Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник»
методическая разработка по географии (7 класс)

Цыбрина Лариса Анатольевна

Педагог: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.

        Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

        Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

Эпиграфом нашего занятия  являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»

Родина для нас в широком смысле этого слова - это Россия,  но  у каждого из нас  есть малая Родина, а для нас это Московская область.На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_oopt_priokskoter.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования  детей

«Михневский районный  Детско-Юношеский Центр»

Ступинского муниципального района

Московской области



Методическая  разработка

 учебного занятия

Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник»

Участники: воспитанники  школьных   экологических  студий  «Ноосфериум»

Возраст  воспитанников: 12-13 лет

                                                                Автор:  Цыбрина Л.А.-

 педагог  дополнительного образования  

 

2018 г

Характеристика и план занятия

Разработка занятия по теме: «Особо охранямые природные территории – Приокско-Террасный заповедник».

Цели занятия:

Образовательные:

  1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
  2. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятниках природы России.
  3. Определить роль охраняемых территорий.
  4. Дать оценку природных условий, растительного и животного мира в заповеднике;
  5. Определить необходимость сохранности природной среды

Развивающие:

1.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

1.Формировать экологический стиль мышления.

2.Прививать идеи причинно-следственных связей между явлениями.

3.Прививать уважение к природе, бережное отношение к растительному, животному миру, окружающей среде.

   

Средства обучения:1. Атласы «Московская область» – карта “Охраняемые территории”.2. Компьютер, проектор.3. Презентации: -педагога– по ходу занятия.4. Тесты для закрепления
Тип занятия:

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами  путешествия  по особо охраняемым территориям России.

Формы организации учебной деятельности учащихся на занятии:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

Межпредметные связи:

  • география – история;
  • география – экология;
  • география – краеведение;
  • география – информатика.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России;
  2. Карта “Заповедники России”;
  3. Тетради.
  4. Атласы «Московская область» – карта “Охраняемые территории”.
  5. Компьютер, проектор.3
  6.  Презентации: -педагога– по ходу занятия.4
  7.  Тесты для закрепления

                                              Ход занятия:

Оргмомент:

  • приветствие;
  • проверить подготовку ребят к занятию.

 Постановка цели.

Педагог: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.

        Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

        Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

Эпиграфом нашего занятия  являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину»

Родина для нас в широком смысле этого слова - это Россия,  но  у каждого из нас  есть малая Родина, а для нас это Московская область.На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов,  редких видов животных и растений.

 Что мы  изучаем на уроках географии? (Географию России, свою страну)
- С какими особенностями своей страны мы знакомимся? 
(С особенностями природы)
- Как формировалась природа на Земле? 
(В течение многих миллионов лет происходили изменения, связанные с особенностями развития планеты Земля)
- Что произошло с появлением человека?
 (С появлением человека природа стала изменяться. Не всегда в лучшую сторону)

- Какие изменения произошли в природе в результате деятельности человека? (Загрязнения водоемов, воздуха, почв, исчезновение лесов, растений, животных, созданы антропогенные ландшафты и т.п. )

Уже многие виды растений и животных исчезли с лица Земли. Значит, может наступить время, когда будущие поколения людей не увидят того, что мы видим с вами сегодня: ковыльные степи, еловые леса, березовые рощи, ромашки, ландыши, лебедей, аистов, медведей, тюленей тигров и т.д.

Возникает вопрос: Что же делать? (Запретить охоту и сбор растений. Сохранить для будущего образцы – эталоны дикой природы. Организовать заповедники.)

Изучение нового материала.

Педагог:  – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?

Историческая справка развития заповедного дела в России

 Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.

Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.

Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.

       Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».

Сегодня мы поговорим о том, как сохранить природу для будущих поколений.

Наступивший 2016 год указом президента в России объявлен годом охраняемых природных территорий: заповедников, заказников, охотничьих угодий, отдельных памятников природы и целых музеев под открытым небом.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называются территории, природные комплексы которых имеют большое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.

ООПТ учреждаются органами государственной власти и относятся к объектам общенационального достояния.

Главный закон об охране природы в России – Закон “Об охране окружающей природной среды” принят в 1991 году.


- Какая категория ООПТ в России самая распространенная? (
заповедники)
- В какой части страны охраняемых территорий больше? (
В европейской части страны)
- Как вы думаете почему? (
Территория давно осваивается, здесь произошло больше изменений природы в результате деятельности человека)

Выделяют несколько категорий ООПТ: заказники,

заповедники, национальные природные парки, памятники природы.

Заказник – охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды. Всего в России более 4000 заказников, общей площадью более 60 млн. га.

Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Национа́льный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. По состоянию на конец 2015 года на территории России действовало 46 национальных парков. 

Памятники приро́ды — особо охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.

Памятники природы — это взятые под охрану отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (пещеры, геологические обнажения, минеральные источники, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. п.).

В Российской Федерации имеется 28 памятников природы федерального значения.

Заповедники - наиболее известная и жесткая форма территориальной охраны природы. Первым государственным заповедником России официально считается Баргузинский, образованный в 1917 г. Заповедник - специфичная для России форма ООПТ, практически не имеющая аналогов в мире. Только в России заповедник является не только охраняемой территорией, но и научным учреждением. На настоящее время  в России действует 101 государственный природный заповедник во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах РФ.

Приокско- Террасный заповедник расположен недалеко от г. Серпухова на левом берегу р.Оки.

Приокско-Террасный государственный заповедник расположился на площади 5 тысяч гектаров. Организован он был в 1948 году на одном из пяти обособленных участков Московского заповедника, который был основан в 1945 г. Приокско-Террасному заповеднику присвоен статус биосферного  в 1979 г. Чтобы пройти в лес в заповеднике, необходимо получить специальный пропуск.

Приокско – Террасный заповедник.  Своим названием заповедник обязан близостью к реке Оке и террасовидными ступенями в рельефе. Приокско-Террасный заповедник располагается на  террасах окской долины (отсюда и его название). Пойма реки Оки находится за пределами заповедника. Ступенчатое строение окского левобережья – это результат отложений ледника и его вод.

Географические особенности заповедника.

Территория заповедника находится у северной границы подзоны широколиственных лесов. Леса заповедника - смешанные, т.е. состоящие из хвойных и лиственных пород. Чистых, состоящих только из одной породы, лесов в заповеднике очень мало, поэтому часто лес, называемый сосняком или ельником, в действительности - смешанный с преобладанием сосны или ели. Климат Серпуховского района, в пределах которого находится заповедник, умеренно-континентальный, со сравнительно теплым летом и умеренно холодной зимой. Самый холодный месяц - январь, самый теплый месяц – июль. Глубина снежного покрова достигает 50-55 см.   На территории заповедника есть несколько небольших озер. Наиболее живописные из них Протовское и Сионское (расположены в южной части заповедника).

Лес.  Любой лес, а заповедный в первую очередь, представляет собой уникальную природную систему. Помимо главной лесообразующей породы, рядом уживаются еще несколько. Все вместе они образуют основной компонент леса, древостой. Под его пологом имеется подрост - молодое поколение древесных растений.  Есть и  кустарники.  Живой напочвенный покров представлен мхами, лишайниками, травянистыми растениями, покрывающими почву.  Растительный  опад (листья хвоя, ветви, сучья, плоды),  формирует лесную подстилку.

Флора

Растительность в Приокско-Террасном заповеднике очень разнообразна и представляет комплекс видов разного происхождения. В тесном соседстве здесь произрастают виды свойственные широколиственным лесам, таежной зоне и типичные "степняки". На площади 50 км2 отмечено более 850 видов растений, из которых много южных, характерных для степей.  Большая часть территории покрыта сосновыми лесами. В мшисто-лишайниковых борах почва покрыта лишайниками.

Здесь произрастает вереск - одно из самых изящных растений с нежными кистями бледных сиреневых цветов и мелкими листочками, приспособленными для сохранения влаги. На  песчаных отложениях  террас в южной части заповедника обычны сосняки зеленомощные – высокоствольные и светлые. Отличительные признаки этих лесов - сухость и наличие сплошного покрова из зеленых мхов.

Флора.

 Однако основную ценность Приокско-Террасного заповедника составляют не леса, хотя и очень интересные, а участки со степной флорой. Степные растения разбросаны на юге заповедника среди лесов и полян, а местами образуют самостостоятельные травянистые и кустарниковые сообщества.

Флора

Здесь встречается около 100 видов южных растений. Большая их часть характерна для луговых степей (север степной зоны), но есть растения настоящих степей и даже полупустынь. Перечислим степные растения, наиболее часто встречающиеся в заповеднике: кустарники - вишня степная, дрок красильный, ракитник русский; травянистые растения - типчак, ковыль Иоанна, мятлик луковичный, перловник пестрый, перловник высокий, рябчик русский, чемерица черная, таволжанка, девясил шершавый, валериана российская. Ученые пытаются объяснить проникновение этих растений так далеко на север различными причинами. Большинство разделяют точку зрения древнего происхождения окской флоры, т.е. считает, что при отступлении ледника уцелела часть бывшей здесь степной растительности.

Фауна.

В заповеднике преобладают лесные и степные животные, большое количество разнообразных птиц, встречаются животные пустынь и полупустынь.

Зубры.

 Самое замечательное животное заповедника - зубр. Этот древний вид, по праву считающийся современником мамонта, еще недавно стоял на грани исчезновения. Зубр - единственный дикий вид крупных коров подсемейства бычьих, уцелевших на европейском континенте до наших дней.  В б в Прибалтике последний зубр убит в 1755 г., в Румынии - в 1762 г., в Германии - в 1793 г. Лишь на территории Польши и в России зубры оставались значительно дольше.

Только тогда можно с уверенностью сказать, что зоологический вид избежал угрозы исчезновения, когда в дикой природе будет жить многочисленное вольное стадо. Знаменательной датой стало 13 сентября 1952 г., когда на свободу были выпущены первые 2 зубра - Помрук и Попас, весной следующего года зубрица Погреба, а 7 июня 1953 г. на волю выпустили и первую зубриную семью: корову Пойяту с трехнедельным теленком.

Кроме того, в питомнике для сравнительных исследований и показа содержат одну группу американских степных бизонов.

Программа «Усынови зубра».

 Выращивание одного зверя требует, как можно догадаться, немалых средств хотя бы на питание и лечение, а государственное финансирование всего не покрывает. С 2004 года в заповеднике успешно действует программа «Усынови зубра»: любой желающий может взять на себя расходы по содержанию одного зверя. Взнос составляет 50 тысяч рублей, которых хватает на год. Деньги идут на корм, уборку, ремонт вольеров — все бытовые нужды. На сетку вольера вешается табличка с именами опекунов, они в любой момент могут приехать и навестить своего питомца (разумеется, бесплатно). Раз в год проводится «родительское собрание», на котором питомник отчитывается в расходах. Чтобы принять участие, нужно просто связаться с заповедником — там все расскажут.

Музей природы

На территории заповедника существует музей природы. Здесь можно узнать о заповеднике, услышать забавные истории о жизни животных в природе.

Заключение.

Природа-это огромная часть нашей жизни. Мы живем и существуем благодаря ей. За то, что природа дала нам возможность жить, давать жизнь другим помогать людям, мы должны быть ей благодарны, и помогать природе, и охранять ее. А если мы и совершаем ошибки, то природа практически всегда дает возможности нам их исправить.  

А сейчас, для закрепления изученного материала я предлагаю вам  тест

Тест

1. Территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных или растений, а также другие компоненты природного комплекса – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

2. Количество заповедников в России:

А. менее 30;
Б. от 30 до 50;
В. от 50 до 100;
Г. свыше 100.

3. Природный объект, имеющий научное, историческое, культурное и эстетическое значение, охраняемый государством – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

4. На территории Калужской области расположен национальный парк:

А. Лосиный остров;
Б. Угра;
В. Мещера;
Г. Приэльбрусье.

5. Главный закон об охране природы в России был принят в:

А. 1991 г.
Б. 1974г.
В. 2005 г.
Г. 1893 г.

6. Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса – это…

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

7. Самый большой по площади заповедник в России – это…

А. Приокско-Террасный;
Б. Астраханский;
В. Большой Арктический;
Г. Кроноцкий.

8. В национальном парке возможны:

А. природоохранная деятельность;
Б. туризм;
В. восстановление исчезающих видов;
Г
. все варианты верны.

9. Заповедник в Подмосковье, где разводят зубров – это …

А. Приокско-Террасный;
Б. Астраханский;
В. Большой Арктический;
Г. Кроноцкий.

10. Территория с мало нарушенными природными комплексами, где сочетаются меры по охране природных ландшафтов с возможностями познавательного туризма и отдыха людей – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы

А теперь каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего занятия:

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал
  2. было интересно…
  3. я поняла, что
  4. меня удивило
  5. мне захотелось
  6. я научилась

 Нашу работу я хочу закончить тоже словами Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранились, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».  

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Особо охраняемая природная территория "ЖемчужИна"

Учащимися Юбилейной средней школы Баргузинского района Республики Бурятия создан проект "ЖемчужИна" как особо охраняемая природная территория. Активное участие в создании и реализации проекта принимае...

Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах и...

Занятие по экологии для обучающихся 4 года обучения "Особо охраняемые природные территории Кузбасса"

Здоровье и благополучие людей зависит от природы, поэтому ее необходимо беречь и охранять. Существуют разные формы охраны природы. С одной из них ООПТ ребята знакомятся на занятии. Чтобы закрепить зна...

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."

        Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...

Презентация по теме " Особо охраняемые природные территории. Воронежский заповедник" 8 класс 2015 год

Презентация по теме " Особо охраняемые природные территории. Воронежский заповедник"   8 класс  2015 год...

Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8 классе по теме «Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики»

Человек все необходимое для жизни берет у природы. На чувашской земле много заповедных мест, где замирает сердце от соприкосновения с величественной природой, древней историей, шедеврами искусства, па...