Моделирование урока как средство развития самостоятельной познавательной активности на уроках географии и биологии
статья по биологии по теме

Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учениками и учениками между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование урока как средство развития самостоятельной познавательной активности на уроках географии и биологии

«Страшная опасность – безделье за партой, blank

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т.е. на уроке».

                                                    В.А. Сухомлинский blank

Данное высказывание В.А. Сухомлинского актуально и в настоящее время.

 Мы, как учителя в процесс обучения должны поставить главной задачей, я считаю  формирование учебной деятельности у школьников на уроке, т.е. мы должны научить детей учиться.

     Основным в процессе обучения  является классно-урочная система. Для этой системы характерны следующие достоинства:

  • Экономичность;
  • Создание возможности для содержательного общения учащихся между собой и  учителем;
  • Является моделью трудового коллектива и др.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.

  Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебно-воспитательного процесса. В нём представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, формы организации, методы и средства обучения).

     Для усиления воспитывающего влияния обучения учитель должен тщательно анализировать воспитательные возможности и выделять воспитательную цель каждого урока.

     В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержания урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и другие. Специфика учебного предмета такова, что изложение материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике в зависимости от того, какой учебник выбран педагогом.

     

Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учениками и учениками между собой.

     

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом общие, групповые и индивидуальные её формы. Указанные выше формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.

     

Технология моделирования урока.

Каждое образовательное учреждение характеризуется своей образовательной и организационной моделью. Например, известны следующие образовательные модели.

1. Поточная. Основная структура модели – предметно-классное обучение в уровневых потоках, в которые могут входить несколько классов.

2. Селективно-групповая. Основная структура модели - предметное обучение в уровневых группах внутри классов по некоторым предметам и обучение полным составом класса по остальным предметам; состав уровневых групп варьируется от предмета к предмету.

3. Модель смешанных способностей.  Состав классов постоянен, но внутри создаются временные группы.

4. Интегративная модель. Организуется единая группа или класс с множеством возможностей для индивидуальной работы.

5. Инновационная модель. Формируются группы смешанных способностей, учитываются несколько критериев. Внутри класса функционируют несколько малых групп, состав которых постоянен.

Элементы моделирования географических процессов  на уроках географии.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разным углом зрения и строят различные типы моделей. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные, свойства.                                    
Модель - это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п.
Модель воспроизводит в специально оговоренном виде строение и свойства исследуемого объекта. Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом, образцом, прототипом.
Модель - это объект, используемый вместо другого объекта с какой-то целью.

Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Цели моделирования.

  1. понять сущность изучаемого объекта,
  2. научиться управлять объектом и определять наилучшие способы управления,
  3. прогнозировать прямые или косвенные последствия,
  4. решать прикладные задачи.

Проблема, над которой я работаю несколько лет, сформулирована следующим образом: « Моделирование урока как средство развития самостоятельной познавательной активности на уроках географии и биологии ».

Практическая значимость состоит в том, что он является новым подходом в изучении географии. Знания всегда дают власть тем, кто ими владеет и умеет пользоваться. Моим ученикам жить и работать в «информационном обществе».  Значит моя задача, как учителя – подготовить школьников к жизни полноценными гражданами в мире, который будет существенно отличаться от нашего прошлого и даже настоящего. Учитель в «информационном обществе» перестаёт выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает её получение. Умения читать, писать и считать уже недостаточно для современного человека. В связи с этим задача развития познавательной самостоятельной деятельности очень актуальна и практически значима.

Инновационность – в современности подхода, т.к. позволяет формировать комплексный географический стиль мышления; обладает большой эвристической силой, необходимой для воспитания человека нового типа, обладающего глубокими знаниями и творческим отношением к порученной работе.

Технология опыта. Моделирование учащиеся отрабатывают поэтапно.

 На I – подготовительном - этапе при получении обучающимися знаний, я как учитель сопровождаю свой рассказ рисунком, схемой, таблицей на доске. Учащиеся слушают  и переносят за мной  рисунок, схему, таблицу в свои тетради. Эту работу они выполняют по принципу «Делай как я».

 На II – основном - этапе я конструирую модель не полностью. Учащиеся должны самостоятельно достроить модель, основываясь на устной информации учителя. Девиз работы: «Делай за мной только часть, остальное - самостоятельно».

 На III –заключительном - этапе мной вообще не строится модель. Учащиеся самостоятельно выполняют её в тетради, фиксируя основные моменты рассказа учителя. Девиз: «Делай как я, но самостоятельно, делай лучше меня». Основные требования при построении модели: лаконичность, структурность, компактность, простота изображения, доступность для понимания, оптимальность объёма с учётом отведённого времени, выделение основного материала цветом, величиной знаков и т.д.

 Результативность. Проявляется диагностика учебной деятельности при     использовании моделирования.

Адресная направленность. Чтобы ученик захотел учиться, его нужно заинтересовать своим предметом. А какие предметы ученики любят больше? Обычно те, которые знают не на уровне зубрежки, а на уровне понимания. А оно появляется тогда, когда предмет учат систематически.  Я  считаю, что моделирование стимулирует процесс познавательной деятельности, который и приводит детей к пониманию изучаемых явлений, к позитивному отношению к предмету географии и биологии. Следовательно, необходимо использовать технологию на уроках грамотно и в системе.

Условия использования. Выполнение моделей изменяет ситуацию на уроке: я могу наблюдать, как активно работает весь класс, даже самые инертные ученики, т.к.  построение требует полной заинтересованности в уроке, усиленного внимания, и проявления творческих способностей. При системном использовании этой технологии резко повышается результативность. Технологию моделирования необходимо использовать на уроках географии, так как реализуется идея сотрудничества участников учебного процесса, гуманизация их деловых и межличностных отношений. Это способствует формированию устойчивых мотивов познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

В заключении хочется привести цитату  психолога А. Бине:

 «Основой урока должна быть не речь учителя, а активная деятельность учащихся. Войдите в класс. Если вы видите учеников неподвижно сидящих и терпеливо слушающих разглагольствования учителя или пишущих под его диктовку, то вы можете с уверенностью сказать – это плохая педагогика».

Чтобы ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а работа на уроке  стала действительно совместной деятельностью учителя и ученика, я считаю необходимо целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в    классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мотивации, познавательной активности на уроках географии»

Ребенок счастлив в движении, поиске новых “узоров” жизни, стремлении к самовыражению и в свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.     Процесс обучения...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности начал формироваться в МОУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области в ходе реализа...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ....

Методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития самостоятельной познавательной активности"

Проблема повышения качества образования постоянно находится в центре внимания педагогов. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умени...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....