ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (статья)
статья по биологии по теме

Семченкова Лариса Михайловна

В сборнике "Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект. Материалы VI ежегодной международной научно-практической конференции (6 апреля 2017 года)" представлены научные статьи и доклады преподавателей, аспирантов и молодых ученых, принимавших участие в работе VI Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект», проходившей в Смоленском институте экономики 6 апреля 2017 года. Семченкова Л.М. также представила свою работу "Экологическое воспитание как актуальное направление школьной педагогики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семченкова Л.М.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

На современном этапе развития общества, характеризующемся социально-экономическими преобразованиями, усложнением условий жизни, особую роль играет процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, который направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. Этот процесс начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Духовно-нравственное воспитание напрямую связано с формированием ценностных ориентаций, которые являются неотъемлемой частью развития личности человека. Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми и с окружающей средой.

Среди важных ценностных ориентаций важное место занимает охрана природы как общечеловеческая ценность. На сегодняшний день сосуществование человека и природы одна из самых главных проблем в мире, потому что она касается абсолютно всех живущих на планете Земля, будущее человечества зависит от того, как оно решит эту проблему. Чем выше уровень индустриализации и техногенности жизни, тем выше уровень патологических явлений и процессов, о чем свидетельствуют статистические данные и социологические исследования. «Человека необходимо спасать от искусственной жизни и среды», – вполне резонно бьют тревогу ученые [Тетиор, 1999, с. 182].

Сосуществование человечества и природы представляет собой сложный процесс, в котором стороны должны стремиться к балансу взаимодействия. Широкое эколого-природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний, этических норм и ценностей, использование которых необходимо для устойчивого благоприятного развития природы и общества, в числе которых прекращение перепотребления, переориентация интересов людей с материального потребления и накопления на взаимодействие с природой; экологизация производства [Данилов-Данильян, 2000, с. 32].

Творческий ответ на вызовы времени заключается, прежде всего, в формировании экологической культуры населения, то есть знаний, навыков позитивного взаимодействия человека с природой. А целенаправленная трансляция социально предпочитаемых способов осуществления жизнедеятельности, воздействие на ценностные приоритеты и ориентиры, постепенное формирование общественного и индивидуального сознания реализуется, прежде всего, через институты образования и воспитания [Кузьменко, 2014, с. 409].

Общее школьное образование нацелено на воспитание учеников как всесторонне и гармонично развитых личностей, готовых к жизни и труду в условиях современного общества, способных к сохранению и развитию его ценностей в будущем. Новые принципы организации познавательного процесса должны способствовать ценностному присвоению знаний, ценностному самоопределению личности, формированию человека культуры и нравственности [Кузьменко, 2014, с. 115]. В соответствии с этой целью в процессе обучения осуществляется нравственное, эстетическое, экологическое, патриотическое, трудовое воспитание. Все вышеназванные цели могут быть успешно реализованы в процессе изучения биологии.

Реализация этих целей требует определенной системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во всех других формах обучения школьников: на экскурсиях, внеурочных и внеклассных занятиях. Становление экологически образованной личности предполагает непрерывное, систематическое восприятие природы, вызывающее и эстетические чувства. Это положение четко обозначено в воспитательной системе эстетической гимназии.

Базой для развития экологического образования является действующий на протяжении многих лет агроэкологический комплекс, включающий школьный дендрарий (Зимний сад) и школьный учебно-опытный участок. Взаимодействуя в рамках данной модели, дети, педагоги и природа выступают как элементы единой системы. Эта система составляет норму экологического стиля жизни. В ней четко прослеживается положение о системообразующей роли экологического образования, включающего в себя интеллектуальное, мировоззренческое развитие и воспитание личности ребенка средствами природы в процессе творчески организованной неформальной познавательной деятельности.

Зимний сад – главная достопримечательность эстетической гимназии. Создавался дендрарий как объект эстетического назначения, и до сих пор это направление остается приоритетным. Однако созданный с целью эстетического воспитания Зимний сад постепенно стал выполнять и другие функции. Он снимает нервное напряжение, стресс, улучшает настроение. Ежедневное созерцание красоты в любое время года, экзотичности такого уголка живой природы способствует воспитанию любви к природе, бережному отношению ко всему живому без лозунгов и призывов.

Зимний сад – это прекрасный искусственный объект для формирования основных экологических понятий. Многообразие растительных объектов, а в настоящее время их более 200 видов, позволяет познакомить учащихся с основами флористики, изучить экологобиологические особенности цветочно-декоративных растений. Уход за растениями Зимнего сада способствует формированию различных политехнических умений, что позволяет осуществлять трудовое воспитание учащихся. Также велика роль дендрария и в поддержании санитарного состояния помещения школы.

Агроценоз Зимнего сада хотя и создан человеком, но все же существует по законам природы. Именно поэтому учителя-биологи и учащиеся должны стремиться действовать в рамках этих законов. Понимание всех существующих связей позволит сделать экосистему Зимнего сада устойчивее, уменьшив тем самым влияние человека на нее.

Не менее важным направлением работы является поддержание равновесия в сложившейся системе. И первостепенной проблемой при этом является борьба с вредителями сельскохозяйственных растений. Для уничтожения насекомых-вредителей в Зимнем саду широко используется биологический метод борьбы. Так, против тли используется наездник Афелинус (отряд Перепончатокрылые), против паутинного клеща – хищный клещ Фитосейулюс, против оранжерейной белокрылки – Энкарзия. Весь необходимый материал закупается на Смоленской станции защиты растений, заселяется на зараженных участках, где содержится в строго определенных условиях (допустимое освещение, влажность). Эта работа дает возможность познакомить учащихся с развитием насекомых, с условиями их обитания, характером питания и взаимоотношениями с другими организмами.

Достаточно широко применяются и другие экологически чистые биологические методы защиты растений:

• использование настоев из пахучих растений;

• выращивание растений, отпугивающих вредителей своим запахом (фитонцидалии);

• круглогодичное содержание в Зимнем саду птиц, уничтожающих насекомых-вредителей;

• периодическое разведение лягушек и жаб (в летний период).

Зимний сад расположен в здании гимназии открыто, именно поэтому сам факт его существования зависит не только от тех, кто ухаживает за ним, но и от сознательного отношения каждого учащегося гимназии. Во многом этому способствуют регулярно проводимые экскурсии для' учащихся младшего, среднего и старшего звена. Дендрарий является: прекрасной базой для выполнения лабораторных и практических работ. На базе Зимнего сада работают кружки «Юный цветовод», «Комнатное цветоводство», «Фитодизайн», а также проводятся факультативные занятия по разделу «Экология» для учащихся 10-11 классов.

В последние годы в гимназии действует научное общество учащихся (НОУ), целью которого является приобщение школьников к научно- исследовательской работе, овладение основами научного эксперимента. Все наблюдения, эксперименты учащиеся также проводят на базе Зимнего сада. Данные виды работ позволяют оценить влияние Зимнего сада на экологическое состояние школьных помещений, проводить бактериологические исследования, изучить флористический состав и т.д.

Результаты проведенных исследований учащиеся оформляют ко Дню науки, который проводится ежегодно в апреле месяце.

С января 1999 года в гимназии проводит работу кафедра биологии. Сотрудники кафедры осуществляют тесную связь с преподавателями естественно-географического факультета СмолГУ. В рамках сотрудничества для студентов ежегодно проводятся экскурсии по Зимнему саду. Кроме того, на базе дендрария проходят открытые уроки, проводятся лабораторные и факультативные занятия.

Огромная работа проведена учителями и учащимися и по созданию пришкольного участка, большая часть которого занята цветниками. Силами школьников создана большая коллекция цветочно-декоративных растений. Юные натуралисты исследуют сроки и нормы посева растений, влияние удобрений на их рост и развитие, а также действие различных абиотических факторов. Особое внимание уделяется созданию коллекции для изучения основных семейств цветковых растений. На базе пришкольного участка также проводятся уроки, лабораторные, практические, факультативные, кружковые занятия и экскурсии.

Результаты многолетних наблюдений позволяют говорить о повышении теоретической и практической подготовки гимназистов, посещающих все мероприятия, проводимые на базе Зимнего сада и пришкольного участка. В течение последних лет заметно повысился интерес учащихся к биологии, следствием чего явилось создание биологического класса. Кроме того, учащиеся ежегодно оформляют творческие работы из природных материалов, взятых из дендрария и выращенных на пришкольном участке.

Таким образом, школа – важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального и эстетического развития обучающихся, а наличие Зимнего сада и учебно-опытного участка позволяет решить учебно-воспитательные задачи, способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода в обучении и формированию экологической культуры гимназиста.

Библиографический список:

1. Данилов-Данильян В.И. Экологическое воспитание – ответ на экологический вызов // Экологическая культура и образование: опыт России и Беларуси. М., 2000. С.29-40.

2. Кузьменко Е.О. Специфика ценностного отношения к миру и его роль в процессе познавательной деятельности и социализации личности // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность: материалы международной научной конференции (28 мая 2014 года). Смоленск: Изд.-во СмолГУ, 2014. С. 112-115.

3. Кузьменко Е.О. Культура и образование как фактор формирования гражданского общества // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. – С. 408-411.

4. Тетиор А.Н. Экологические права и обязанности человека в условиях роста искусственности среды и жизни // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов

Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода -  самое распространенное неорга...

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»

   Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества среды обитания человека.  Она носит глобальный характе...

"Составление атласа растений пришкольного участка как актуальная форма работы по экологическому воспитанию"

Мастер - класс раскрывает особенности деятельности учителя биологии по популяризации практики экологического воспитания; демонстрирует возможности совершенствования окружающей среды в самом близком и ...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Экологическое воспитание школьников: актуальность, стратегии, перспективы

  «…Экология стала самым громким  словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и тоже  понятие вселенской беды, никогда прежде не существовав...