РП Биология 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Мамедова Наталья Александровна

РП Биология 11 класс Автор учебника Беляев Д.К

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_11_klass_biologiya_2018-19.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 1

Дятьковского района Брянской области

Рассмотрено на МО и

рекомендовано

к утверждению

Руководитель ШМО

_______________/ Лавреева Н. А._

Протокол № __ от « __ » августа 2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДСОШ №1

_____________/ Тищенко Г. И.

Приказ № _160-од_

от «28»_августа_2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 11 класса

(классов, параллели)

учителя биологии

Составитель:

Мамедова Н. А.

г. ДЯТЬКОВО

2018 год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Исходными документами для составления рабочей программы явились: Примерная программа среднего общего образования по биологии. Авторская программа коллектива: Д.К. Беляева. Под редакцией Д.К Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение 2010, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1,5 часа в неделю 51 часов за год. Рабочая программа ориентирована на учебник под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица для 10 – 11 класса Москва «Просвещение» 2010, стимулирует познавательную активность учащихся, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации (Гриф: Рекомендовано МО и науки  РФ).

Рабочая программа по биологии составлена на основе нормативных документов, обеспечивающих её реализацию:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.)

2.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.08.2013г. №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями).

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

6. Положение № 180-од от 31.05.2017 о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)        


Цели учебного предмета:

- освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Задачи учебного предмета:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Специфика. Реализация деятельностного, практико-ориентированного подхода, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значительными для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Программа по биологии составлена для учащихся 11 класса (базовый уровень). В основе отбора содержания на базовом уровне также лежит культоросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно – научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизации биологического образования.

Формы контроля:

Формы проверки и оценки результатов обучения: форма промежуточного, итогового контроля, презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ.

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачеты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, лабораторные работы.


2.Содержание тем учебного курса.

Раздел IV. Эволюция (25 ч)

Тема 1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. (5 ч)

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Лабораторная работа «Морфологические особенности растений различных видов».

Тема 2. Механизмы эволюционного процесса. (7 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Лабораторные работы: «Изменчивость организмов», Приспособленность организмов к среде обитания», «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).

Тема 3. Возникновение жизни на Земле. (2 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 4. Развитие жизни на Земле. (6 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 5. Происхождение человека. (5 ч)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Раздел V. Основы экологии    (26 ч)

Тема 6. Экосистемы. (11 ч)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Лабораторные работы: «Выявление антропогеннывх изменений в экосистемах г. Дятьково», «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

Практические работы: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания), решение задач», «Сравнительная характеристика природных экосистем агросистемДятьковского района».

Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы. (4 ч)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Экскурсия. «Природные БГЦ, сезонные изменения в них, изучение последствий деятельности человека»

Тема 8. Влияние деятельности человека на биосферу. (4 ч)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Лабораторная работа: «Определение степени загрязнения воздуха вредными примесями».

Экскурсия. Влияние промышленного производства на окружающую среду.

Повторение (7 ч).

Биология как наука. Методы познания живой природы. Ученые-биологи. Решение генетических задач различных типов (базовый и повышенный уровень ЕГЭ). Клетка-структурная и функциональная единица живого. Решение задач по молекулярной биологии (базовый и повышенный уровень ЕГЭ). Размножение и развитие организмов. Обеспечение клетки энергией. Пробное тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок, допущенных в тестах.


3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

Контрольные работы

Раздел IV. Эволюция                                      25 ч

1

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

5

4

1

--

2

Механизмы эволюционного процесса.

7

6

1

--

3

Возникновение жизни на Земле

2

2

--

--

4

Развитие жизни на Земле

6

6

--

--

5

Происхождение человека

5

4

--

1

Раздел V. Основы экологии                          26 ч.

6

Экосистемы

11

9

2

--

7

Биосфера. Охрана Биосферы.

4

3

1 экскурсия

--

8

Влияние деятельности человека на биосферу.

4

2

1+1 экскурсия

--

9

Повторение

7

6

--

1

Итого:

51

42

5+2

2

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать /понимать:

 основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);      учение В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;  

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику;  

 уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,  строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


5. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов

Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

РАЗДЕЛ IV  ЭВОЛЮЦИЯ  

25 ч

1

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.

2

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Возникновение синтетической теории эволюции

3

Доказательства эволюции.

4

Вид. Критерии вида.  Популяции.

5

Л/р № 1. Морфологические особенности растений различных видов.

6

Механизмы эволюционного процесса.

7 ч

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

7

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях

8

Дрейф генов – фактор эволюции. Изоляция – эволюционный фактор

9

Приспособленность-как фактор и результат действия эволюции

10

Видообразовани

11

Основные направления эволюционного процесса

12

Л/р №2. Ароморфозы (у растений) и идиоадаптация (у насекомых).

13

Возникновение жизни на Земле

2 ч

Развитие представлений возникновения жизни.

14

Современные взгляды на возникновения жизни.

15

Развитие жизни на Земле

6 ч

Развитие жизни в криптозое

16

Развитие жизни в раннем палеозое

17

Развитие жизни в позднем палеозое

18

Развитие жизни в мезозое

19

Развитие жизни в кайнозое

20

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов

21

Происхождение человека

5 ч

Гипотезы происхождения человека.

22

Доказательства происхождения человека от животных.

23

Эволюция человека. Этапы и направления эволюции человека.

24

Факторы эволюции человека.

25

Человеческие расы, их происхождение.

РАЗДЕЛ V ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

26 ч

26

Основы экологии. Экосистемы.

11ч

Предмет, цели, задачи экологии. Структура экологии. Экологические факторы среды

27

Популяции.

28

Взаимодействие популяций разных видов.

29

Л/р. №3 Структура и динамика популяций

30

Сообщества. Экосистемы.

31

Поток энергии и цепи питания.

32

Л/р. № 4  Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания), решение задач.

33

Свойства экосистемы.

34

Смена экосистем.

35

Агроценозы.

36

Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

37

Биосфера.            

Охрана биосферы

4 ч

Биосфера-глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы.

38

Круговорот химических элементов

39

Роль живых организмов в биосфере.

40

Экскурсия. Природные БГЦ, сезонные изменения в них, изучение последствий деятельности человека.

41

Влияние деятельности человека на биосферу

4 ч

Глобальные экологические проблемы

42

Л/р № 5. Определение степени загрязнения воздуха вредными примесями.

43

Общество и окружающая среда

44

Итоговая контрольная работа по разделу 5 «Основы экологии»

45

Повторение

7 ч

Биология как наука. Методы познания живой природы. Учёные-биологи.

46

Урок-практикум. Решение генетических задач различных типов (базовый и повышенный уровень ЕГЭ).

47

Клетка-структурная и функциональная единица живого (использование материалов ЕГЭ).

48

Размножение и развитие организмов (использование материалов ЕГЭ).

49

Обеспечение клетки энергией (использование материалов ЕГЭ).

50

Пробное тестирование по вариантам ЕГЭ.

51

Анализ типичных ошибок, допущенных в тестах.

Итого

51 ч



6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Итоговая оценка (полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год

издания

1

Программа по биологии 10-11 класс общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

10-11

Г.М.Дымшиц

О.В.Саблина

М: «Просвещение»

2007

2

Учебник (Основной). Академический  школьный учебник Биология. Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

10-11

Д.К. Беляева

Г.М.Дымшиц

М: «Просвещение»

2010

3

Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, Г.М. Дымшиц.

О.А.Пустохина

Волгоград «Учитель»

2008

4. Учебные пособия:

1

Биология. Сборник задач по генетике.Базовый и повышенный уровень.

8

А.А.Кириленко

Издательсво «Легион» Ростов-на-Дону

2011

2

Биология. Подготовка к ЕГЭ-2010

8

С.И.Колесников

Издательсво «Легион» Ростов-на-Дону

2008,

2010

3

Лекции по общей биологии. Учебное пособие Саратов

И.Н.Пименова

А.В.Пименов

ОАО «Издательство Лицей»

4

Биология в таблицах и схемах

А.В.Онищенко

Санкт-Петербург «Виктория плюс»

2014

5

Биология: Универсальный справочник

6-11

Ю.А.Садовниченко

М: ЭКСМО

2013

6

Биология для поступающих в ВуЗы

Г.Л.Билич

В.А.Крыжановский

Москва «Оникс»

2010

7

ФИПИ Репетиционные варианты ЕГЭ 2017 Биология

Г.С.Калинова

А.Н.Мягкова

В.З.Резникова

М: «Интелект-Центр»

2017

8

Открытый банк заданий по биологии ФИПИ

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....