Главные вкладки

    Презентация по экологии 9 класс "Экологическое сознание"
    презентация к уроку по экологии (9 класс) по теме

    Садовская Дина Ивановна

     

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon 30._ekologicheskoe_soznanie.ppt305 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Экологическое сознание Составила: Учитель биологии и экологии МБОУ «Патракеевская ООШ» Садовская Дина Ивановна

    Слайд 2

    «Научно-техническая революция... посулив золотые горы и дав многое из того, чем мы ныне гордимся, породила иные, ранее неведомые проблемы. Решить их на путях, проторенных уже, не представляется возможным».

    Слайд 3

    Еще древние мудрецы говорили: "Познай себя и ты познаешь весь мир!" Но каждый раз, сталкиваясь с какой-то проблемой, люди начинают вначале искать ее решение во внешнем мире, пытаясь изменить его, и лишь потом, убедившись в неперспективности такого одностороннего подхода, обращают взгляд внутрь самих себя.

    Слайд 4

    Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентического (от греч. anthrхpos человек + kentron центр) общественного экологического сознания , ставящего во главу угла человека и его интересы в ущерб интересам окружающей его природы.

    Слайд 5

    Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

    Слайд 6

    Характеристика ЭС: 1) Психологическая "противопоставленность включенность". Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как составная часть Природы.

    Слайд 7

    Характеристика ЭС: 2) "Объектное субъектное" восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия.

    Слайд 8

    Характеристика ЭС: 3) "Прагматический непрагматический" характер взаимодействия. Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным .

    Слайд 9

    Экологическое сознание в развитии: Архаическая эпоха: «Человек часть Природы» Первобытный человек максимально зависел от природы: она постоянно "присутствовала" в каждой его мысли, в каждом его действии. Вопрос взаимоотношений с окружающей природой был вопросом физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над ней, ни игнорировать ее.

    Слайд 10

    В процессе развития человеческого общества, формирования сознания и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает разрушаться. Она все больше и больше воспринимается как нечто существующее вне человека, независимо от человека и противопоставленное человеку. Это отчуждение от природы проходило несколько этапов.

    Слайд 11

    Экологическое сознание в развитии: Античная эпоха: «Боги - творцы Природы» Поскольку и человек, и природа созданы богами, возникает своеобразное "равенство в отчужденности": человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами, складывается психологическая противопоставленность человека и природы

    Слайд 12

    Дополнительным фактором, увеличивающим противопоставленность человека и мира природы, стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы. Природа стала объектом изучения, и хотя она при этом не лишалась "души" (например, Аристотель даже звезды считал одушевленными), но душа у нее менее "качественная", чем человеческая.

    Слайд 13

    Экологическое сознание в развитии: Средневековая эпоха: «Бог – Человек – Природа» Для средневекового сознания идеологическим стержнем которого было христианство, характерна жестко иерархизированная картина мира, вся поставленная под знак Бога. Противопоставленность человека и мира природы Объектное восприятие мира природы.

    Слайд 14

    Поставив человека на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально меняет характер восприятия природных объектов. Главное отличие человека, созданного "по образу и подобию" божьему, от всего природного наличие у него нематериальной божественной души

    Слайд 15

    Если античность, сделав природу объектом научного изучения, оставляла природным объектам "право" на душу, то христианство их этого полностью лишило. Вместе с ней природные объекты лишаются и своей самоценности: они представляют интерес только в той мере, в какой могут служить человеку и быть полезными ему.

    Слайд 16

    Экологическое сознание в развитии: Новое время: «Человек – царь природы» Отчуждение от природы, освященное наукой. Его исходным пунктом являлось представление о человеке-субъекте и мире-объекте, которым человек манипулирует. Полная психологическая противопоставленность человека и мира природы Объектное восприятие мира природы.

    Слайд 17

    Наука впитала в себя по наследству религиозное представление о богоизбранности человека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью. Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса.

    Слайд 18

    Последствия: Экологический кризис

    Слайд 19

    Экологическое сознание в развитии: Новое экологическое сознание: Идеи единства, взаимосвязи человека и природы (учение о ноосфере В.И.Вернадского)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

    Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

    презентация урока экологии "Глобальные экологические проблемы"

    в презентации освещены глобальные экологические проблемы...

    Презентация по экологии 9 класс "Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание"

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

    Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"

    Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.      НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...

    Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

    В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

    статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...