Экологическое воспитание школьников: актуальность, стратегии, перспективы
статья по экологии

 Качалин Владимир Александрович

    «…Экология стала самым громким  словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и тоже  понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством..» - писал замечательный советский прозаик Валентин Распутин.  Эти слова, сказанные в  прошлом веке,  и сегодня не потеряли свою   злободневность.  Звучание этих слов для нас, живущих в 21 веке, наполняется еще большей актуальностью и значимостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoslet-19.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников: актуальность, стратегии, перспективы

    «…Экология стала самым громким  словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и тоже  понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством..» - писал замечательный советский прозаик Валентин Распутин.  Эти слова, сказанные в  прошлом веке,  и сегодня не потеряли свою   злободневность.  Звучание этих слов для нас, живущих в 21 веке, наполняется еще большей актуальностью и значимостью. Стремясь к комфортной  размеренной жизни, мы  стремимся напрочь забывать о том, что  природные ресурсы не бесконечны, что жить в городах, где воздух попросту отравлен, придется нашим потомкам. Нам всем нужно понять то, что природа уже не может прощать человеческую бездумность и алчную халатность. Человек должен  осознать, что он и сам – часть этой природы, разрушая которую, разрушает и себя.

    В сложившийся ситуации   очень важно сформировать у детей  осознание того, что потребительский характер взаимодействия с природой не может быть бесконечным, что состояние окружающей среды, благополучие человечества зависит от каждого из нас.                                              Приобщение школьников к ценностям  живого дает  уникальную  и неповторимую  возможность  показать, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на планете жизнь, привить навыки  бережного и заботливого  отношения к любому живому организму,  позволяет учить детей выступать не самоуверенными и  бесцеремонными землевладельцами, а осторожными, любящими и заботливыми землепользователями.

     В соответствии с планом региональных массовых мероприятий ГБУ ДО РО ОЭЦУ для обучающихся на 2019 год государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Ростовской области «Областной экологический центр учащихся» в  феврале – апреле был проведен региональный этап XVII Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2019». На региональный этап Форума поступило 368 работ от 607 учащихся из 203 образовательных учреждений 44 административных территорий Ростовской области.  Елфимов Максим, ученик 10 «А» класса МБОУ Багаевской СОШ №2 (руководитель Качалин В.А.) по итогам регионального этапа фестиваля стал призером 2-ой степени в номинации «Природа и судьбы людей»

       В целях экологического воспитания и природосообразного  поведения  школьников, в  октябре 2019 года  в МБОУ Багаевской СОШ №2 учителем биологии и химии Качалиным В.А совместно с главным библиотекарем отдела обслуживания межпоселенческой Центральной Районной Библиотеки Шелудяковой Е.П был проведен  экоурок для старшеклассников  школы  «Станица Багаевская – прошлое, настоящее, будущее»

       Ведущей идеей проведенного эукоурока явилось развитие основ экологической культуры современных школьников и их экологического сознания,  изучение ими  проблем и поиск решений в области эффективного использования природных и энергетических ресурсов  региона, духовно-нравственное и ценностно-смысловое  воспитание школьников Багаевского района,  привитие им  ценностей деятельного патриотизма и  гражданской идентичности с учетом региональных этнических особенностей  донского казачества.

     В честь 95-летия образования Багаевского района, с целью   экологического образования школьников района, для  становления экологической культуры учащихся, воспитания у них грамотного и этически оправданного отношения к окружающему миру, для дальнейшего развития сетевого взаимодействия образовательных организаций района, активизации детско-юношеского экологического движения Багаевского района,  7 ноября 2019 года в МБОУ Багаевская СОШ №2 был проведен районный экологический слет. Инициатором проведения слета  выступил Отдел Образования Администрации Багаевского района  и РМО учителей биологии, химии и экологии.

     В экологическом слете приняли участие команды 15 школ района, которые по условиям слета представили опыт работы по экологическому просвещению,   участвовали в тренинговых занятиях в малых группах,  презентовали баннеры природоохранной тематики. По итогам слета жюри места определены так: 1-ое место – команды юных экологов МБОУ Багаевской СОШ №1 и МБОУ Багаевской СОШ №2, 2-ое место – команда экологов МБОУ Елкинской СОШ,  3-е место – команда экологов МБОУ Ажиновской СОШ. Команды - победители и команды участники были награжденными ценными призами и памятными подарками.

«К сожалению, наши девственные черноземные степи с их своеобразной прелестью, беспредельной ширью и их оригинальными обитателями с удивительной быстротой исчезают с лица земли русской..»- писал русский ученый почвовед В.В. Докучаев в 1885 году.  Хотелось бы вновь и  вновь обратить внимание каждого из нас на  эти слова, сказанные более 130 лет назад. 

Ка

Качалин В.А., учитель биологии  Багаевской СОШ №2, руководитель РМО учителей биологии и химии Багаевского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов

Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода -  самое распространенное неорга...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (статья)

В сборнике "Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект. Материалы VI ежегодной международной научно-практической конференции (6 апреля 2017 года)"...