Биология как часть культуры человека
статья по теме

Назарова Светлана Леонидовна

Сообщение о значении биологических знаний для формирования личности обучающегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология как часть культуры человечества

Жизнь человека, его здоровье, материальное и духовное благополучие зависят от множества факторов, в том числе от правильности решений, принимаемых людьми. В свою очередь, деятельность каждого конкретного человека также влияет на судьбы других людей. Именно поэтому в каше время возрастает значимость науки, образования и культуры в целом. Образование определяет развитие личностных качеств каждого человека, его знаний, умений, формирует его мировоззрение и поведение; в конечном итоге образование определяет экономический, нравственный, культурный и духовный потенциал общества.

Знание законов природы – это составная часть общей культуры человека. Усвоить основы биологии как науки о жизни должен каждый культурный человек независимо от рода своей профессиональной деятельности.

Игнорирование законов природы привело человечество к современному экологическому кризису. В окружающей среде наблюдаются опасные необратимые явления, которые могут радикально изменить облик планеты и поставить под угрозу жизнь самого человечества.

Интенсивная индустриализация и стремительный рост городов в XIX-XX вв. привели к разрушению природной среды и осознанию обществом необходимости согласовывать экономические потребности с возможностями природы. Источниками современных экологических проблем становятся такие особенности социально-экономического развития, как применение экологически вредных технологий, а также вынужденность развивающихся стран решать свои экономические задачи за счет неумеренной эксплуатации природных ресурсов. Острые противоречия между обществом и природой обусловили сущность современных экологических проблем. В настоящее время ученые уделяют особое внимание проблеме кислотных осадков, наносящих вред живым организмам и вызывающих разрушение металлических конструкций, архитектурных памятников и жилых зданий. Доказано, что кислотные дожди способствуют заметному снижению иммунитета человека к простудным заболеваниям.

Серьезную экологическую опасность представляет разрушение почвенного покрова. Ежегодно в результате эрозии сельскохозяйственных угодий уносится 26 млрд т почвы. Вследствие нерационального землепользования ежегодно теряется 6 млн га пахотных земель.

Другая экологическая проблема связана с деградацией водных экосистем. На нашей планете тысячи озер биологически мертвые, еще тысячи находятся на стадии вымирания. В связи с этим имеется дефицит чистой питьевой воды, отмечено ухудшение качества подземных вод.

Изменение экологического качества среды обитания обусловило исчезновение многих видов растений, животных, грибов, микроорганизмов.

Ухудшение качества окружающей среды сказывается на здоровье людей. К показателям здоровья населения в целом относятся: средняя продолжительность жизни, общая смертность (особенно детская), обеспеченность продуктами питания и прививками от инфекционных болезней. Загрязнение воды – причина массовых случаев ежегодных желудочно-кишечных заболеваний. Опасное воздействие на дыхательные пути оказывает аэрозольное загрязнение воздуха.

Экологические проблемы проявляются на локальном, региональном и глобальном уровнях. Единство этих уровней определяется целостностью биосферы и, что очень важно, возросшей ответственностью человека за ее будущее.

Академик А. Д. Сахаров, говоря о неизбежности технического прогресса, отмечал: «Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе».

Одними из первых на глобальную экологическую опасность, грозящую миру, отреагировали выдающиеся ученые и философы В. Рассел и А. Эйнштейн. Первоначально они  выступали против гонки вооружений, за запрещение атомного и термоядерного оружия. В настоящее время на первый план выходит борьба за чистоту окружающей среды, за экологическую безопасность при использовании новейших технологий и мощных техногенных воздействий на природу. В связи с этим наука биология и биологическое образование становятся приоритетными.

Изучение основных законов и закономерностей живой природы позволяет человеку понять важнейшие мировоззренческие идеи о целостности и единстве природы, ее системной и многоуровневой организации; ценности природы и жизни; саморазвитии природы; о единстве человека и природы; о неприкосновенности жизни человека.

Современная биология служит теоретической основой для практической деятельности человека. Биологические знания позволяют совершенствовать агротехнику и зоотехнию, выводить новые, более продуктивные сорта культурных растений и породы домашних животных; помогают бороться с вредителями сельского и лесного хозяйства, возбудителями болезней человека и животных.

Биология в наши дни становится мощной производительной силой благодаря развитию генетики, селекции, генной и клеточной инженерии.

Успехи биологии во многом определили уровень развития современной медицины. Поскольку здоровье людей существенно зависит от состояния окружающей среды, то знания биологии необходимы человеку для научного обоснования отношения не только к природе, но и к собственному здоровью.

Значение биологии неизмеримо возросло с середины XX в. благодаря необходимости сохранения биосферы в связи с бурным развитием промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ростом населения Земли.

Загрязнение окружающей среды, неосмотрительное употребление лекарств, пищевых добавок приводят к резкому ухудшению здоровья людей. Загрязнение среды, истощение природных ресурсов, обеднение разнообразия видов живых организмов на нашей планете обусловили особую важность биологических знаний для каждого человека и необходимость бережного отношения к природе, уважительного отношения к жизни.

В прошлом веке знаменитый мыслитель А. Швейцер (1875 – 1965) сказал: «Сущность добра – сохранение жизни, содействие жизни, ее становлению как высшей ценности. Сущность зла – уничтожение жизни, нанесение ей ущерба...»

Итак, биологическое образование для каждого человека имеет важное мировоззренческое значение, так как позволяет ему понять окружающий мир и определить свое место в нем, осознать ценность природы и жизни как неповторимого феномена. Биологические знания необходимы и для профессиональной деятельности биологов, экологов, врачей, учителей, ветеринаров, агрономов, растениеводов, зоотехников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока биологии в 8 классе «Человек. Место человека в системе органического мира»

Развитие УУД учащихся на уроке биологии. Конструкт урока по теме «Человек. Место человека в системе органического мира» - 8 класс...

Физическая культура - часть общей культуры человека.

Физическая культура - часть общей культуры человека....

Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"

Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока  от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дири...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Внеклассное мероприятие «Речевой этикет – часть общей культуры человека»

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай&ra...