Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения Обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)

Пятибратова Светлана Игоревна

 Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской  деятельности учащихся »  является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся выполняет по выбранной им тематике исследовательскую  проектную работу в области общественных наук. Защита работ осуществляется на ежегодных гуманитарных чтениях или конференции. Участие в конференции предполагает формирование у школьников культуры научного, профессионального общения, навыков ведения научной дискуссии, являясь ступенью научного и личностного роста юных исследователей. Подготовка исследовательской работы является способом формирования навыков поисковой деятельности, повышения мотивации к обучению. 

В презентации представлен  обобщенный опыт работы учителя  истории и обществознания Пятибратовой С.И в области организации исследовательской деятельности учащихся в науках, входящих в образовательную область "Обществознание"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О рганизация проектной исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения общественных наук Пятибратова Светлана Игоревна Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 218 г. Санкт-Петербурга

Слайд 3

У чебная программа «Основы исследовательской и проектной деятельности в общественных науках» Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности в общественных науках» является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся выполняет по выбранной им тематике исследовательскую проектную работу в области общественных наук. Защита работ осуществляется на ежегодных гуманитарных чтениях или конференции. Участие в конференции предполагает формирование у школьников культуры научного, профессионального общения, навыков ведения научной дискуссии, являясь ступенью научного и личностного роста юных исследователей. Подготовка исследовательской работы является способом формирования навыков поисковой деятельности, повышения мотивации к обучению.

Слайд 4

В ходе реализации программы выпускник школы научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример , индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Слайд 5

В ходе реализации исследовательской проектной деятельности обучающийся получает возможность научиться : самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от происходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Слайд 6

Критерии оценки исследовательской работы разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Исследовательская работа учащегося оценивается по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой исполь-зовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Слайд 7

При построении учебно-исследовательского процесса в школе педагогический коллектив обязательно учитывает следующие моменты: тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно; организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи; раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Слайд 8

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся овладевают следующими действиями: постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов исследовательской проектной деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Слайд 9

Формы организации учебно-исследовательской деятельности в школе: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; занятия в коллективах дополнительного образования, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; ученическое научно-исследовательское самоуправление — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий; Ежегодная учебно-исследовательская конференция или гуманитарные чтения.