Главные вкладки

    «Развитие мотивации, познавательной активности на уроках географии»
    методическая разработка по теме

     

    Ребенок счастлив в движении, поиске новых “узоров” жизни, стремлении к самовыражению и в свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.

         Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района РТ

    Педагогические чтения

    по проблеме:

    «Развитие мотивации, познавательной активности на уроках географии»

    Учитель географии II категории МОУ Нармонской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района РТ Задовская А.А.

    С.Нармонка 2011-2012 год

    Ребенок счастлив в движении, поиске новых “узоров” жизни, стремлении к самовыражению и в свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.

         И чтобы сохранить и приумножить счастье школьника в образовательном учреждении – первостепенно педагог, а также и все остальные участники образовательного процесса, должны разработать и создать такие условия познания учебного предмета, чтобы учащиеся находились в динамичном созерцании и созидании учебной программы и могли и хотели бы свою активную учебно-познавательную позицию пронести через всю линию жизни. А для этого необходимо готовить к творчеству каждого маленького гражданина. И именно на это должны быть направлены все силы учителей, преподавателей.

          Стремление к творчеству – результат воспитания и, поэтому, может служить средством педагогического воздействия на формирование познавательных интересов, активности у школьников в учебной деятельности. Отражение человеком мира, есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы, объекты и явления, пережитые чувства не только отражаются в сознании человека, но и перестраиваются в новые комбинации. Воображение тесно взаимосвязано с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание новых образов воспринимаемых предметов, делая их более продуктивными.

         Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся могли бы демонстрировать, развивать и совершенствовать познавательные способности. Изучение учебного материала необходимо заполнить творческой, индивидуальной доминантой ученика, которая, в свою очередь, не ограничивала бы познавательную деятельность учащихся в таких составляющих, как самостоятельная работа. А по мере перехода школьника на более высокую и качественную ступень обучения,- творческие способности и познавательная активность побудили бы к проявлению новизны в исследовательской, научной и практической деятельности учащихся.

         География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности у воспитанников ОУ приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии изучения предмета (5-6-е классы),т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

         Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

         Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

          Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

           Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.

         Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

          Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

          Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

           Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

           При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

         Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

          Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

           Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

            При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

            Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

            Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.

           Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.

           Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

          Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций “Природа Южных материков”, “Рекордсмены мира” «Урал –пояс Русской земли», интересные заметки у уроку и многое другое.

         В ходе работы над проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

    Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я разработала конкретно программные пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, который является источником активизации познавательной деятельности учеников.

    В области обучения – придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в этом направлении предлагаю:

    1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
    2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
    3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
    4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
    5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

    В организации процесса учения – предлагаю всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

    1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
    2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
    3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
    4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
    5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;
    6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов заданий различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

    Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагаю:

    1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
    2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
    3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
    4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
    5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
    6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
    7. Рекомендовать дополнительную литературу;

    В области внеклассной работы деятельность должна быть направлена на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому предлагаю поставленные во внеклассной работе задачи решать самыми различными формами, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:

    А) Вечера вопросов и ответов;
    Б) Конкурсы смекалки;
    В) КВН;
    Г) Вечер веселой викторины;
    Д) Диспуты;
    Е) Школьные издательства;
    Ж) Исследования, наблюдения с определенным заданием или без него;
    З) Познавательные игры, игры – путешествия.

        На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:

    1. выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
    2. вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
    3. готовить выступления перед товарищами в классе;
    4. направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

    Перед индивидуальной работой с учащимися ставлю две задачи:

    a) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;

    б) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление познавательных процессов и склонностей учащихся;

    в) активизация познавательной деятельности учащихся.

           Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала.

          Игра в обучении ребёнка играет особую роль. В игре реализуется опыт творческой деятельности и выражается эмоционально-ценностное отношение ребёнка к миру. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного субъектом в детстве, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношения к миру определяет восприятие ребёнком действительности. Оно стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению им таких элементов содержания образования, как нравственные проблемы.

         Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Географические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира. У него закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности. Приведем несколько примеров длительных учебных игр по географии.

    Игра №1.

    Ход игры. Учитель сообщает командам, что „Международной спасательной службой при ООН перехвачены сообщения от потерпевших крушение в разных частях Мирового океана“. Каждая команда — это „группа экспертов“, которой необходимо определить наиболее вероятное местонахождение „потерпевших крушение“. Капитаны получают тексты „сообщений“, и все приступают к выполнению задания с помощью атласов.

    Рекомендуется распределить силы при совместной работе следующим образом:

    1. „океанологи“ ищут районы, в которых имеются указанные в „сообщении“ течения и в которых присутствует соответствующая солёность морской воды;
    2. „климатологи“ ищут районы, где среднегодовая температура и особенности амплитуды температурных колебаний, а также количество и распределение осадков соответствуют тем, которые указаны в „сообщении“;
    3. „геолог“ ищет на карте остров, соответствующий указанному в „сообщении“ происхождению;
    4. „картограф“ пытается определить местоположение острова;
    5. „биологи“ ищут районы обитания рыб, морских животных и морских птиц;
    6. „капитан“ сводит воедино итоги работы „специалистов“ и предлагает окончательную гипотезу команде.

    Завершение игры. Команды оглашают свои предположения. Учитель оценивает их правильность. Необходимо помнить, что возможны несколько вариантов верного решения. При оценке работы команды важно оценить логику и продуманность обоснований ответа. По усмотрению учителя, участники команд, успешно справившихся с выполнением игрового задания, получают хорошие и отличные текущие оценки.

    Игра № 2.

    „Таинственный остров“ (тема „Карты материков и океанов“)

    Подготовка к игре. Класс разбивается на четыре команды. Принцип разбивки — по дням рождения: в первую команду входят все учащиеся, родившиеся летом, во вторую — осенью, в третью — зимой и в четвертую — весной. Однако распределение может оказаться неравномерным. Так, например, если „летних“ учащихся оказывается слишком много, а „осенних“ слишком мало, то „летняя“ команда будет состоять из родившихся в июне и июле, а осенняя — из родившихся в августе, сентябре, октябре и ноябре. Небольшая разница в численности групп непринципиальна.

    Ход игры. Учитель предлагает учащимся разделиться на команды в соответствии с принципом, указанным выше. Каждая команда объявляется „экипажем воздушного шара, готовящегося к высадке у берегов некоего острова“. Какого именно — предстоит выбрать самим участникам. Известно, что, например, „летняя“ команда совершала „воздухоплавание“ над водами Тихого океана, „осенняя“ — „исследовала“ Индийский океан, „зимняя“ — „находилась“ в Северном Ледовитом океане, „весенняя“ — „бороздила воздушные просторы“ над Атлантическим океаном. На выбранном острове „экипажу предстоит провести три года“. Пока что каждой команде необходимо заявить, какие географические карты потребуются участникам для выбора острова. Выбрать можно только пять любых географических карт. Предпочтение необходимо обосновать. Например, так:

    1. Физическая карта мира для определения точного местоположения острова.
    2. Климатическая карта мира для того, чтобы знать температуры, количество осадков и ветры в этом районе.
    3. Карта строения земной коры, чтобы при выборе острова не оказаться в районе повышенной сейсмической активности.
    4. Карта природных зон мира для выбора острова с учётом преобладающей растительности и животных.
    5. Почвенная карта мира для того, чтобы при выборе острова учесть плодородие почв».

    После того как команды обосновали выбор карт, им предстоит выбрать остров в «своём» океане для оптимального «проживания». Обоснование выбора записывается на отдельный лист, а потом зачитывается. Например:

    «Мы выбираем остров Тасмания, так как он находится рядом с материком Австралия, и это даёт возможность осуществлять торговлю и просто путешествовать на материк. Тасмания — материковый остров, без ярковыраженной сейсмической активности, с субтропическим и умеренным климатом, благоприятными почвами, большим количеством оловянных руд. На севере острова лесные районы, небольшое количество диких животных, на востоке можно заниматься рыбной ловлей. Изотерма января: +16°С, изотерма июля: +8°С. В год выпадает от 500 до 2000 мм осадков».

    Завершение игры. После того как обоснование выбора озвучено, члены трех команд совещаются и выставляют оценки по 10-балльной шкале. Их сумма составляет сумму игровых баллов, набранных командой.

           Таким образом, игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации, обеспечения его личностного роста.

        Особое внимание, при использовании творческих заданий, следует уделить личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтоб ребята проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность. Развитие познавательного интереса даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки и самореализации личности.

           Работоспособность, расширение кругозора, соблюдение этнокультурных традиций, тренировка воли, характера, уважительное отношение к окружающей действительности будет вести к проекции будущей взрослой жизни.

    Содействие педагога в творческом становлении личности ученика, является приоритетной составляющей и основной педагогической единицей учебного процесса, в частности, предмета географии.

          Системная работа в этом направлении на уроках географии позволит добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, возрастет  интерес к изучению географии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школьный музей как одно из условий развития познавательной активности на уроках географии.

    Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

    Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования

    Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...

    Использование ИКТ для развития познавательной активности на уроках географии.

    Возможности современных образовательных технологий в преподавании школьной географии,их использование в работе учащихся и учителей....

    Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».

    В этой работе я делюсь своими наработками по развитию интереса у школьников к географии...

    Моделирование урока как средство развития самостоятельной познавательной активности на уроках географии и биологии

    Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, опре...