Биологические задачи по ботанике и зоологии
учебно-методический материал по биологии (6, 7 класс) на тему

Старицына Ольга Васильевна

Биологические задачи можно использовать на уроке, во внеурочной деятельности. Я использую их в качестве домашнего задания, как дополнительное, по желанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologicheskie_zadachi_97_-_2003_document_2.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Биологические задачи

(по ботанике)

15. Масса 1000 семян осины 0, 13 г.

1) какое количество семян надо положить на чашку весов, чтобы уравновесить огурец массой 150 г?

2) Сколько саженцев можно получить из этого количества семян осины, если всхожесть семян составляет 95%?

24. Можно ли растения выращивать без

почвы?

2. Дуб, липа, пихта, ясень, берёза и клён. Какое дерево в этой «компании» лишнее? Почему?

18. Как объяснить, что при прорастании зерна содержание крахмала в эндосперме убывает, а при формировании зерна –возрастает?

25. На столе имеются корни одуванчика и цикория, баночка с кофе. Какая связь между ними?

4. Края листовой пластинки осоки и берёзы зубчатые. Лист осоки, как пилка, режет руку, а лист берёзы – нет. Почему?

9. В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 году. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли. Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян?

34.Для чего необходимо почву рыхлить после дождя или полива?

3. Какие защитные приспособления к зиме имеются у деревьев нашей местности

16. Какая связь существует между семенами и наждачной бумагой?

13. Хозяйка выращивала комнатные растения в глиняных горшках на подоконнике. Чтобы горшки были красивыми и не портили интерьер комнаты, она покрасила их масляной краской. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?

5. Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему?

1-3. Люпин, рожь, овёс, пшеница. Почему люпин в этой «компании» лишний?

2-48. Смола, выделяемая хвойными деревьями (сосна, ель, лиственница), при повреждении коры залечивает раны. Какие компоненты смолы выполняют  роль дезинфицирующего средства и повязки?

1-18. Во время высадки рассады капусты на постоянное место у одних растений прищипывали главный корень, а у других нет. Какие растения дадут более высокий урожай? Почему?

2-24. «Мушка на траву села, а та трава ту мушку съела». Что это за растение и каковы его биологические особенности?

1-15. В районе турбазы ежегодно прокладывают лыжные трассы. На участках постоянных лыжных трасс травянистая растительность гибнет. Почему гибнет  травянистая растительность на постоянных лыжных трассах? Где целесообразно прокладывать постоянные лыжные трассы?

2-19.  Хозяйка на дачном участке оборвала зелёные листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?

1-35. Вы – владелец земельного участка, расположенного на пологом склоне балки. В каком направлении – поперёк или вдоль склона – вы будете осуществлять вспашку, культивацию и посев? Почему?

2-36. Почему ранней весной образуются воронки в снежном покрове вокруг основания стволов деревьев?

2-50. Кора дуба и полушубок из овчины. Какая связь между ними?

Биологические задачи

(по зоологии)

КЛАСС РЫБЫ

  1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей высокое и сильно сжатое с боков; у скатов - сплюснутое в спино-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб – игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
  2. У карпа туловище высокое, хвост относительно короткий, спинной плавник широкий и занимает почти всю спинную часть тела; у щуки туловище удлинённое, спинной и анальный плавники сдвинуты к хвостовому. Какая из этих рыб быстрее плавает, может делать резкие броски? Почему вы так считаете?
  3. Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска, например, около 7 млн., сазан – до 1,5 млн., щука – до 1 млн. Вместе с тем имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе при небольшой плодовитости.
  4. У акулы, называемой рыбой-пилой, имеется «пила» - длинный плоский вырост верхней челюсти, усаженный по бокам остроконечными зубами. Кого и как пилит эта рыба?

5. Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

Задачи для 1 четверти

1. Промежуток времени между двумя пульсациями сократительных вакуолей у инфузории-туфельки при температуре воды 16˚ С равен 20 секундам, а при 22˚ С – 10 секундам. С чем это связано?

2. К телу сидящей гидры прикоснулись соломинкой. Гидра изменила свою форму – стала короткой и толстой. Потревожен один небольшой  участок, а в ответ сократился весь организм. Как называется данная реакция гидры? В чем её причина?

1. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз…Что общего между этими заболеваниями?

2. Банку с гидрами, заготовленными для уроков осенью, учитель с наступлением холодов поставил в неотапливаемое помещение. Через несколько дней гидры в банке исчезли. Предполагая, что гидры погибли, учитель вылил воду из банки. Какую ошибку он совершил? Что произошло бы, если учитель принес бы банку в теплое место?

1. Во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели гарнизона иная. Как вы думаете, какая?

2. На теле медузы сарсии из Баренцева моря встречаются небольшие медузки кунины. У кунин есть длинный хоботок и отсутствует колокол, обычный для других медуз. Многочисленными щупальцами кунины крепко держатся за сарсию. Чем объяснить необычный внешний облик медуз кунин?

1. В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в одном желудке коровы достигает 3 кг. Эти инфузории не причиняют вреда своему хозяину, скорее наоборот. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих?

2. Медуза цианея, встречающаяся в водах Арктики, имеет гигантские размеры: 2-х метровый колокол и 30-метровые щупальца. Цианея питается различными рыбами, но не трогает мальков трески, свободно плавающими между её щупальцами. Почему?

1. При заболевании малярией в крови человека наблюдается резкое снижение количества красных кровяных клеток (эритроцитов). Болезнь сопровождается периодическими приступами лихорадки с высокой температурой и ознобом. Объясните причины наблюдаемых симптомов болезни.

2. Объясните, почему коралловые полипы не живут в Черном и Каспийском морях? Какие условия необходимы для жизнедеятельности кораллов?

1. Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако сами переваривать клетчатку, входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните, почему?

2. Морские раки-отшельники, живущие в пустых раковинах моллюсков, находят актиний и клешнями переносят их себе на раковину. По мере роста и смены своего жилища на более просторное, рак клешнями переселяет и актинию на новую раковину. Чем объяснить такие взаимоотношения между двумя организмами?

1. Абрам Трамбле в своей книге «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов» писал: «Я бросил в сосуд, где находилась плотва одного полипа. Рыба сначала приблизилась к полипу и схватила его, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу выбросила его, как будто питая к нему отвращение». О каком полипе писал Трамбле? Объясните описываемые явления.

2. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните, почему?

  1. В капельку воды с инфузориями – туфельками добавили растёртую тушь, образующую в воде взвесь. Какие процессы жизнедеятельности  инфузорий можно наблюдать при этом?
  2. В Индийском океане живёт краб мелия, который при нападении на него врагов берёт в каждую клешню по актинии и выставляет их вперёд против нападавшего. Чем объяснить такое поведение краба?

Класс земноводные

  1. В многочисленных опытах у лягушек удаляли лёгкие. После этого они жили 20-40 дней. Но если их  кожу смазывали маслом, то животные погибали через 2-3 дня. Какие выводы из этого можно сделать?
  2. На территории каких стран установлены памятники лягушке? За какие заслуги они ей поставлены?
  3. На головастика напала рыба. Он вырвался, а конечность оторвалась. Через некоторое время его нога отросла. Как называется такое явление? Каких еще животных, обладающих таким свойством, вы знаете?
  1. Лягушку легко можно приручить брать корм с деревянной палочки. В дальнейшем она будет хватать палочку, даже если  корма на ней нет. Объясните такое поведение животного.
  2. Если внимательно рассмотреть икринку, можно заметить, что состоит она из двух половинок – светлой и тёмной. Тёмная половинка всегда наверху, и если попытаться перевернуть икринку, она вскоре займёт прежнее положение. Какое значение имеет разная окраска икринки? Почему темная её половинка всегда наверху?
  3. Сравните уровень обмена веществ у рыб и земноводных, используя следующие показатели: у рыб пища переваривается за 60-80 часов, сердце сокращается примерно 20 раз в минуту; у лягушки пища переваривается за 8-10 часов, а сердце совершает 50 сокращений в минуту. В чём причина таких различий?

  1. Замечено, что взрослая лягушка, у которой нет жабр, под водой не задыхается. Почему?
  2. Лягушек часто называют пучеглазыми из-за их крупных глаз. Замечено, что в момент проглатывания пищи глаза на какое-то время «исчезают» с поверхности головы лягушки. Зачем лягушке такие крупные глаза и куда они деваются при глотании?
  3. Учёными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, ёж впивается зубами в её околоушные железы, после чего обильно смачивает свои иголки выделяемой изо рта слюной. Как объяснить такое поведение ежа?
  1. В террариум с голодной лягушкой положили большое количество умерщвленных насекомых. Однако лягушка их есть не стала. Как вы думаете: почему? Предложите опыт, доказывающий вашу мысль.
  2. Некоторые земноводные пытаются напугать врага. Желтобрюхая жерлянка в случае опасности переворачивается на спину или начинает странно выгибаться, демонстрируя своё ярко окрашенное брюхо. Всегда ли спасает жерлянку такой способ отпугивания?
  3.  Встречается ли у амфибий забота о потомстве? У кого и как она проявляется?

Тип Членистоногие

1. Хитиновый покров членистоногих не пропускает ни газы, ни воду. Каким образом осуществляется при таких условиях газообмен между организмом и внешней средой?

2. У речного рака, омара, лангуста по 5 пар ходильных ног. Какие другие типы ног имеются у этих животных? Какие функции они выполняют?

3. Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6–10 раз, на втором – 5 раз, на третьем – 3–4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка – 1 раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано большое количество линек у молодых раков?

4. Нервная система у членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов, образующих окологлоточное нервное кольцо, и из узлов брюшной нервной цепочки. Имеются ли различия в нервной системе членистоногих и кольчатых червей? Если имеются, то какие и с чем они связаны?

5. При ловле речных раков и крабов попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

6. Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Засушенные пауки и насекомые сморщиваются, уменьшаются в размере. Чем это можно объяснить?

Класс птицы

1. К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а улетают на места зимовок последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

2. Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц.

3. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

4. Чем можно объяснить, что стаи гусей, журавлей и других крупных птиц во время перелета выстраиваются углом (клином)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...

Рабочая программа.Кружок по биологии"Решение биологических задач.Готовимся к ЕГЭ"

Работаю в обычной общеобразовательной школе.В учебном плане на биологию отводится один час в неделю.Остро ощущается нехватка времени.В этом году выделили один час кружкового занятия.Конечно же, эти по...

Летние задания по ботанике и зоологии

летние задания  с подробными действиями, результаты которые нужно записать в дневник наблюдения...

сборник задач по ботанике

В сборник задач по ботание включены поблемные задачи из курса растения. этот сбоник поможет разнообразить формы проводимых уроков и нацелить учащихся на мотивированное обучение....

Тесты для подготовки к ОГЭ по ботанике и зоологии

Зоология (от греч. «зоон» — животное и «логос» — учение) — это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их зн...

Лабораторные работы по ботанике и зоологии (методическое пособие для 6-7-х классов, авторы: А.Э. ВРИЩ, Т.В. ГИЛЕВА, Т.М. СОЛОВЬЕВА, Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Владивосток)

Лабораторные работы по ботанике и зоологии (методическое пособие для 6-7-х классов). Многие лабораторные работы, включенные в данное пособие, в том или ином виде представлены во многих учебных из...