Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8 классе по теме «Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Федорова Н.П.

Человек все необходимое для жизни берет у природы. На чувашской земле много заповедных мест, где замирает сердце от соприкосновения с величественной природой, древней историей, шедеврами искусства, памятью о замечательных людях, прославивших свою малую родину и всё наше Отчество. Места эти  привлекают массу туристов, в том числе и детей в период летнего отдыха.  Для сохранения таких участков им придается статус особо охраняемых природных объектов: заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8 классе по теме «Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики»

Вид урока: урок- путешествие

 Цель: формирование представлений и знаний об особенностях растительного и животного мира особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики.

Задачи.

  • Дать определения понятий «заповедник», «особо охраняемые природные территории», «национальный парк», «заказник», «памятник природы»;
  • познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Чувашской Республики;
  • развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
  • создать образ природоохраняемых территорий Чувашской Республики;
  • развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию,
  • воспитывать чувство любви к природе, малой Родине.


Формы работы на уроке : групповая, индивидуальная.           

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, компьютерная презентация «ООПТ Чувашии», физическая карта Чувашской Республики.

                                             
 Ход урока.

 1. Организационный момент(1 мин.)

2 . Подготовка к восприятию новых знаний (1-2 мин.) 

Учитель, обращая внимание учащихся на экран (слайд 1),:

- Замечательный русский писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Человек все необходимое для жизни берет у природы. На российской земле много заповедных мест, где замирает сердце от соприкосновения с величественной природой, древней историей, шедеврами искусства, памятью о замечательных людях, прославивших свою малую родину и всё наше Отчество. Места эти  привлекают массу туристов, в том числе и детей в период летнего отдыха.  Для сохранения таких участков им придается статус особо охраняемых природных объектов: заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы.

Мы с вами совершим путешествие по ООПТ Чувашии(слайд 2). Цель урока: выяснить, что это за территории и какие природные объекты охраняются в них. В конце урока проведем викторину и разгадывание кроссворда. Так что будьте внимательны!

3. Изучение нового материала (20  мин.)

      А) рассказ учителя об ООПТ с презентацией

Российская система охраняемых природных территорий признана одной из лучших в мире. Территориальная охрана природы в Чувашии началась в эпоху Петра Первого с охраны корабельных дубрав. Создание современной сети ООПТ Чувашской Республики ведется с 60-х годов ХХ века.

На сегодняшний день в республике насчитывается 97 особо охраняемых природных территорий площадью свыше 100 тыс. га. Действуют три особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения. Это государственный природный заповедник "Присурский" (9, 15 тыс. га), Национальный парк "Чаваш вармане" (25, 2 тыс. га), Чебоксарский филиал главного ботанического сада РАН (177 га, коллекции растений более 2 тыс. видов).

  Для успешной работы нам нужно знать точное значение некоторых слов.

- Что же такое заповедник?

Заповедник  – это специально отведенный государством участок земли, предназначенный для сохранения в естественном состоянии исчезающих видов растительности и животного мира, требующих особой охраны(слайд 3).

 (Учащиеся пишут в тетрадях определение заповедников)

Заповедно – значит, запретно, неприкосновенно. В заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность. Это своеобразная Красная книга природы, здесь растения и животные сохраняются в естественной среде обитания. В них экологи, биологи, географы ведут научно – исследовательскую работу.

Учитель (используя слайды 4 - 8):

Государственный природный заповедник "Присурский" создан 27 декабря 1995 года Постановлением Правительства РФ № 1297. Заповедник состоит из 3-х участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики Чувашия, на Приволжской возвышенности, на ее западном (бассейн р. Сура) и Восточном (бассейн р. Волга) склонах.

Цель создания: заповедник изначально создавался в Алатырском районе для охраны южнотаежных долинных лесов и водно-болотных угодий с присущей им флорой и фауной, в особенности для охраны выхухоли, сезонных скоплений водоплавающих птиц. Новые участки в Батыревском и Яльчикском районах предназначены для охраны фрагментов степной растительности с поселениями сурков.

В заповеднике в присурских лесах по озерам – старицам встречается самое древнее животное, занесенное в Красную книгу, - выхухоль русская. Она норы копает в крутых берегах, но вход обязательно под водой, а гнездовая камера выше уровня воды. Зверек имеет теплый красивый мех, что и послужило причиной его истребления. На территории республики продолжается сокращение вида. (слайд 2)

 В тихих заводях реки Суры и в пойменных озерах можно увидеть уникальные водные растения – кубышку желтую и кувшинку белую. Они, к сожаленью, зачастую обрываются отдыхающими, совершенно не знающими о том, что эти растения уникальны и растут только на большой водной глади. (слайд 3)

 «Индикатором» чистой воды называют растение, занесенное в Красную книгу в 1984 году – чилим. Это водное многолетнее растение с длинным, до 150 см, подводным побегом. Плод – орех заключен в своеобразную оболочку, напоминающую колючку. В годы войны эти орехи спасли жителей Присурья от голода. (слайд 4)

На Яльчикском участке сохранились редкие и исчезающие виды растений: ковыль-волосатик, оносма простейшая, шалфей степной, астрагал Цингера и другие.

Особенно интересен для туристов участок заповедника, располагающийся в Батыревском районе. Здесь сохранился реликтовый степной биогеоценоз. Поднявшись на склон с шоссе, проходящего в 200 метрах, можно наблюдать жизнь колонии степного сурка – байбака и живущих среди сурков лис.

- Какие территории называют заказником?(слайд 5)
Заказник – территория, создаваемая для сохранения или восстановления отдельных компонентов природы и поддержания общего экологического равновесия. На территории заказников часть ресурсов используется, другая часть – заповедна.

Примечание: значение слов учащиеся записывают в тетради.

Учитель: Узнав значение этих понятий, скажите, чем отличается заказник от заповедника?
Примечание: дети отвечают.
Учитель: Правильно. В отличие от заповедников заказники образуются лишь на время, необходимое для выполнения поставленных задач. В них разрешаются те виды хоздеятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам. Однако в заповедниках может быть ограничена или совсем запрещена охота, рыбная ловля, распашка земли, заготовка леса, выпас скота, сбор грибов, ягод и цветов, езда на машинах. Заказники могут быть очень большой площади – для охраны крупного природного комплекса и очень маленькой – для охраны, например, отдельной колонии птиц, участка ценных растений, насекомых и т.д.
Я хочу вас познакомить с деятельностью заказников «Шомиковская колония серых цапель» и «Кукшумский»(Слайды 10 -14). Орнитологический заказник«Шомиковская колония серых цапель» создан в 1996 году в Моргаушском районе.Основной охраняемый объект на данной территории – серая цапля.

Природный заказник “Кукшумский” образован совсем недавно - 23 июля 2009 года в Ядринском районе. Основной охраняемый объект на данной территории — сурок. Флора  растений состоит из 183 видов. Из них 5 видов включены в Красную книгу Чувашской Республики: пальчатокоренник кровавый, пальчатокоренник мясо-красный,любка двулистная, яблоня лесная, купальница европейская. Любка двулистная – цветок семейства орхидных. Днем почти не пахнет, а ночью лес наполняется его сильным и нежным благоуханьем. Растение опыляют ночные бабочки и в народе Любку зовут «ночной красавицей». (слайд 6)

 - Что из себя представляет национальные парки?

Национальные парки – это охраняемые природные территории, в которых охрана природы сочетается с использованием для массового отдыха и туризма. (Ответы детей. Запись в тетради.)
Учитель (используя слайды 16 – 21):

Национальный парк “Чаваш Вармане” был образован в 1993 г. на территории Шемуршинcкого и Батыревского районов Чувашской Республики. Общая площадь – 25,3 тыс. га. Уникальными по своему значению являются сохранившиеся участки коренных спелых лесов с участием сосны, ели , дуба, липы, вяза голого, ясеня, черной ольхи. По данным полевых исследований в парке обнаружен 21 редкий вид растений, в т.ч. 2 вида, занесенных в Красную Книгу СССР (1984) и Красную Книгу Российской Федерации (1988): пыльцеголовник красный и венерин башмачок настоящий – современник мамонтов. От травоядных животных это растение спасается с помощью едкого сока, делающего его невкусной. А от людей, не знающих меры в сборе цветов, так просто не защититься. Зацветают башмачки только после 17 лет жизни. (слайд ) Очень редкое растение – ятрышник пятнистый, листья которого, как и у американских орхидей, покрыты черными пятнами. Это помогает листу лучше прогреться под солнечными лучами. В народе считали, что пятнышки – следы слез, которые роняет кукушка от горького одиночества, и прозвали ятрышник «кукушкиными слезками». (слайд 8)

В национальном парке охраняются такие «краснокнижные» насекомые, как восковик – отшельник, бабочка Аполлон.

Б)  Подготовка учащимися сообщений о памятниках природы.

- Следующий вид ООПТ – памятники природы – достопримечательные природные объекты, подлежащие охране.

В классе 4 группы, им я раздам тексты. Каждая группа будет готовить сообщение о памятнике природы, предварительно прочитав текст. Выберите лидера, который будет выступать за группу. Потом проведем викторину.

(После подготовки – 5 минут лидеры групп выступают.)

4. Проведение викторины. (слайд 26)   (3 мин)

Учитель зачитывает вопросы, учащиеся отвечают. За правильные ответы получают звездочки. У кого больше звездочек – тот победитель.

5. Разработка учащимися памятки посетителям природного парка. (10 мин.)

Каждая группа получает задание: разработать памятку посетителям природного парка и ее эмблему. После подготовки лидеры групп знакомят с ними.

6. Закрепление изученного материала - разгадывание кроссворда. (10 мин.)

-И чтобы эта мини-экскурсия не была скучной, я предлагаю вам разгадать кроссворд (распечатка кроссворда у каждого ребенка на парте).
Проверка кроссвордов.  ( если на уроке не остается времени для кроссворда, это задание можно дать домой)

7. Заключительное слово учителя (1 мин.)

- Вот и подошел к концу наш урок – путешествие. Закончить его мне хочется словами из стихотворения:(слайд 27)

       «Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа-мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях- осетра,

Касатку – в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давай мы все навек объединимся,

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме " Особо охраняемые природные территории. Воронежский заповедник" 8 класс 2015 год

Презентация по теме " Особо охраняемые природные территории. Воронежский заповедник"   8 класс  2015 год...

Презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"

презентация по теме"Особо охраняемые природные территории Брянской области в системе экологического каркаса"...

Приложение к уроку с использованием электронной формы учебника. Макет рабочей тетради по теме:"Особо охраняемые природные территории России".

Приложение к уроку географии в 8 классе по теме:"Особо охраняемые территории России". Представлен макет рабочей тетради для учащихся....

Интеллектуально-познавательная игра «Биоком» по теме «Особо охраняемые природные территории России и Башкортостана»

Цель:- закрепить знания об особо охраняемых природных территорииРоссии и Башкортостана;-формировать навыки и умения работать с Красной книгой и научиться рисовать редких видов растений и животных на о...

Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник»

Педагог: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у чело...

Технологическая карта урока географии по теме: "Особо охраняемые природные территории"

Технологическая карта поможет при создании урока по теме ООПТ...

Методическая разработка урока географии «Особо охраняемые природные территории России»

Методическая разработка урока «Особо охраняемые природные территории России» (для учащихся 6 - 9 классов). Цели и задачи урока: 1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. 2. Ф...