Главные вкладки

    Тематическое планирование по курсу «Биология. Общие Закономерности». 9 класс.
    учебно-методическое пособие по биологии (9 класс) на тему

    Григорьева Ирина Юрьевна

    Тематическое  планирование по  курсу «Биология.  Общие  Закономерности». 9  класс. На  2018 -2019  учебный  год

                    Учитель  биологии: Григорьева  Ирина  Юрьевна.

             Учебник-Биология.  Общие  закономерности.

      С.Г.Мамонтов,  В.Б.Захаров,  И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин, М.Дрофа

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon planirovanie_9_klass.doc200.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           

                               Тематическое  планирование

                                                 по  курсу

                            «Биология.  Общие  Закономерности».

                                                    9  класс.

                                                       На  2018 -2019  учебный  год

                                            Учитель  биологии: Григорьева  Ирина  Юрьевна.

                                      Учебник-Биология.  Общие  закономерности. 

    С.Г.Мамонтов,  В.Б.Захаров,  И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин

                                                                                 М.Дрофа

                                                                68  часов ,  2  часа  в  неделю. 

                                                     

                            Тематическое  планирование

                                                                                                            

    п/п

    Тема раздела, главы

    урока

    Кол-во

    час-ов

    Основные термины,

    понятия

    Знания, умения и компетентности

    Тип  урока

    Методы  обучения

    Формы  контроля

    Домашнее  задание

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

        8  

    9

    1 триместр

    Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле - 22 ч. (21 ч. +1 ч. Р.В.)

    Глава 1. Введение. Многообразие живого мира (2 ч.)

    1.

    Инструктаж по охране труда. Введение. Биология – наука о жизни

    1

    Биология,

    биологические науки

    Знать определения понятий; практическое применение достижений современной биологии; биологические науки. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей

    Вводный

    Частично-  поисковый

    Фронтальный  опрос, работа  с  учебником

    С.3-5

    2.

    Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов

    1

    Жизнь, открытая система,

    наследственность,

    изменчивость,

    упорядоченность,  постепенность,  последовательность

    Знать определения понятий; свойства живого. Уметь различать процессы   обмена у живых организмов и в  неживой природе; выделять особенности развития живых организмов

    Комбинированный

    Частично-поисковый,  проблемный

    Фронтальный  опрос, групповая  работа  с  учебником,  обсуждение  группо-вой работы

    Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.)

    3.

    Становление систематики

    1

    Таксон, система, иерархия

    бинарная номенклатура, уровни организации живой природы, царства живой природы. Видовое разнообразие

    Знать определения понятий; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

    Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

    Вводный  

    Частично-поисковый,  проблемный

    Тест,  заполнение  таблицы

    П.1

    4.

    Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

    1

    Теория

    Знать определения понятий. Уметь работать с учебной и научно-популярной литературой

    Комбинированный

    Частично-поисковый

    Фронтальный опрос, таблица

    П.2

    Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора  (3 ч.)

    5.

    Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

    1

    Эволюция

     

    Знать определения понятий; выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином

    Вводный

    Частично-поисковый,  проблемный

    Тест, заполнение  таблицы

    П.3

    6.

    Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

    1

    Эволюция, искусственный отбор, порода, сорт

    Объяснять причину многообразия   домашних   животных   и культурных растений

    Комбинированный

    Частично-поисковый, проблемный

    Фронтальный  опрос, заполнение  таблицы

    П.4

    7.

    Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

    1

    Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями

    Давать определения понятиям. Называть: основные   положения   эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

    Характеризовать сущность борьбы за существование; формы борьбы за существование

    Комбинированный

    Частично-поисковый, проб-

    лемный

    Работа  с  учебником, заполнение  таблицы

    П.5

    Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора (3 ч.)

    8.

    Приспособление как результат эволюции

    1

    Приспособленность, мимикрия, маскировка.

    Предупреждающая окраска. Физиологические адаптации

    Знать определения понятий.

    Называть основные типы приспособлений  организмов  к окружающей среде, приводить примеры. Объяснять относительный характер      приспособительных признаков у организмов

    Комбинированный

    Частично-поисковый

    Тест,  работа  с  учебником,составление схемы

    П.7

    9.

    Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 1 «Изучение приспособленности к среде обитания»

    1

    Адаптация

    Приспособленность

    Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

    Выявлять относительность приспособлений.

    Лаборатор-ная  работа

    Частично-поиско-

    вый

    Отчет  о  лаборатор-ной  работе

    Офор-мить рабо-ту

    10

    Физиологические адаптации

    1

    Физиологические адаптация    

    Выявлять и описывать разные  способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособленности

    Комбинированный

    Частично-поисковый, проблем-ный

    Фронтальный  опрос, работа  с  учебником

    П.9

    Глава 5. Микроэволюция (2 ч.)

    11

    Вид, его критерии и структура

    1

    Вид, виды-двойники, ареал, критерии вида: морфологический, физиологический,  генетический,   экологический, географический, исторический

    Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии   вида. Характеризовать критерии вида.

    Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

    Вводный

    Частично-поисковый,  проб-лемный

    Тест, заполнение  таблицы, фронталь-ный опрос

    П.10

    12

    Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа «Морфологический  критерий  вида».

    1

    Популяция, мутация, микроэволюция

    Называть признаки популяций. Приводить  примеры практического значения изучения популяций. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида

    Комбинированный, лаборатор-ная  работа

    Отчет  о  работе, проблемный

    Выполнение  работы, работа с учебником, составление  схем

    Оформить  работу, конспект

    Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч.) (2 ч. +1 ч. Р. В.)

    13

    Главные направления эволюции

    1

    Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

    Знать определения понятий. Называть и раскрывать сущность эволюционных направлений.  Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

    Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном уровне

    Вводный

    Частично-поисковый, проблемный

    Работа  с  учебником, заполнение  таблицы, биологические задачи

    П.12

    14

    Общие закономер-ности биологической эволюции

    1

    Дивергенция

    Конвергенция

    Знать определения понятий. Иметь представление о закономерностях биологической эволюции

    Комбинированный

    Частично-поисковый,  проб-лемный

    Фронталь-ный  опрос, индивид.  задания

    П.13

    15

    Контрольная работа 1 «Эволюция живого мира на Земле»

    1

    Задания в форме ЕГЭ

    Систематизировать знания  темы, подготовка  к  ЕГЭ

    Обобщаю-щий, Контрольная  работа

    Поисковый

    Индивидуальные  за-дания

    Не  зада- но

    Глава 7. Возникновение жизни на Земле (2 ч.)

    16

    Современные представления о возникновении жизни

    1

    Гипотеза, коацерваты,

    пробионты, абиогенез

    Знать определения понятий. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира

    Вводный

    Частично-поисковый,  проб- лемный

    Индивидуальные  за-

    дания

    конспект

    17

    Начальные этапы развития жизни

    1

    Автотрофы, гетеротрофы палеонтология, прокариоты

    эукариоты, химическая эволюция, биологическая эволюция

    Знать определения понятий. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

    Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимо-связи организмов и окружающей среды

    Комбинированный

    Частично-поиско- вый,  про- блемный

    Фронталь-ный  опрос,

    Заполнение  таблицы

    П.14

    Глава 8. Развитие жизни на Земле (5 ч.)

    18

    Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

    1

    Ароморфоз, фотосинтез,

    половой процесс, идиоадаптация

    Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое; ароморфозов у растений   и животных в протерозое

    Вводный

    Частично-поисковый

    Работа с  учебником, рабочей тетрадью

    П.16

    19

    Жизнь в палеозойскую эру

    1

    Ароморфоз, идиоадаптации

    Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозое; ароморфозов у растений и животных в палеозое. Называть       приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу

     

    Комбинированный

    Частично- поисковый

    Работа с  учебником, заполнение таблицы

    П.17

    20

    Жизнь в мезозойскую эру

    1

    Ароморфоз, идиоадаптации

    Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое; ароморфозов у растений   и животных в мезозое

    Комбинированный

    Частично- поисковый

    Работа с  учебником, заполнение таблицы

    П.18

    21

    Жизнь в кайнозойскую эру. Тестирование

    1

    Ароморфоз, идиоадаптации

    Знать определения понятий. Приводить примеры растений и животных, существовавших в кайнозое; ароморфозов у растений  и животных в кайнозое

    Комбинированный

    Частично-поисковый

    Работа с учебником, заполнение таблицы

    П.19

    22

    Происхождение человека

    1

    Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза

    раса    

    Знать определения понятий; факторы   (движущие силы) антропогенеза. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск    биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека

    Вводный  

    Частично-поисковый,  проб-лемный

    Тест, фрон- тальный  опрос, составление  схем

    конспект

    Раздел 2. Структурная организация живых организмов – 12 ч.

    Глава 9. Химическая организация клетки (2 ч.)

    23

    Неорганические вещества, входящие в состав клетки

    1

    Микро- и макроэлементы,

    неорганические и органические вещества, вода,   минеральные соли

    Знать определения понятий; макро- и микроэлементы. Называть неорганические вещества клетки.

    Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов;

     роль воды; биологическое   значение   солей неорганических кислот

    Вводный

    Частично-поисковый,  проб-лемный

    Фронтальный  опрос, составле- ние  схемы, работа с  учебником

    П.21

    24

    Органические вещества, входящие в состав клетки

    1

    Белки, глобула, гормоны, ферменты, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, нуклеотид

    Знать определения понятий;     пространственную структуру белка, функции белков. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко  используются в качестве источника энергии

    Комбинированный

    Частично- поисковый, проблем- ный

    Фронтальный  опрос, составление  схем

    П.22

    Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3ч.)

    25-26

    Пластический обмен. Биосинтез белков

    2

    Ген, триплет, кодон, код генетический, транскрипция, антикодон, трансляция, избыточность, специифичность, универсальность  генетического кода. Принцип комплементарности

    Знать определения понятий; называть свойства генетического кода; роль и-РНК,

    т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода, транскрипции, трансляции. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме

    Вводный

    Частично-поисковый

    Тест, фронтальный  опрос,  работа с  рабочей  тетрадью

    П.23

    П.24

    27

    Энергетический обмен

    1

    Гликолиз, брожение

    дыхание, биологическое окисление, этапы энергетического обмена

    Знать определения понятий. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.  Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать  этапы энергетического обмена

    Комбинированный

    Частично-поисковый,  проблемный

    Фронтальный  опрос, работа  с  рабочей  тетрадью

    П.24

    Глава 11. Строение и функции клеток (7 ч.)

    28

    Прокариотическая клетка

    1

    Прокариоты, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения

    Знать определения понятий. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать по таблице строение клеток прокариот; механизм  процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий

    Вводный

    Частично-поисковый,  проблемный

    Биологический  дик- тант,  сообщения  учащихся, фронтальный  опрос

    П.25

    29

    Эукариотическая клетка

    1

    Органоиды, цитоплазма,

    цитоскелет, включения, клеточная мембрана,   рибосомы, аппарат  Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды

    Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции органоидов, включений.

    Характеризовать   органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям

    Комбинированный

    Частично-поисковый

    Биологический  диктант,  фронтальный  опрос, заполнение  таблицы

    П.26

    30

    Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

    1

    Эукариотические  клетки  растений, животных. Прокариотические клетки бактерий

    Распознавать и описывать на таблицах части и органоиды клеток растений и животных. Работать с   микроскопом, изготовлять простейшие микропрепараты. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Сравнивать: строение    клеток растений, животных, бактерий и делать вывод на основе сравнения

    Лабораторная  работа

    Частично-поисковый,  проблемный

    Отчет  о  лабораторной  работе

    оформить

    31

    Эукариотическая клетка. Ядро

    1

    Хромосомы, кариотип,

    соматические клетки,

    гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко

    Узнавать и описывать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Устанавливать взаимосвязь

    между особенностями строения и функций ядра

    Комбинированный

    Частично-поисковый,  проблемный

    Тест, фронтальный  опрос, заполнение  таблицы

    П.27

    32

    Деление клеток

    1

    Митотический цикл, митоз,

    интерфаза, редупликация, хроматиды, размножение

    Знать определения понятий. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза

    Комбинированный

    Проблемный

    Фронтальный  опрос, работа  с  учебником

    П.28

    33

    Клеточная теория строения организмов

    1

    Цитология, основные положения клеточной теории  Т. Шванна, М.Шлейдена

    Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура

    Комбинированный, лекция

    Частично-поисковый

    Фронтальный  опрос, конспект

    П.29

    34

    Контрольная работа 2 «Структурная организация живых организмов»

    1

    Задания в форме ЕГЭ

    Систематизировать  знания  по  теме,  подготовка  к  ЕГЭ

    Контроль  знаний

    Поиско- вый

    Индивидуальные  задания

    Не  зада- но

    Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 ч.

    Глава 12. Размножение организмов (2 ч.)

    35

    Бесполое размножение

    1

    Размножение бесполое, вегетативное, гаметы, гермафродиты, клетки, митоз, почкование, спорообразование

    Знать определения понятий. Называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы   вегетативного размножения растений.

    Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения

    Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения

    Вводный

    Частично-поисковый,  проблемный

    Фронтальный  опрос, групповая работа

    П.30

    36

    Половое размножение. Гаметогенез

    1

    Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом, гаметы,

    осеменение, оплодотворение

    Знать определения понятий; строение половых клеток. Уметь сравнивать мужские и женские половые клетки, бесполое и половое размножение;  работать с учебной и научно-популярной литературой. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости

    Комбинированный

    Проблемный,  частично-поисковый

    Фронтальный  опрос, совместная  работа  уч- ся  с  учи- телем  и  заполнение  таблицы

    Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч.)

    37

    Эмбриональный период развития

    1

    Онтогенез, эмбриогенез,

    Дробление, гаструляция, органогенез

    Знать определения понятий. Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек    (курение, алкоголизм, наркомания).

    Вводный

    Проблемный,  частично-поисковый

    Тест,  фронтальный  опрос, работа  с  учебником и  заполнение  таблицы

    П.32

    38

    Постэмбриональный период развития

    1

    Постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз, старение

    Знать виды постэмбрионального развития. Приводить примеры  животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

     Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять значение метаморфоза

    Комбинированный

    Проблемный,  частично- поисковый

    Фронтальный  опрос,  работа  с  учебником, рабочей тетрадью

    П.33

    39

     Общие закономерности    

     развития. Биогенетический закон

    1

    Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер)

    Знать закономерности развития. Уметь определять тип развития у различных животных

    Обобщающий

    Частично-поисковый

    Тест, групповая  работа

    П.34

    Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов – 15 ч.

    Глава 14. Закономерности наследственных признаков (8 ч.)

    40

    Основные понятия генетики

    1

    Генетика, ген, аллельные гены, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии, моногибридное скрещивание

     Знать определения понятий. Называть    

     признаки генов и хромосом. Характеризовать      

     сущность биологических процессов  

     наследственности и изменчивости. Объяснять роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода  Г.Менделя

    Вводный

    Проблемный, частично-поисковый

    Сообщения

    учащихся,

    проверка  конспекта

    П.35

    41

    Гибридологический метод изучения насле-дования признаков Г.Менделя

    1

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Биологический  диктант, фронтальный  опрос

    П.36

    42

    Законы Г. Менделя

    1

    Гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещива-ние. Цитологические основы закономерностей

     Знать определения понятий. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм  

     неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему  

     моногибридного скрещивания; схему  

     анализирующего скрещивания и

     неполного доминирования  

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Тест, решение  задач

    П.37

    43

    Дигибридное скрещивание

    1

    Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание

    Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.

    Составлять и анализировать схему дигибридного скрещивания

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Тест, решение  задач

    П.37

    44

    Сцепленное наследование генов

    1

    Сцепленные гены

    Знать определения понятий. Уметь определять количество групп сцепления. Анализировать процессы, нарушающие сцепление генов.

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Тест, решение  задач

    П.40

    45

    Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

    1

    Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы

    Знать определения понятий. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры и объяснять причины наследственных  заболеваний

     человека

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Биологический  диктант, решение  задач

    П.39

                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                     

    46

    Взаимодействие генов

    1

    Аллельные гены,

    суммарное действие

    Знать определения понятий. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Биологический диктант, решение задач

    П.38

    47

    Инструктаж по ТБ. Практ. работа  «Решение генетических задач и составление родословных»

    1

    Законы наследования признаков

    Объяснять: механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий    от родительских форм у потомков.  Решать простейшие генетические задачи

     Обобщающий

    Частично-поисковый

    Решение генетических задач и составление родословных

    Не задано

    Глава 15. Закономерности изменчивости (4 ч.)

    48

    Наследственная (генотипическая) изменчивость

    1

    Геном, изменчивость, мутаген, полиплоидия, мутации: генные, хромосомные, геномные.

    Комбинативная изменчивость

    Знать определения понятий; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости; виды наследственной изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях,  вызванных   мутациями, и мерах их профилактики

    Вводный

    Проблемный, частично-поисковый

    Фронтальный опрос,

    Работа  с учебником и заполнение таблицы

    П.41

    49

    Фенотипическая изменчивость

    1

    Модификация, норма реакции

    Знать определения понятий; примеры

    ненаследственной изменчивости (модификаций). Уметь определять зависимости проявления нормы  реакции от условий окружающей среды. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Фронтальный опрос, работа с учебником,биологический  диктант

    П.42

    50

    Инструктаж по ТБ. Лаб. работа 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационных рядов»

    1

    Изменчивость, вариационные ряды, вариационная кривая

    Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную)

    Лабораторная  работа

    частично-поисковый

    Отчет  о  лабораторной  работе

    оформить

    51

    Контрольная работа 3

    «Закономерности наследственности и изменчивости»

    1

    Задания в форме ЕГЭ

    Привести  знания  в  систему

    обобщающий

    Частично-поисковый

    Тесты

    Не задано

    Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 ч.)

    52

    Центры многообразия и происхождения культурных растений

    1

    Селекция, порода, сорт, закон гомологических рядов наследственной изменчивости

    Знать практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и  сортов растений, выведенных человеком. Объяснять: роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции, причину совпадения  центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль  биологии в практической деятельности людей и самого ученика

    Вводный

    Проблемный, частично-поисковый

    Проверка конспекта

    конспект

    53

    Методы селекции растений и животных

    1

    Гетерозис, гибридизация, мутагенез, порода, сорт

    массовый и индивидуальный отбор

    Знать определения понятий; методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных

    Комбинированный

    Проблемный

    Фронтальный опрос, сообщения, самостоятельная работа и заполнение таблицы

    П.43

    54

    Селекция микроорганизмов

    1

    Биотехнология, штамм

    микробиологический синтез.

    Знать определения понятий. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять  роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

    Комбинированный

    Частично-поисковый

    Индивидуальные задания

    П.44

    Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 14 ч. (12+2 Р.В.)

    Глава 17. Биосфера, ее структуры и функции Биосфера, ее структуры и функции (8 ч.)

    55

    Структура биосферы

    1

    Биосфера, экосистема. Компоненты и свойства биосферы

    Знать определения понятий; признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы

    Вводный

     

    Проблемный, частично-поисковый

    Биологический диктант, фронтальный опрос

    П.46

    56

    Круговорот веществ в природе

    1

    Биогеохимические циклы, биогенные элементы, гумус, микроэлементы, фильтрация, трофический уровень, почвообразование      

    Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Фронтальный опрос, индивидуальные  задания, составление  схем

    П.47

    57

    История формирования сообществ живых организмов

    1

    Биомы, флора, фауна

    Знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов. Уметь объяснять эти влияния, приводить конкретные примеры

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Работа  с  текстом  учебника  и  составление  схем

    П.48

    58

    Биогеоценозы и биоценозы

    1

    Биогеоценоз, биоценоз, биомасса, популяция,

    Лабораторная работа «Составление пищевых цепочек»

    Знать определения понятий; компоненты биогеоценоза; признаки  популяции; показатели структуры популяций  (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); признаки и свойства   экосистемы. Характеризовать: структуру наземных и водных эк осистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы

    Комбинированный, лабораторная  работа

    Частично-поисковый

    Биологический  диктант, работа  с  учебником,  отчет  о  лабораторной  работе

    П.48,

    49

    59

    Абиотические факторы среды

    1

    Абиотические, биотические, антропогенный факторы

    Знать определения понятий. Приводить    примеры абиотических факторов, их многообразие. Уметь объяснять их влияние и значение в природе

    Комбинированный

    Проблемный,  частично-поисковый

    Групповая  работа  и  отчет  

    П.50

    60

    Интенсивность действия факторов среды

    1

    Оптимум, предел выносливости организма, ограничивающий фактор

    Знать определения понятий. Уметь объяснять зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности; уметь приводить примеры

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Биологические  задачи,  проверка конспекта

    конспекта

    61

    Биотические факторы среды

    1

    Конкуренция, хищничество, симбиоз,

    паразитизм

    Знать определения понятий. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия   организмов. Определять и характеризовать отдельные формы взаимоотношений

    Комбинированный

    Проблемный,частично-поисковый

    Работа с учебником, составление  схем

    П.52

    62

    Взаимоотношения между организмами

    1

    Нейтрализм, симбиоз,

    антибиоз, нахлебничество, квартиранство, хищничество, паразитизм

    Знать определения понятий. Иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений.

    Уметь объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры

     

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Фронтальный  опрос,  работа  с  учебником, составление  схем

    П.53

    Глава 18. Биосфера и человек (6 ч.) (4 ч. + 2 ч. Р.В)

    63

    Природные ресурсы и их использование

    1

    Биосфера, ноосфера, антропогенный фактор.

    экологический кризис

    Знать определения понятий. Иметь представление об учении В.И.Вернадского о ноосфере. Уметь объяснять место и роль человека в биосфере; характеризовать природные ресурсы; приводить примеры их использования

    Вводный

    Проблемный,  частично-поисковый

    Тест, сообщения, фронтальный  опрос

    П.54

    64

    Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

    1

    Загрязнение воздуха,

    пресных вод, Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное   загрязнение

    Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать      и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического   разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания  в  повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде

    Комбинированный

    Проблемный,  частично-поисковый

    Биологический диктант,

    Групповая  работа

    конспект

    65

    Охрана природы и основы рационального природопользования

    1

    Рациональное природопользование,

    экологические проблемы, парниковый эффект,    кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, «озоновые дыры»

    Называть современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать:

    деятельности человека в экосистемах;

    влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

    Комбинированный

    Проблемный, частично-поисковый

    Сообщения

    Защита  рефератов

    Подготовиться  к  К.Р.

    66-

    68

    Повторение, обобщение

    знаний. Итоговая контрольная работа

    3

    Задания в форме ЕГЭ

    Проверить  знания  учащихся

    Обобщающий

    Обобщающий

    Частично-поисковый

    Частично-поисковый

    Тесты

    Задания  в  форме ЕГЭ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока "Общие закономерности эволюции" 11 класс

    Значимость ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции. Анализ явлений дивергенция и конвергенция на макроэволюционном уровне. На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций у...

    Рабочая программа по биологии 9 класс Общие закономерности Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.

    Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2ч. в неделю. Программа курса (68 ч.) включает в себя полностью во­просы про...

    Биология .Общие закономерности. 9 класс-2014-2015 учебный год. Тест по теме : «Структурная организация клетки»

    Биология .Общие закономерности. 9 класс-2014-2015 учебный год.Тест по теме : «Структурная организация клетки»...

    План кружка по биологии "Общие закономерности"

    Кружок по биологии является дополнением к подготовке учащихся к ЕГЭ. Изучаются основные разделы необходимые для успешной сдачи экзамена.Имеется пояснительная записка, тематическое планирование, програ...

    Учебная программа по биологии «Биология. Общие закономерности» для учащихся 9 класса

    Этот материал может быть полезен учителям биологии работающим в 9 классе....

    Рабочая программа учебного курса "Биология. Общие закономерности" 9 класс, авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.

    Рабочая программа составлена с учетом блочно-модульного обучения (т.е. не уроки по 45 минут, а пары). Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС....