РП Биология 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Мамедова Наталья Александровна

РП Биология 6 класс автор учебника Лапшина В. И

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6_klass_biologiya_2018-19.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1

Дятьковского района Брянской области

Рассмотрено на МО и

рекомендовано

к утверждению

Руководитель ШМО

_______________/_Лавреева Н. А._______

Протокол № ___ от «___»__________20___ г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДСОШ №1

_____________/ Тищенко Г. И.

Приказ №

от «_28» августа 2018 г.

Рабочая программа

по «БИОЛОГИИ»

для 6 класса

Составитель :

учитель биологии Мамедова Н. А.

г. Дятьково

2018 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом учебника Самковой В.А., Рокотовой Д.И. «Биология» 6 класс.

В соответствии с требованиями к результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта основной образовательной программы основного общего образования данная рабочая программа для 6 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по биологии.

Личностные результаты обучения биологии:

  • соблюдение правил поведения в природе
  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
  • уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • организовывать свою учебную деятельность;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
  • составлять план работы;
  • участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
  • осуществлять поиск дополнительной информации;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • составлять план ответа;
  • составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметными результатами обучения биологии являются:

  • определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
  • объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
  • наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
  • исследовать строение отдельных органов организмов;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

В результате обучения биологии в 6 классе ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

Знать/ понимать:

  • строение и функции клетки;
  • сведения о таксономических единицах;
  • жизнедеятельность, размножение, рост, развитие, регуляция жизнедетельности организмов,
  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами  и работать с ними;
  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Используемые  формы контроля знаний обучающихся:

  • Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
  • Фронтальный и индивидуальный опрос;
  • Отчеты по лабораторным работам;
  • Творческие задания (защита рефератов и проектов)
  • Презентация творческих работ с использованием новых информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА,

реализуемое с помощью учебника

«БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС» В. И. Лапшина, Д.И Рокотова (70 ч., 2 часа в неделю)

Введение (1 ч)

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (10 ч)

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Демонстрация

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные и практические работы

Признаки живых организмов. Химический состав растительных организмов. Строение растительной клетки*. Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. Ткани животных организмов. Чечевички — образования покровной ткани.

Контрольная работа по теме 1 «Общая характеристика живых организмов»

Тема 2. Многообразие живых организмов (18 ч)

Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных.Царства живой природы: Бактерии, Растения, животные, Грибы.

Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология — наука о живых организмах. Биологические науки.  Методы изучения природы.

Демонстрация

Представители разных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам — родам, семействам, классам. Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам. Строение бактерий на примере сенной палочки. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Особенности строения цветковых и споровых растений. Строение цветка. Клубень — видоизмененный побег. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

Контрольная работа по теме 2 «Многообразие живых организмов»

Тема 3. Основные жизненные функции организмов (24 ч)

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание  растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные.

Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

 Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение — целостный организм. животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

Демонстрация

Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы

Питание комнатных растений. Изучение роли воздуха в прорастании семян. Чечевички и их роль в дыхании растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.  Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя. Вегетативное размножение растений. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки). Образование и рост корней.

Контрольная работа по теме 3 «Основные жизненные функции организмов»

Тема 4. Организмы и окружающая среда (17 ч)

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов.

Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

 Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество.

Экосистема и ее структура. ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. естественные и искусственные причины смены природных сообществ. значение живых организмов в природе. человек и живые организмы.

Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Контрольная работа по теме 4 «Организмы и окружающая среда»



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

6 а

по факту

6 а

по плану

6 б

по факту

6 б

1

Введение

1 ч.

Тема 1. Общая характеристика живых организмов      10 ч

2

Чем живое отличается от неживого

1

3

Химический состав живого организма

1

4

*Лабораторная работа «Химический состав клетки»

1

5

Клетка – основа жизни

1

6

*Лабораторная работа «Строение растительной клетки»

1

7

Ткани. Органы. Системы органов

1

8

*Лабораторная работа «Изучение растительных тканей»

1

9

*Лабораторная работа «Ткани животных организмов»

1

10

Повторение и закрепление по теме «Общая характеристика живых организмов»

1

11

Контрольная работа по теме «Общая характеристика живых организмов»

1

Тема 2. Многообразие живых организмов                       18 ч

12

Систематика живых организмов.

1

13

Основные царства живой природы: Бактерии, Растения. Животные.  Грибы.

1

14

Творческое проектирование «Основные царства живой природы»

1

15

*Практическая работа «Определение систематической принадлежности представителей растительного и животного мира»

1

16

Бактерии.

1

17

*Лабораторная работа «Строение бактерий на примере сенной палочки»

1

18

Растения

1

19

* Лабораторная работа «Разнообразие корневых систем цветковых растений»

1

20

* Лабораторная работа «Строение цветка»

1

21

* Лабораторная работа «Клубень видоизмененный побег»

1

22

Животные

1

23

* Практическая работа «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыб»

1

24

Грибы. Строение шляпочных грибов.

1

25

Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека

1

26

Биология — наука о живых организмах.

1

27

Биологические науки. Методы изучения природы

1

28

Повторение и закрепление по теме «Многообразие живых организмов»

1

29

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

1

Тема 3. Основные жизненные функции организмов       24 ч

30

Питание и пищеварение

1

31

* Практическая работа «Питание комнатных растений»

1

32

Дыхание

1

33

* Практическая работа «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

1

34

Транспорт веществ

1

35

Транспорт веществ

1

36

* Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

37

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

1

38

Обмен веществ и преобразование энергии

1

39

Обмен веществ и преобразование энергии

1

40

* Практическая работа «Дыхание семян как доказательства обмена веществ»

1

41

Скелет – опора организма. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений и животных

1

42

Движение

1

43

* Лабораторная работа «Передвижение дождевого червя»

1

44

Размножение (бесполое)

1

45

* Практическая работа «Вегетативное размножение растений»

1

46

Размножение (половое)

1

47

*Лабораторная работа «Искусственное опыление сенполии »

1

48

Рост и развитие организмов

1

49

* Практическая работа «Образование и рост корней»

1

50

Организм как единое целое. Растение — целостный организм.

1

51

Организм как единое целое. Животное  —  целостный  организм

1

52

Повторение и закрепление по теме «Основные жизненные функции организмов»

1

53

Контрольная работа по теме «Основные жизненные функции организмов»

1

Тема 4. Организмы и окружающая среда                         17 ч

54

Среда обитания. Экологические факторы

1

55

* Практическая работа «Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений»

1

56

Природные сообщества

1

57

* Практическая работа «Природные сообщества»

1

58

Значение живых организмов в природе

1

59

Значение живых организмов в природе

1

60

Человек и живые организмы

1

61

Человек и живые организмы

1

62

Охрана живых организмов и природных сообществ

1

63

Охрана живых организмов и природных сообществ

1

64

Повторение и закрепление по теме «Организмы и окружающая среда»

1

65

Итоговая контрольная работа «Организмы и окружающая среда»

1

66

* Творческое проектирование «Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних и диких животных)»

1

67

* Творческое проектирование «Отношение человека к природе в искусстве»

1

68

* Творческое проектирование ««Моя помощь зимующим птицам»»

1

69

* Творческое проектирование ««Природное сообщество родного края»»

1

70

Защита творческих проектов

1

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....