Занятие по экологии для обучающихся 4 года обучения "Особо охраняемые природные территории Кузбасса"
план-конспект занятия по экологии по теме

Коптелова Наталья Александровна
Здоровье и благополучие людей зависит от природы, поэтому ее необходимо беречь и охранять. Существуют разные формы охраны природы. С одной из них ООПТ ребята знакомятся на занятии. Чтобы закрепить знания выполняют проверочную карточку "Формы ООПТ", затем вклеивают названия форм ООПТ к себе в тетрадь. Далее ребята знакомятся с ООПТ созданными в Кузбассе, смотрят слайды и создают в группах информационные листы об ООПТ Кузбасса. Далее каждая группа представляет свою выполненную работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_oopt_kuzbassa.docx105.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово

Особо охраняемые

 природные территории Кузбасса

занятие по экологии для обучающихся

четвертого года обучения

Составитель:

Коптелова Н. А.,

педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД

«ЦДОД им. В. Волошиной»

Кемерово

2012


Цель: формирование представления о роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы родного края.

Задачи:

  1. Систематизировать знания обучающихся об особо охраняемых природных территориях Кузбасса, дать их определения.
  2. Развивать память, умение сравнивать (анализ и синтез) и делать выводы.
  3. Воспитывать потребности бережного и ответственного отношения к природе родного края.

Методы и приемы:

  • объяснительно - иллюстративный;
  • письменного контроля и самоконтроля (проверочная карточка);
  • работа в группах;
  • самостоятельная работа в тетради;
  • прием «мозгового штурма».

Оборудование:

  • иллюстрации особо охраняемых природных территорий: заповедник «Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров»;
  • физическая карта Кузбасса, карты ООПТ Кузбасса;
  • набор печатных слов: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы;
  • раздаточный материал: карта «Охрана природы», информационные листы «ООПТ Кузбасса»;
  • проверочная карточка «Формы ООПТ»;
  • информационный материал по ООПТ Кузбасса для самостоятельной работы в группах.

План занятия:

  1. Вступительная беседа и сообщение темы и цели занятия.
  2. Рассказ «Особо охраняемые природные территории».
  3. Физкультминутка. 
  4. Проверочная карточка «Формы ООПТ».
  5. Создание информационного листа «ООПТ Кузбасса».
  6. Презентация информационных листов «ООПТ Кузбасса».
  7.  Заключение.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа, сообщение темы и цели занятия.

Педагог:

-Здравствуйте, ребята! Наши занятия по экологии продолжаются! Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно:

Мы безмерно богаты,

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых Просто диву даёшься.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно,

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем,

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость,

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

Педагог:

- Планета Земля - уникальная планета. Из 9 планет Солнечной системы, только на планете Земля возможна разумная жизнь. На планете Земля есть среда обитания (почва, вода, воздух) для живых организмов, однако, хозяйственная деятельность человека загрязняет и разрушает эту среду обитания, что губительно сказывается на биосфере в целом. Из-за загрязнения токсическими веществами воздуха, воды, почвы и в том числе продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека. Сегодня человечество приходит к пониманию зависимости собственного благополучия от природы. Главные усилия направлены на выработку таких норм поведения человека, которые свели бы к минимуму экологический риск, обеспечивали бы экологическую безопасность жизни.

- Мы с вами живем в Кемеровской области, в Кузбассе! Мы живем в краю не только богатом своей промышленностью и  полезными ископаемыми, но и удивительной красотой  природы.

- Сохранить красоту природы родного края – сохранить бесценную жизнь человека. Необходимо беречь чистый воздух, леса, реки, озера, животный мир. Это очень важно, поскольку здоровье и благополучие  людей зависит от состояния природы, поэтому природу нашу надо беречь и охранять. Существует много форм охраны природы и сегодня мы познакомимся с одной из них.

- Сегодня мы узнаем, что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ), какое значение они имеют в охране природы и какие формы ООПТ существуют в Кузбассе.

- Запишите у себя в тетради число и тему занятия «Особо охраняемые природные территории Кузбасса».

2. Рассказ «Особо охраняемые природные территории».

 Педагог:

- Особо охраняемые природные территории – это участки природы, в которых временно или полностью запрещена хозяйственная деятельность человека.

- Ребята,  запишите  определение ООПТ к себе в тетрадь, будьте внимательны.

- Существуют несколько основных форм ООПТ: заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы (педагог прикрепляет на доске слова). Чем же они отличаются между собой? Это предстоит нам сегодня узнать. 

- Первая форма, с которой мы познакомимся – заповедник.

Заповедник - это территория, на которой полностью запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны природы и научного исследования. 

- В Кузбассе создан 1 заповедник, называется он «Кузнецкий Алатау» (педагог показывает, где находится заповедник «Кузнецкий Алатау» на физической карте Кузбасса). У вас на столах лежит карта Кузбасса, найдите там заповедник «Кузнецкий Алатау». 

- Заповедник, ребята, это особенный участок природы, сохранившийся в неизмененном человеком виде. Он создается на постоянное время. В заповеднике жесткий и контролируемый режим охраны и на его территории не допустима хозяйственная деятельность человека, например: строительство, рубка леса, охота, рыбалка, сбор лекарственных трав и красивоцветущих растений, добыча полезных ископаемых. 

- Основной принцип охраны и изучения природы в заповеднике -  это проведение различных исследований в течение многих лет. При этом в качестве объекта исследований принимается весь природный комплекс заповедника (растения, животные, водоемы, ледники, горы) и все это рассматривается как единое целое.

Сотрудники заповедников  также проводят большую работу по охране природы с населением, публикуют статьи в разных газетах и журналах, участвуют в передачах радио и телевидения, читают лекции.  В заповедниках могут проводиться и экскурсии в природу, но маршрут при этом прокладывается не по основной территории, а в охранной зоне или вдоль границы заповедника.

Педагог: 

Следующая форма ООПТ – заказник.  Это наиболее распространенная форма ООПТ. 

- Заказник - это территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность человека для охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.

- В Кузбассе создано 13 заказников, они находятся в разных местах. Ребята, найдите заказники в своих картах и прочитайте их названия. В заказнике в отличие от заповедника, ограничение хозяйственной деятельности человека в основном временное, жесткой и контролируемой охраны в заказнике нет, создается он на постоянное время или на какой-то срок, например, на 10 лет организован заказник «Бельсинский», где разводится соболь.

Существуют разные заказники. 

Зоологические:

1. «Антибесский», (разведение бобров)

2. «Бельсинский» (соболь)

3. «Писаный» (лось, колонок, косуля, тетерев, рябчик)

Ботанические:

1. «Промышленновский (охрана адониса)

2. «Верхне - Кабырзинский» (пихта, сосна сибирская (кедр))

3. «Усинский» (маралий и золотой корень) 

Физкультминутка:

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте веселей,

И быстрей, быстрей, быстрей!

(Бег на месте)

Делаем вперед наклоны -

Раз – два – три – четыре - пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять,

(Вращение прямыми руками)

Начинаем приседать –

Раз – два – три – четыре - пять.

(Приседания)

А потом прыжки на месте,

Выполняем дружно вместе.

(Прыжки)

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться.

(Потягивание - руки вверх, потом в стороны)

Педагог:

Следующая форма ООПТ -  национальный парк

 Национальный парк - это территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом. 

В Кемеровской области создан один государственный национальный природный парк «Шорский». Ребята, посмотрите на карту, где он находится? (педагог показывает, где находится национальный парк «Шорский на физической карте Кузбасса).  

- Если заповедник создан для получения научной информации и посещение его людьми ограничено, то национальный парк создан для познавательной информации о природе для всех людей, а также он создан для отдыха и путешествий.  На территории национального парка допустимыми видами отдыха считаются те, которые связаны с путешествием в природе - пеший, водный, лыжный туризм, кратковременные экскурсии. В национальном парке не разрешаются массовые зрелища, развлекательные игры, спортивные состязания.

Педагог:

- И еще одна форма ООПТ, с которой вы сегодня познакомитесь - это памятник природы.

- Памятник природы - это уникальные, ценные в экологическом, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты.

Памятником природы может быть крупное болото, таежный или лиственный участок леса, скала, водопад, родник, огромное озеро. Эти красивые, необычные природные объекты уникальны тем, что они не созданы руками человека. Жесткой и контролируемой охраны на территории памятника природы нет, цель создания этой формы ООПТ - охрана уникального (единственного) природного комплекса или объекта, принципы организации, а также использование территории, схожи с национальным парком.

 В Кузбассе много памятников природы, например Кузедеевский «Липовый остров».

- Ребята, найдите у себя на карте этот памятник природы.

Также к памятникам природы относятся: скала «Пьющий слон», водопад «Сага», скалы «Царские ворота». Вообще памятников природы в нашей области насчитывается около 100.

3. Проверочная карточка «Формы ООПТ» 

Педагог:

- Ребята, мы познакомились подробно только с основными формами ООПТ, есть еще и другие формы ООПТ: ботанические сады и дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Вы там, наверное, бывали и представляете что это такое.

- Чтобы закрепить знания по изученным формам ООПТ, я предлагаю вам сделать проверочную карточку «Формы ООПТ». (см. Приложение1)

(после выполнения проверочной карточки «Формы ООПТ» педагог раздает детям определения форм ООПТ, они вклеивают их в тетрадь) 

(см. Приложение 2)

4. Создание информационного листа «ООПТ» 

Педагог:

- Ребята на первом занятии мы с вами узнали, что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Зачем, с какой целью они создаются, какие формы особо охраняемых природных территорий бывают, чем они отличаются друг от друга. А сейчас мы с вами познакомимся с ООПТ, которые созданы в Кемеровской области. Для этого предлагаю вам посмотреть сначала слайды о ООПТ Кузбасса.

- Сейчас, ребята, вы будете работать в группах, каждая группа из 3 человек будет создавать информационный лист об одном конкретном ООПТ Кузбасса:

1 группа создаёт лист о государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау»

2 группа создаёт лист о государственном национальном природном парке «Шорский»

3 группа создаёт лист о памятнике природы «Липовый остров»

4 группа создаёт лист о заказнике «Антибесский».  

Педагог:

- Перед вами лежит карточка с описанием ООПТ и весь материал необходимый для работы, (см. Приложение 3) вам нужно оформить информационный лист  об ООПТ. В конце занятия состоится презентация ваших работ. Эти информационные листы будут использованы при оформлении нашей выставки «Сохраним природу родного края».

5. Презентация информационных листов «ООПТ Кузбасса»

Каждая группа представляет свою выполненную работу.

6. Заключение 

Педагог:

Сегодня на занятии вы увидели, как красив и богат Кузбасс. Нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь. Берегите, ребята, и любите его. Сделайте все для того, чтобы он стал еще богаче, еще красивее! На этом занятие закончено! До свидания!


Список использованной литературы

  1. Атлас для школьников Кемеровская область. – Новосибирск: ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика «Роскартография», 2002. – 32 с.
  2. Береснева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы /Е.В. Береснева //Начальная школа. - 2011. -  №6. – С.15;
  3. Дубова, М.В., Кашкарева, Е.А. Специфика речевого оформления результатов проектной деятельности младших школьников /М.В. Дубова, Е.А. Кашкарева  //Начальная школа. - 2011. - №4. – С. 110
  4. Заповедники и заказники Кемеровской области (путеводитель), Новокузнецк, 2003.
  5. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 243 с.: ил.
  6. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 280 с.: ил.
  7. Ключевые ботанические территории Кемеровской области /Т.Е.Буко, С.А.Шереметова, А.Н.Куприянов и др. - Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2009. – 112 с.: ил.
  8. Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2006 году» / Администрация Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов». -  Кемерово: ООО «АРФ, 2007. – 320 с.: ил.
  9. Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2007 году» / Администрация Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов». -  Кемерово: ООО «ИНТ», 2008. – 352 с.: ил.
  10.  Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей / Л.И.Соловьев. – Кемерово: Фабрика современной печати ОАО ИПП «Кузбасс», 2008. – 404 с.
  11.  Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие  / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.
  12.  Тарасова, Т.И Учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы / Т.И. Тарасова// Начальная школа.-2011.-№2.-С.60;
  13.  Шорский национальный природный парк: природа, люди, перспективы /Институт угля и углехимии СО РАН. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 356 с.
  14.  http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEX - Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1

Проверочная карточка

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

4 год обучения

Задание: прочитай определения особо охраняемых природных территорий (ООПТ), подбери к ним номер соответствующего названия и запиши его в тетрадь.

Определения ООПТ:

Названия ООПТ:

1. Территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека с целью охраны природы и научного исследования.

а. Национальный парк

2. Территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность с целью охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.

б. Памятник природы

3. Территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом.

в. Заказник

4. Уникальные, ценные в экологическом, культурном и  эстетическом отношении природные объекты.

г. Заповедник


Приложение 2

Определения форм ООПТ для вклеивания детям в тетрадь

Особо охраняемые природные территории

Заповедник -

это территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека с целью охраны природы и научного исследования.

Заказник -

это территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность с целью охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.

Национальный парк -

это территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом.

Памятник природы -

уникальные, ценные в экологическом, культурном и  эстетическом отношении природные объекты.


Приложение 3

Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

 4 год обучения

Государственный национальный природный парк «Шорский»

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист  о национальном природном парке «Шорский», составьте краткий рассказ о нем.

  1. Где находится, какую площадь занимает национальный парк «Шорский»?
  2. В каком году основан национальный парк «Шорский»?
  3. Какие растения встречаются в национальном парке «Шорский»?
  4. Какие животные встречаются в национальном парке «Шорский»?
  5.  Какие животные и растения Красной книги встречаются  в национальном парке «Шорский?
  6. Какие памятники природы расположены в национальном парке «Шорский?

Национальный парк “Шорский” создан в 1989 г. в Кемеровской области. Общая площадь парка 338,3 тысяч гектаров. Территория национального парка расположена на юге Кемеровской области в Горной Шории.

«Парк» - это участок тайги, где растут пихта сибирская, кедр, берёза, осина и  очень много кустарников (рябина, черемуха, смородина). Также на территории «парка» растут мощные травы до 2 метров высотой.

В национальном парке встречаются более 20 редких видов растений, которые занесены в Красную книгу, среди них: башмачок крупноцветковый, маралий корень.

В национальном парке много животных: заяц-беляк, белка, лисица, волк,  барсук. Обитают и  животные, занесенные в Красную книгу: северный олень, кабарга.  На территории национального парка «Шорский» 108 видов птиц, среди них: обыкновенная кряква, широконоска, шилохвость, серая утка, красноголовый нырок, глухарь, рябчик. В «Парке» встречаются птицы, занесенные  в Красную книгу:   серая цапля, черный аист, иглохвостый стриж, сапсан, скопа.

На территории национального парка «Шорский» расположено много памятников природы. Они уникальны тем, что не созданы руками человека:

  1. «Царские ворота» - живописные скалы на правом берегу реки Мрассу, окраска которых меняется в зависимости от погоды и освещения.
  2. «Пьющий слон - это скала, которая находится на левом берегу реки Мрассу,  со стороны напоминающую слона, опустившего в реку хобот.
  3. Водопад «Сага» - высота 18м., расположен на ручье Шолбычак (левый берег реки Мрассу).

Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

4 год обучения

Заповедник «Кузнецкий Алатау»

 Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист  о заповеднике «Кузнецкий Алатау», составьте краткий рассказ об этом заповеднике.

  1. Какую площадь занимает заповедник «Кузнецкий Алатау»?
  2. В каком году основан заповедник «Кузнецкий Алатау»?
  3. Самые высокие горные вершины заповедника «Кузнецкий Алатау»?
  4. Какие крупные реки берут начало в заповеднике «Кузнецкий Алатау»?
  5.  Какие растения и животные Красной книги обитают в заповеднике «Кузнецкий Алатау»?

Заповедник «Кузнецкий Алатау» расположен в центральной части горной системы «Кузнецкий Алатау», в Тисульском и Новокузнецком районах Кемеровской области, с целью охраны редких видов животных и растений.

 Заповедник основан в 1989 г., его площадь 412,9 тысяч гектаров. Территория горная. Самые высокие горные вершины заповедника — горы Большая Церковная, Чемодан, Крестовая, Каным. Со снежников этих гор берут начало реки: Тайдон, Терсь и Уса.

Большая часть заповедника покрыта горными таежными лесами из пихты, ели, сосны обыкновенной и сосны сибирской (кедр).  В подлеске встречается таволга средняя, борец высокий, скерда сибирская.

На территории заповедника,  находится много растений, занесенных в Красную книгу: родиола розовая (золотой корень), большеголовник, маралий корень, башмачок крупноцветковый. 

В заповеднике обитают редкие животные, занесенные в Красную книгу:   северный олень, кабарга, а также выдра. Богат и разнообразен мир птиц. Черный аист, лебедь-кликун, краснозобая казарка занесены в Красную книгу.


Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»»

4 год обучения

Государственный заказник «Антибесский»

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист  о заказнике «Антибесский», составьте краткий рассказ об этом заказнике.

  1. Какую площадь занимает и где находится заказник «Антибесский»?
  2. В каком году основан заказник «Антибесский»?
  3. Какие растения обитают в заказнике «Антибесский»?
  4. Как животные обитают в заказнике «Антибесский»?
  5. Какие растения и животные, занесенные в Красную книгу обитают в заказнике «Антибесский»?

Государственный заказник «Антибесский» находится в лесостепной зоне на территории Ижморского и Чебулинского районов в бассейне реки Антибес и занимает площадь в 52000 гектаров.

Для заказника характерна холмисто-равнинная местность с широкими заболоченными долинами небольших речек и ручьев. Основной лесной массив заказника представляет сосновый бор из сосны обыкновенной, березы, ивы. По берегам рек обильно растут заросли тальника и осины. Это дало возможность в 1960 году выпустить бобров по реке Антибес и ее притокам.

Бобры хорошо прижились, и в 1964 году был образован бобровый заказник, с целью восстановления численности бобров без ограничения срока действия. В заказнике проводится отлов бобров и расселение их по территории области. Бобр - животное, организм которого приспособлен к жизни в воде, поэтому и живет он обязательно по берегам лесных рек с медленным течением воды, в заводях, прудах, среди болот. Длина тела бобра до 120 см, хвост 30-35 см, масса до 30 кг. Живут бобры семейными группами, (самец, самка, дети) до 15-30 лет. Рождаются бобрята зрячими, через 3 дня уже плавают, а в 3 недели - едят траву, молоком матери питаются до 2 месяцев. Активны, ночью, а отсыпаются в своих хатках, вырытых в отвесных глинистых берегах рек. Для того, чтобы вход в хатку оставался под водой, бобры перегораживают реку плотиной. Плотину бобры строят из поваленных деревьев и веток, щели залепливают илом. Добывают бобров не только ради меха, но и ради «Бобровой струи», особой жидкости, которая используется в парфюмерной промышленности как вещество - фиксатор ароматов.

На территории заказника из птиц встречаются глухари, тетерева, рябчики.

Кроме бобров, белок, лис, зайцев, волков, встречаются и другие животные: лоси, сибирские косули, рысь, росомаха.


Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

4 год обучения

Памятник природы «Липовый остров»

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист о памятнике природы «Липовый остров», составьте краткий рассказ об этом памятнике природы.

1.Где находится и какую площадь занимает памятник природы «Липовый остров»?

2. В каком году «Липовый остров» был переведен в разряд памятника природы?

3. Какие деревья растут на «Липовом острове» совместно с липой?

4. Составьте краткое описание дерева липы и его ценных свойств.

5. Какие растения и животные Красной книги, обитают на «Липовом острове»?

Памятник природы «Липовый остров» находится на территории Новокузнецкого района Кемеровской области, в 15 км от села Кузедеево.

 Его общая площадь – 11000 гектаров.  В 1983 году «Липовый остров» переведен в разряд памятника природы. Это единственный в Сибири участок  леса, где 42% площади «Липового острова» занимает липа сибирская, которая сохранилась с доледникового периода и «видела» еще мамонта.

Совместно с липой растут и другие деревья: пихта, сосна сибирская

( кедр), берёза, осина, ива, а также травянистые растения доледникового периода: копытень европейский, ясменник душистый, чистец лесной, подмаренник душистый, звездчатка Бунге.

Липа сибирская - дерево до 25–33 м высоты и до 1 м в диаметре, иногда представлено в виде кустарника. Наиболее старые деревья имеют возраст 170 лет, а отдельные экземпляры доживают до 300 лет. Липа издавна ценится как дерево красивое, душистое, медоносное, лекарственное. Цветёт всего 10-12 дней позднее всех деревьев в июле. В это время с цветков липы успевают собрать нектар и пыльцу, пчелы, шмели и бабочки. Древесина липы прочная и пластичная, в старину из нее плели лапти, в настоящее время изготавливают кухонную утварь и сувениры.

Также на территории «Липового острова» растут виды, занесённые в Красную книгу: марьин корень, башмачок крупноцветковый, родиола розовая (золотой корень).

Здесь обитают животные таежных лесов: бурундук, белка, различные птицы: иволга, горихвостка, соловей - красношейка, дрозд-рябинник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."

        Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...

Урок по экологии "Особо охраняемые природные территории - достояние человечества" (10 - 11 классы)

Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – география – экология»...

Исследовательский проект по экологии: "Животный мир особо охраняемых природных территорий Новосибирской области"

Наглядная презентация по теме "Животный мир особо охраняемых природных территорий Новосибирской области" Файл презентации слишком велик для этого сайта (3,93мб), посмотреть/скачать его ...

Классный час, посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий, на тему: «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается...

Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8 классе по теме «Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики»

Человек все необходимое для жизни берет у природы. На чувашской земле много заповедных мест, где замирает сердце от соприкосновения с величественной природой, древней историей, шедеврами искусства, па...

Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник»

Педагог: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у чело...