День экологии сознания
методическая разработка по биологии на тему

Елена Геннадьевна Емельянова

1. Донести суть и серьезность проблемы отходов.

2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.

3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarii_eko-uroka.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:


«День экологии сознания»

Сценарий занятия по отходам

1. Цели занятия

  1. Донести суть и серьезность проблемы отходов.
  2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.
  3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.

Проведение внеклассного мероприятия

Звучит мелодия песни «Экологические проблемы Земли1»

2.Знакомство с целями урока 
Дорогие ребята! Сегодня мы проводим с вами экологический урок на тему «Природа и человек». (1 слайд). Где поговорим о красоте нашей планеты. (2 слайд) Ее бескрайних степях и лесах. (3 слайд). А также об экологических проблемах, возникших из-за антропогенной деятельности человека. Этот вопрос в данное время является наиболее актуальным для всех жителей планеты, ведь человек является маленькой частью нашей планеты Земля и здоровье человека целиком зависит от здоровья планеты (4 слайд). А сейчас посмотрите видеофрагмент

Видеофильм «Берегите природу! Она у нас одна».
Наш экологический урок  начнут обучающиеся 6В класса, которые прочитают стихотворения, посвященные красоте нашей Земли, нашей Родине и Курскому краю.

6В Болгова Диана

Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Не оскверняй его святынь.
 

6В Кузьминова Елизавета

Наша планета 
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

6В Козловская Лилия

Люблю равнину русскую,

Бескрайние поля.

И степи наши курские,

 Священная земля.

Люблю сады вишневые,

 Лазурь и синь небес,

Метели тополевые,

Прозрачный майский лес,

И облака пушистые,

И жаворонка звень,

И ягоды душистые,

Плакучей ивы тень.

Люблю жару июльскую

И запах чабреца

Лопух, кнутом подрубленный,

В руках у сорванца.

Действительно, наша планета прекрасна!  Не зря ее называют голубой красавицей. Но не только поэты воспевали Землю. Воспевали ее и композиторы. Послушайте выступлениеобучающейся6Акл ___________

Скрипка 6А  (Beautiful Earth 2без звука)

А сейчас перед вами выступит Зайцева Катя с песней «Дождь»

6Б Зайцева Екатерина «Дождь»

 Мир прекрасен. Прекрасна наша планета колыбель человечества, наш дом.

Но в последнее время, почувствовав себя очень неуютно на Земле, человек вдруг прозрел и понял, что не менее других живых существ на Земле страдает от дела рук своих, что он тоже природа, производное биосферы, и его самого надо охранять и беречь. Исследования показали, что земная биосфера явление уникальное. Может быть, жизнь вообще редчайший феномен во Вселенной. И вот в начале третьего тысячелетия мы стоим у черты, которая называется экологическая катастрофа. Наиболее значимыми на сегодняшний момент считаются следующие экологические проблемы: загрязнение планеты мусором, загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и выхлопными газами, парниковый эффект, загрязнение водоемов, вырубка лесов. (5 слайд)

Видеофрагмент  «Экологические проблемы»

На сцену приглашается группа обучающихся

6Б  Порушкина Дарья

Здравствуй, лес! 

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!

 Вырубка лесов, берегите лес!(Мультфильмы Reva-SS) 

6Б Гребенникова Юлия

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

Спасите нашу природу! (мультфильм) 

6Г Хардикова Валерия

 Много есть чудес на свете, 
Человек их всех чудесней. 
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он,
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

6А  Борисова Надежда

Будь милосерден, человек!

 У всех людей - одна планета:

 И ветрам нет на ней границ,

 Как нет границ потокам света

 И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

 Для тех, кто будет после нас.

 А мы бездумно сыплем яды

 И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

 А он - щит жизни на Земле;

 Уже растут, как язвы, зоны,

 Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды

 По руслам рек и под землей.

 Дожди спадают с небосвода

 Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.

 Уходит нежный запах лип.

 Озера, ставшие могилой,

 В себе хоронят стаи рыб.

6Г Курасова Лилия «Как легко взорвать планету»

С момента зарождения человеческой жизни на Земле древние люди интуитивно понимали, что могут выжить, только соблюдая законы природы, по которым они строили свои отношения с четырьмя стихиями — землей, водой, воздухом и огнем, они уважали уникальность и вместе с тем взаимозаменяемость  всего живого. Но сегодня, на исходе двадцатого века человек понял, что забыл заповеди древних. И, несмотря на то, что он вооружен серьезными научными знаниями, ежеминутно и повсеместно нарушая законы природы, он поставил себя и окружающий мир на грань гибели. 

6Г Дроздов Александр

Как хороша была у нас вода,
И как легко у нас дышалось,

Но человек пришел - беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все -
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: "Мое!" –

6Г Ефремова Наталья

Настал природы вечер! 
Но, человек, подумай сам,
Ты - царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить "мастак"!

6Г Сапрунова Лилия «Слеза»

3. Рассказ о проблеме отходов

Сегодня, я бы более подробно хотела поговорить с вами о порблеме засорения планеты мусором. (Слайд6)

 Мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Но сейчас мусором заняты огромные свалки. Они не оборудованы и отравляют почву  и воздух.

«Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и, в конце концов, рискуем захлебнуться в них». Как сказал Нильс Бор: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах». (Слайд7)

«Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их.

К сожалению, свалки с катастрофической скоростью разрастаются и около крупных городов и  вблизи маленьких поселков. Это проблема практически всех государств мира. Уже существуют свалки с мировым именем: Нью-Йоркская свалка ТБО близ города Нью-Йорк (слайд 8), Московская, на которой нашли радиоактивные отходы (слайд 9), свалка в Игумново Нижегородской области (слайд 10). К сожалению, наш город также не является исключением (слайд 11). И даже недалеко от нашей школы можно встретить гору мусора (слайд 12), что говорит о низкой культуре проживающих здесь людей (слайд 13) .

На слайде вы видите обучающихся 10 Б класса, которые выполняют экологический проект «Изучение загрязнения окружающей среды на прилежащей к школе территории».

Основные причины возникновения свалок назовет Зубова Наташа (слайд 14).

6Г Зубова Наталья

Причины роста количества мусора.

  • Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)
  • Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями
  • Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку
  • Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи
  • Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку. Слайд 14

Мультфильм «Как мусор уничтожил мир» 

6Г Гранкин Денис, Горбунова София, Разиньков Павел, Дроздова Полина

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

. Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются

«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?» Слайд 15.

Узнаваемые для детей вещи. Игра

Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:

  • Пластиковую бутылку
  • Алюминиевую банку
  • Стеклянную бутылку
  • Тетрадку
  • Носок
  • Огрызок яблока или кожуру апельсина

Карточки с временными периодами

Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

Периоды, которые должны быть указаны на карточках:

  • 2-5 недель
  • 2-10 лет
  • Более 1000 лет
  • 500 лет
  • 100 лет
  • 1 год

Давайте проверим правильные ответы. Слайд 16

Фильм «Проблема разложения материалов»

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают. Слайд 17

«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».

6Г Куприянова Элина

Как жить в XXI веке?

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему.

6Г Курасова Лилия 

За генеральную уборку
Пора приняться на Земле!
Что в говорильне нашей толку?
Природа плачет о себе!
Сумеют выжить только крысы,
Чертополох и таракан.
Ворона даже будет лысой!
Приятно ль жить с такими нам?
Эколог - друг, защитник жизни, -
Все человечество, любя,
Не дай пропасть родной Отчизне,
Мы будем слушаться тебя.

4. Что делать с отходами

«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»

Плакат №3

Показать и пройтись по плакату №3, рассказать кратко о различных способах обращения с отходами, концепции комплексного обращения с отходами и инициативу 3R, направленную на сокращение количества отходов.

6А класс 

Существуют 4 основных способа обращения с отходами. Слайд 18

4.1. Захоронение на полигонах

Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:

  • Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни подо что другое
  • На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть быть  переработаны в полезные вещи
  • Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их
  • Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы
  • Свалки – место скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами, становятся расносчиками инфекций
  • Свалки не украшают наши пейзажи.

Захоронение отходов допустимо, если:

  • Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.
    Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву  и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.
  • На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.

4.2 Сжигание

Чем плохо сжигание?

Плюсы сжигания:

  • При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов
  • Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Минусы сжигания:

  • Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если конечно речь идет о современном, безопасном мусоросжигательном заводе, где установлены в частности современные очистительные системы.
  • Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксины – это один из сильныейших ядов, его действие сильнее цианида, стрихнина, кураре!
  • В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. И ее необходимо захоранивать на специальных полигонах (дополнительные расходы), иначе не избежать загрязнения почвы и грунтовых вод.
  • На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в  полезные вещи.

Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:

  • Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)
  • На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать

4.3 Вторичная переработка

Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:

  • Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
  • Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
  • Сохраняет наше здоровье
  • Меньше загрязняет окрестности.

Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.  

Могут применяться разные схемы сортировки, все зависит от требований компании, которая собирает отходы и затем отправляет их на переработку. Основной принцип – отделять опасные отходы (батарейки, лампочки, градусники). Их нужно сдавать в специальные пункты приема, а также отделять ценное вторсырье от пищевых и не перерабатываемых отходов.

4.4 Компостирование

Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.

4.5 Комплексный подход к управлению отходами

Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный рецепт управления отходами:

  • Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.
  • Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.
  • Захоронить на полигоне то немного, что нельзя переработать или сжечь.

Лучшие отходы- это отходы, которых удалось избежать. В передовых странах используются программы по сокращению количества отходов. Например, программа  

Слайд19

Слайд 20

6А Горбач Анастасия

Наша планета – лишь капля Вселенной,
Но мы можем жить лишь на ней.
Мы рушим и губим ее, 
Забывая о будущем наших детей.
Дожди из кислот, ядовитые смоги,
Не делают жизнь нашу чистой.
Себе выбирая такие дороги,
Идем мы на самоубийство.
И нам в день охраны среды нашей жизни

Задуматься стоит на миг.
Чтоб дети планеты лишились угрозы, 
Ведущей всю Землю в тупик.

Фильм «Обращение к Земле»

6А  Агеев Александр

Весь мир отметит день охраны
Нас окружающей среды,
Не стоит наносить ей раны,
Ведь так недолго до беды.
Давайте все, пока не поздно,
Мы Землю защитим от бед,
Пора задуматься серьёзно,
Жить миру в мире или нет!

6А Бартенева Марина

Смотрю на глобус – шар земной, 
И вдруг вздохнул он, как живой, 
И шепчут мне материки: 
Ты береги нас, береги! 
В тревоге рощи и леса, 
Роса на травах, как слеза! 
И тихо просят родники: 
Ты береги нас, береги! 
Грустит глубокая река, 
Свои, теряя берега, 
И слышу голос я реки: 
Ты береги нас, береги! 
Остановил олень свой бег: 
Будь человеком, человек! 
В тебя мы верим – не солги, 
Ты береги нас, береги! 
Смотрю на глобус – шар земной, 
Такой прекрасный и родной! 
И шепчут губы на ветру: 
Я сберегу вас, сберегу! 

6Г Анненкова Алина «Не отнимайте  солнце у детей»

Фильм «Охрана окружающей среды»









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологии 9 класс "Экологическое сознание"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

"День экологии сознания"

Экологический урок о борьбе с отходами...

Экологический урок "Экология сознания"

Экологический урок на тему "Воспитание культуры обращения с отходами"...

урок - конференция "Сделаем вместе", направлена на формирование экологии сознания

В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание – неотъемлемый элемент формирования нового человека.  Экологическое сознание в самом широком смысле э...

"День экологии"

Оформление  зала:  на  стенах  висят  плакаты,  рисунки  на  данную  тему,  выполненные  учениками.Декорации  на  сцене:  голые...

Отчет по акции «День Экологии Сознания»

Отчет по акции «День Экологии Сознания»Цель  проведения данной акции: научить детей  бережно относиться к природе и цивилизованно обращаться с отходами....

конспект мероприятия День эколога

Внеклассное мероприятие посвященное Дню экологии,отмечаемое 5 июня....