Тематическое планирование по курсу «Биология. Общие Закономерности». 9 класс.
учебно-методическое пособие по биологии (9 класс) на тему

Григорьева Ирина Юрьевна

Тематическое  планирование по  курсу «Биология.  Общие  Закономерности». 9  класс. На  2018 -2019  учебный  год

                Учитель  биологии: Григорьева  Ирина  Юрьевна.

         Учебник-Биология.  Общие  закономерности.

  С.Г.Мамонтов,  В.Б.Захаров,  И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин, М.Дрофа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_9_klass.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                           Тематическое  планирование

                                             по  курсу

                        «Биология.  Общие  Закономерности».

                                                9  класс.

                                                   На  2018 -2019  учебный  год

                                        Учитель  биологии: Григорьева  Ирина  Юрьевна.

                                  Учебник-Биология.  Общие  закономерности. 

С.Г.Мамонтов,  В.Б.Захаров,  И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин

                                                                             М.Дрофа

                                                            68  часов ,  2  часа  в  неделю. 

                                                 

                        Тематическое  планирование

                                                                                                        

п/п

Тема раздела, главы

урока

Кол-во

час-ов

Основные термины,

понятия

Знания, умения и компетентности

Тип  урока

Методы  обучения

Формы  контроля

Домашнее  задание

1

2

3

4

5

6

7

    8  

9

1 триместр

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле - 22 ч. (21 ч. +1 ч. Р.В.)

Глава 1. Введение. Многообразие живого мира (2 ч.)

1.

Инструктаж по охране труда. Введение. Биология – наука о жизни

1

Биология,

биологические науки

Знать определения понятий; практическое применение достижений современной биологии; биологические науки. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей

Вводный

Частично-  поисковый

Фронтальный  опрос, работа  с  учебником

С.3-5

2.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов

1

Жизнь, открытая система,

наследственность,

изменчивость,

упорядоченность,  постепенность,  последовательность

Знать определения понятий; свойства живого. Уметь различать процессы   обмена у живых организмов и в  неживой природе; выделять особенности развития живых организмов

Комбинированный

Частично-поисковый,  проблемный

Фронтальный  опрос, групповая  работа  с  учебником,  обсуждение  группо-вой работы

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)

3.

Становление систематики

1

Таксон, система, иерархия

бинарная номенклатура, уровни организации живой природы, царства живой природы. Видовое разнообразие

Знать определения понятий; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

Вводный  

Частично-поисковый,  проблемный

Тест,  заполнение  таблицы

П.1

4.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

Теория

Знать определения понятий. Уметь работать с учебной и научно-популярной литературой

Комбинированный

Частично-поисковый

Фронтальный опрос, таблица

П.2

Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора  (3 ч.)

5.

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

Эволюция

 

Знать определения понятий; выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином

Вводный

Частично-поисковый,  проблемный

Тест, заполнение  таблицы

П.3

6.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

Эволюция, искусственный отбор, порода, сорт

Объяснять причину многообразия   домашних   животных   и культурных растений

Комбинированный

Частично-поисковый, проблемный

Фронтальный  опрос, заполнение  таблицы

П.4

7.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями

Давать определения понятиям. Называть: основные   положения   эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Характеризовать сущность борьбы за существование; формы борьбы за существование

Комбинированный

Частично-поисковый, проб-

лемный

Работа  с  учебником, заполнение  таблицы

П.5

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора (3 ч.)

8.

Приспособление как результат эволюции

1

Приспособленность, мимикрия, маскировка.

Предупреждающая окраска. Физиологические адаптации

Знать определения понятий.

Называть основные типы приспособлений  организмов  к окружающей среде, приводить примеры. Объяснять относительный характер      приспособительных признаков у организмов

Комбинированный

Частично-поисковый

Тест,  работа  с  учебником,составление схемы

П.7

9.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 1 «Изучение приспособленности к среде обитания»

1

Адаптация

Приспособленность

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять относительность приспособлений.

Лаборатор-ная  работа

Частично-поиско-

вый

Отчет  о  лаборатор-ной  работе

Офор-мить рабо-ту

10

Физиологические адаптации

1

Физиологические адаптация    

Выявлять и описывать разные  способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособленности

Комбинированный

Частично-поисковый, проблем-ный

Фронтальный  опрос, работа  с  учебником

П.9

Глава 5. Микроэволюция (2 ч.)

11

Вид, его критерии и структура

1

Вид, виды-двойники, ареал, критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический,   экологический, географический, исторический

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии   вида. Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

Вводный

Частично-поисковый,  проб-лемный

Тест, заполнение  таблицы, фронталь-ный опрос

П.10

12

Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа «Морфологический  критерий  вида».

1

Популяция, мутация, микроэволюция

Называть признаки популяций. Приводить  примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида

Комбинированный, лаборатор-ная  работа

Отчет  о  работе, проблемный

Выполнение  работы, работа с учебником, составление  схем

Оформить  работу, конспект

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч.) (2 ч. +1 ч. Р. В.)

13

Главные направления эволюции

1

Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Знать определения понятий. Называть и раскрывать сущность эволюционных направлений.  Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне

Вводный

Частично-поисковый, проблемный

Работа  с  учебником, заполнение  таблицы, биологические задачи

П.12

14

Общие закономер-ности биологической эволюции

1

Дивергенция

Конвергенция

Знать определения понятий. Иметь представление о закономерностях биологической эволюции

Комбинированный

Частично-поисковый,  проб-лемный

Фронталь-ный  опрос, индивид.  задания

П.13

15

Контрольная работа 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1

Задания в форме ЕГЭ

Систематизировать знания  темы, подготовка  к  ЕГЭ

Обобщаю-щий, Контрольная  работа

Поисковый

Индивидуальные  за-дания

Не  зада- но

Глава 7. Возникновение жизни на Земле (2 ч.)

16

Современные представления о возникновении жизни

1

Гипотеза, коацерваты,

пробионты, абиогенез

Знать определения понятий. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира

Вводный

Частично-поисковый,  проб- лемный

Индивидуальные  за-

дания

конспект

17

Начальные этапы развития жизни

1

Автотрофы, гетеротрофы палеонтология, прокариоты

эукариоты, химическая эволюция, биологическая эволюция

Знать определения понятий. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимо-связи организмов и окружающей среды

Комбинированный

Частично-поиско- вый,  про- блемный

Фронталь-ный  опрос,

Заполнение  таблицы

П.14

Глава 8. Развитие жизни на Земле (5 ч.)

18

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1

Ароморфоз, фотосинтез,

половой процесс, идиоадаптация

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений   и животных в протерозое

Вводный

Частично-поисковый

Работа с  учебником, рабочей тетрадью

П.16

19

Жизнь в палеозойскую эру

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое; ароморфозов у растений и животных в палеозое. Называть       приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу

 

Комбинированный

Частично- поисковый

Работа с  учебником, заполнение таблицы

П.17

20

Жизнь в мезозойскую эру

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое; ароморфозов у растений   и животных в мезозое

Комбинированный

Частично- поисковый

Работа с  учебником, заполнение таблицы

П.18

21

Жизнь в кайнозойскую эру. Тестирование

1

Ароморфоз, идиоадаптации

Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в кайнозое; ароморфозов у растений  и животных в кайнозое

Комбинированный

Частично-поисковый

Работа с учебником, заполнение таблицы

П.19

22

Происхождение человека

1

Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза

раса    

Знать определения понятий; факторы   (движущие силы) антропогенеза. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск    биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека

Вводный  

Частично-поисковый,  проб-лемный

Тест, фрон- тальный  опрос, составление  схем

конспект

Раздел 2. Структурная организация живых организмов – 12 ч.

Глава 9. Химическая организация клетки (2 ч.)

23

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

Микро- и макроэлементы,

неорганические и органические вещества, вода,   минеральные соли

Знать определения понятий; макро- и микроэлементы. Называть неорганические вещества клетки.

Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов;

 роль воды; биологическое   значение   солей неорганических кислот

Вводный

Частично-поисковый,  проб-лемный

Фронтальный  опрос, составле- ние  схемы, работа с  учебником

П.21

24

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

Белки, глобула, гормоны, ферменты, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, нуклеотид

Знать определения понятий;     пространственную структуру белка, функции белков. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко  используются в качестве источника энергии

Комбинированный

Частично- поисковый, проблем- ный

Фронтальный  опрос, составление  схем

П.22

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3ч.)

25-26

Пластический обмен. Биосинтез белков

2

Ген, триплет, кодон, код генетический, транскрипция, антикодон, трансляция, избыточность, специифичность, универсальность  генетического кода. Принцип комплементарности

Знать определения понятий; называть свойства генетического кода; роль и-РНК,

т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода, транскрипции, трансляции. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме

Вводный

Частично-поисковый

Тест, фронтальный  опрос,  работа с  рабочей  тетрадью

П.23

П.24

27

Энергетический обмен

1

Гликолиз, брожение

дыхание, биологическое окисление, этапы энергетического обмена

Знать определения понятий. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.  Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать  этапы энергетического обмена

Комбинированный

Частично-поисковый,  проблемный

Фронтальный  опрос, работа  с  рабочей  тетрадью

П.24

Глава 11. Строение и функции клеток (7 ч.)

28

Прокариотическая клетка

1

Прокариоты, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения

Знать определения понятий. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм  процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий

Вводный

Частично-поисковый,  проблемный

Биологический  дик- тант,  сообщения  учащихся, фронтальный  опрос

П.25

29

Эукариотическая клетка

1

Органоиды, цитоплазма,

цитоскелет, включения, клеточная мембрана,   рибосомы, аппарат  Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды

Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции органоидов, включений.

Характеризовать   органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям

Комбинированный

Частично-поисковый

Биологический  диктант,  фронтальный  опрос, заполнение  таблицы

П.26

30

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

1

Эукариотические  клетки  растений, животных. Прокариотические клетки бактерий

Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток растений и животных. Работать с   микроскопом, изготовлять простейшие микропрепараты. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Сравнивать: строение    клеток растений, животных, бактерий и делать вывод на основе сравнения

Лабораторная  работа

Частично-поисковый,  проблемный

Отчет  о  лабораторной  работе

оформить

31

Эукариотическая клетка. Ядро

1

Хромосомы, кариотип,

соматические клетки,

гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко

Узнавать и описывать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра

Комбинированный

Частично-поисковый,  проблемный

Тест, фронтальный  опрос, заполнение  таблицы

П.27

32

Деление клеток

1

Митотический цикл, митоз,

интерфаза, редупликация, хроматиды, размножение

Знать определения понятий. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза

Комбинированный

Проблемный

Фронтальный  опрос, работа  с  учебником

П.28

33

Клеточная теория строения организмов

1

Цитология, основные положения клеточной теории  Т. Шванна, М.Шлейдена

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура

Комбинированный, лекция

Частично-поисковый

Фронтальный  опрос, конспект

П.29

34

Контрольная работа 2 «Структурная организация живых организмов»

1

Задания в форме ЕГЭ

Систематизировать  знания  по  теме,  подготовка  к  ЕГЭ

Контроль  знаний

Поиско- вый

Индивидуальные  задания

Не  зада- но

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 ч.

Глава 12. Размножение организмов (2 ч.)

35

Бесполое размножение

1

Размножение бесполое, вегетативное, гаметы, гермафродиты, клетки, митоз, почкование, спорообразование

Знать определения понятий. Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы   вегетативного размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения

Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения

Вводный

Частично-поисковый,  проблемный

Фронтальный  опрос, групповая работа

П.30

36

Половое размножение. Гаметогенез

1

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом, гаметы,

осеменение, оплодотворение

Знать определения понятий; строение половых клеток. Уметь сравнивать мужские и женские половые клетки, бесполое и половое размножение;  работать с учебной и научно-популярной литературой. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости

Комбинированный

Проблемный,  частично-поисковый

Фронтальный  опрос, совместная  работа  уч- ся  с  учи- телем  и  заполнение  таблицы

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч.)

37

Эмбриональный период развития

1

Онтогенез, эмбриогенез,

Дробление, гаструляция, органогенез

Знать определения понятий. Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек    (курение, алкоголизм, наркомания).

Вводный

Проблемный,  частично-поисковый

Тест,  фронтальный  опрос, работа  с  учебником и  заполнение  таблицы

П.32

38

Постэмбриональный период развития

1

Постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз, старение

Знать виды постэмбрионального развития. Приводить примеры  животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

 Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять значение метаморфоза

Комбинированный

Проблемный,  частично- поисковый

Фронтальный  опрос,  работа  с  учебником, рабочей тетрадью

П.33

39

 Общие закономерности    

 развития. Биогенетический закон

1

Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер)

Знать закономерности развития. Уметь определять тип развития у различных животных

Обобщающий

Частично-поисковый

Тест, групповая  работа

П.34

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов – 15 ч.

Глава 14. Закономерности наследственных признаков (8 ч.)

40

Основные понятия генетики

1

Генетика, ген, аллельные гены, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии, моногибридное скрещивание

 Знать определения понятий. Называть    

 признаки генов и хромосом. Характеризовать      

 сущность биологических процессов  

 наследственности и изменчивости. Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода  Г.Менделя

Вводный

Проблемный, частично-поисковый

Сообщения

учащихся,

проверка  конспекта

П.35

41

Гибридологический метод изучения насле-дования признаков Г.Менделя

1

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Биологический  диктант, фронтальный  опрос

П.36

42

Законы Г. Менделя

1

Гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещива-ние. Цитологические основы закономерностей

 Знать определения понятий. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм  

 неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему  

 моногибридного скрещивания; схему  

 анализирующего скрещивания и

 неполного доминирования  

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Тест, решение  задач

П.37

43

Дигибридное скрещивание

1

Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.

Составлять и анализировать схему дигибридного скрещивания

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Тест, решение  задач

П.37

44

Сцепленное наследование генов

1

Сцепленные гены

Знать определения понятий. Уметь определять количество групп сцепления. Анализировать процессы, нарушающие сцепление генов.

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Тест, решение  задач

П.40

45

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы

Знать определения понятий. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры и объяснять причины наследственных  заболеваний

 человека

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Биологический  диктант, решение  задач

П.39

                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                 

46

Взаимодействие генов

1

Аллельные гены,

суммарное действие

Знать определения понятий. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Биологический диктант, решение задач

П.38

47

Инструктаж по ТБ. Практ. работа  «Решение генетических задач и составление родословных»

1

Законы наследования признаков

Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий    от родительских форм у потомков.  Решать простейшие генетические задачи

 Обобщающий

Частично-поисковый

Решение генетических задач и составление родословных

Не задано

Глава 15. Закономерности изменчивости (4 ч.)

48

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

Геном, изменчивость, мутаген, полиплоидия, мутации: генные, хромосомные, геномные.

Комбинативная изменчивость

Знать определения понятий; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости; виды наследственной изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях,  вызванных   мутациями, и мерах их профилактики

Вводный

Проблемный, частично-поисковый

Фронтальный опрос,

Работа  с учебником и заполнение таблицы

П.41

49

Фенотипическая изменчивость

1

Модификация, норма реакции

Знать определения понятий; примеры

ненаследственной изменчивости (модификаций). Уметь определять зависимости проявления нормы  реакции от условий окружающей среды. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Фронтальный опрос, работа с учебником,биологический  диктант

П.42

50

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационных рядов»

1

Изменчивость, вариационные ряды, вариационная кривая

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную)

Лабораторная  работа

частично-поисковый

Отчет  о  лабораторной  работе

оформить

51

Контрольная работа 3

«Закономерности наследственности и изменчивости»

1

Задания в форме ЕГЭ

Привести  знания  в  систему

обобщающий

Частично-поисковый

Тесты

Не задано

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч.)

52

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

Селекция, порода, сорт, закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Знать практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и  сортов растений, выведенных человеком. Объяснять: роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции, причину совпадения  центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль  биологии в практической деятельности людей и самого ученика

Вводный

Проблемный, частично-поисковый

Проверка конспекта

конспект

53

Методы селекции растений и животных

1

Гетерозис, гибридизация, мутагенез, порода, сорт

массовый и индивидуальный отбор

Знать определения понятий; методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных

Комбинированный

Проблемный

Фронтальный опрос, сообщения, самостоятельная работа и заполнение таблицы

П.43

54

Селекция микроорганизмов

1

Биотехнология, штамм

микробиологический синтез.

Знать определения понятий. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять  роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Комбинированный

Частично-поисковый

Индивидуальные задания

П.44

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 14 ч. (12+2 Р.В.)

Глава 17. Биосфера, ее структуры и функции Биосфера, ее структуры и функции (8 ч.)

55

Структура биосферы

1

Биосфера, экосистема. Компоненты и свойства биосферы

Знать определения понятий; признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы

Вводный

 

Проблемный, частично-поисковый

Биологический диктант, фронтальный опрос

П.46

56

Круговорот веществ в природе

1

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, гумус, микроэлементы, фильтрация, трофический уровень, почвообразование      

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Фронтальный опрос, индивидуальные  задания, составление  схем

П.47

57

История формирования сообществ живых организмов

1

Биомы, флора, фауна

Знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов. Уметь объяснять эти влияния, приводить конкретные примеры

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Работа  с  текстом  учебника  и  составление  схем

П.48

58

Биогеоценозы и биоценозы

1

Биогеоценоз, биоценоз, биомасса, популяция,

Лабораторная работа «Составление пищевых цепочек»

Знать определения понятий; компоненты биогеоценоза; признаки  популяции; показатели структуры популяций  (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства   экосистемы. Характеризовать: структуру наземных и водных эк осистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы

Комбинированный, лабораторная  работа

Частично-поисковый

Биологический  диктант, работа  с  учебником,  отчет  о  лабораторной  работе

П.48,

49

59

Абиотические факторы среды

1

Абиотические, биотические, антропогенный факторы

Знать определения понятий. Приводить    примеры абиотических факторов, их многообразие. Уметь объяснять их влияние и значение в природе

Комбинированный

Проблемный,  частично-поисковый

Групповая  работа  и  отчет  

П.50

60

Интенсивность действия факторов среды

1

Оптимум, предел выносливости организма, ограничивающий фактор

Знать определения понятий. Уметь объяснять зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности; уметь приводить примеры

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Биологические  задачи,  проверка конспекта

конспекта

61

Биотические факторы среды

1

Конкуренция, хищничество, симбиоз,

паразитизм

Знать определения понятий. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия   организмов. Определять и характеризовать отдельные формы взаимоотношений

Комбинированный

Проблемный,частично-поисковый

Работа с учебником, составление  схем

П.52

62

Взаимоотношения между организмами

1

Нейтрализм, симбиоз,

антибиоз, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм

Знать определения понятий. Иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений.

Уметь объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры

 

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Фронтальный  опрос,  работа  с  учебником, составление  схем

П.53

Глава 18. Биосфера и человек (6 ч.) (4 ч. + 2 ч. Р.В)

63

Природные ресурсы и их использование

1

Биосфера, ноосфера, антропогенный фактор.

экологический кризис

Знать определения понятий. Иметь представление об учении В.И.Вернадского о ноосфере. Уметь объяснять место и роль человека в биосфере; характеризовать природные ресурсы; приводить примеры их использования

Вводный

Проблемный,  частично-поисковый

Тест, сообщения, фронтальный  опрос

П.54

64

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

1

Загрязнение воздуха,

пресных вод, Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное   загрязнение

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать      и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического   разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания  в  повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде

Комбинированный

Проблемный,  частично-поисковый

Биологический диктант,

Групповая  работа

конспект

65

Охрана природы и основы рационального природопользования

1

Рациональное природопользование,

экологические проблемы, парниковый эффект,    кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, «озоновые дыры»

Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать:

деятельности человека в экосистемах;

влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Комбинированный

Проблемный, частично-поисковый

Сообщения

Защита  рефератов

Подготовиться  к  К.Р.

66-

68

Повторение, обобщение

знаний. Итоговая контрольная работа

3

Задания в форме ЕГЭ

Проверить  знания  учащихся

Обобщающий

Обобщающий

Частично-поисковый

Частично-поисковый

Тесты

Задания  в  форме ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Общие закономерности эволюции" 11 класс

Значимость ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции. Анализ явлений дивергенция и конвергенция на макроэволюционном уровне. На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций у...

Рабочая программа по биологии 9 класс Общие закономерности Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2ч. в неделю. Программа курса (68 ч.) включает в себя полностью во­просы про...

Биология .Общие закономерности. 9 класс-2014-2015 учебный год. Тест по теме : «Структурная организация клетки»

Биология .Общие закономерности. 9 класс-2014-2015 учебный год.Тест по теме : «Структурная организация клетки»...

План кружка по биологии "Общие закономерности"

Кружок по биологии является дополнением к подготовке учащихся к ЕГЭ. Изучаются основные разделы необходимые для успешной сдачи экзамена.Имеется пояснительная записка, тематическое планирование, програ...

Учебная программа по биологии «Биология. Общие закономерности» для учащихся 9 класса

Этот материал может быть полезен учителям биологии работающим в 9 классе....

Рабочая программа учебного курса "Биология. Общие закономерности" 9 класс, авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.

Рабочая программа составлена с учетом блочно-модульного обучения (т.е. не уроки по 45 минут, а пары). Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС....