КТП по биологии 5 класс (ФГОС, линейный курс.) 70ч.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Дзитоева Людмила Темирикоевна

Тематическое планирование по биологии для 5 кл. ( линейный курс) , 70 часов( 2ч в неделю) к учебнику " Биология 5-6 классы". Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ урока

дата

Тема урока

Цель, содержание урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты:

Л - личностные

М - метапредметные

П - предметные

Формы организации деятельности. Методы обучения.

Средства обучения

Термины

Домашнее задание

                                                                               Раздел 1. Биология о живом мире – 11 ч

1

1-2

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами

Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.Работать с рисунками учебника как источниками информации.Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.

М. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.

П. овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Лабораторная посуда:

Пробирка, стаканчик, колба, спиртовка; лабораторный штатив, термометр, линейка, весы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm

Опыт

Наблюдение измерение

описание

§1

2-3

      4

1-2

3

Различаются ли тела живой и неживой природы?

 

Экскурсия:

Живая и неживая природа.

Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ — обугливания при горении

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации

Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

Таблицы, иллюстрации, тела живой и неживой природы

Тело

Вещество

Органические и неорганические вещества

§2

5-6

1-2

Какие вещества содержатся в живых организмах?

Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов

Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта.

Формировать выводы.

Применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации

Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.

М. умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

П. выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и жира в семенах, крахмала в муке ./

ЭОР, пробирки, спиртовка, салфетка, держатель, пипетка, йод, мука, семена подсолнечника, тыквы.

Вода и минеральные соли в жизни клетки

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf

§, зап.Таб, стр14

7-8

1-2

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом.

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Давать определение науки биологии. Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях

Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

Таблицы, рисунки, фотографии, ЭОР

Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000451-1000-4ddd-6a55-000046bc4315/011.swf

Дыхание

Питание

Выделение

Обмен веществ

Размножение

Рост

Развитие

§4

9

1

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом.

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Давать определение науки биологии. Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях

Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

Таблицы, рисунки, фотографии, ЭОР

Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000451-1000-4ddd-6a55-000046bc4315/011.swf

Раздражимость

Наследственность

Изменчивость

биология

§4

10-11

1-2

Подведем итоги

Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком.

Определять методы биологических исследований.

Использовать рисунок как источник информации.

Формировать системное мышление, выделяя общебиологические (системообразующие) понятия: «живой организм», «свойстваживого», «биология».

Обмениваться с одноклассниками информацией, обсуждать результаты собственных исследований.

Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану

Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

М. умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. выделение существенных признаков живых систем,

Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты.

§5

Раздел 2. Клеточное строение организмов( 14ч)

12-13

1-2

Клеточное строение — общий признак живых организмов

Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и живой клетки.

Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных

Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани

Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Таблицы, ЭОР, мультимедиа., http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b1705f5-0a01-022a-0153-f141d2e4b070/%5BBIO7_02-06%5D_%5BIM_01%5D.swf

Клетка,

Клеточная мембрана, оболочка, цитоплазма, ядро,

§6

14

1

Клеточное строение — общий признак живых организмов

Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды — органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и живой клетки.

Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных

Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани

Демонстрация

Таблицы, ЭОР, мультимедиа.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b1705f5-0a01-022a-0153-f141d2e4b070/%5BBIO7_02-06%5D_%5BIM_01%5D.swf

вакуоль, пластиды, хлоропласты

§6

15

1

Прибор, открывающий невидимое

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний.

Микроскопы, ручные и штативные лупы.

Портреты Левенгука, Гука, ЭОР, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e984c07c-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/03_02_01_05.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/%5BBIO6_02-06%5D_%5BIM_01%5D.SWF

микроскоп

§7

16

1

Прибор, открывающий невидимое

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа «Знакомство с микроскопом

Микроскопы, лабораторная работа

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/%5BBIO6_02-06%5D_%5BIM_01%5D.SWF, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/%5BBIO6_02-06%5D_%5BIM_01%5D.SWF

Объектив, окуляр, тубус,

Увеличение микроскопа

§7

17-18

1-2

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом

Л.р.»Плесень под  микроскопом»

 

Пузырьки воздуха и клетки зеленого растения под микроскопом

Научиться готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.

Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле.

Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа

«Живое и неживое под микроскопом»

Опыт в домашних условиях.«Выращивание плесени на хлебе.»

Л.р.»Плесень под  микроскопом»

Микроскопы, вода, таблицы мякоть арбуза, плоды томатов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b18d9d10-eef6-42b0-8508-93be980c68b9/%5BBIO6_02-07%5D_%5BPF_02%5D.jpg

микропрепарат, хлорофилл

§8

19-20

21-22

1-2

1-2

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Лабораторная работа  «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

Проектная работа

«Удивительный микромир».

Клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.

Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Называть признаки живого.

Использовать рисунки учебника и собственные исследования для доказательства взаимосвязи строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Использовать биологические знания в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа  «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

Микроскопы,микропрепараты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/575b3fee-59ba-416b-a295-a01c2b9ad8a9/%5BBIO7_03-11%5D_%5BIM_03%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000208-1000-4ddd-74dc-550046b3269f/064.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf

ткань

§9

23

24-25

1

1-2

Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?»

Проектная работа

«Клетка - современный мегаполис».

Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов, использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.

Применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Проверять знания в ходе заполнения схем. Оценивать результаты опыта, проведенного одноклассниками в домашних условиях. Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов

Л. Знание строения клетки и микроскопа; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

М. умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. выделение существенных признаков живых систем,

Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты.

§10

Раздел 3. Жизнедеятельность организмов(38ч.)

26-27

1-2

Как идет жизнь на Земле

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ванГельмонта.

Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы.

Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта

Л. Анализировать взгляды разных ученых и высказывать свои предположения и выводы

М. умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей в исследовательской деятельности

П. сформировать общебиологическую закономерность что «живое только от живого, у каждого существа есть родители».

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, иллюстрации, мультимедиа.

https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=JFrX1QcalDphrM&tbnid=IaH9qFBkGs6XoM:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fucheba-legko.ru%2Flections%2Fviewlection%2Fbiologiya%2F11_klass%2Fevolyutsiya%2Frazvitie_i_dokazatelstvo_evolyutsii%2Fistoriya_razvitiya_predstavleniy_o_proishojdenii_jizni_na_zemle&ei=uhR9UfTVBYLo4QS5roHgDw&bvm=bv.45645796,d.bGE&psig=AFQjCNFv0B6UHgfm7dWnK91BIRgWrGn2Zg&ust=1367238069993303

размножение,

споры

§11

28-29

1-2

Как размножаются живые организмы

Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении

Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.

Давать определение базовых понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш». Использовать символические обозначения мужских () и женских () гамет.

Проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника

Л.умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

М. умение работать с различными источниками информации (печатными и  электронными);

П. формирование общебиологического понятия наследственности как свойства всего живого в процессе работы с учебником

Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль.

Таблицы, иллюстрации, презентация

Бесполое и половое размножение,

гаметы,

зигота

§12

30

1

Как размножаются животные?

Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты. Миф о Гермафродите

Использовать знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом).

Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки знаний о различиях полового и бесполого размножения.

Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами

Л.умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) при изучении различных способов размножения

П. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития

Индивидуальная, фронтальная. Сообщения учащихся, беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль.

Таблицы, иллюстрации,, презентация

гермафродит

§13

31

32

1

1

Как размножаются растения?

Л.р.Изучение строение семени.

Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.

Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Научиться работать с лупой.

Находить части зародыша семени.

Делать выводы из полученных результатов исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Л. Формирование целостного мировоззрения в процессе изучения способов размножения растений; развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; соблюдение правил работы в кабинете биологии.

М. умение осуществлять исследовательскую деятельность; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.

П.овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение)

Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный.

Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, презентация

Семена, зародыш,

семядоля

§14

33-34

1-2

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.

Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела.

*Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян.

Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями

Л. Формирование основ экологической культуры и уметь применять их на практике

М. развитие аналитического мышления обучающихся используя работу с текстом и рисунками учебника, практического опыта по разведению растения, работой с дополнительной литературой;развивать приемы самоконтроля при работе с таблицами

П. формирование общебиологического понятия о бесполом размножении

Индивидуальная, фронтальная. Беседа, сообщения учащихся.

Таблицы, иллюстрации, презентация

Черенок,

Усы,

§15

35

1

Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство? "

Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Давать определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота».

Строить схему, поясняющую образование зиготы.

Объяснять значение символов. Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа

Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

П. формирование общих понятий и выявление закономерностей наследственности; формирование умений давать аргументированный ответ

Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты, карточки с заданиями.

§16

36-37

1-2

Как питаются растения?

Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ванГельмон- та). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле

Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.

Проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков.

Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме.

Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов.

Вести диалог с собеседником, уважать иное мнение

Л. Формирование ответственного отношения к лабораторному оборудованию

М. умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

П. формирование общебиологического понятия о питании как общем признаке живых организмов; понятия о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека

Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ.

Словесный, наглядный. Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, мультимедиа.

хлорофилл

§17

38-39

    40

1-2

1

Только ли лист кормит растение?

Практическая работа. Уход за комнатными раситениями.

Роль корней в жизни растений. Корень — орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники

Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа.

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты своих исследований. Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.

Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе.

Л. развитие интереса к природе и наукам, изучающим ее

М. формирование умений самостоятельно получать информацию из учебника; формирование экологических понятий о взаимосвязи растений и неживой природы и пищевых связей «хищник – жертва»

П. формирование общих биологических закономерностей связанных  с питанием

Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний.

Л.Р. Рассматривание корней растений

Таблицы, иллюстрации, видеофрагмент http://eruditor.blogspot.ru/p/blog-page_03.html,

корень

§18

41-42

43

1-2

1

Как питаются разные животные?

Проектный метод. Как питаются разные животные?

Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.

Определять по рисунку, кто, чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами.

Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой.

Соблюдать правила поведения в природе

Л. Формирование и развитие эстетического сознания и формирование социальных норм и правил поведение во время еды

М. Развитие логического мышления с помощью рисунков учебника;установление взаимосвязи между способами питания животных и средой, в которой оно обитают

П. формирования понятий о разнообразии способов добывания пищи

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод.

Таблицы, иллюстрации, презентация

растительноядные, хищники, паразиты, зубы

§19

44

1

Как питаются паразиты?

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания.

Давать, определение понятий «паразит», «паразит — хозяин».

Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов.

Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведенные из дополнительных источников

Л. Формирование интеллектуальных умений знания правил личной гигиены

М. использование рисунков в качестве источника информации; развитие самоконтроля с помощью текста учебника

П. формирование экологических понятий о роли пищевой связи «паразит – хозяин» в регулировании численности других живых организмов

Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные.

Таблицы, иллюстрации, презентация,

https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=ZtX3ssYQy6id3M&tbnid=fR9Go73tI42k3M:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fla-kasbah-agadir.com%2Fvnimanie-tropicheskie-parazity%2F&ei=5et9UY2sNLTW4QTFioHACQ&bvm=bv.45645796,d.bGE&psig=AFQjCNEuTOvEXKHt1YGP0dUJi_2tky3vmQ&ust=1367293254936823

Паразит, хозяин

§20

45

46

1

1

Как питаются паразиты?

Проекная рабата

«Паразиты внутри нас».

Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов

Давать, определение понятий «паразит», «паразит — хозяин».

Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов.

Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведенные из дополнительных источников

Л. Формирование интеллектуальных умений знания правил личной гигиены

М. использование рисунков в качестве источника информации; развитие самоконтроля с помощью текста учебника

П. формирование экологических понятий о роли пищевой связи «паразит – хозяин» в регулировании численности других живых организмов

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

Таблицы, иллюстрации, презентация

Паразит, хозяин

§20

47

1

Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы?»

Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений.

Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений

Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

П. продолжить формирование знаний о пищевых цепях

Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты, карточки с заданиями.

§21

48

1

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм

Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды. Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека

Л. формирование понятия о влиянии деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей

М. развитие интереса обучающихся к работе с дополнительной литературой; обсуждение таблиц и рисунков учебника

П. развитие общебиологических понятий о минеральных веществах

Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний

Таблицы, иллюстрации, презентация

https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=5UkGVSQATteIyM&tbnid=vgo7oM_ZUpkZ6M:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fagrodacha.ru%2Fsad_iscelitel%2Fmineralnie_soli%2F&ei=B-x9UaDHNIzU4QTTyYCYAw&bvm=bv.45645796,d.bGE&psig=AFQjCNFhvP2HhvH3lZbtRXrNFJ-Qb1_BKA&ust=1367293316421948

Минеральные вещества, нитраты

§22

49

1

Можно ли жить без воды?

Вода — необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода — растворитель веществ, входящих в состав живого организма.

Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком.

Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте.

Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке

Л. формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье

М. Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста

П.формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний

Таблицы, иллюстрации, презентация

§23

50

51

1

1

Можно ли жить без воды?

Проектная работа. Можно ли жить без воды?

Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — условие сохранения жизни на Земле.

Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком.

Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте.

Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке

Л. формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье

М. Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста

П. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Таблицы, иллюстрации, презентация

пища, движение

§23

52

53

1

1

Можно ли жить, не питаясь?

Проектная работа. Можно ли жить , не питаясь?

Пища — источник энергии, необходимой для жизни. Растения — преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии

Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный».

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни

Л. Формирование ценности здорового полноценного питания

М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. выделение общебиологических закономерностей об органических веществах как основном источнике энергии для животных и человека; закрепление понятий «растительноядный», «хищник», «паразит»

Индивидуальная, фронтальная. Словесные. Беседа, работа с учебником. Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, презентация

§24

54

1

Как можно добыть энергию для жизни?

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение — свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи — источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита. Наблюдение за движением домашних животных.

Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Использовать рисунок как источник информации.

Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные значения. Проводить наблюдение за движением домашних животных.

Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.

Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы

Л.Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира

М. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий;.развитие умения использовать рисунки в качестве источника информации

П. использование биологического эксперимента для развития самостоятельной учебной деятельности

Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ.

Таблицы, иллюстрации, презентация

§25

55

56

1

1

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Проектный метод.

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах — источниках энергии

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся знаний в новой ситуации

Л. Формирование представления о здоровом образе жизни человека, режиме труда и отдыха с позиций расхода энергии и отложения питательных веществ про запас

М. использование рисунков как источник информации

П. формулирование общих закономерностей свойственных растениям, животным, человеку

Работа в группах. Проектный метод.

Таблицы, иллюстрации, презентация

§26

57

58

1

1

Можно ли жить и не дышать?

Проектный метод

Дыхание — общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма

Давать определение понятия «газообмен». Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии

Л. Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира

М. Формирование интеллектуальных умений сравнивать органы дыхания разных живых организмовиспользование рисунков как источник информации

П.формирование представлений о дыхании на клеточном уровне, о процессе газообмена

Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний.

Таблицы, иллюстрации, презентация

Вдох, выдох, органы дыхания

§27

59-60

Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?»

Называть общие свойства живых организмов. Проводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Подтверждать приводимоедоказательство рисунками.

Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия.

Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов.

Строить модель пищевых связей живых организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия на Земле

Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

П. продолжить формирование знаний о живой природе и закономерностях ее развития

Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты, карточки с заданиями.

§28

61

62

Обобщающий урок за курс 5 класса

Контроль знаний.

Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе

М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

П. продолжить формирование знаний о пищевых цепях

Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты, карточки с заданиями.

63

Задания на лето

Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о поведенной работе.

Планировать собственную деятельность. Проводить самостоятельные исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений

7ч- резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа

КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа...

КТП по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек" 2 часа

КТП по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек" 2 часа...

КТП по биологии 6 класс (ФГОС, линейный курс.) 70ч.

Тематическое планирование (ФГОС) для 6 кл. по программе авторов: Пономарева И.Н., Кучменко В.С.и др. к учебнику " Биология 5-6 класс". Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И.,2016. 34 ч....

КТП по биологии 7 класс ( ФГОС, линейный курс) 68ч

КТП ориентировано на использование учебника " Биология 7 класс". Авторы: Пономарева и др....

КТП по биологии 8 класс ( ФГОС, линейный курс) 70ч

Тематическое планирование ориентировано на использование учебника " Биология 8 класс. Авторы: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., 2015г....

Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек"

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17....