Урок "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Шнейдер Елена Михайловна

Данный урок является первым по теме " Внутренняя среда организма" в цикле уроков по УМК по биологии  для 8 класса " Человек", авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Цель урока: углублять знания о внутренней  среде организма и гомеостазе; познакомить с составом крови и ее функциями; разъяснить механизм свертывания крови.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_i_komponenty_vnutrenney_sredy_organizma.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма     §17

Цели урока: Развивать знания обучающихся о внутренней среде организма; познакомить с составом крови и функциями ее компонентов, механизмом свертывания крови; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний; ввести понятие малокровие

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма
  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.
  • Раскрыть значение анализа крови.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, презентация.

                                                      «Кровь человека: жидкость, дарующая жизнь»

                                                                                                 ( исторический словарь)

                                                        Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Сегодня мы продолжим путешествие по своему организму. И прежде чем приступить к изучению нового материала  давайте с вами побеседуем, и вспомним вопросы, которые изучали ранее и которые нам пригодятся на уроке:

-Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?

-Вспомните, что такое ткань? Какие виды тканей  вы знаете?

-Из каких частей  состоит ткань?

-Какие функции выполняет межклеточное вещество?

-Что такое внешняя среда организма?

-Что вы знаете о внутренней  среде организма?

III.Изучение нового материала

  Мы приступаем к изучению нового раздела «Внутренняя среда организма»

1.Компоненты внутренней среды организма

    Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, внутренняя среда.

Внутренняя среда – единая система жидкостей - является естественным продолжением водной основы клеток.

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда?

Самостоятельная работа с учебником §17,стр. 106-107

-Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма?

Составление схемы  

                                 Внутренняя среда организма

Кровь                               Тканевая жидкость                           Лимфа

-Как мы выяснили, внутренняя среда организма включает кровь, тканевую жидкость и лимфу. Кровь состоит из жидкой части –плазмы и форменных элементов.  Из плазмы крови, проникающей сквозь стенки капилляров, образуется тканевая жидкость, окружающая все клетки. Между клетками и тканевой жидкостью постоянно происходит обмен веществами. Часть тканевой жидкости поступает в тонкие слепо замкнутые капилляры лимфатической системы и с этого момента превращается в лимфу. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам вновь переносится в кровеносное русло. На пути лимфы находятся лимфатические узлы, они выполняют роль фильтров, где происходит задержание посторонних частиц и уничтожаются микроорганизмы.

                                                Тканевая жидкость

                        Кровь                                                                  лимфа

2.Относительное постоянство внутренней среды.

       В1857году французский ученый Клод Бернар справедливо заметил «Постоянство внутренней среды организма - залог его свободной и независимой жизни»

   В1929 году американский физиолог У. Кеннон для обозначения постоянства внутренней среды организма ввел понятие- гомеостаз.

- Почему же сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?

      Отдельные клетки и группы человеческого организма чрезвычайно чувствительны к изменению окружающей среды. Что же касается целого организма, то границы изменений внешней среды, которые он может переносить значительно шире, чем у отдельных клеток.

Примеры: клетки почти мгновенно гибнут при перемещении их в дистиллированную воду.Организм, как целое может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей.

Вместе с тем гомеостаз не является- жесткой стабильной системой. Наоборот, все
показатели этой системы чрезвычайно подвижны, и все время регулируются по принципу обратной связи. Каждое изменение любого показателя вызывает ответный регулирующий сигнал, направленный на ликвидацию сдвига.

Например, немного повысилось содержание в крови сахара. Кровь с повышенной
концентрацией сахара омывает гипоталамус - этот главный регулятор организма. И
в нем тут же формируется сигнал, поступающий в соответствующую эндокринную
железу - мишень, поджелудочную железу. Последняя вырабатывает инсулин - гор-
мон, снижающий уровень сахара.Как только этот уровень становится ниже нормального, срабатывает обратная связь: формируется новый сигнал, бомбардирующий уже другую железу — надпочечник, выделяющий гормон адреналин, способствующий выходу сахара в кровь.

Очень важной особенностью внутренней среды является то, что содержание веществ в ней не абсолютно одинаково, а изменяется в определенных пределах, т. е. для содержания каждого вещества нормой является не одна цифра, а определенный диапазон показателей. Например, содержание ионов калия в крови здорового человека- 16-20 мгв 100 мл (16—20 мг%).

Диапазон показателей для разных веществ различен. Некоторые показатели под-
держиваются особенно точно и они получили название констант. К числу констант
относится, например, реакция крови (т. е. концентрация в ней водородных ионов
-pH).

В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показате-
ли, как кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тка-
невой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция,
хлора, водорода.

Вывод. (Учащиеся самостоятельно делают вывод.)

    Подвижное постоянство внутренней среды достигается благодаря работе нервной и эндокринной систем.

3.Состав крови

Сопоставьте два факта:

-Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

-Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Поду-
майте над этими фактами и объясните:

а) почему человек без крови погибает;

б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека?

    В ходе беседы подводим учащихся к выводу о том, что кровь является одной из
важнейших жидкостей в организме.
 Она дает нам жизнь. Непрестанно циркулируя в нашем организме  кровь, снабжает кислородом каждую клетку нашего организма, согревает и охлаждает, питает, борется с болезнями.
     На протяжении многих лет выступает как выдающийся религиозный или культовый символ. Предки смешивали ее, и пили в знак единения и согласия. С давних времен охотники, чтобы задобрить духов, приносили в жертву кровь животных.

 -Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит
кровь?

Изучение рис. 51, стр109, составление схемы « Кровь»

                                                       Кровь  

 55-60% плазмы                                                40-45% форменных элементов

                                                                  эритроциты    лейкоциты       тромбоциты

А) Плазма - жидкая среда крови, содержащая 90-92% воды и 8-10% различных веществ. Около 7% плазмы составляют белки. Среди них белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. Строго определенная концентрация 0,9% плазмы приходится на хлорид натрия. Есть в ней соли калия, кальция, фосфорная кислота. Жиров в плазме крови около 0,8%. Глюкозы в плазме крови 0,1% ( если уровень глюкозы в плазме снижается приблизительно в 2 раза, то мозг лишается источника энергии. В плазме крови есть углекислый газа также другие питательные вещества и продукты распада.

Б) Эритроциты

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: прочтите   текст на стр.109-110 учебника и начните заполнение таблицы «Клетки крови и их значение».

Название клеток

Количество (в 1мм3)

Функция

Где образуются

В) Лейкоциты

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: прочтите   текст на стр.111 продолжите  заполнение таблицы «Клетки крови и их значение».

Сообщение одного ученика

                             Краткая историческая справка

     Илья Ильич Мечников (1845-1916), биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, отечественной микробиологии, создатель научной школы. С 1870-го по 1882 год являлся профессором Новороссийского университета в Одессе, где им и было открыто явление фагоцитоза. С 1888 г. работал в Пастеровском институте в Париже. В своем знаменитом труде
«Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил
фагоцитозную теорию иммунитета. И. И. Мечников известен также как создатель теории происхождения многоклеточных организмов, занимался он и проблемой старения («Этюды о природе человека», 1904). Совместно с П. Эрлихом был удостоен в 1908 году Нобелевской премии.

             Большая группа лейкоцитов формируется и созревает в лимфатических узлах и в тимусе (вилочковой железе). Они называются лимфоцитами. Эти клетки способны к образованию антител   особых химических  веществ, которые  уничтожают чужеродные
соединения
{антигены). Взаимодействие между антителом и антигеном называется иммунной реакцией. Иногда такую реакцию способны вызвать и вещества, не являющиеся инородными или опасными для организма. В этом  случае наблюдается явление аллергии - повышенной или извращенной чувствительности организма к
какому-либо веществу
{аллергену). Самые известные из них — шерсть животных, пыльца растений, яд некоторых насекомых (пчел, ос). Чаще всего аллергия проявляется в тех местах организма, на которые непосредственно воздействуют аллергены. Иногда аллергия сопровождается отеком дыхательных путей и сильным снижением артериального
давления. Это явление называется
анафилактическим шоком. В таком случае, чтобы спасти человеку жизнь, вводят адреналин.

Г) Тромбоциты

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: продолжите  заполнение таблицы «Клетки крови и их значение».

 При ранении тромбоциты разрушаются, выделяя в кровь фермент тромбопластин, который вызывает целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови.

Задание:  Составьте  схему последовательных изменений, происходящих в крови, которые обусловливают процесс ее свертывания

                     Травма кровеносных сосудов

                    Тромбоциты слипаются и разрушаются

                     Выделение фермента тромбопластина

   Жидкий  белок крови фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина

                                 Образование сгустка

Для образования сгустка необходимо, чтобы в крови были соли кальция, витамин К.

IV.Анализ крови

        Практически любая диагностика здоровья начинается с базовых исследований, среди которых одним из ключевых является общий анализ крови. Именно по его показателям врач и судит, какую диагностику назначать дальше.

При анализе крови определяют количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов

(СОЭ). При наличии какого-нибудь воспаления СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин 2- 10 мм/ч, для женщин 2-15 мм/ч.

 При нарушении функций органов кроветворения, недостатке железа, при потере крови возникает малокровие (анемия).

При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина.

V.Кроветворение

VI.Закрепление знаний

Лабораторная работа. «Изучение препаратов крови лягушки и человека»

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

Ход работы

1.Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека.
Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.

2.Изучите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.
  Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.

3.Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу.

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки.

V.Домашнее задание: §17, ответить на вопросы в конце  параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....

Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...

Технологическая карта урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

Технологическая карта урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" разработана нат основе приерной программы В.В. Пасечника к учебнику "Биология. Человек. 8 клас...