  2. Конкурс  1.«Объясни название.
  3. Конкурс  2. «Пороки и достоинства».
  4. Конкурс 3. Причины наркомании.
  5. Конкурс 4. «Отвергни заблуждения».
  6. Механизм действия наркотиков.
  7. Конкурс  5.  «Мифы о наркотиках».
  8. Конкурс 6 . «Умей сказать «нет!»».
  9. Подведение итогов игры.

Эпиграф: Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку, говорил дурак.

                  Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, - говорила собака.

              Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, - говорил человек. Жан Марсенак.

Ход урока.

Ведущий: О люди! Все похожи вы

                  На прародительницу Еву:

                  Что вам дано, то не влечёт,

                  Вас непрестанно змий зовёт

                  К себе, к таинственному древу.

                  Запретный плод вам подавай,

                  И без того вам рай не рай.

                                А.С.Пушкин. («Евгений Онегин»).

Ученик читает стихотворение Марины Струковой «Последний герой». Звучит песня В. Цоя «Последний герой».

Мальчик глухо и горько смеётся,

Хочет верить под  роковый ритм,

Что для подвигов место найдётся

И найдётся пространство для битв.

        Всё вверх дном и на кухне туманно,

        Как всегда от дымка анаши.

        Ухмыляются шлюхи с экрана,

       И политики врут от души.

Он потерян для белого света,

Но зачем-то вечерней порой

Снова, снова включает кассету

С давней песней «Последний герой».

Сердце в пьяной истерике бьётся,

Шепчет иглам и лезвиям бритв,

Что для подвигов повод найдётся

И найдётся пространство для битв.

         Словно что-то зовёт за стеною,

         Обещает борьбу и успех,

         И восходит война над страною,

         Отмахнув героиновый снег.

 Но уже ничего не случится,

Мальчик спит на подушке сырой,

И успела кассета разбиться

С давней песней «Последний герой».

       Для других над дорогами вьётся

      Птица-месть выше робких молитв,

      И для подвигов место найдётся,

      И найдётся пространство для битв.

Ведущий:   Дорогие ребята! Уважаемые гости! Приветствую – участников нашей увлекательной, но не развлекательной, а серьёзной и воспитательной игры. В прошлом году у нас проходил цикл уроков здоровья, посвящённых влиянию на организм человека курения, алкоголя и наркотиков. Наша игра является логическим завершением этого цикла. Давайте попробуем поговорить на эту тему,  открыто и свободно, подведём итоги, узнаем  что-то новое.  В игре принимают участие две команды 10 и 11 классов. Команды смешанные, что бы силы были равны.

Конкурс 1. «Объясни название».Наша игра называется « Человек и его пороки. Кто кого?». Попробуйте объяснить смысл этого названия. Что оно может означать? На обсуждение даётся 1 минута.  За этот конкурс можно заработать 2 очка. («Кто кого?» означает не только то, что какая-то из команд  должна победить. Г лавное заключается в том, что каждый человек всю жизнь борется с пороками, чужими и собственными, и от того как ему это удается, зависит его судьба. В обществе злые, порочные люди всегда противостоят добрым , и борьба между ними порой определяет жизнь целых народов.) Подведение итогов конкурса.

Ведущий. Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием и правильно поняли смысл игры.

Конкурс 2. «Пороки и достоинства». Чтобы перейти к следующему заданию нам нужно выяснить, что такое пороки. Кто может объяснить это понятие, заработает для своей команды 1 очко.  Время – 1 минута.

  Человек, если он Человек с большой буквы – должен уметь противопоставить дурным привычкам, мыслям и делам свои достоинства.  Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. Команды получат листки, на которых перечислены пороки людей, а вам нужно подобрать к ним слова – антиподы (т.е. противоположные по смыслу ) и записать их рядом.

  1. команда.        2 команда.
  1. Курение.                                                                              1. Воровство.
  2. Лень.                                                                                    2. Грубость.
  3. Лживость.                                                                            3. Жадность.
  4. Подлость.                                                                             4. Наркомания.
  5. Пьянство.                                                                              5. Распущенность.
  6. Трусость.                                                                               6. Курение.

На выполнение задания даётся 2 минуты, оценка – 2 очка. Звучит музыка. Команды свои ответы комментируют.

Ведущий. Ну вот мы и определили, что такое порок, какие они бывают, что можно  им противопоставить, как сними бороться. Мы с вами много говорили о таких страшных пороках, как алкоголизм и наркомания. По итогам бесед  мы с  вами составили и записали «Книгу жизни», каждая страница которой имеет свой цвет.

Синий – цвет знакомства и размышления.

Жёлтый – цвет предостережения.

Оранжевый – цвет приближения к опасности.

Чёрный – цвет потери свободы, подчинения воли.

Красный – цвет опасности.

Зелёный – цвет жизни.

Давайте вновь перечитаем эту книгу, вспомним, что мы знаем о наркомании и наркотиках, о причинах их употребления, классификации наркотиков,  о механизме возникновения  зависимости от них, мифах о наркотиках. Постараемся развеять эти мифы, научимся говорить «нет» и подумаем над проблемой: « Почему одни люди готовы всё отдать за дозу наркотика, а другие предостерегают от их использования ».

Конкурс 3. «Причины наркомании». Назовите как можно больше причин, по которым человек начинает употреблять наркотики. Время 1 минута. Оценка 2 очка. Ответ даётся по цепочке, одна команда начинает, а другая продолжает, кто первый замолчит, тот проиграет.

    Ведущий:  Существует много заблуждений по поводу наркотиков и их действия. Попробуйте выполнить следующее задание, ответив правильно, вы сделаете небольшой шажок по дороге жизни.

Конкурс 4. Выполнить тест «Отвергни заблуждения».  Время 2 минуты. Оценка 2 очка.

  Тест.

  1. Степень опасности употребления  табака и других наркотиков одинакова.
  2. Наркотики бывают лёгкие и тяжёлые.
  3. Наркоман может бросить употреблять наркотики в любой момент.
  4. Наркотики усиливают творческие способности человека.
  5. Неопасно употребление лёгких наркотиков, так как к ним не наступает привыкания.
  6. Средняя продолжительность жизни наркоманов почти в 2 раза меньше, чем у людей, не пробовавших наркотик.
  7. Компании наркоманов наиболее сплочены и дружны, чем другие группировки.
  8. Любое наркотическое вещество вызывает привыкание.
  9. Бросившего наркотик человека группа оставит в покое, так как уважает волю каждого.

Ведущий: Наркотики – это вещества различной природы, изменяющие состояние организма в целом, в том числе и сознание, способные вызвать зависимость. Откроем оранжевую страницу нашей книги и вспомним о том, какие бывают наркотики. (Можно дать для заполнения схему, но это на усмотрение учителя, возможно детям и не обязательно знать классификацию наркотиков подробно, достаточно просто назвать некоторые из них).

                                                                  Наркотики

Опиаты              психостимуляторы       галлюциногены       снотворные препараты

Опий                     конопля                           ЛСД                                 барбитураты

Героин                  марихуана                     мескалин

Морфий                анаша                             псилоцибин

                               Гашиш

Ведущий. Человек, употребляющий наркотики, даже зная об их вредном воздействии на организм, считает, что может отказаться от них в любой момент. Но путь для всех один – зависимость от наркотиков, потеря свободы, подчинение воли только одному – достать новую порцию зелья. Как же возникает зависимость от наркотиков?

Проходит три этапа: 1. Психическая зависимость, при которой наркотик вызывает чувство удовлетворения и психологического подъёма, которая требует периодического возобновления или постоянного введения наркотика;

2. Физическая зависимость  выражается в синдроме привыкания. Организм привык и требует навых доз.

3. Третья стадия – когда сформирована психологическая и физическая зависимость и проявляется соматическая симптоматика, когда от интоксикации уже повреждены внутренние органы, слабеет сопротивляемость организма.

                           Ученик читает стихотворение «Косяк». Р. Гунин. 2001 г.

Сначала на час, а потом все боле

Он забегал «косяк забить»,

Чтоб залечить обиды, боли

И о проблемах позабыть.

          Проблемы не решались сами,

         А всё росли, как снежный ком,

         Но что ему – он здесь с друзьями

         И лучшим другом «косяком».

Герой стал жить, на этих глядя…

Но он не мог понять никак,

Что он работает на «дядю»,

Когда согласен на «косяк» .

        И  где-то в царстве тредевятом

        Без передышки круглый год

        На «дядю» трудятся отряды

       И мак полянами растёт.

Идёт гашиш по тайным тропам,

За караваном караван…

 Идёт в Америку, в Европу,

В Россию и в десятки стран.

        А дальше? Дальше всем известно,

       У   зла – десятки лиц и глаз:

      Кому-то стало интересно,

      Кто шёл на спор – слабо, мол, раз?

Один разок, и два, и три бы,

Четыре… и уже не слезть.

А мистер Икс считает прибыль.

И нет тебя… а мистер есть!

                                           Жюри подводит итоги тестов и конкурсов.

Ведущий: отказ от употребления спиртного или наркотиков – не такое  уж лёгкое дело. Оно требует серьёзног обдумывания, определённой практики и поддержки со стороны. Форма отказа может быть любой. Важно, чтобы он был решительным. Отказ от наркотиков и есть признак силы и взросления. Те кто предлагает наркотики, могут быть легко разоблачены, если знать правду о наркотиках.

Конкурс 5. «Мифы о наркотиках». Я буду убеждать вас попробовать наркотики, рассказывая о том, что они дают человеку, а вы должны опровергнуть мои доводы. Вопросы залаю поочереди, если команда не отвечает, то вопрос задаётся другой команде. Оценка 1 балл за вопрос.

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди. (фактически – все они, если и были такими, очень скоро потеряли и силу и таланты.)

  • Наркотики бывают «всерьёз» и не «всерьёз» - от них всегда можно отказаться. (фактически – всерьёз можно отказаться только один раз – первый. Но для 99% ребят он не становится последним).
  • Наркотики помогают решать жизненные проблемы. (фактически – они всю жизнь превращают в огромную проблему).
  • Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни. (фактически – избавляют, но только вместе с жизнью).
  • Наркотик делает человека свободным. (фактически – наркоманы абсолютно свободны от радостей жизни).

Подведение итогов, слово жюри.

Ведущий: это состязание самое серьёзное и важное. Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, сели их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в обжорство, а удовольствие от бокала шампанского – в пьянство. Поэтому самое главное для человека вовремя остановиться и сказать «Нет!».

Конкурс 6. Игрок одной команды будет соблазнять кого-либо из другой команды курением, выпивкой или наркотиками. Задача первого уговорить, а второго – отказаться. «Соблазнитель» и «соблазнённый» должны не просто повторять одни и те же слова и отнекиваться, а приводить аргументы в свою пользу. Чем разнообразнее и весомее будут доводы, чем богаче речь, чем артистичнее участники. Тем интереснее будет конкурс. Оценка от 1 до 2 баллов.

Варианты ответов.

  • Спасибо нет. Я хочу отдавать себе отчёт в том, что я делаю.
  • Спасибо нет. Я собираюсь покататься на велосипеде.
  • Спасибо нет. Я не хочу конфликтовать с родителями, учителями.
  • Спасибо нет. Если выпью (приму наркотик) потеряю власть над собой.
  • Сапсибо нет. Мне не нравиться вкус алкоголя.
  • Спасибо нет. Это не в моём стиле.
  • Спасибо нет. Мне ещё предстоит заниматься (рано вставать).
  • Спасибо нет. После выпивки я быстро устаю.
  • Спасибо нет. Я не хочу поправиться (алкоголь высококалорийный продукт).
  • Спасибо нет. Мне надо на тренировку.
  • Сапсибо нет. У тебя нет ничего другого?

Ведущий: Ну, что же, подведём итоги нашей работы. Готовясь к этому уроку, мы провели анкетирование среди учеников старших классов. Какие же результаты мы получили? Все написали, что не пробовали наркотики, но пробовали алкоголь. Это происходило по разным причинам(и потому что интересно, и потому что пробуют все т .д.)  Очень многие написали, что знают о том, какой вред наносят наркотики человеку. Но были и такие, которые ответили на этот вопрос отрицательно. Изменилось  ли сейчас ваше мнение, что нового вы узнали из нашего разговора, о чём бы вы хотели спросить,  что вас удивило. Ответьте на вопрос: «Какое значение имеют наркотики в жизни человека?». Подумайте несколько минут.

Ученики отвечают на вопрос, а на доску вывешиваются таблички с правильными ответами.

Наркотики и их роль в жизни человека.

  • Использование наркотиков в лечебных целях.
  • Использование наркотиков в религиозных ритуалах.
  • Виды наркотиков.
  • Возможность лечения наркомани.
  • Достижение эйфории.
  • Психическая зависимость от наркотиков.

  • Физическая зависимость от наркотиков.
  • Социальная зависимость от наркотиков.
  • Передозировка наркотиков.
  • Правовые основы: оборот наркотиков, защита здоровья и безопастности государства.

Возможно у вас появились еовые вопросы, на которые мы с вами постараемся ответить на следующих занятиях.

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.

Несмотря на результат, несмотря на то, что сегодня кто-то выиграл в нашем состязании, а кто-то оказался побеждённым, я выражаю уверенность, что в жизни друзья, вы все будете победителями. Надеюсь, что у каждого из вас хватит силы воли и желания сказать «нет». (своим порокам).

Воспрянь же, разум, ото сна.

От эйфорического рая!

Даруй здоровье, радость дня,

Иди на свет, зло побеждая!!!

Литература.

  1. Журналы «Биология в школе» № 5 1999г, № 7 2002 г, № 2 2003 г. Школа – Пресс.
  2. Газета Последний звонок.  № 5 2002 г.
  3. Семенцова Н. «Биология. Технологические карты уроков». Поурочное планирование. 8 класс. Стр 218. Урок. « «Золотые сны», от которых не просыпаются».

Анкета для учащихся.

  1. Употребляли ли вы хотя бы один раз:

А) наркотики;

Б) алкоголь.

2. из каких соображений вы это сделали:

А) интерес;

Б) все пробовали – и  я;

В) другая причина.

3.  Как вы думаете, можно ли привыкнуть к наркотикам после однократного их употребления?

4.  Обладаете ли вы достаточной информацией о вреде, который могут причинить наркотики человеку?

5. Если вы узнали, что кто-то из ваших одноклассников стал наркоманом, вы:

А) попытаетесь помочь сами;

Б) сообщите родителям;

В) классному руководителю;

Г) другой ответ.

6. Если вы сами зависимы от наркотиков, то:

А) вы очень хотите получить помощь, но не решаетесь попросить её у родителей, учителей;

Б) вы считаете, что в любой момент сами можете бросить без посторонней помощи;

В) иной ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по теме "Организм человека"

Обощающий урок - игра по курсу "Человек" охватывает большинство вопросов курса. Включены вопросы правил гигиены и оказания первой помощи. Для ребят такая форма работы очень интересна. Я её часто испол...

Урок-игра по теме "Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях"

Игра "Чтобы выжить". Учащимся предлагаются задания с возможными опасными чрезвычайными ситуациями: "Просьба о помощи", "Тушим сами", "Помоги пострадавшему" и др....

Классный час на тему: "Человек и его пороки"

Классный час проведен в 7 классе. Направлен на воспитание здорового образа жизни и расширение кругозора о человеческих достоинствах и пороках....

Классный час на тему: "Человек и его пороки"

Классный час проведен в 7 классе. Направлен на воспитание здорового образа жизни и расширение кругозора о человеческих достоинствах и пороках....

Урок по теме Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Урок с применением технологии критического мышления...

конспект урока по теме: "Заготовка древесины, пороки древесины". 6 класс

Цели урока: ознакомление учащихся с процессом заготовки древесины, машинами, применяемыми на лесозаготовках, направлениями рационального использования отходов древесины; формирование знаний о сферах т...

Конспект открытого урока "Люблю, где случай есть, пороки пощипать..."

Все басни своими корнями уходят в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен ...