Рабочая программа кружка «Экодизайн»
рабочая программа по биологии на тему

Семченкова Лариса Михайловна

С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания биологии. Вкладываются не малые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.

Данный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_ekodizayn.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Экодизайн» составлена на основе сборника программ элективных курсов. Биология. Сост. И.П. Чередниченко. Волгоград.

Современное общество ставит перед образованием новую цель – создать условия становления личности ребенка, который способен: самоактуализироваться, быть самодостаточным, гуманным и успешным, делать свой ответственный выбор, определять свою траекторию жизни; находиться в состоянии равновесия и гармонии с самим собой и окружающим миром. Для обучающихся стали необходимыми знания таких областей наук, как экономика, маркетинг, управление, потому что профессии, которые они получат на основе этих знаний, будут не только престижны, но и высокооплачиваемы.

Сегодня знания биологии востребованы, а их использование имеет большие экономические возможности. Представленный курс подтверждает этот факт. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания биологии. Вкладываются не малые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.

Данный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа предусматривает некоторые изменения: увеличено кол-во часов в темах, дополнена тема 1 «Архитектура парков» и тема 5 «Реализация проекта» практическая часть.

Цель: развитие представлений о декоративных растениях, фитодизайне, биологических знаниях с точки зрения экономической эффективности.

Задачи: создать базу для профориентации учащихся; расширить углубить знания о декоративных растениях, их строении, разнообразии, о классификациях, используемых в фитодизайне; развивать творческие способности, самостоятельность и самореализацию учащихся; воспитывать эстетическую и экологическую культуру учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;
  • об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;
  • о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
  • о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;
  • о правилах составления проектов;
  • о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;
  • об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;
  • об истории развития садово-паркового искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
  • создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
  • рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе реализации;
  • представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов.

Основные формы занятий:

  • урок-презентация, урок-беседа, урок-лекция;
  • практикум;
  • индивидуальные занятия.

Контроль результативности:

Оценка качества знаний осуществляется в форме презентации творческих проектов.

Учебно–методическое обеспечение

Основная литература:

Булыгин Н.Е., Ярмишко В.Т "Денрология" - М., 2003

Громадин А.В, Матюхин Д.Л "Денрология" - М., 2006

Кингсбери Ноэль «Миксбордеры. Дизайн и посадка». Издательство: Кладезь, 2004

Коновалова Т., Шевырева Н. - "Декоративные кустарники в дизайне сада", М., 2005

Сычева А.В. «Ландшафтная архитектура». Издание: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2004

«Практическая энциклопедия. Ландшафтный дизайн. Планирование, проектирование и дизайн приусадебного участка». Издательство: М, Росмэн-Издат, 2001

Интернет ресурсы:

http://dryad-s.ru/kursy-landshaftnogo-dizajna/spisok-literatury-dlja-ucheby.html


Содержание

Введение (1 ч)

Цели и задачи курса. Входная диагностика.

Тема 1. Архитектура парков (2ч)

«От дворцовых парадных парков до скромных садов горожан…»

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность.

Тема 2. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве (9ч)

Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраска кроны, величина и окраска цветков и плодов.

Практическая работа «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений для озеленения пришкольного участка» 10 видов, из которых 5 видов деревьев, 5 видов красивоцветущих кустарников, при необходимости вертикального озеленения указать видовой состав.

Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые, папоротники, красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.

Практическая работа «Составление ассортимента травянистых растений для озеленения пришкольного участка». По 5 видов одно- и многолетников, луковичных, клубневых.

Газоны. Типы газонов: партерные, обыкновенные, красивоцветущие.

Практическая работа «Использование таблиц травосмесей для разных газонов».

Тема 3. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (17ч)

Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев, кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны. Массивы, рощи, групповые и одиночные посадки, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.

Практическая работа «Проектирование цветочного оформления на фоне газона» Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.

Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений), специального назначения (защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов). Особенности подбора и расположения растений в них.

Практическая работа «Составление проекта озеленения территории» Варианты: пришкольного участка, подхода к административному зданию, зоны «тихого» отдыха в парке с использованием специального обозначения.

Растения для альпинария. Использование камней, валунов, плит. Дорожки. Устройство беседок.

Экскурсия «Элементы ландшафтного дизайна на территории района, города.

Тема 4. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (3ч)

Востребованность услуг ландшафтного дизайнера, возросшая с повышением уровня благосостояния людей; престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории; влияние рынка стоимости услуг. Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность.


Практическая работа «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации».

Тема 5. Реализация проекта (4ч)

Подготовка участка. Разбивка на квадраты и перенесение проекта в натуру с помощью колышков и шнура. Приемы нанесения линий геометрических фигур на земле. Посадка растений. Оформление клумб, рабаток.

Заключительное занятие (2ч)

Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

Структура курса

1 час в неделю, 34 часа за год

Раздел (тема)

Количество часов

Введение

1

1

Архитектура парков

2

2

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

9

3

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения

13

4

Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества

3

5

Реализация проекта (практическая часть)

4

Итоговое занятие

2

Итого

34


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Кол-во часов

Тема

Дата

Примечание

1

Введение

1

1

Цели и задачи курса. Входная диагностика.

Вводный инструктаж по т/б

2

Тема 1. Архитектура парков

2

1

От дворцовых парадных парков до скромных садов горожан

3

2

Основные направления мирового паркостроения, история и современность

9

Тема 2. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве

4

1

Мир декоративных растений

5

2

Понятие о древесных растениях

6

3

Декоративность растений

7

4

Практическая работа «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений для озеленения пришкольного участка»

8

5

Понятие о травянистых растениях

9

6

Классификация растений по продолжительности жизни

10

7

Практическая работа «Составление ассортимента травянистых растений для озеленения пришкольного участка»

11

8

Типы газонов

12

9

Практическая работа «Использование таблиц травосмесей для разных газонов»

13

Тема 3. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения

13

1

Приемы фитодизайна ланшафта

14

2

Типы посадок травянистых растений

15

3

Композиции из деревьев, кустарников

16

4

Практическая работа «Проектирование цветочного оформления на фоне газона» (двусторонней рабатки)

17

5

Практическая работа «Проектирование цветочного оформления на фоне газона» (треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам)

18

6

Практическая работа «Проектирование цветочного оформления на фоне газона» (миксбордера из многолетников)

19

7

Насаждения по функциональному признаку (общего пользования)

20

8

Насаждения по функциональному признаку (ограниченного пользования)

21

9

Насаждения по функциональному признаку (утилитарные)

22

10

Практическая работа «Составление проекта озеленения территории»

23

11

Практическая работа «Составление проекта озеленения территории»

24

12

Растения для альпинария

25

13

Экскурсия «Элементы ландшафтного дизайна на территории района, города.

3

Тема 4. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества

26

1

Ландшафтный дизайнер – ученый, художник или экономист?

27

2

Практическая работа «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации»

28

3

Практическая работа «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации»

4

Тема 5. Реализация проекта (практическая часть)

29

1

Подготовка участка

30

2

Перенесение проекта в натуру

31

3

Посадка растений.

32

4

Оформление клумб, рабаток

2

Итоговое занятие

33

1

Защита творческих проектов

34

2

Итоговая конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...