РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Шишкина Ольга Александровна

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н. : Авторы:  И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11  классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2015. – 400 с.)

  • - Учебник  Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, - М.: Вентана – Граф, 2015. – 192 с.:ил.
  • - Биология: 6 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.  – М.: Вентана – Граф, 2015. –48 с.: ил.
  • - Биология : 6 класс :  методическое пособие / И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко, - М.: Вентана – Граф, 2014. – 128 с.

.

Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой основного общего образования  МАОУ «СОШ № 7» г. Южноуральска, данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс– 1 час в неделю

Общее число учебных часов - 35

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx85.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                         ПРИНЯТО                                                                           УТВЕРЖДЕНО

зам.директора по УВР                                                              на заседании ШМО                                                              приказом директора

МАОУ «СОШ №7»                                                                   Протокол №1                                                                       МАОУ «СОШ №7»

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 6 класса

Шишкина О.А.

Учитель биологии

г. Южноуральск

2016 г

Образовательная  программа

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего  общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные
 государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт  включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

1. Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (для 5-9 классов)

Рабочие программы к Основной образовательной программе основного общего образования 5-9 классы

Приказ №139/2 от 31.08.2017 "О внесении изменений в Образовательную программу среднего общего образования"

Пояснительная записка

Фундаментальное ядро содержания общего образования

 Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н. : Авторы:  И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5- 11  классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2015. – 400 с.)

  • - Учебник  Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, - М.: Вентана – Граф, 2015. – 192 с.:ил.
  • - Биология: 6 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.  – М.: Вентана – Граф, 2015. –48 с.: ил.
  • - Биология : 6 класс :  методическое пособие / И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко, - М.: Вентана – Граф, 2014. – 128 с.

Рабочая программа (концентрический  курс) является составной частью программы образовательного учреждения.

Целью курса является: формирование функционально-грамотной личности.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить  ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование  у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Исходя из концептуальных  подходов к современному образованию биологии и особенностей  учащихся отроческого (подросткового) возраста ,курс призван решить следующие задачи:

Обучающие: создание условий для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 6 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний,  формирование общенаучных знаний)

Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.

Воспитательные: способствовать  совершенсвованию социально - успешной личности, развитию  коммуникативных  компетенций

Общая  характеристика  курса  биологии 6 класс:

        Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе  и опирается на  пропедевтические  знания учащихся из курсов начальной ступени обучения.

        Курс биологии на ступени основного образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Обзор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соосвествии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные  предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умением формировать гипотезы,

конструировать, проводить эксперименты, оценивать результаты:

 овладение умением сопоставлять эксперентальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание отвественного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития:

*формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс (280 часов).

Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой основного общего образования  МАОУ «СОШ № 7» г. Южноуральска, данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс– 1 час в неделю

Общее число учебных часов - 35

Планируемые результаты обучения

класс

предметные

метапредметные

личностные

6

Формирование основополагающих понятий о растении, систематизированных представлений о растительном мире, о значении науки биологии и её раздела — ботаники в решении современных экологических и практческих проблем;

- углублении знаний о растительном организме как особой биосистеме, его клеточном строении, анатомо -морфологических особенностях, процессов жизнедеятельности, об эволюции и многообразии растений, о природных сообществах и роли растений в природе и жизни человека;

- углубление и применение в учебной деятельности понятия «методы биологических исследований», пониманиеособенностейразных методов и значения их использования при изучении живой природы; развитие творческих способностей, проектных иисследовательских умений; применение биологических методов на практике в процессе выполнения лабораторных работ и проведения экскурсий в приоду;

- знание и соблюдение правил поведения в  кабинете биологии, обращения с биологическим оборудованием в процессе проведения лабораторных работ.

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, сравнивать классифицировать биологические объекты и явления, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять и доказывать их, защищать свои идеи;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками  биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, интернет ресурсах), анализировать и оценивать её, преобразовывать из одной формы в другую;

- развития умения адекватно использовать речевые средства для диссуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки  зрения, объяснять свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- сформированность убежденности в ценности биологических знаний в жизни общества, понимания значимости методов  биологических исследований;

- сформированоость научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры;

- сыормированность мотивации к творческому тркду, готовность к самообразованию;

- овладение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми при осуществлении коллективных  проектных заданий, решение проблемных вопросов умение работать в коллективе — в паре и малых группах;

- проявление эстетических чувств, эмоционально-ценостного и гуманистического отношения к объектам живой природы, к материальным и духовным ценностям;

- париотическое воспитание при ознакомлении с научной деятельностью русских учёных (К.А.Тимирязева, Н.И.Вавилова, В.И.Вернадского и др.).

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

  1. Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

-    воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

 -   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

2. Метапредметными  результатами освоения учащимися основной школы программы по биологии 6 класса являются:

Регулятивные: УУД:

-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание  качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими  исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать  гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3. Предметными  результатами освоения учащимися 6 класса основной школы программы по биологии являются:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Основное место отводится изучению следующим темам:

Часть 1. Наука о растениях – ботаника (4 ч.)

Часть 2. Органы растений (8 ч.)

Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности (6 ч.)

Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (10+1 ч.)

Часть 5. Природные сообщества (5 ч.)

Основные методы, которые планируется  использовать:

Словесные методы:

Работа с учебником и книгой:

Наглядные методы

Практические методы:

Рассказ

   Конспектирование

Метод иллюстраций

Упражнения

Объяснение

Составление плана текста

Метод демонстраций

 Лабораторные работы - 6

Беседа

Цитирование

Метод наблюдения

Проекты

Дискуссия

Учебное исследование

Лекция

   

      Уроки носят развивающий характер.

Промежуточный контроль знаний учащихся проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком

 Система оценки:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном  материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебно-тематическое планирование по биологии -  6  Класс  

Учитель: Шишкина О.А.

Количество часов:  Всего 35 часов, в неделю 1

Лабораторных работ - 6

Тестов- 14

Административных контрольных работ -2

Планирование составлено на основе

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2015. – 400 с.)

Учебник: Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, - М.: Вентана – Граф, 2015. – 128 с.: ил.

Рабочая тетрадь: Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.  – М.: Вентана – Граф, 2015. –48 с.: ил.

Методическое пособие: Пономорёва И.Н. биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко.  - М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.)

Распределение НРЭО в курсе 6 класса:

авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

Биология (35 часов, 1 час в неделю).

Раздел (тема)

№ урока

Тематика

Источники информации

Введение. Наука о растениях - ботаника

1

«Травы культурные и дикорастущие Южного Урала».

ИКТ, отчёт по экскурсиям

2

«Лекарственные растения и ядовитые Челябинской области».

Гербарии, презентации, ИКТ.

Органы растений

7

«Влияние экологических факторов на прорастание семян»

Гербарии, ИКТ презентация

15

«Дикорастущие луковичные растения. Виды соцветий, плодов встречаемые в Челябинской области».

ИКТ, СМИ

Многообразие  и развитие растительного мира

21

«Разнообразие мхов в Челябинской области».

ИКТ, научная литература

23

«Разнообразие голосеменных растений (на местных видах).

ИКТ, СМИ, дополнительная литература

22

«Разнообразие папоротников в Челябинской области».

ИКТ, СМИ, дополнительная литература

24

«Многообразие цветковых растений Челябинской области».

ИКТ, презентации.

Природные сообщества

35

«Охраняемые территории Челябинской области».

ИКТ, презентации, экскурсия

Учебно  – тематическое планирование 6 класс, «Биология»

(35часов, 1 час в неделю).

По программе И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др.  

№ п/п

Темы программы

Количество часов

сроки

Л/Р,

Экскурсии

Подведём итоги

1

Тема 1.

Наука о растениях – ботаника (4 часа).

4

02.09-28.09

1

2

Тема 2.

Органы растений

 (8 часов).

8

30.09-30.11

4

1

3

Тема 3.

Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов).

6

02.12-25.01

1

1

4

Тема 4.

Многообразие и развитие растительного мира (10+ 1 часов).

11

27.01-19.04

1

1

5

Тема 5.

Природные сообщества (5 часов)

5

21.04-29.05

1

1

6

итого

35

02.09-29.05

6

1

5

Учебно – методический комплекс, 6 класс

Программа

Учебный комплект

ЦОР

Программы составлены на основе рабочей программы авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др.   биология: 5-11 классы: программа. – М.:Вентана - Граф, 2015. -400 с.

- Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н. Пономарёвой.  – М.: Вентана – Граф, 2015. – 192 с.: ил.

- Биология: 6 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.  – М.: Вентана – Граф, 2015. –48 с.: ил.

- Биология : 6 класс :  методическое пособие / И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко, - М.: Вентана – Граф, 2014. – 128 с.

Комплект цифровых образовательных ресурсов: биология: растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл.; М.- «Вентана-Граф». 2007 год.

Комплект микропрепаратов по ботанике.

В преподавании биологии более приемлемыми эффективными являются следующие технологии:

Название технологий

Где используются

Проблемное обучение

Для развития коммуникативной компетенции

Проектные технологии

На завершающих этапах обучения тем

Личностно – ориентированного обучения

При реализации НРЭО

ТКМЧП

Для развития регулятивных компетенций

Технология исследования

Для развития познавательных компетенций

Календарно – тематическое планирование 6 класс, (ФГОС)

биология (35 часов, 1 час в неделю).

авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

Учебно-тематическое планирование 6 класс (ФГОС)

п/п

урока

Дата проведения

урока

Количество часов

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Национальные этнокультурные особенности

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа).

1

1

1нед

сент

4

Урок №1.

Царства Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Урок-изучения нового

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Учебник стр. 13

№1

 «Травы культурные и дикорастущие Южного Урала».

2

2-я неделя сентября

Урок№2. Многообразие жизненных форм растений.

Урок комбинированный

Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.

Характеризовать внешнее строение растений.
Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.

Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательные: умение выделять главноев тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания

№2 «Лекарственные растения и ядовитые Челябинской области».

3

3-я неделя сентября

Урок №3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Урок комбинированный

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Регулятивные:

Выявлять отличительные признаки растительной клетки

Познавательные:

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Различать и называть органоиды клеток растений.

Коммуникативные:умение слушать учителя, работать в паре, и обсуждать вопросы со сверстниками.

Осваивать приёмы работы с микроскопом,

Способность к самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

4

4-я неделя сентября

Урок№4.

Ткани растений.

Урок комбинированный

Регулятивные:

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Познавательные:

Умение работать с текстом, выделять главное, умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Коммуникативные:

Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Тема 2. Органы растений (8 часов).

5

1-я неделя октября

8

Урок №1.

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли»

Регулятивные

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Познавательные:

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем сверстниками – определение цели функций участников, способов взаимодействия.

6

2-я неделя октября

Урок №2.

Условия прорастания семян.

Урок комбинированный

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителем. гербарный образец растения фасоли, иллюстрации из учебника.

Познавательные

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Коммуникативные:устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

«Влияние экологических факторов на прорастание семян»

7

3-я неделя октября

Урок №3.

Корень,его строение и значение.

Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка»

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решение в проблемной ситуации

Познавательные

Определять типы корней на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.Наблюдать и исследовать строение корня на примере домашнего растения.

Коммуникативные:строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, при из учении строения почек на натуральных объектах, делать выводы.

Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Объяснять роль прищипки и пасынкование в растениеводстве

8

4-я неделя октября

Урок№4.

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных генеративных почек».

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения.

Сравнивать побеги разных растений и находить их различия.

Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа

9

1-я неделя ноября

Урок №5.

Лист, его строение и значение.

Урок комбинированный

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья.

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям.

Познавательные:

Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений

Коммуникативные: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию.

Осознание роли зеленых растений. Понимание рационального использования зелёных насаждений.

10

2-я неделя ноября

Урок №6.

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Познавательные:

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Коммуникативные: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Умение применять полученные на уроке знания на практике.

11

3-я неделя ноября

Урок №7.

Цветок, его строение и значение.

Урок комбинированный

Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление).

Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (включая электронные, цифровые).

Характеризовать значение соцветий.

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с обучающимися.

Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

«Дикорастущие луковичные растения. Виды соцветий, плодов встречаемые в Челябинской области».

12

4-я неделя ноября

Урок№8.

Плод.

Разнообразие и значение плодов.

Урок комбинированный

Объяснять процесс образования плода.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений к распространению плодов и их приспособлений

«Дикорастущие луковичные растения. Виды соцветий, плодов встречаемые в Челябинской области».

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов).

13

1-я неделя декабря

6

Урок №1

Минеральное питание растений и значение воды.

Урок комбинированный

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Умение оценивать уровень опасности для здоровья внесение удобрений.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Познавательные:

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к водерастений разных экологических групп

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  условиями коммуникации

14

2-я неделя декабря

Урок№2.

Воздушное питание растений – фотосинтез.

Урок комбинированный

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Понимать значение фотосинтеза. Учебно – познавательный интерес к учебному материалу  и способом решения новой задачи.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в том числе во внутреннем плане

Познавательные:

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников

15

3-я неделя декабря

Урок №3

Дыхание и обмен веществ у растений.

Урок комбинированный

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Познавательные:

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

Освоение навыков исследовательской деятельности.

Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и обучающимся

16

4-я неделя декабря

Урок №4.

Размножение и оплодотворение у растений.

Урок комбинированный

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.

Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Характеризовать значение размножения живых организмов.

Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Коммуникативные: задавать вопросы, умение строить эффективное взаимодействие с обучающимися.

Понимание о роли размножения как передачи наследственной информации от родителей к потомству.

17

3-я неделя января

Урок №5.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений».

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.
Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.

Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Письменный отчёт.

Регулятивные:Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Познавательные: Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.

Коммуникативные:Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Значение бесполого размножения: при бесполом размножении сохраняются признаки сорта, можно быстро получить большое количество потомков, даже от одного организма.

18

4-я неделя января

Урок №6

Рост и развитие растений.

Урок комбинированный

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Устанавливать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Использовать имеющиеся знания; что посеешь, то и пожнешь.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10+ 1 часов).

19

5—я неделя января

11

Урок №1.

Систематика растений, её значение для ботаники.

 Урок изучения нового материала

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растении

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Понимание роли исследований и открытий ученых – биологов в развитии представлений о систематике

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Понимание роли исследований и открытий ученых – биологов в развитии представлений о систематике

20

1-я неделя февраля

Урок №2.

Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

Урок комбинированный

Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.

Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и

находить общие признаки.
Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Осознание важности водорослей в природе и жизни человека.

Регулятивные:Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные:Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека

Коммуникативные:умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

21

2-я неделя февраля

Урок №3.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Называть существенные признаки мхов.

Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.

Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия.

Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Фиксировать результаты исследований

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Регулятивные:Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные:

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

«Разнообразие мхов в Челябинской области».

22

3-я неделя февраля

Урок №4.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

Урок комбинированный

Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера

Познавательные:

Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

«Разнообразие папоротников в Челябинской области».

23

4-я неделя февраля

Урок №5.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Урок комбинированный

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России-

Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Сравнивать строение споры и семени.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Эстетическое восприятие природы

«Разнообразие голосеменных растений (на местных видах).

24

1-я неделя марта

Урок №6.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Урок комбинированный

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера

Познавательные:

Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Охрана редких и исчезающих видов

25

2 я неделя марта

Урок №7.

Семейства класса Двудольные.

Урок комбинированный

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств класса.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные:

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп.

Как на основе знаний человек вмешивается в жизнь растений, борясь за ежегодное, обильное и устойчивое плодоношение

«Многообразие цветковых растений Челябинской области».

26

3 я неделя марта

Урок №8.

Семейства класса Однодольные.

Урок комбинированный

Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.
Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.

О значении злаков для живых организмов

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные:

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные.

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп.

Осознание смысла и наравственного содержания собственных поступков.

27

1-я неделя апреля

Урок №9.

Историческое развитие растительного мира.

Урок комбинированный

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Осмысление необходимости рационального природопользования и охрана природы для выживания человека. Природа – храм.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя и делать выводы.

Познавательные: Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира.

Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений

Умение выделять главное в тексте, грамотно сформулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Коммуникативные: уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

28

2-я неделя апреля

Урок №10.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Урок комбинированный

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений.

Понимать причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на многообразие растений.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя и делать выводы.

Познавательные:

Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.

«Культурные растения Челябинской области».

29

3-я неделя апреля

Урок №11.

Дары Нового и Старого Света.

Урок комбинированный,

обобщения

Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком.
Понимание роли исследований и открытий ученых –  биологов в происхождении культурных растений.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане

Познавательные:

Характеризовать значение растений в жизни человека.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Умение выделять главное в тексте, грамотно сформулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп.

Тема 5. Природные сообщества (5 часов)

30

4-я неделя апреля

5

Урок №1.

Понятие о природном сообществе- биогеоценозе и экосистеме.

Урок комбинированный

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

31

1-я неделя мая

Урок №2.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

Урок комбинированный

Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов.

Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане

Познавательные:

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества.
Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе.

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов

«Охраняемые территории Челябинской области».

32

2-я неделя мая

Урок №3.

Смена природных сообществ и её причины.

Урок комбинированный

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя и делать выводы.

Познавательные:

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

33

Урок №4.

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса.

Подведем итоги

Урок обобщения

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.

Применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.

Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения.
Объяснять строение и функции органов и систем органов растений.

Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем.

Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного  мира.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные: Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса. Применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.

Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения.
Объяснять строение и функции органов и систем органов растений.

Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем.

Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.

Коммуникативные: осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

34

35

Урок №5.

Задание на лето

Урок №6

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. Обсуждение заданий на лето

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей  условиями её реализации. Познавательные: создать условия для развития школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной , и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

 

Приложение №1

Характеристика структуры и содержания

промежуточной  работы по биологии

 6 класс

Цель – оценка способности обучающихся решать учебно-познавательные и практические задачи на основе предмета;

- получение информации дающей возможность обеспечить адресную помощь обучающимся по устранению выявленных пробелов в освоении планируемых результатов.

Контрольная работа содержит 12 заданий. Различающихся по содержанию, типу и уровню сложности. Содержание заданий определено на основе примерной программы и планируемых результатов.

Работа по биологии  состоит из 3-х частей и включает в себя  12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть А содержит 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

Часть В содержит 4 задания, к которым требуется дать краткий ответ. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответом на задания части В являются слова. Часть С- содержит 2 задания с развернутым ответом

Таблица 1. Распределение заданий по частям промежуточной работы

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть А

6

6

Задания с выбором ответа

Часть В

4

8

Задания с кратким ответом

Часть С

2

6

Задания с развернутым ответом

Итого

12

20

Распределение заданий работы по уровням сложности.

В работе представлены задания различного уровня сложности: базового, повышенного.

В таблице 2 представлено распределение заданий работы по уровню сложности.

Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного

Базовый

6

6

30

Повышенный

Высокий

4

2

14

70

Кодификатор элементов содержания по биологии  для составления промежуточной работы по биологии 6 класс

Время выполнения работы – 40 минут.План стандартизированной контрольной работы

№ п/п

Раздел междисциплинарной программы. Предмет. Раздел содержания.

Уровень сложности

Тип задания

Время выполнения

Максимальный балл

1

Клеточное строение растений

Б

В

ВО

КО

2 мин

4 мин

1

2

2

Основные процессы жизнедеятельности  растений

фотосинтез,

дыхание

 обмен веществ

Б,В,С2

В

ВО, КО, РО

КО

РО

4 мин.

4 мин

6 мин.

6

3

Органы растений

Б

В

С1 

ВО

КО

РО, схема

6 мин

8 мин.

6 мин.

3

6

3

всего

40

20

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

        Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается 1балл. Задание с кратким ответом считается выполненным, если ответ совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается в 1 или 2 балла, если верно указаны все элементы ответа.  Задание с развёрнутым ответом оценивается 1 до 3 баллов  и считается выполненным, если ответ совпадает с верным ответом.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

 План работы  по биологии в 6-х классах (промежуточная работа)

Шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку

Количество баллов

Менее 9

10-14

15-19

16-20

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Вариант – 1

№ п/п

ответ

балл

А1

1

1

А 2

3

1

А 3

4

1

А 4

2

1

А 5

2

1

А 6

4

1

В 1

Эндосперм

2

В 2

Перекрёстное

2

В 3

Ловчие листья

2

В 4

В клубнях

2

С 1

Рис. 3.1. Схема расчленения тела высшего ... Вегетативное размножение. Картинка 6 ...

3

С 2

от интенсивности  спектра и угла падения излучения, чистоты поверхности, количества углекислого газа и воды.

3

Промежуточный контроль  по биологии 6 класс

Вариант – 1

А.1.  Как называются процессы поглощения из почвы  воды  с минеральными веществами, а из воздуха - углекислого газа?

1) питание;                  2) дыхание;                         3) опыление;               4) газообмен.

А.2.  Как называются зелёные пластиды клеток?

1) органоиды;           2) ризоиды;                       3) хлоропласты;         4) лейкопласты.

А.3.  Растения делятся на однодольные и двудольные в зависимости от количества:

1) зародышевых почек;     2) эндосперма;      3) зародышей;      4) семядолей.

А.4. Как называется зона корня, характеризующаяся полностью зрелыми клетками?

1) роста;                  2) проведения;                     3) деления;            4) всасывания.

А.5.  Как называется орган фотосинтеза, испарения и газообмена?

1) корень;                 2) лист;                               3) цветок;                4) стебель.

А.6.  Что такое суккуленты?

1) живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических;

2) живые организмы, питающиеся готовыми органическими веществами;

3) растения, обладающие коротким сроком вегетации;

4) растения жаркого климата  с сочными, мясистыми стеблями или листьями.

В.1. как называется запасающая ткань семени?

_____________________________________________________________________________________

В.2. Какое опыление повышает возможность приобретения дочерним организмом новых свойств?

_____________________________________________________________________________________

В.3. Как называются листья, с помощью которых хищные растения питаются насекомыми?

_____________________________________________________________________________________

В.4. Где у картофеля откладываются запасные питательные вещества?

_________________________________________________________________________________________________________________________

С.1. Нарисуйте схему строения вегетативного тела растения.

С.2. От каких факторов зависит продуктивность фотосинтеза?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....