Презентация по экологии 9 класс "Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание"
презентация к уроку по экологии (9 класс) на тему
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
31._antropocentricheskoe_i_ekocentricheskoe_ekologicheskoe_soznanie.ppt | 594.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания
Тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе
В развитии общественного экологического сознания в процессе социогенеза можно выделить две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая
Антропоцентрическая тенденция характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъект-объектной неразделенностью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия (при этом она, в определенной мере, воспринимается и как духовная ценность).
Антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Экоцентрическая тенденция характерно непроведение в ценностном отношении каких-либо различий между человеческим и природным, восприятие природы в качестве равноправного, самоценного субъекта, доминирование непрагматического характера взаимодействия с природой.
Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Высшую ценность представляет человек, все остальное в природе ценно только, если полезно человеку. Природа – собственность человека Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а лишь часть природного сообщества Иерархическая картина мира. На вершине – человек, ниже – вещи, созданные человеком и для человека, ниже – объекты природы, полезные для человека Отказ от иерархической картины мира. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются частью единой системы.
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Целью взаимодействия с природой является удовлетворение прагматических потребностей Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Природа воспринимается как объект человеческой деятельности Природа воспринима-ется как равноправный субъект по взаимодей-ствию с человеком Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы Этические нормы и правила равным обра-зом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимо-действие с природой Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д. кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.
"Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по экологии 9 класс "Экологическое сознание"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...
Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования экологической культуры,целостных представлений о природе. Важно показать особенност...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников в рамках научного общества «Эврика»
Статья содержит материал из опыта работы НОУ....
Экологическая игра как средство формирования основ экологического сознания.
Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – ми...