Рабочая программа по биологии для 5 класса (по Сонину)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Данная программа предназначена для изучения биологии в пяттых классах  на базовом уровне.

Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Составлена на основе Программы основного общего образования «Биология. Введение в биологию. 5 класс», авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова/ Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии 5 класса, созданного авторским коллективом (Н. И. Сонин) и содержит, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради. Рассчитана на один час в неделю, 35 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya._programma_5_klass._2018.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ

Рассмотрено

Руководитель МО

_____        /________________/        

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        201__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МАОУ  СОШ №26

_____        /_________________/

ФИО

«___» _________        201__г.

Утверждено

Директор МАОУ СОШ №26

_____        /_______________/

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО        __БИОЛОГИИ____

предмет

_____5_______

класс

___________35______________

количество часов за год

_______БАЗОВЫЙ______

уровень

                                                        Составитель:

                                                                                      учитель   __биологии__

                                                                                                                 предмет

                                                                                        ______Гомбоева Л.М.___

                                                                                                   Ф.И.О.

                                                                                        ________высшая_______

                                                                                                     категория

г. Улан-Удэ,

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

          Рабочая программа курса «Биология. Введение в биологию» разработана в соответствии с правовыми документами федерального уровня:

-   Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 (5-9 классы);          

-  Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);

-  Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

-    Примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ;

-  Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

 Данная программа предназначена для изучения пропедевтического курса биологии – введение в биологию в пятых классах МАОУ «СОШ №26» на базовом уровне.

Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Составлена на основе Программы основного общего образования «Биология. Введение в биологию. 5 класс», авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова/ Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии 5 класса, созданного авторским коллективом (Н. И. Сонин). УМК содержит учебник Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. -  М. Дрофа. 2016. (УМК «Живой организм» и содержит электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради.  

Курс «Биология. Введение в биологию» входит в образовательную область «Естествознание».

Цели курса.

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • освоение знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

       Характеристика учебного процесса: методы и формы обучения наряду со знаниями, способствуют усвоению способов деятельности. Системно-деятельностный подход направлен на развитие у учащихся способностей самостоятельно выделять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности. Обучение предполагает увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, лабораторные и лабораторно-практические занятия, частично-поисковый метод, собеседования, дискуссии. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; проведение эвристических контрольных работ, проектная деятельность.

      Средства организации учебных занятий:

• использование активных медиаресурсов, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

• стимулирование учащихся к высказыванию, диалогу, дискуссии, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной деятельности;

• оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

• поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения); рефлексировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

• создание педагогических ситуаций обучения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения школьников.

     Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И.  Введение в биологию. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» - М.: Дрофа, 2016.- 95с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

  • Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

  • Виды деятельности учащихся:

   Устные сообщения;

   Обсуждения;

   Мини – сочинения;

   Работа с источниками;

   Доклады;

   Защита презентаций;

   Учебные проекты

Срок реализации программы один учебный год

Планируемые образовательные результаты изучения курса биологии к концу 5 класса

   По окончании 5 класса обучающийся научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • знать понятия курса и называть их признаки: живой организм, биология, растения, животные, грибы, бактерии, среда обитания, экологические факторы;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям для указанных логических операций;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве, использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

По окончании 5 класса обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижение цели в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • передавать партнеру последовательно и полно информацию;
  • вступать в диалог;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключение и выводы на основе аргументации;
  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщение, с использованием возможностей Интернета;
  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование или проект;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.  

Содержание тем учебного предмета.

Список разделов и тем

Количество часов

Формируемые УУД по разделу.

1

Живой организм

8

познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор её, систематизация, постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, овладевать монологической речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать (целеполагание).

Предметные умения: называть основные свойства живых организмов, давать определение понятию биология, объяснять значение биологических знаний, называть ведущих естествоиспытателей, работать с микроскопом , лупой.

2

Многообразие живых организмов

14

познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор её, систематизация, постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, овладевать монологической речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать (целеполагание).

Предметные: выделять основные признаки представителей царств живой природы и их роль в природе и жизни человека.

3

Среда обитания живых организмов

6

познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информации :поиск и отбор её, систематизация , постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ,овладевать монологической  речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать ( целеполагание).Предметные: называть среды обитания организмов, природные зоны Земли.

4

Человек на Земле

5

познавательные - общеучебные: применять приемы работы с информацией, поиск и отбор её, систематизация, постановка проблем; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, овладевать монологической речью и диалогом, выражать свои мысли полно и точно; регулятивные: составлять план работы с учебником, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять постановку учебной задачи на основе того что известно и что нужно будет узнать (целеполагание). Предметные: называть этапы происхождения человека и предков человека, характерные черты ,образ жизни, роль растений и животных в жизни человека, вредные привычки , умение бороться с вредными привычками своих товарищей.

5

Резервное время

2

Итого

35

Тематическое планирование.

№ п/п

 Наименование раздела   и тем уроков

всего часов

Из них работы

лабораторные

контрольные

I

Раздел 1.Живой организм: строение и изучение.

8 часов

л.р. - 4

к.р. - 1

1

Введение. Живой организм.

1

-

-

2

Наука о живой природе.

1

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

_

3

Методы изучения природы.

1

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и изменений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

_

4

Увеличительные приборы. Живые клетки.

1

Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».

_

5

Химический состав клетки.

1

Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

_

6

Вещества и явления в окружающем мире.

1

-

-

7

  Великие естествоиспытатели. Естественные науки.

1

-

-

8

Контрольная работа по теме «Живой организм».

1

-

Контрольная работа №1 по теме «Живой организм»

II.

Раздел 2. Многообразие живых организмов.

14 часов

-

            к.р-1

1

Как развивалась жизнь на Земле. Динозавры Бурятии.

1

_

_

2

Разнообразие живого.

1

_

_

3

Бактерии.

1

_

_

4

Грибы. Ядовитые и съедобные грибы.

1

_

_

5

Растения. Водоросли.

1

-

-

6

Мхи. Папоротники. Их представители.

1

-

-

7.

Голосеменные растения. Хвойные растения.

1

-

                         -

8.

Покрытосеменные растения (цветковые). Эстетическая полезная роль цветковых растений.

1

-

-

9.

 Значение растений в природе и жизни человека.

1

-

                 -

10.

Животные. Простейшие.

1

-

                  -

11.

 Беспозвоночные.

1

-

                 -

12

Позвоночные. Животные таежной и лесостепной зоны.

1

-

                                                 

-

                   

 

13

Значение животных в природе и жизни человека.

        

1

-

-

14.

Контроль знаний.

1

-

Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

III

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6 часов

л.р.- 2,

к.р.- 1

1.

Три среды обитания живых организмов

1

_

_

2.

Жизнь на разных материках.

1

_

_

3.

Природные зоны Земли, Бурятии

1

_

_

4.

Жизнь в морях и океанах

1

Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространенных растений и животных  морей и океанов».

_

5.

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы нашей местности и доступные пути их решения.

1

Лабораторная работа №6 «Исследование особенностей строения растений и животных связанных со  средой обитания, учитывая национально региональный компонент (экологические проблемы Бурятии, г.Улан-Удэ и доступные пути их решения).

_

6

Контроль знаний по теме «Среда обитания живых организмов».

1

-

Контрольная работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов»

IV

Раздел 4. Человек на Земле

5 часов

л.р.-2

               к.р.-1

1

Как человек появился на Земле. Стоянки древнего человека на Байкале.

1

Лабораторная работа №7 «Измерения своего роста и массы тела»

.-

2

Как человек изменил Землю. Международная Красная книга, Красная книга России, Красная книга Бурятии.

1

-

-

3

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

-

-

4

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

Лабораторная работа №8 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи».

5

Контроль знаний

1

-

Итоговая контрольная работа №4.

Резервное время

2

Итого

35

8

4

Перечень учебно- методического обеспечения:

 1.Плешаков А.А., Сонин Н.И.Биология. Введение в биологию. Линия -Вертикаль. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч.   заведений. - М.: Дрофа, 2015 г.

 2. Плешаков А.А., Сонин Н.И Биология. Введение в биологию. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа,2015.

 3. Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.

 4. Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.:

 5. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

 6. ФГОС. Поурочное планирование. Биология. Введение в биологию 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику

 Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, автор –составитель И.В. Константинова, из-во учитель Волгоград 2014г.

 7. ФГОС. Планирование учебной деятельности Рабочая программа по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова

«Биология.  Введение в Биологию» . Под редакции И.В. Константиновой. Волгоград 2015г.

  8. ФГОС. Рабочая программа по Биологии 5 класс к учебнику «Биология. Введение в Биологию. 5 класс»,

  издательство «Дрофа»,авторы  Н.И.Сонин, А.А. Плешаков. Под редакции М.В. Одановича. Издательство Москва «Планета»

      Мультимедийная поддержка курса:

      Природоведение 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

       М.Дрофа 2009 CD-ROM.

       Электронные издания:

  • Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)

      ∙    Интерактивная модель Солнечной системы

      ∙    Планета Земля: аудиэндиклопедия

.     ∙   Биология. Введение в биологию 5 кл («Дрофа»)

      ∙   Хочу все знать: Земля и Вселенная

      ∙   Хочу все знать: Растительный мир

      ∙   Чудеса света («ИДДК»)

      ∙   Экология. Википедия.

      ∙   Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия

     Интернет-ресурсы:

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)

Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических ...

Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Сонина Н.И.)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...

рабочая программа по биологиив 6 классе (по Сонину)

рабочая программа по биологии в 6 классе (по Сонину)...

Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина

Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами...

Рабочая программа по биологии 6 класс Линия Сонина

Рабочая программа 6 класс линия Сонина 1 час в неделю - 35 часов в год...

рабочая программа по биологии 6 класс линия Сонина

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...

рабочая программа по биологии 7 класс линия Сонина

Аннотация к рабочей программе учебного курса биология6-11 класс Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта...