КИМ 9 класс по теме" Клетка, Индивидуальное развитие"
тест по биологии (9 класс) на тему

Леонтьева Инна Михайловна
Контроль знаний за II четверть по темам: 1. Клетка как элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица живых организмов. Химическая организация клетки. 2. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. 3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 4. Деление клетки. 5. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 6. Основные понятия генетики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель работы: контроль знаний за II четверть по темам:

  1. Клетка как элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица живых организмов. Химическая организация клетки.
  2. Особенности строения прокариотических и эукариотических  клеток.
  3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
  4. Деление клетки.
  5. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
  6. Основные понятия генетики.
  7. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

Инструкция по выполнению работы.

Тест состоит из частей 1, 2 и 3. На его выполнение отводится 45 минут.

 Часть 1 содержит тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Часть 2 содержит 4 задания   -  два задания на выбор нескольких правильных ответов, 1 задание - на установление правильной последовательности, 1 задание на соответствие; часть 3 - задание с полным ответом (задача по генетике) Каждое задание части 1 оценивается в 1 балл,   задание  части 2 – 2 балла,                   части 3 – 3 балла.                          

Максимальное  количество баллов равно 18+8+3= 29.

Контрольная работа по биологии.

1 вариант

Часть 1

 Выберите по одному правильному ответу из предложенных

1.Предметом изучения общей биологии является:

А. строение и функции организма

Б. природные явления

В. закономерности развития и функционирования живых систем

Г. строение и функции растений и животных

2.Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:

А. клеточный   Б.молекулярный   В.организменный    Г.популяционно-видовой

3.Белки в клетке синтезируются:

А.в цитоплазме   Б.в лизосома     В.в рибосомах    Г.в комплексе Гольджи

4.Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

А.транспорта веществ

Б.внутренней среды

В.осуществления связи между ядром и органоидами

Г.фотосинтеза

5.Транспортная РНК – это:

А.белок   Б.жир   В.фермент   Г.нуклеиновая кислота

6.Какие органеллы характерны только для растительных клеток?

А.  рибосомы; Б.  ЭПС; В. митохондрии; Г.  пластиды.

7.Если одна цепь ДНК имеет нуклеотидную последовательность

 ААГ ТТЦ ЦТТ, то вторая цепь будет иметь строение:        

А. УУЦ ААГ ГАА     Б. ТТГ ТТЦ ЦАА

В. ТТЦ ААГ ГАА      Г. ААГ ТТЦ ЦТТ

8.Транскрипция – это процесс:

        А.репликация ДНК                               Б.синтеза белка

        В. синтеза иРНК                                   Г. присоединения т-РНК к аминокислоте

9.Половое размножение осуществляется при помощи:

А.гамет         Б.спор

В.цист        Г.соматических клеток

10.При половом и бесполом размножении организмов в развитии нового организма ведущая роль принадлежит:

А.цитоплазме        Б.хромосомам

В.вакуолям        Г.клетчатке

11.При мейозе новые клетки имеют набор хромосом:

А. гаплоидный; Б. диплоидный; В. триплоидный; Г. полиплоидный.

12.Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:

А.отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития

Б.момента образования почки на теле родительского организма

В.момента образования споры и её прорастания

Г.момента образования зиготы и до смерти

13.Закладка органов будущего организма начинается на стадии:

А.зиготы                               В. нейрулы

Б. бластулы                           Г. гаструлы

14.Участок ДНК, содержащий информацию об одной полипептидной цепи, называется:

А.хроматидой        Б.триплетом

В. геном        Г.генетическим кодом

15.Парные хромосомы называются:

А.  аналогичные; Б.  гомологичные; В. половые; Г. различные.

16.Из приведенного перечня выберите запись генотипа организма:

А.черная короткая шерсть морской свинки

Б. внешний вид морской свинки

В. подробная характеристика морской свинки

Г. АаВвсс

17.У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А. АВ, вв          Б. Ав, ав          В. Аа, АА          Г. Аа, вв

18.Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (b) ребенка от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВb и кареглазой светловолосой матери с генотипом Ааbb?

        А. 100%                                          В. 25%

        Б. 50%                                            Г. 75%

Часть 2.

В задании 1 и 2  выберите все возможные верные ответы.

1.Какие структуры характерны только для растительной клетки?

1) клеточная стенка из хитина

2) клеточная стенка из целлюлозы

3) эндоплазматическая сеть

4) вакуоли с клеточным соком

5) митохондрии

6) лейкопласты и хлоропласты

2.Выберите примеры наследуемых признаков.

1) Масса тела

2)Умение играть на гитаре

3) Цвет глаз

4) Форма носа

5) Цвет кожи

6) Язык, на котором говорит человек

3.Установите правильную последовательность этапов эмбрионального развития

А) дробление

Б) органогенез

В) гаструляция

Г) бластула

Д) оплодотворение

4.Соотнесите вещества и структуры, участвующие в синтезе белка с их функциями.

Вещества и структуры                                                       Функции

  1. Участок ДНК                                     А) Переносит информацию на рибосомы
  2.  и-РНК                                                  Б) Место синтеза белка
  3.  РНК – полимераза                            В) Фермент, обеспечивающий синтез и-РНК
  4.  Рибосома                                           Г) Источник энергии для реакций
  5. Полисома                                            Д) Ген, кодирующий информацию о белке
  6. АТФ                                                    Е) Мономер белка
  7. Аминокислота                                   Ж) Место сборки одинаковых белков

Часть 3

Решите задачу:

У томатов ген нормального роста доминирует над геном карликовости, а красный цвет плодов доминирует над жёлтым. Скрестили две гетерозиготные особи по обоим признакам. Какое следует ожидать первое поколение по фенотипу?

Контрольная работа по биологии.

2 вариант

Часть 1

 Выберите по одному правильному ответу из предложенных

1.Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

А.биосферный

Б. биогеоценотический

В. организменный

Г. популяционно-видовой

2.Наука цитология изучает:

А. строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

Б. строение органов и систем органов многоклеточных организмов

В.фенотип организмов разных царств

Г. морфологию растений и особенности их развития

3.Сохранение и передачу наследственной информации в клетке осуществляют:

А.пластиды                                                Б.хромосомы

В.рибосомы                                                Г.митохондрии

4.Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

А.защитную

Б.сигнальную

В.каталитическую

Г.информационную

5.Способность плазматической мембраны окружать твердую частицу пищи и е её внутрь клетки лежит в основе процесса:

А.диффузии   Б.осмоса   В.фагоцитоза   Г.пиноцитоза

6.Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки:

А.не имеют оформленного ядра

Б.не делятся митозом

В.имеют оформленное ядро

Г.имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо

7.Какую функцию выполняют рибосомы:

А. синтез белков; Б. фотосинтез; В. синтез жиров; Г. транспортная функция

8.В синтезе белка не принимает участие:

А. и-РНК; Б.полирибосома;  В.т-РНК; Г.лизосома

9.Если нуклеотидный состав ДНК – АТТ-ГЦГ-ТАТ, то нуклеотидный состав иРНК:

А. ТАА-ЦГЦ-УТА        Б. УАА-ЦГЦ-АУА

В.  ТАА-ГЦГ-УТУ        Г. УАА-ЦГЦ-АТА 

10.Укажите состав нуклеотида ДНК:

А. рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин

Б.  фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

В.  остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

Г.  остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

11.Путем почкования размножается:

А. дождевой червь        Б.инфузория-туфелька

В. печеночный сосальщик           Г.гидра

12.Процесс деления клеток, в ходе которого из одной материнской образуются две дочерние клетки с таким же, как и в материнской набором хромосом, называется:

А.мейозом                        Б.оплодотворением

В.митозом                         Г.гаметогенезом

13.В ядре зиготы у человека содержится хромосом:

        А. 22    Б. 23      В. 44      Г. 46

14.Признак, который проявляется у гибридных особей и подавляет развитие другого признака, называется:

А.рецессивным        Б.доминантным

В.гомозиготным        Г.гетерозиготным

15.Фенотип любого организма представляет собой:

А.совокупность генов организма

Б.совокупность генотипов организма

В.совокупность внешних и внутренних признаков организма

Г.наследственную информацию, которая хранится в молекулах ДНК

16.Аллельными считаются следующие пары генов:

А. рост человека – форма его носа         В.  рогатость  у коров – окраска    коров

Б.  карие глаза – голубые глаза         Г. черная шерсть – гладкая шерсть

17.Организм с генотипом ВВСс образует гаметы:

        А. В,С и с                                                        В. ВС и Вс

        Б. ВВ и Сс                                                        Г. ВВС и ВВс

18. Каковы генотипы родительских растений гороха с круглыми, желтыми семенами и с морщинистыми зелеными семенами, если в их потомстве расщепление по фенотипу 1:1:1:1?

        А.  ААВВ и ааbb                                                В.  АаВb и ааbb

        Б.   AaBB и ААВb                                                Г.   aaBB и ААbb

Часть 2

В задании 1 и 2  выберите все возможные верные ответы.

1.Цитоплазма в клетке выполняет функции:

  1. внутренней среды, в которой расположены органоиды
  2. синтеза глюкозы
  3. взаимосвязи процессов обмена веществ
  4. окисления органических веществ до неорганических
  5. осуществления связи между органоидами клетки  
  6. синтеза молекул АТФ

2. К эмбриогенезу относится процессы:

        1) Оплодотворение

        2) Гаструляция

        3) Метаморфоза

        4)Сперматогенеза

        5) Дробления

        6.) Дифференциации тканей

3.Постройте последовательность реакций трансляции

А) Присоединение кислоты к тРНК

Б) Окончание синтеза белка

В) Соединение кодона с антикодоном

Г) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

Д) Удлинение полипептидной цепи

Е) Присоединение иРНК к рибосоме

4.Установите соответствие

Формы размножения        Способы размножения

А.бесполое                            1.почкование

Б.половое                                2.фрагментация

        3.партеногенез

        4.спорами

        5.гермафродитное

        6.раздельнополое

Часть 3

Решите задачу:

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым цветом, а праворукость над леворукостью. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие дети будут в этой семье, если отец гетерозиготен по двум признакам?

Ресурсы:

  • Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень. Сивоглазов В.И. и др.
    6-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2010. - 384 с.
  • ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания. Воронина Г.А., Калинова Г.С.
  • ЕГЭ 2014. Биология. Тематические тренировочные задания. Лернер Г.И.
  • ЕГЭ 2015. Биология. Типовые тестовые задания. Калинова Г.С., Мазяркина Т.В.
  • http://www.ege.edu.ru/ru/main/demovers/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по общей биологии 9 класс"Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"....

Программа индивидуального развития ученика 9 класса

Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....

Контрольная работа в 10 классе «Размножение и индивидуальное развитие организма»

В данном материале представлены тексты двух вариантов, подробное решение , матрицы ответов для учащихся и план анализа контрольной работы....

разработка урока для 9 класса на тему: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Цель урока: Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития, способах послезародышевого развития.Задачи урока:углубить и систематизировать знания уч...

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для  УМК Агафонова В.Г И  формирует у  учащихся   понимания понятий и яв...