Технологическая карта урока "Плесневые грибы и дрожжи"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Несинова Мария Владимировна

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta_uroka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

МБОУ   «Малеевская ООШ»

Льговского района Курской области

                           

                                           

                                                           

                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

                     

                                                                       Тема  «Плесневые грибы и дрожжи»

                                                                                 

                                                                                                            (5 КЛАСС)

                                                         

                                                                                                                                                                              ВЫПОЛНИЛ: Несинова Мария Владимировна,

                                                                                                                                                                             учитель  биологии МБОУ «Малеевская ООШ»

                                                                                                                   Льговский район

Тема урока: «Плесневые грибы и дрожжи» 

 Деятельностная цель:

 Формировать познавательные универсальные учебные действия , умения реализации новых способов действий при изучении плесневых грибов и дрожжей

  Предметно - дидактическая  цель: расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о плесневых грибах и дрожжах.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

  •     формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, мукор, пеницилл, дрожжи.

– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

-  Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

              - Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

 2.     Коммуникативные:

        Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре,  слушать и понимать речь другого человека;    ставить вопросы, выражать свои мысли.

 3.     Регулятивные:

- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Тип урока: комбинированный

 Основные понятия, изучаемые на уроке: плесневые грибы, дрожжи, мукор, пеницилл, спорангии.

Учащийся  должен знать: строение плесневых грибов и дрожжей, роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека, особенности размножения мукора, пеницилла и дрожжей.

Учащиеся должны  уметь: определять понятия: «грибница», «мицелий» «споры», «почкование»;  работать с микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;  распознавать мукор, пеницилл, дрожжи.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, микропрепараты «гриб мукор», кусочки хлеба с плесенью, раствор готовых дрожжей, препаровальные иглы, микроскопы, пипетки, предметные и покровные стекла.                                                                                                

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Учитель читает стихотворение

Здравствуйте ребята! Парта - это не кровать 
И на ней нельзя лежать. Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок. Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
Громко прозвенел звонок, Начинается урок.
Наши ушки на макушке,  Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Слушают  стихотворение.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап. Мотивация (создание проблемной ситуации).(2-3 мин.)

Организует показ видеофрагмента из документального фильма «Плесень».

Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?  

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога".Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»

Организует беседу :

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  (о плесени)

- А где вы видели плесень?

- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?

( Дрожжи)

- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)

- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)  

- Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

- Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите тему урока в маршрутный  лист

 

Смотрят видеофрагмент. Вступая в диалог с учителем (отвечая на вопросы) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость. Формулируют тему урока. Записывают ее в маршрутный лист

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Проводит подводящий диалог.

   - Ребята какую тему  мы изучали на прошлых уроках?

На каких предметах вы еще говорили о грибах? (окруж. Мир; литература)

Предлагаю проверить ваши знания в виде игры  «Светофор» (если вы считаете, что ответ верный – поднимаете зеленую карточку, неверный – красную):

  1. Грибы принято выделять в отдельное царство (да)
  2. Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)
  3. Грибы размножаются семенами (нет)
  4. У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)
  5. Шляпочные грибы все съедобны (нет)
  6. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да)

 Фиксирует на доске понятия, названные учащимися в виде таблицы    

Формулирует вместе с детьми вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Для этого предлагает заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать».

Знаю

Хочу узнать

Строение шляпочных грибов

Общую характеристику грибов

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

 Вспоминают ранее изученный материал.   Отвечают на вопросы при помощи цветных карточек.             Знакомятся с заданием, осмысливают его.    Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). Заполняют таблицу. Формулируют цель урока (Изучить строение и жизнедеятельность плесневых грибов и дрожжей)

 Познавательные УУД: 

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.                   Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).        

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

 Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.                      - Вспомните, при  каких обстоятельствах вам приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.)

 Предлагает  выполнить задание №1 (читает задание), но для этого прослушать сообщение учащейся «Среда обитания грибов» и просмотреть подготовленную заранее презентацию «Выращивание гриба Мукора» .

 - организует работу  в парах задание № 2    и последующую проверку по эталону; фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу.

Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика.

Корректирует ответы учащихся.

Создает проблемную ситуацию:

В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил: «Это открытие изменит ход истории». Почему?

Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к тексту

- организует работу  в парах задание № 3    и последующая проверка по эталону; фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу.

Изучите статью §15 на стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика.

Чем пеницилл отличается от мукора?

Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде кисточек.

Корректирует ответы учащихся.

   Организует и проводит физкультминутку:

На поляне кедр могучий   Задевает кроной тучи

Рядом с ним растет сосна    К небу тянется она.

Мы внизу грибочки ищем    И в траве усердно рыщем.

Раз грибок и два – грибок,   Положи их в кузовок.

(Дети садятся.)

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

 Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.               Выполняют упражнения.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

 - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

 Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Сережа прочитал в газете, что некоторые лекарства можно получать из плесневых грибов. А Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, дрожжи мальчики не нашли.

Помогите Мише и Сереже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники.

Дрожжи -это микроскопические грибы, которые состоят из одной клетки, имеющую форму шарика, ядро, цитоплазма.

А каким же способом размножаются дрожжи?

Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении самостоятельной работы с учебником и заполнении таблицы

Изучите статью §15 на стр. 79 статью «Дрожжи» и ответьте на вопросы задание №  4   и последующая проверка по эталону; взаимопроверка.  

Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:

А. Их используют в хлебопечении, виноделии

Б. Их тело многоклеточное

В. Это микроскопические грибы

Г. Имеют форму шарика

Д.  Размножаются почкованием

Е. Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ

Правильные ответы: А В Г Д Е

Предлагает работу в парах и проведение лабораторной работы.

Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»

На столах есть инструктивные карты для выполнения лабораторной работы.

1. Внимательно прочитайте пункт 1 параграфа 15.

2.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79

Сравните увиденное вами с фото на презентации.

3. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)

4. Обсудите результаты работы.

5. Внимательно прочитайте  пункт параграфа 15 «Дрожжи».

6. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

7.  Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)

8.Обсудите результаты работы.

9.Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища по следующим критериям:

Критерии оценивания: приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);

Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);

Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)

Шкала оценивания «5б»-5; «4б»-4; «3б» - 3 и тд.

Ответьте на вопросы:

    а)  Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?  

    б)  Для чего человек разводит дрожжи?

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                         Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).               В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.                                   Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. Выполняют лабораторную работу. Зарисовывают увиденное в рабочей тетради.

Обсуждают вопросы с учителем.

Познавательные УУД

 - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

- учатся выполнять лабораторную работу и обсуждать полученные результаты в парах;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

 Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

 - Какой была цела цель урока? Достигли мы ее?

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Данный материал пригодится мне в жизни….
  5. Я работал на уроке…

 

Предлагает работу с  таблицей самооценивания

 

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

 Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

 1. § 15, рабочая тетрадь №53,54 + любое творческое задание

Творческое задание

  • Подготовить пословицы, стихи и поговорки о грибах.
  • Написать сказку на тему: «В царстве Грибов».

.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

 - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

   Литература      1. В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа

                              2.  В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: Рабочая тетрадь - М.: Дрофа

                              3.Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.

                              4. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

                             5.Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

                            6.Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2010г.

                           

      Электронные ресурсы:  https://infourok.ru/go.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...

технологическая карта урока по биологии 5 кл по фгос плесневые грибы и дрожжи

материал содержит разработку урока по биологии по теме:"Плесневые грибы и дрожжи" в виде технологической карты по ФГоС.В карте указаны этапы урока,учебные ситуации,интересная форма целеполагания...

Технологическая карта урока Биологии 5 класс - "Плесневые грибы и дрожжи".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРазработала учитель биологии   МКОУ «Дарьинская ООШ» Суджанского района Кононова Галина АлексеевнаПредмет: БиологииКласс: 5Тип урока: Комбинированный.(Урок от...

Технологическая карта урока «Грибы. Многообразие грибов». 5 класс Биология

Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: 5 класс –1час  в неделюПедагогические технологии: технология проблемного обученияУрок проведен с ис...

Технологическая карта урока биологии по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"

Технологическая карта урока биологии в 5 класса  по программе В.В. Пасечника. Тема урока "Плесневые грибы и дрожжи"....

Технологическая карта урока _Грибы

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Такие разные грибы". УМК "Линия жизни". Материал содержит полное описание этапов урока с указанием формируемых УУД, контрольными во...