Главные вкладки

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников в рамках научного общества «Эврика»
    статья по экологии на тему

    Лукашева Елена Петровна

    Статья содержит материал из опыта работы НОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lukasheva_e.p.docx23.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лукашева Елена Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Шолоховская гимназия, ст. Вешенская»

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников в рамках научного общества «Эврика»

     «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения». К. Паустовский

             Современный экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

             Экологическое образование и воспитание обучающихся способствует  приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости и необходимости практической помощи природе.    Формирование таких качеств у учащихся происходит особенно эффективно в ходе их деятельности в научном обществе, так как разнохарактерность этой работы позволяет развивать интеллектуальные  и творческие способности детей,  формировать аналитическое и образное мышление, применять полученные теоретические знания на практике.

           Деятельность  НОУ в этом направлении  осуществляется на  основе составляющих  экологической культуры: экологических знаний, экологического сознания, экологической деятельности.  Все эти элементы находят отражение в работе школьного научного общества «Эврика», которое действует с 2010 года и является добровольным творческим формированием учащихся, стремящихся  совершенствовать свои знания, развивать свой  интеллект, приобретать умения и навыки научно – исследовательской, опытнической, природоохранной и просветительской  деятельности под руководством педагогов и других специалистов.  Целью НОУ является - создание условий для выявления и развития способностей одаренных детей в  определенной области науки.    Школьное научное общество включает в себя ряд секций:   «Лингвистическая», «Гуманитарная», «Первые шаги в науку», «Физико-математическая», «Естественнонаучная», «Общегносеологическая».

           Важнейшей целью деятельности научного общества сегодня является формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитание бережного  отношения к природе, к окружающим людям¸ к собственному здоровью, формирование поля компетенции каждого ребёнка, позволяющего быть успешным, помочь самоопределению каждого ребёнка.

             Приоритетными формами работы с учащимися являются те, которые позволяют развивать  умение самостоятельно приобретать знания, формировать  экологическую культуру. Члены НОУ совместно с руководителями секций, ведут большую экологическую деятельность:  разрабатывают  проекты, проводят исследования, участвуют  в олимпиадах,  научно-практических конференциях, конкурсах рисунков, фотографий, стихотворений, выступают  с докладами, сообщениями, проводят  викторины, экологические игры., акции:  «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и многое другое.

           Учащимися 8 класса был разработан проект «Экологический след», который позволил соединить в себе поиск новой информации, проведение эксперимента, социологических опросов, практических мероприятий и  презентацию своей работы не только на уровне школы, района, но и области.

            Актуальность данного проекта в экономической и экологической выгоде: реальном снижении энергопотребления в каждой семье и в гимназии, уменьшении  отрицательного воздействия на окружающую среду, снижении своего экологического следа.

             На подготовительном этапе были сформированы экокоманды, распределены  обязанности между участниками. Учащиеся собирали  информацию по теме «Экологический след», изучали  мировой опыт по решению проблемы энергетического и экологического кризисов, обсуждали  тему на классных часах и во время работы экологических команд.

            На этапе исследований участники проекта определяли  экологический след как собственный,  так  и своих родителей, сверстников, учителей. Был проведён домашний аудит: «Отходы», «Вода», «Электроэнергия», «Тепловая энергия», обсуждались  способы экономии энергетических ресурсов в семье и гимназии.

               На этапе практической деятельности осуществлялся  мониторинговый  контроль расходования энергии, воды, природных ресурсов и вторичного сырья (раздельно собранных бытовых отходов). Ребята разработали  и опубликовали информационные материалы, листовки, буклеты. Распространяли  печатную продукцию среди населения. Также ими были изготовлены и оформлены информационные стенды в гимназии.

             В рамках  работы над проектом его участники проводили  акции и мероприятия, способствующие экономии энергоресурсов и уменьшению личного экологического следа:

    • акции «Нажми на мусор»,
    • на уроках технологии делали  поделки из вторсырья, участвовали   в районном  конкурсе поделок из отходов,  
    • реализация проекта «Дадим отходам второй шанс»,
    • составление  и распространение  памяток по теме,
    • конкурсы рисунков «Береги Землю - береги жизнь», «Уменьшай свой экологический след»,        «Планета без мусора»,
    • выступления на классных часах,
    • участие   в экологическом движении «Шолоховский родник», посадке лесонасаждений и многое другое.  

           Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде. Участие  в экологических мероприятиях и акциях, направленных на защиту окружающей среды, способствует воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников, активизации практической деятельности школьников экологической направленности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цель. 1.Воспитание у подрастающего поколения экологического мировоззрения и экологической культуры

    Формирование экологического мышления и экологической культуры обучающихся, ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природы в сочетании с любовью...

    Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся

    "Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,  заботится об улучшении окружающей среды,не допуская её разр...

    «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

    В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

    статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

    ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.

    Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

    Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

    Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

    Формирование экологической культуры в физическом воспитании школьников.Эколого-туристическая игра по станциям для начальных классов « По тропе туриста»

    Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне о...