Статья. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения биологии
статья по биологии на тему

Богачева Инна Валерьевна

Статья посвящена вопросу организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  В ПРОЦЕССЕ  ИЗУЧЕНИЯ  БИОЛОГИИ

При изучении биологии основными видами учебной деятельности школьника являются умения  характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения. Практика показывает, что одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая исследовательская работа. В связи с этим актуальной становится проблема организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках.

Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно участвовать в жизни своей страны. Сегодняшний школьник должен уметь целесообразно проявлять себя в проблемных ситуациях и находить правильные пути выхода из них. Одним из путей решения этой задачи заключается в организации учебно-исследовательской деятельности.

На первом, элементарном этапе развития исследовательских умений, у обучающихся пробуждается интерес к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений.

На втором этапе развития исследовательских умений формируется интерес к установлению причинных зависимостей, познанию существенных свойств, предметов и явлений. Исследовательская активность ребят проявляется в стремлении самостоятельно раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный компонент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным.

На третьем этапе развития исследовательских умений формируются умения осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основа этого уровня - экспериментальная творческая деятельность.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности. Ее организация позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала (например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты), а также мотивировать успешного ученика «головоломным» заданием (например, провести исследование на базе медиа-лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты исследования).

Анализ школьной практики и собственный опыт показывают, что реальная исследовательская деятельность на уроках биологии осуществляется через организацию систематических наблюдений, измерений, опытов. На уроках биологии учебно-исследовательская деятельность на элементарном уровне может быть организована в процессе выполнения школьниками лабораторных работ по изучению растений, животных и исследований своего организма, исследований состояния окружающей среды.

Разрабатывая темы наблюдений, самонаблюдений и опытов, учитель должен учитывать их полезность и связь с практическими задачами предмета биологии, возраст ребят, их интерес к биологии, уровень познавательной активности, индивидуальные особенности психики школьников.

В условиях школьного кабинета биологии исследования возможно проводить с использованием комнатных растений, аквариума. Ученики могут рассматривать под микроскопом капли воды из аквариума, содержащие одноклеточные и многоклеточные водоросли (хламидомонада, спирогира) и простейших (эвглена, инфузории); клетки элодеи и валлиснерии, в которых можно увидеть хлоропласты и движение цитоплазмы. Кроме того, ребята могут наблюдать за различными  рыбками.

При составлении специальных заданий для учащихся по проведению наблюдений возможно использование регионального материала о растениях и животных, который, с одной стороны, служит базой для конкретизации теоретических знаний, а с другой - повышает интерес обучающихся к изучаемому материалу.

Для возникновения устойчивого интереса к исследовательской деятельности, школьникам можно предложить продолжить наблюдения за объектами после уроков или дома.

Для развития творческого потенциала отчеты и выводы по наблюдениям учащиеся могут выполнять в разнообразной форме: презентации, творческого отчета, рисунков, фотографий.

Путь настоящего ученого, как правило, складывается в детстве; любимые предметы и учителя вносят наибольший вклад в профессиональное самоопределение школьника. Практика показывает, что если обучающиеся еще со школьной скамьи имеют возможность окунуться в атмосферу настоящей научной лаборатории, то их творческая активность возрастает многократно.



Библиографический список:

1. Васильева Н.Н, Дмитриева Е.А. Возможности организации исследовательской деятельности школьников в процессе обучения биологии. – 2012, Ярославский педагогический вестник

2. Бухвалов, В. А., Богданова, Л. В., Купер, Л. З. Методы экологических исследований. - М. : ЛА «Варяг», 1995. - 167 с.

3. Викторов, Ю. М., Лебедева, С. А., Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности школьников [www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_al ¡/a_1z0csx.html

4. Лернер, И. Я. Учить, творчески воспитывать личность  / И. Я. Лернер // Биология в школе. -1998. - № 4. - С. 52-55.

5. Чистякова, С. Н., Журкина, А. Я. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методич. пособие / С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина. - М. : ИОСО РАО, 1997. - 80 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы

Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...

Формирование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией ...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения химии

Презентация к выступлению на районном семенаре (2014-2015 учебный год)...

Статья: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систе...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....

Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения Обществознания

Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской  деятельности учащихся »  является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся вып...